![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Холодинамика разума может систематически применяться для решения любой проблемы человеческого опыта.
Как видите, холодинамика в базовых своих постулатах претендует на совсем-совсем немногое — объяснить принципы устройства Вселенной. Однако оставим детальное и пространное обсуждение этих принципов для другой книги. А в этой обратимся к другому аспекту проблемы, вскрытой универсалистами: к холонам и уровням бытия. Надеюсь, вы обратили внимание на то, что по В. Вульфу живые мыслеформы, именуемые холодайнами, обитают во Вселенной, будучи как бы и не особенно привязанными к такому их носителю, как человек. И, в принципе, проявляя себя не только в нашем трехмерном мире, но и во всех измерениях Универсума!
То есть, в случае с холодайнами, речь по сути идет о группировках сознания, «населяющих» различные уровни бытия и способных проявлять себя в различных реальностях. Лучше всего это выразил Ф. Фанч в своей концепции холонов и холархий /19/. Согласно данному автору, в мире существует невероятно широкий диапазон единиц (группировок) сознания, в котором любое целое приобретает большую жизнь, чем просто сумма частей. Это, кстати, следует из основного постулата теории систем. Того самого, согласно которому любая система больше, чем простая сумма ее частей. И свойства системы не сводимы и далеко не всегда выводимы из свойств составляющих ее частей. Так, например, вы сами представляете из себя нечто большее, чем просто совокупность Единиц Сознания. Соответственно можно представить себе иерархию (холархию), в которой...каждая последующая сфера представляет собой все большее и большее сознательное целое, вплоть до сферы «всего - что есть», которая по сути, является бесконечным сознанием как целым /19/ (см. рис. 1). Как вы, наверное, поняли, именно подобные универсальные воззрения и стали базисными для упоминаемого мною в начале этой книги сущностного подхода к нейротрансформингу реальности. Однако случилось это позднее, а, в чисто историческом ключе, пока одни воспаряли в теоретических (холодинамических!) эмпириях, другие пытались (кстати, вслед за В. Вульфом, холодинамика которого оказалась весьма психотерапевтической наукой) сделать нечто весьма практическое. Что, во-первых, вполне даже получилось у Ф.Перлза, рассматривающего в своей гештальт-терапии взаимодействие различных частей личности /15/. Но, во-вторых — лучше и ярче — у Дж. Гриндера и Р. Бэндлера. Отцов-основателей одной из самых мощных систем прикладной психологии — так называемого Нейролингвистического программирования, которые обнародовали базовую для НЛП процедуру работы с нашими многочисленными частями — шестишаговый рефрейминг /4/. А заодно, основываясь на идеях Ф. Перлза, создали четко алгоритмизированную процедуру слияния этих самых частей, но как бы конфликтующих, а заодно и разработали психотехнологию быстрого их (опять-таки частей) создания. Ну, а далее К. и Т. Андреасы сгенерировали еще одну крайне интересную методу — сущностной трансформации частей /1/. Почти параллельно (но все же с небольшим опозданием) наши русские психотерапевты, не всегда обремененные знанием западных теорий и практик, пошли своим, самобытным, путем. В частности, отечественный психолог Н. Линде создал удивительно интересную систему работы с, по сути, частями в их внешней проекции — эмоционально-образную терапию /13/. А опять-таки отечественный, но уже врач А. Ермошин разработал свой, ну очень любопытный, вариант работы с чем-то даже и меньшим, чем части (субчастями): соматопсихотерапию /11/, позднее переименованную в психокатализ /11/. И наступил «прекрасный новый мир» (О. Хаксли), в котором холодинами-сты и холописты занимались всяческими холодайнами и холонами, психосинтетики — субличностями, гештальти-сты и энелперы — частями, последователи Н. Линде — эмоционально-образной терапией, а соратники А. Ермо-шина — соматопсихотерапией и психокатализом (я перечислил только пять направлений, хотя на самом деле их было и есть гораздо больше). Ну, а потом появился я — в общем-то, в первую очередь практик психотерапии. Который, постоянно работая с блудящими частями своих клиентов, понял и уяснил всего-навсего два момента. Первое. Если самые различные авторы и в самых разных системах, не только психотерапии, но еще и прикладной психологии, а также философии, в итоге приходят практически к одному и тому же, пусть и по-разному «обзываемому», феномену Самостоятельных Единиц Сознания, то это значит только одно. Психотерапия и психология СЕС должна быть выделена в качестве совершенно самостоятельной области. Ибо, по всем формальным признаками, мы здесь имеем «различия, порождающие различия» (Г. Бэйсон). Совершенно самостоятельный объект — иерархически организованную совокупность Самостоятельных Единиц Сознания. Предмет — законы, закономерности, условия и обстоятельства их функционирования. Методы — весьма разветвленную их систему: от четко специализированных в рамках психокатализа (см. далее) до, наоборот, излишне широко универсализированных в русле холодина-мики. И, наконец, цель (с которой, вообще-то, и надо было начинать) — оптимизацию индивидуального и группового функционирования системы СЕС человека. Такая вот получилась «ириска». Съедобная. И, более того, довольно-таки вкусная. И второе. Однако никакого такого «новгородского вече» Самостоятельных Единиц Сознания с постоянной борьбой за власть, о которой так увлеченно писали мои коллеги (см., напр., 161) на самом деле нет, да и быть не должно. Потому что в плане организации наш организм (в единстве «сомы» и «психэ») устроен иерархически. И хотя эта иерархия — ее сложность и эффективность — конечно же, заметно отличается у бомжа и академика, именно соподчиненность и взаимодействие в иерархически организованной системе и обеспечивает возможность нормального функционирования «двуногому существу без перьев», как саркастически говаривал Аристотель (на что, как известно, его друг и оппонент Платон ответствовал демонстрацией ощипанной курицы...). Здесь естественно встал вопрос о структуре этой самоиерархии. И после долгих (впрочем, не очень) исследований, и куда более коротких раздумий (я привык доверять выводам Бессознательного) обнаружилось следующее (и как интересно обнаружилось!). Во время работы с СЕС с использованием внешней проекции (это когда ее образ высаживают на стул или просто помещают где-то в пространстве) четко выделились пять типов проекций. Высокообобщенный (довольно-таки абстрактный) образ себя. Образ себя же, но, так сказать, контекстный. Нечто человекообразное, но не имеющее отношения к самому себе (на него не похожее). Нечто весьма даже живое, но не человекообразное. И, наконец, что-то вещественное, но не очень-то живое, а, скорее, материально-энергетическое. В результате я принял — вначале как удобную модель для работы — что в первом случае мы — скорее всего имеем дело с некоторым организующим центром психики человека (иначе называемым «Первым Я»), способ работы с которым прекрасно описан в 191. Я, конечно же, тоже его опишу, но в следующей книге). Во втором — с представи- телями системы его идентичностей: как человека, мужчины, специалиста и т. п. (хорошим подспорьем для анализа этой системы является тест «Кто я?», где первые 7 + 2 ответа как раз и описывают эту систему). В третьем — с конкретными «репрезентантами» опять-таки системы, но уже субличностей человека (тех самых Рубахи-парня, Застенчивого Недоноска и иже с ними, которых так любят описывать в психосинтезе). В четвертых — с конкретными частями, что-то непосредственно делающими для человека (любимая вотчина НЛП). Ну, а в-пятых — с его же, но субчастями: многочисленными отдельными ощущениями (приятными или не очень), сопровождающими это делание (а это уже территория психокатализа). При этом Первое «Я» человека выявляется с большим трудом, как некоторое осознание/ощущение «Я как целостность». Идентичности — посредством вопросов «Кто я?» (например, мужчина). Субличности — «Какой я?» (например, как Мужчина я могу быть Трусливым Мужичком и еще много кем). Части — «Что я делаю?» (например, будучи Мужчиной, но Трусливым Мужичком, я бегу прочь от любой ситуации конфронтации). Ну, а субчасти — «Что я чувствую» (например, в идентичности Мужчины субличности Трусливого Мужичка, который бежит сломя голову от ситуации конфронтации, я ощущаю леденящий ужас внизу живота). Однако сложности здесь связаны с тем, что, во-первых, в соответствии со знаменитым числом Миллера (7 ± 2), которое, похоже, является архетипичным для психики человека, одна личность может иметь 7 (семь) базовых идентичностей, 49 (сорок девять) субличностей, 343 (триста сорок три) части и 2401 (две тысячи четыреста одну) субчасти. Во-вторых, точкой сборки проблемы может быть любое звено иерархии, но вот только относящееся к так называемым ЛПРам (лицам, принимающим решение). И остается только радостно изумляться способности нашей психики к самоорганизации. И ревностно бороться с ее (самореализации) нарушениями, когда, например, осатане-вшая субчасть забирает себе все бразды правления и, извините, просто плюет на вышестоящих частей, сублич-иостей, идентичностей и даже Первое Я. Рис.2 В вышеприведенном рисунке я попытался — весьма редуцированно — представить иерархию, каковая управляет нами на тернистом пути нашей жизнедеятельности. Однако как психолог я не мог обойти вопрос о том, какое такое-чисто психологическое понятие (или хотя бы модель) может быть использовано для, так сказать, психолого-теоретической репрезентации субъектов иерархии СЕС (идентичностей субличностей, частей и субчастей — Первое «Я» я здесь уже не затрагивал). И довольно легко отыскал ответ, т. к. как когда-то давно (боже, как же это было давно!) я как выпускник кафедры социальной психологии психологического факультета Московского Государственного университета четко усвоил, что личность как субъекта общественных отношений создает система ее ролей. А роль — это место человека в системе этих отно- шений, определенная связанная с этим местом функция; и, наконец, нормативно одобряемый (если одобряемый) образец поведения, который в идеале требуется от каждого, кто исполняет эту роль. При этом в социальной психологии подчеркивается, что человек одновременно может выполнять множество ролей, а сами они образуют своеобразные иерархии, заметно отличающиеся друг от друга по сути и содержанию (например, межличностные и социальные, деловые и внутригрупповые). И тогда получилось, что любая СЕС суть внутренний субъект определенной роли человека, и вышеприведенную иерархию можно выразить и так Рис.3 Есть тут, правда, один любопытный аспект, связанный с тем, что человек представляет собой не только социальный, но и биологический объект (организм). Однако и здесь нет никаких противоречий вышеописанному, и, более того, подобный подход позволяет легко объяснить, почему именно психотерапия СЕС стала основой психосоматических исцелений в, например, Нейролингвистической психотерапии (NLPt). Просто иерархия СЕС в этом случае выглядит так Рис.4
А сейчас последнее из общей теории СЕС. Нечто, что позволит далее перейти к практике. В Восточной версии нейропрограммирования чрезвычайным почетом пользуется так называемая «Русская матрешка-SK». Весьма универсальная модель (по особо научному — паттерн) анализа любой области или деятельности. Выглядит эта «великая» модель так: Для целей нашей книги будет вполне достаточно информации о том, что эта самая любая деятельность, во-первых, включает некую мета-цель (то, ради чего она затевается). Во-вторых, она основывается на некоторых принципах — по сути, базовых положениях, без которых невозможно ни начать, ни двигаться (подобно тому как — для науки — «молекулы состоят из атомов» или «любой организм есть системно организованная совокупность клеток»). В-третьих, она находит свое выражение в неких целевых отношениях: гласных (как даже негласных) соглашениях о цели и процессах этой самой деятельности. В-четвертых, обязательно включает раппорт со своим, так сказать, предметом (именно раппорт, т.к. просто контакт может запросто закончиться взаимным разрушением). В-пятых, там безусловно присутствует некоторая информация (в т. ч. в виде обратной связи, по поводу того, куда мы зашли и как вообще дошли до такого). В-шестых, деятельность эта осуществляется посредством неких техник — конкретных способов осуществления отдельных действий. А в седьмых, из всей этой совокупности действий мы используем не все наличествующие, но только лишь те, что соответствуют нашим предпочтениям (что нравится) и навыкам (что умеем). Попробуем как бы приложить «Русскую матрешку» к психокоррекции Самостоятельных Единиц Сознания. Тогда получится, что мета-целью данной работы является, в конечном счете, возвращение человеку утраченной целостности (нехилая задачка, подробности которой вы узнаете далее). Принципами (пресуппозициями) выступают следующие семь: 1. СЕС проявляются в виде реакции на окружение, состояниях, способах поведения и действий, убежде- ниях, а также в образах Я. 2. СЕС ощущаются, видятся, слышатся и даже «ду-маются» (в НЛП это «обзывается» VAKD). 3. СЕС должны существовать всегда (в рамках своего жизненного цикла) и не могут быть уничтожены, а только лишь преобразованы (трансформированы). 4. СЕС разумны и вполне способны к сознательной с ними коммуникации. 5. СЕС создают цель, проблему или психотравму. 6. СЕС всегда исходят из позитивного намерения, которое, тем не менее, может реализовываться весьма негативным способом и образом. 7. СЕС позитивно настроены и охотно меняют свой способ реализации намерения на более адекватный и экологичный. Отношения цели предполагают в работе с Самостоятельными Единицами Сознания решение пяти основных задач: 1. Трансформации реализующей негативной способ действий СЕС. 2. Создание новой Самостоятельной Единицы Сознания. 3. Объединение (интеграция) конфликтующих между собой СЕС 4. Восстановление с отторгнутой или доселе отторгаемой Самостоятельной Единицей Сознания. 5. Возвращение утраченных СЕС. Раппорт с Самостоятельной Единицей Сознания оказывается возможным только в случае их полного при- знания, обязательно включающего извинение за обвинения в ее адрес и благодарность за реализацию некоего позитивного намерения. Однако, помимо этого, в некоторых случаях тяжелых соматозов весьма полезным оказывается также и создание Зоны Обладания (см. далее). Информация в контексте работы с Самостоятельными Единицами Сознания сводится к решению двух задач: — презентации СЕС и — организации диалога с ней. Презентация Самостоятельной Единицы Сознания может быть осуществлена в основном за счет — ощущения СЕС и — ее визуальной проекции:
— внутренней (например, в теле) и — внешней (прямо перед тобой на ступе или в кресле). Диалог с Самостоятельной Единицей Сознания осуществляется посредством: — изменения характеристик ощущения или образцов, — пальцевого сигналинга, — чисто вербально (т е. словесно) и — языком символов. Ну, а что касается техник, то здесь в полном соответствии с целевыми отношениями все используемые в работе с Самостоятельными Единицами Сознания психотехнологии подразделяются на техники: — трансформации СЕС, — создания новой Самостоятельной Единицы Сознания, — интеграции конфликтующих СЕС, — воссоединения с отторгаемой Самостоятельной Единицей Сознания, — возвращения утраченных СЕС. Ну и как вам это все? Что «охренели по полной?» Как изволил выразиться один из моих студентов после первого дня тренинга «Психокоррекция СЕС». Да не переживайте вы так — чуть дальше все это будет объяснено предельно просто. Так что все, что вам нужно — так это просто перевернуть страницу и начать читать дальше.
|