![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Звук с и тренаж дыхательного аппарата
Процесс нормализации произношения усложняется тем, что в работе речевого аппарата наряду с произвольно управляемыми органам! принимают участие многие мышечные группы, не поддающиеся сознательному воздействию. Всевозможные движения при одновременном произнесении звука " с" создают чрезвычайно положительное воздействие на работу дыхательного аппарата, на всю его дыхательную мускулатуру. Дыхательная мускулатура, произвольно управляемая и не управляемая, начинает функционировать в комплексе, и благодаря этому создаются наилучшие условия для произнесения согласного " с". Изменяя условия выполнения упражнения, добиваемся: а) различной интенсивности звука, а следовательно, и различной скорости выхода - сильный или слабый удар по мячу, маленький или большой камень, бросаемый из-за головы: б) различной длительности произнесения звука - лассо бросается дальше или ближе, и т.д. Научившись менять интенсивность звука и длительность его произнесения в упражнениях с физическими действиями, мы сможем использовать приобретенные навыки управления дыхательным аппаратом в речевых упражнениях, а затем и в живой речи. Тренаж слухового внимания при дефектном " с" Тренировать слухо-речевое внимание, воспитывать способность различать всевозможные звуковые признаки очень полезно на групповых занятиях. Можно порекомендовать следующие упражнения: 1). Звук " с" - это летящий к партнеру " мяч". Один студент - пасущий, все остальные являются одновременно судьями и игроками (любому из них может быть дан " пас"). Если " с" произнесено неверно, то все судьи, замечающие это, дают сигнал - " штрафной свисток судьи": студентами произносится два коротких звука " с". Студенты, не слышащие нарушения звука и не дающие штрафного свистка, наблюдая коллективный протест против произнесенного звука, быстрее ощущают, что их слуховое восприятие необходимо активно воспитывать. 2) " Игра в волейбол" может быть организована несколько иначе: правильность звука оценивает тот студент, которому дается " пас". Если звук произносится верно, то " пас" принимается и " мяч" передается следующему учащемуся. Если же " с" дефектное, то штрафной свисток должен дать студент, которому бал адресован " мяч". Может случится, что принимающий " мяч" не слышит искажения звука, принимает его и передает другому. Тогда " штрафной свисток" должна дать вся группа. Данный вариант упражнения повышает персональное чувство ответственности и за произнесение звука, и за оценку его качества (при " принятии паса"). Это упражнение полезно и для) тренажа слухового внимания, и для воспитания речедвигателъных навыков. " Человек не только пассивно воспринимает ухом звуки речи, но еще... активно их совоспроизводит, хотя и в очень уменьшенном масштабе". (В.П.Морозов. " Тайны вокальной речи') Хорошее произнесение звука, таким образрм, способствует улучшению звучания этого согласного у других студентов. На дефектное же произнесение вырабатывается, благодаря " штрафным свисткам", отрицательная, тормозящая реакция. Упражнение 15. Для тренажа слухового восприятия и речевых навыков полезно, меняя положение органов артикуляции, " выискивать" различные варианты звучания согласного " с". Созданные вами дефектные " с" необходимо сопоставлять с правильным произнесением этого звука. В каждом случае следует обязательно разобраться, в результате каких мышечных движений возникло искажение согласного. Выискивая разнообразные варианты звука " с", мы тренируем и слуховой, и произносительный аппарат. Одновременно мы вырабатываем навыки сознательного управления артикуляционными мышцами. Со временем студент сам начинает слышать различные оттенки интересующего его звука. В этот период нередко учащийся жалуется преподавателю на то, что в результате работы над дефектным звуком он стал хуже произносить этот звук, чем раньше. В таких случаях студенту объясняется, что в процессе работы над дефектным звуком у него постепенно воспитывается слух, затем наступает момент, когда он слышит несовершенство своего произнесения. В действительности " больной" звук у него улучшился. Преподаватель это слышит. Но недовольство студента справедливо. Оно вызвано тем, что студент начал сравнивать свою еще несовершенную речь с правильной речью товарищей. Воспитание слуха носит наиболее длительный и сложный характер при наличии " тупого" " с". При свистящих и шипящих " с" притупленность слухового восприятия значительно меньше, студенты этот дефект начинают улавливать довольно быстро. В трудных случаях, когда у студента пассивность артикулярных мышц дополнялась и органическим дефектом (слишком выдвинута вперед верхняя или нижняя челюсть, большой язык и другие), при двух в неделю встречах с преподавателем в результате тренажа речевого и слухового аппаратов студенты стали слышать дефектность своего произнесения через пять-шесть месяцев. Разумеется, во время занятий с педагогом только часть времени уделялась работе по исправлению недостатков речи. Чистый звук в изолированном виде стал у этих студентов получаться в конце второго семестра. Довольно удачные -попытки включения исправленного звука в речь стали появляться в начале третьего семестра, после летнего перерыва. Во время летних каникул студенты продолжали заниматься самостоятельно. Звуку " с" нами уделено так много внимания в связи с тем, что: 1) Искажение этого звука в самых различных вариантах чрезвычайно распространено. 2) В русской речи звуки " с", " з" встречаются чаще многих других звуков. Со звука " с" и " з" или со звукового сочетания, в которые входят звуки " с" и " з" (" зн", " зд" " св", " ск", " сп", " ст", " фс"), начинается 16, 7% русских слов: почти каждое шестое слово имеет в своем начале этот звук. Только 0, 8% слов начинается со звука " ж", 0, 3% - со звука " Ц". 1, 3% - со звука " ч", 1, 1% со звука " ш", 0, 3% - со звука " щ". Взятые все вместе звуки " ж", " ц", " ч", " ш, щ стоят в начале лишь в 3, 6% слов, т.е. примерно каждое двадцать восьмое слово начинается с одного из этих звуков, 8, 1% слов имеет звук " с" или звукосочетания " ев", " зм", знь, " ск", " ст", " сть", в конце и только 4, 4% приходится на вместе взятые конечные звуки " ц", " ч", " ш", " щ". Даже просто вслушиваясь в устную речь, можно почувствовать, насколько часто звук " с" встречается в речевом потоке. Поэтому дефектное " с" вызывает чрезвычайное загрязнение и искажение речи. 3) Звук " с" относится к наиболее длительным звукам нашей речи, поэтому его несовершенность особенно заметна и " режет" слух. Длительнее звука " с" только согласный " ф" и мягкое " ш". 4) Воспитание этого звука, требующего тонкой и сложной работы речевого аппарата, облегчает устранение.других речевых дефектов. Аппарат оказывается уже хорошо подготовленным, способным ощущать и осуществлять мельчайшие речедвижения. РАБОТА НАД ПРОИЗНЕСЕНИЕМ ИЗОЛИРОВАННЫХ ЗВУКОВ «Ш» и " Ж" При правильном произнесении этих согласных органы артикуляции работают следующим образом: Губы раскрыты, верхние и нижние зубы почти целиком обнажены. Губы не лежат на зубах, они слегка выпячены. Форма их напоминает небольшой квадрат с закругленными углами. Губы мягкие, не напряженные. Челюсти не сомкнуты, расстояние между верхними и нижними резцами - 1-1, 5 мм. Кончик языка широкий, округленный. Он приподнят в верхним альвеолам и располагается перед ними. В том месте, где альвеолы переходят в твердое небо, кончик языка образует с твердым нёбом сужение, но не касается нёба. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним боковым зубам. Задняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу и возникает второе сужение. Между загнутым вверх кончиком языка и приподнятой задней частью спинки языка создается небольшое углубление округлой формы. Во время прохождения воздушной струи через эти два сужения образуется определенный шум, квалифицируемый нами как звук " ш". При произнесении звука " ж" язык несколько расслабляется. Менее интенсивна выдыхаемая звукообразующая струя. Голосовые связки издают звук. Кончик языка приподнимается несколько выше, чем при произнесении согласного " ш". Под воздействием выходящей звучащей струи кончик языка слегка вибрирует. Искажение согласных " ш" и " ж" наиболее часто обусловлено следующими причинами: I. Смягченные " ш" и " ж". дефект этот обусловлен речевой небрежностью учащихся. За последние годы он получает все более широкое распространение. При этом речевом недостатке кончик языка недостаточно загнут вверх. В результате звуки " ш" и " ж" становятся мягкими, в то время как в русском языке по законам орфоэпии они звучат смягченно крайне редко. Отсутствие необходимого загиба кончика языка может привести к тому, что согласные " ш" и " ж" становятся похожими по звучанию на " с" и " з". (Последнее происходит в том случае, когда кончик языка оказывается не у твердого нё'ба, а почти у передних верхних зубов! 2. Углубленные " ш" и " ж". При этом дефекте кончик языка обычно удален от верхних альвеол несколько больше, чем это нужно для верного произнесения. Округлая впадина, возникающая между поднятым кончиком языка и приподнявшейся задней частью спинки языка, слишком глубока. В этом случае звук резонирует наиболее интенсивно в нижней части ротовой полости, под языком, между основанием уздечки и нижними передними зубами. Звуки " ш" и " ж" как бы " провисают" вниз по сравнению с правильно произнесенным согласным. 3.Расширенные " ш" и " ж" Углубление, образуемое языком, шире, чем необходимо для нормального " ш". При верном произнесении звука " ш" струя воздуха довольно узкая, она не шире двух центральных верхних резцов. При рассматриваемом " ш" выдыхаемая струя идет не по средней продольной лиши языка, а распространяется значительно шире, приближаясь к боковым зубам. Произносимый звук в результате излишнего расширения звучащей струи искажается. 4. Губно-зубные " ш" и " ж". Звук " ш" образуется перед зубами в результате образования щелевого сужения между нижней губой и верхними резцами. Звучание согласного значительно видоизменяется, он напоминает одновременное произнесение звуков " ш" и " ф". Работа по воспитанию правильного произнесения шипящих звуков идет в той же последовательности, что и ш освоению верного звучания свистящих " с" и " з": всестороннее развитие речевого слуха; артикуляционная гимнастика; освоение артикуляционной установки без произнесения звука; изолированное произнесение звука (желательно механическое произнесение без ассоциации его со звуком речи). Пристальное внимание должно быть обращено на тренаж языка и губ.
|