Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура раздела
Независимо от разрабатываемой тематики дипломного проекта по направлениям состав и содержание экономического раздела дипломного проекта указанного типа согласуется с руководителем. Состав данного подраздела содержит унифицированный перечень вопросов: 1. Постановка экономической проблемы. 2. Выбор потенциально возможных вариантов для сравнения. 3. Стоимостная оценка затрат. 4. Стоимостная оценка результатов. 5. Выбор методики для сравнения вариантов. 6. Расчет экономической и других видов эффективности.
Особенности формирования вариантов для сравнения Рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы задач по оценке эффективности организации. Во-первых, заказчика могут интересовать некоторые отдельные компоненты эффективности, при которых остальные стороны деятельности организации опускаются. К таким задачам относятся следующие: - оценка экономической деятельности организации на основе соотношения затрат и результатов ее деятельности; - оценка эффективности организации в зависимости от достижения ее целей, т.е. оценка степени близости полученных результатов по отношению к официальным целям организации; - оценка эффективности использования организацией возможностей внешней среды (при такой постановке задачи наибольшее внимание уделяется прежде всего анализу внешних факторов-условий); - оценка эффективности организации в удовлетворении запросов различных групп потребителей и др. Заказчик может быть заинтересован также в решении иного типа задач, которые предполагают рассмотрение большинства компонентов, составляющих категорию эффективности в рамках системной концепции. К числу подобных задач можно отнести следующие: - оценка «абсолютной» эффективности деятельности организации. Решение такой задачи требует целостного анализа функционирования организации и использования большого количества параметров и показателей эффективности; - сравнительный анализ эффективности деятельности нескольких организаций, при котором возникает необходимость оценки отдельных сторон деятельности организаций, имеющих существенные различия; - прогнозная оценка эффективности деятельности организации, что требует применения прогнозных методов и процедур. Выделяются параметры и показатели эффективности, которые со временем претерпевают существенные изменения; - ретроспективная оценка изменения эффективности в организации по отношению к определенному моменту времени и т.д. Кроме того, существуют задачи, которые требуют оценки эффективности отдельных изменений в рамках организации, в частности: - выработка эффективных управленческих воздействий (решений). Для решения этой задачи требуется выявление и оценка управляющих факторов, использование которых окажет необходимое воздействие на определенные параметры и показатели эффективности. Таким образом, в данном случае требуется определить управляющие и управляемые параметры эффективности, степень их значимости и т.п.; - обоснование необходимости (целесообразности) или порядка решения тех или иных проблем в организации. Такая задача возникает, например, в процессе нововведения или при ранжировании проблем по степени их актуальности. При этом, как правило, требуется определить узкий круг параметров эффективности, на которые может оказывать существенное влияние решение данной проблемы; - определение наиболее эффективной организационной структуры осуществления исследований и разработок в рамках данной организации. При этом степень операционализации показателей может быть существенно повышена, а их число ограничено в соответствии с характером решаемой задачи. В развитие ранее сконструированных показателей эффективности назовем в качестве примеров более детальные показатели: 1- Способность организации «осознавать» внешние и внутренние потребности в её функционировании и при формировании целей оценивать важность предъявляемых к ней требований путем их соотнесения с нормативной системой общественных ценностей; степень близости оперативных целей организации её декларированным целям и т.п. 2. Степень достижения оперативных целей организации; уровень ценности полученных результатов (в том числе отклонившихся от целей) с точки зрения нормативной системы общественных ценностей и т.д. 3. Величина экономического эффекта от внедрения результатов в народное хозяйство страны, темпы снижения себестоимости продукции. 4. Степень сбалансированности состава функций и целей организации; степень соответствия численности и состава персонала объёму и сложности работ (целям и задачам организации); степень внутренней сбалансированности распределения прав и ответственности среди персонала; степень сбалансированности функций - стратегических, координационных и оперативного управления; качество процессов коммуникаций, истоков информации и документооборота между участниками. 5. Способность организации заинтересовать в сотрудничестве внешние организации-соисполнители, обладающие возможностями финансирования, а также оказания организационной, политической и моральной поддержки; получать и использовать своевременную информацию об опыте аналогичных исследований и проводимых работ; учитывать неопределенность и риск. Подобный перечень показателей при проведении эмпирических исследований должен быть адаптирован к особенностям конкретной организации. При этом степень операционализации показателей может быть существенно повышена, а их число ограничено в соответствии с характером решаемой задачи. Для сравнения было бы неверным считать показателем эффективности проектируемых управленческих решений лишь сокращение затрат. Результат проектирования управляющей системы, не производящей материальных ценностей, но в значительной степени способствующей этому процессу, может расцениваться через конечные результаты работы организаций. Для общей оценки качества управленческого решения могут использоваться различные критерии. Однако результирующая оценка эффекта должна содержать как экономический результат, так и другие виды результатов. С учетом направления дипломного проектирования студенту следует выбрать несколько вариантов для их последующего сравнения по основным критериям оценки эффективности. В табл. 1-3 отражены особенности формирования основных вариантов, критерии их оценки и виды эффектов. На основании данных таблиц определяется метод количественной оценки эффективности выбранного варианта. Для сравнения потенциально возможных вариантов необходимо соблюдать три основных принципа (рис. 1). В дипломном проекте невозможно осуществлять многовариантное проектирование, поэтому можно два или три варианта, один из которых является базовым. Первый принцип отражающий определенные требования к
Рис. 1. Принципы определения экономического эффекта для выбора лучшего варианта на уровне организации
Табл. 1-Основные варианты сравнения и критерии их оценки
потенциально возможным вариантам проектных решений, устанавливает жесткие рамки на соответствие социальным, экологическим стандартам, лучшим ТЭП и времени реализации, которые являются ограничениями. Табл. 2-Формирование вариантов для сравнения с учетом тематики дипломных проектов
Табл. 2-Продолжение
Табл.2-Окончание
Табл.3-Основные критерии оценки вариантов с учетом вида эффекта
Табл. 3-Продолжение
Табл. 3-Окончание
Оценка эффективности проекта методами соизмерения разновременных затрат, результатов и эффекта осуществляется путем приведения их (дисконтирования) к ценности в начальном периоде. Для приведения показателей используется норма дисконта Е (или коэффициент приведения ), равная приемлемой для инвестора норме доходов на капитал. Это является вторым принципом. Исключение сопутствующих результатов из расчетов может существенно исказить показатели эффективности анализируемых альтернативных (существующих) вариантов проектных решений ив итоге привести к отбору неэффективных решений. Набор сопутствующих результатов, связанных с проектным решением, разнообразен (табл. 4). Однако следует иметь в виду, что механизм их прямого денежного измерения и сопоставления с экономическими результатами при оценке эффективности и в общем виде отсутствует. Поэтому для их оценки рекомендуется привлечение различных методов, использование каждого из которых определяется конкретным характером задачи (табл. 4 и 5). Табл. 4-Виды основных и сопутствующих результатов от использования задачи
Табл. 5- Характеристика методов определения результатов
|