Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переходная экономика






Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду

2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов

3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством

4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)

5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

Типы экономических систем

Различные школы экономической мысли по-разному класси­фицировали социально-экономические системы. Сегодня веду­щими критериями являются форма собственности на средства производства и способ координации экономической деятельно­сти. Отношения собственности оказывают решающее влияние на устройство любой экономической системы. Экономическая система — совокупность всех социально-экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем орга­низационных форм собственности. Со времени появления чело­веческого общества существовали самые различные экономиче­ские системы. Однако их можно разделить на две группы: рыноч­ные (рыночная экономика свободной конкуренции, или чистый капитализм, и современная рыночная экономика, или смешан­ная экономика) и нерыночные экономические системы (тради­ционная экономика и административно-командная экономика). Рассмотрим их характерные черты.

В развивающихся странах действует традиционная экономиче­ская система, в ряде государств сохранились ее некоторые эле­менты. Очевидно, что со временем таких экономических систем становится все меньше. Традиционная экономика — первичный тип экономической системы, в которой экономическая деятель­ность не воспринимается в качестве основной. Ее основные черты:

• социально-экономические отношения в обществе опреде­ляются традициями и обычаями, освещенными временем. Они определяют, какие блага, как и для кого производить. Они же определяют способ производства;

• экономические роли индивидуумов определяются наслед­ственностью и кастовой принадлежностью. Социум разви­вающихся стран включает различные образования, как классовые, так и неклассовые общности (этнические, рели­гиозные, кастовые и др.);

• технический прогресс проникает в такую экономическую систему с трудом, так как несет угрозу устоявшимся тради­циям и обычаям общественного устройства;

• устойчивое превышение темпов роста населения над тем­пами промышленного производства. Средние показатели естественного прироста населения в развивающихся стра­нах составляют приблизительно 2 % в год, а в наименее развитых странах до 3 %, против 0, 7 % в развитых странах;

• многоукладность экономики, когда сосуществуют различ­ные формы производства — от патриархально-общинной и мелкотоварной до кооперативной и монополистической;

• активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство на­правляет средства на развитие экономики, оказание соци­альной поддержки беднейшим слоям населениям Значи­тельную роль в жизни общества играют силовые структуры, на которые расходуется средств больше, чем на здравоохра­нение. В таких странах мало врачей, но много солдат, соот­ношение часто достигает 1: 20.

Административно-командная экономика существовала в СССР, странах Восточной Европы. Командная экономика эффективна в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивно­го роста, т. е. возможности использования дополнительных ре­сурсов. Характерные черты административно-командной экономики:

• государственная собственность на экономические ресурсы. Экономические ресурсы являются общенародной или госу­дарственной собственностью и никому конкретно не при­надлежат;

• отсутствие конкуренции и, как следствие, монополизация экономики. Предприятия являются собственностью госу­дарства и осуществляют производство на основе государ­ственных планов. План предусматривает производство ко­личества продукции, достаточного для удовлетворения потребностей. В таких обстоятельствах складывается мо­нополизм производителя;

• коллективное принятие решений. Коллективизм принятия решений реализуется посредством централизованного эко­номического планирования, являющегося основой хозяй­ственного механизма. Оно охватывает все уровни этого ме­ханизма — от домашнего хозяйства до государственного;

• государственный аппарат руководит хозяйственной деятель­ностью с помощью преимущественно административных методов. Эти методы не связаны с созданием дополнитель­ного материального стимула и базируются на силе государ­ственной власти. Административные средства регулирова­ния подрывают материальную заинтересованность в эффективном производстве.

Экономическая система чистого капитализма (капитализм свободное конкуренции) сформировалась в XVIII в. и прекратила свое существование в большинстве стран в конце XIX в. Счита­ется, что эта экономическая система способствует эффективно­му использованию ресурсов, стабильности производства и заня­тости, экономическому росту. Основные черты чистого капита­лизма:

• частная собственность на средства производства. Она является доминирующей в структуре собственности. Матери­альные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов:

• рыночный механизм управления экономикой. Основным координирующим механизмом капиталистической эконо­мики служит рынок, или рыночная система ценообразова­ния. Система рынков и цен играет роль основной органи­зующей силы. Посредством рыночного механизма общест­во выносит решения, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию;

• личный интерес как стимул экономического развития. Ка­ждая экономическая единица стремится делать то, что вы­годнее ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм. Владельцы эконо­мических ресурсов в целях личного интереса стремятся по­лучить как можно более высокие цены при их продаже. Потребители, покупая товары или услуги, стремятся при­обрести их по самой низкой цене:

• свобода предпринимательства и свобода выбора. Владель­цы материальных ресурсов и денежного капитала, как про­изводитель, так и потребитель, могут использовать эти ре­сурсы по своему усмотрению. Запретных отраслей и сфер применения не существует;

• наличие множества самостоятельно действующих покупа­телей и продавцов каждого товара и услуги. Отдельные производители или потребители не имеют власти над рын­ком, так как экономическая власть широко рассеяна;

• ограниченная роль государства. Считается, что капитали­стическая экономика — саморегулирующаяся система, по­этому нет необходимости во вмешательстве правительства в функционирование такой экономики. Роль государства ограничивается защитой частной собственности и установ­лением правовой структуры, облегчающей функционирова­ние свободных рынков.

Современные экономические системы большинства стран представляют собой широкое разнообразие смешанных форм. О смешанной экономике можно говорить в случае соединения и переплетения различных форм хозяйства. Смешанная экономика предполагает взаимодействие рынка и государственного регули­рования. В некоторых странах в смешанной экономике сохраня­ются отдельные черты традиционного хозяйства. Экономические системы практически всех государств сегодня являются смешан­ными, хотя одни больше тяготеют к административно-команд­ным, а другие — к рыночным. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Становление опреде­ленной модели смешанной экономики определяется рядом фак­торов: менталитетом нации, ходом исторического развития, гео­политическим положением, уровнем развития и характером ма­териально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной эконо­мики:

• низкая доля государственной собственности и незначи­тельное прямое вмешательство государства в процесс про­изводства. Сегодня в государственный бюджет США посту­пает около 19 % национального продукта;

• всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики явля­ются поддержка свободы экономической деятельности, по­ощрение предпринимательской активности, защита конку­ренции, ограничение монополий;

• высокий уровень социальной дифференциации. Амери­канские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспе­ченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

• активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государст­венный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального про­дукта;

• защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего биз­неса;

• сильная система социального обеспечения. В Западной Ев­ропе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федераль­ных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии — даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения — эти расходы составляют в США 55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

• координация деятельности правительства и частного секто­ра. Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения националь­ных целей;

• особая роль государства в экономике. Япония — страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельно­сти. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

• особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставлен­ным обучением на рабочих местах, широким распростране­нием работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей чис­ленности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная — от ад­министративно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальней­шем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные чер­ты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

• на многообразие форм собственности. Особенностью рос­сийского менталитета, с одной стороны, является тяга к ин­дивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С дру­гой стороны — соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собст­венность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

• многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многооб­разие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и госу­дарственного предпринимательства;

• смешанный экономический механизм регулирования эко­номики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни обще­ства. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из сис­темного кризиса и обеспечение устойчивого экономиче­ского роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

• многообразие форм распределения национального про­дукта.

В основе системы распределения должны лежать два прин­ципиально различных, но во многом сходных механизма распре­деления. Один из них основан на рыночных методах, второй — на принципе распределения по труду. Распределительный меха­низм — это еще и система социальной зашиты, обеспечивающая гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость поло­жения человека. Иными словами, распределительный механизм должен сочетать в себе распределение по труду, собственности и через общественные фонды потребления.

Отличительные черты плановой и рыночной экономики

Планово-командная система. Суть этой системы состоит в том, что ответы на

главные вопросы экономики должны даваться на основе директивного

народнохозяйственного плана, разрабатываемого центральными органами управления

страной.

Директивный народнохозяйственный план - способ распределения

ограниченных ресурсов на основе государственных заданий,

обязательных для исполнения всеми предприятиями страны.

Сама идея планирования в экономике вполне разумна, но, как правило, до тех

пор, пока она реализуется в пределах предприятия, фирмы или фермы - там, где

план:

|1| составляется по заданию частного владельца, несущего полную материальную

ответственность (вплоть до разорения) за успех выполнения плана;

|2| реализуется в условиях гарантированной законом свободы выбора партнеров

по сделке и согласования с ними цены продажи;

|3| вся существенная экономическая информация может быть собрана и осмыслена

именно тем, кто принимает решения и отвечает за них;

|4| проверяется спросом покупателей, то есть именно их поведение в конечном

счете определяет насколько вообще разумен был этот план.

Планирование в масштабах страны бывает порой полезным в условиях военного

времени, когда рыночные механизмы не позволяют быстро сосредоточить все

ресурсы страны ради защиты от внешнего врага. Куда хуже получается с

использованием единых планов для всей страны в мирное время - особенно, если

государство превращает план не в рекомендацию для участников хозяйственной

жизни, а пытается добиться его неукоснительного исполнения, заставляя людей и

хозяйственные организации действовать строго в соответствии с плановыми

заданиями.

На протяжении всего ХХ века ученые и политики всего мира внимательно изучали

опыт планирования в социалистических странах: те успехи, которые оно, как

казалось поначалу, обеспечивало и те провалы, к которым оно привело в

конечном итоге. Эти исследования показали, что попытка добиться строгого

выполнения единого директивного плана для целой страны, как правило, ведет к

таким негативным последствиям как:

|1| запаздывание с принятием решений в сфере экономики. Ни один директор

фабрики или магазина в социалистической стране не волен самостоятельно

изменить структуры выпуска или продажи, либо их цены - даже, если видит, что

это необходимо. Однако такие решения вправе были принимать только высшие

органы управления экономикой: Государственный плановый комитет,

Государственный комитет по ценам, Государственный комитет по материально-

техническому снабжению, Министерство торговли и т. д. Естественно, что в

такой системе решения принимались всегда очень медленно;

|2| снижение личной заинтересованности людей в сфере экономики и

соответственно низкой продуктивности и качеству их труда. Это являлось

следствием того, что, во-первых, государство запретило частную собственность,

а значит, исчезла и частная инициатива. Во-вторых, жесткое государственное

регулирование заработной платы породило обстановку, когда особенно стараться

не имело смысла и более того - это осуждалось окружающими. Именно поэтому,

например, в СССР так не любили всякого рода изобретателей и рационализаторов

- их деятельность вела к росту производительности труда, и лично эти люди

поначалу начинали получать много больше остальных работников. Но государство

тут же корректировало нормы выработки, то есть повышало объем продукции,

который должен был изготовить каждый работник (а не только рационализатор). В

итоге зарплата вновь выравнивалась на прежнем уровне, но коллегам

рационализаторов теперь за те же деньги приходилось работать куда

интенсивнее, что вызывало у них ненависть к " этим выскочкам". Из-за этого,

например, выдающийся питерский изобретатель и рационализатор Михаил Алексеев

регулярно изгонялся с тех предприятий, где он пытался что-то внедрить для

повышения производительности труда. В конце концов ни одно предприятие города

просто не хотело брать его на работу и чтобы не остаться безработным, ему

пришлось из рабочего переквалифицироваться в социолога;

|3| ослабление восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу.

Государственные предприятия в командной экономике не заинтересованы в

использовании разработок ученых и конструкторов - ведь их продукции и так

гарантирован сбыт в соответствии с планами. Так зачем было тратить время,

усилия и нервы на освоение новых технологий и товаров?

|4| подавление свобод граждан и гибели демократии. Невысокая результативность

работы командной экономики порождает недовольство граждан низким уровнем

своей жизни. Чтобы это недовольство не выливалось в открытый протест граждан,

создается система запугивания населения и террора против тех, кого запугать

не удается. В СССР во времена правления Сталина это привело к отправке

миллионов невинных людей в сталинские концлагеря и массовым расстрелам

граждан по совершенно липовым обвинениям. Но тот же подход еще долго

сохранялся в командной системе СССР и после смерти Сталина. Например, в 1962

году в Новочеркасске стихийная демонстрация горожан, недовольных повышением

государственных розничных цен на мясомолочные продукты, была жестоко

расстреляна солдатами Советской Армии прямо на площади перед зданием горкома

КПСС - от разрывных пуль погибло более ста человек, включая детей.

Но никакой террор не способен заставить людей трудиться столь производительно

и изобретательно, как они делают это, работая на себя или получая

вознаграждение, сформированное в рыночным условиях. Именно в силу этих

особенностей и дефектов командной системы даже такая богатейшая природными и

людскими ресурсами страна как Россия к концу XX века пришла с уровнем жизни

граждан куда более низким, чем у соседних европейских и некоторых азиатских

стран (сравним, скажем, уровень жизни в России и в Финляндии - некогда бывшей

одной из самых нищих провинций царской империи). А ведь эти страны не

наделены были такими ресурсами, как СССР (в Японии, скажем, вообще нет

никаких полезных ископаемых). Но зато они прожили ХХ век в рамках иной

экономической системы - рыночной, то есть в условиях свободного

экономического выбора. И это оказалось лучше, чем владение природными

богатствами, но использование их в рамках командной системы.

В чем же порок идеи единого директивного плана, почему он не позволяет

находить ответы на главные экономические вопросы лучше, чем при рыночной

организации хозяйственной жизни?

Дело в том, что командная система вовсе не случайно начинается с уничтожения

частной собственности. Государство может командовать использованием

экономических ресурсов только в том случае, если закон не защищает право

частного собственника на самостоятельное распоряжение принадлежащими ему

ресурсами.

Но если никто ничем не владеет, если все ресурсы (факторы производства)

объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно

распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень

опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от

того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько

результат их труда действительно нужен обществу. Куда важнее становятся

другие критерии:

а) для предприятий - степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по

производству товаров. Именно за это директоров предприятий награждали

орденами и назначали министрами. И совсем неважно, что эти товары и в рамках

плановых заданий и у тем более - сверх их - могли быть совсем неинтересны для

покупателей, которые - будь у них свобода выбора - предпочли бы совсем иные

блага. Равным образом, никого не волновало, что на изготовление этих товаров

обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался слишком

дорог. Все равно покупатель, в конце концов, был вынужден приобретать этот

уродливый мебельный гарнитур или этот безумно тяжелый станок. У людей не было

альтернативы - другую мебель найти было просто невозможно. А предприятиям

приобретение, например, такого станка прямо предписывалось планом и на это

выделялись деньги;

б) для людей - характер взаимоотношений с начальством, которое распределяет

наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, туристские путевки за

границу и т. д.), или занятие должности, на которой тебя начинают пускать в

" закрытые распределители", где такие дефицитные блага можно купить свободно.

В результате в странах командной системы сложилась ситуация, когда:

1) даже самые простейшие из необходимых людям благ было невозможно свободно

купить, так как они были " дефицитом". Например, в 80-х годах в крупнейших

городах России привычным видом стали " парашютисты". Так прозвали жителей

маленьких городов и деревень, которые приезжали в большие города с большими

рюкзаками (похожими на ранцы с парашютами) за спиной, чтобы купить продукты

питания на несколько недель. Ведь в их населенных пунктах в продовольственных

магазинах просто ничего не было. Сходные последствия дефицита были

свойственны экономикам всех социалистических стран. Именно поэтому известный

венгерский экономист Янош Корнаи в своей книге под названием Дефицит писал:

Венграм и советским людям, китайцам и румынам, кубинцам и полякам в равной

мере известно, что, значит отстоять в очереди за мясом или обувью, а вместо

покупки услышать грубость от продавца, им приходится годами ожидать ордера на

квартиру, сталкиваться с остановками производства на предприятии из-за

отсутствия материалов или комплектующих изделий;

2) масса предприятий постоянно несли убытки, а многие из них были официально

отнесены к такой поразительной категории как " планово-убыточные предприятия".

При этом работники этих предприятий все равно регулярно получали заработную

плату и премии;

3) самой большой удачей для граждан и для предприятий было " достать" (по

блату или по благосклонности начальства) какой-то импортный товар или

оборудование. В России покупатели записывались в очередь за югославскими

женскими сапогами с вечера, а югославы, в свою очередь, давали взятки за то,

чтобы купить в магазинах своей страны обувь из Италии.

Именно поэтому в начале 90-х годов, когда СССР и страны Восточной Европы

стали подводить итоги десятилетий " планового развития", картина вырисовалась

крайне грустная.

Выяснилось, что подавляющее большинство производимой в этих странах продукции

не только низкого качества и устаревшей конструкции, но и производится с

непомерно высокими затратами. А потому она не пользуется спросом ни на

внутреннем, ни на мировом рынках. А те новейшие технологические процессы

(например, непрерывная разливка стали), которые были созданы учеными СССР и

могли улучшить ситуацию, десятилетиями не использовались, тогда, как в

государствах с рыночной экономикой их освоили очень быстро и в огромных

масштабах.

Особенно явно слабости планово-командной системы проявляются при решении

вопроса ДЛЯ КОГО производить блага, то есть при определении тех граждан,

которые вправе получить те или иные произведенные страной блага.

Начав с реализации идей утопистов об уравнительном распределении " в меру

разумных потребностей и трудового вклада", планово-командная экономика

пришла, в конце концов, к тому, что главными критериями распределения здесь

стали послушность системе власти и служебное положение. При этом наиболее

ценные блага получали в первую очередь разнообразные начальники (в России это

получило название " системы закрытых распределителей").

Подавляющая же часть населения должна была " выслуживать" дефицитные блага

годами послушного труда, независимо от того, насколько производителен и

реально полезен был этот труд. Например, для получения талона на право

покупки мебельного гарнитура надо было отработать без конфликтов с

начальством 5 лет, а талона на покупку легкового автомобиля или ордера на

бесплатную квартиру - 15-20 лет.

Поэтому, уверения идеологов социализма о том, что плановое ведение хозяйства

будет куда более рациональным, чем " стихия рынка" и обеспечит невиданный в

истории рост благосостояния граждан оказались абсолютно ложными. Страны с

планово-командной экономикой в ХХ веке полностью проиграли экономическое

соревнование странам с рыночной экономикой. Именно поэтому в конце 80-начале

90-х годов этого века почти все бывшие социалистические страны встали на путь

коренного преобразования своих экономических систем, воссоздавая частную

собственность и рыночные механизмы.

Рыночная система (капитализм). Как же решаются главные экономические

вопросы в условиях рыночного хозяйства?

Ответы на них даются с помощью одного-единственного механизма - цен,

формирующихся на рынках ресурсов и товаров (услуг). Именно цены подают

сигналы покупателю - что выгодно покупать, а производителю - что выгодно

изготавливать для продажи. Именно цены подсказывают производителю, какой

способ изготовления стоит избрать, а всем действующим лицам экономики, -

какую часть своих ресурсов потратить сегодня, а какую зарезервировать на

будущее.

Естественно, что цены могут играть роль таких универсальных сигналов лишь при

определенных условиях их формирования и в определенной экономической среде.

Подробное знакомство с этими условиями и экономической средой, в которой

формируются и действуют рыночные цены, ждет нас впереди.

Здесь же отметим, что решение главных проблем экономики с помощью рыночных

механизмов возможно потому, что поведение людей в сфере хозяйственной

деятельности обладает тремя особенностями:

|1| люди стремятся к выгоде (а как ее понимать - разговор особый);

|2| люди обычно действуют рационально, то есть ищут способы действий,

обеспечивающие им получение наибольшей выгоды;

|3| люди научились обмениваться благами ради увеличения своей выгоды.

Рынок создает наилучшие возможности для деятельности людей на основе такой

логики в силу самой его природы: получить здесь нужные тебе блага можно

только единственным способом - предложить в обмен нечто, желанное для других.

Иными словами, рынок заставляет каждого, будь он даже самым отъявленным

эгоистом, думать об интересах других: иначе его товар может оказаться

ненужным и вместо выгоды получатся одни убытки. При этом все - и продавцы, и

покупатели - каждый день ищут лучший вариант компромисса между своими

интересами.

К сожалению, рынок как механизм распределения ограниченных ресурсов при

производстве экономических благ тоже не безупречен - он вовсе не обеспечивает

идеального решения всех проблем. Метод работы рынка - метод проб и ошибок.

И все же механизм рынка допускает куда меньше ошибок, а исправляет допущенные

ошибки быстрее, чем самые мудрые эксперты по планированию. Причина проста -

рынок на полную мощность " включает" личные интересы каждого из его

участников, а эти интересы - рычаг более мощный, чем самые грозные

распоряжения центральных плановых органов.

Это вовсе не означает, что известные ныне механизмы рыночной организации

идеальны и в их работу общество в лице государства не должно вмешиваться

никогда и ни при каких условиях. Напротив - во всем мире постоянно идет поиск

способов совершенствования этих механизмов. И даже в тех страна мира, которым

посчастливилось избежать социалистических революций и последующих

экспериментов с планированием, рынок конца ХХ века сильно отличается от

способов хозяйствования начала века.

Во многих странах рыночные процессы активно контролируются государством,

стремящимся предотвратить всякого рода кризисы и потрясения. Через

государственные органы перераспределяется и немалая часть экономических

ресурсов.

И все же, как ни упорядочена, как ни регулируема государством экономическая

жизнь в развитых странах мира, ее основой остаются все те же три элемента:

частная собственность, частная инициатива и рыночное распределение

ограниченных ресурсов. Именно на рынках проверяется правильность

хозяйственных решений производителей товаров и их право на получение прибыли

как вознаграждения за свои усилия. Реальным же механизмом формирования такой

оценки является сопоставление затрат на производство товаров и рыночных цен,

по которым реально можно продать произведенные товары.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.04 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал