Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Микроэкономическое регулирование и его направления
Механизм микроэкономического регулирования представляет собой совокупность форм и методов, с помощью которых осуществляются организация и управление производством на предприятии (фирме).Он включает внутрихозяйственный механизм регулирования деятельности предприятия (фирм) и механизм их государственного регулирования. В условиях рыночной экономики внутрихозяйственное регулирование деятельности предприятий (фирм) выступает в виде менеджмента. Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством на предприятии (фирме). Цель менеджмента – достижение наивысшей эффективности деятельности предприятия (фирмы), повышение качества продукции при постоянном расширении и обновлении ее ассортимента, увеличения прибыли. Сущность менеджмента раскрывается в его функциях: 1. Постановка цели, представляющая собой выработку стратегических и текущих целей функционирования и развития производства. 2. Планирование, заключающееся в выработке направлений, путей и средств реализации целей деятельности предприятия (фирмы). При планировании используются следующие принципы: объективность, то есть учет имеющихся возможностей; системность, комплексность, предполагающие, что все показатели планирования должны быть взаимосвязаны; оптимальность, в соответствии с которой планирование должно быть ориентировано на наилучший результат хозяйственной деятельности данного предприятия (фирмы) для получения максимальной прибыли; единство интересов предприятия (фирмы), ее персонала и потребителей; сбалансированность, согласно которой конечные показатели хозяйственной деятельности должны быть увязаны с имеющимися на предприятии (фирме) материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами; обоснованность, предполагающая, что планирование должно осуществляться на основе точных расчетов. 3. Организация, представляющая собой деятельность управленческого персонала, направленную на рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов производства: работников, орудий и предметов труда. Основными принципами организации являются: разделение труда; власть; дисциплина; единство руководства; централизация; иерархия; подчинение частных интересов работников интересам фирмы; постоянство состава персонала; инициатива; справедливость. 4. Координирование, заключающееся в согласованности функций всех элементов системы управления предприятием. 5. Регулирование, представляющее собой выполнение текущих мероприятий по устранению отклонений от заданного режима функционирования системы управления. 6. Стимулирование, состоящее в разработке и использовании различных стимулов (как материальных, так и моральных), побуждающих персонал предприятия (фирмы) к высоко результативному труду. 7. Контроль за деятельностью предприятия (фирмы), предполагающий наблюдение за ходом производства, сравнение реальных показателей с заданной программой и выявление отклонений. Принципами контроля являются: своевременность, непрерывность, гласность, всесторонность, эффективность. 8. Учет деятельности предприятия (фирмы), состоящий в получение точной и полной информации о деятельности предприятия (фирмы). 9. Анализ деятельности фирмы, заключающийся в комплексном изучении деятельности предприятия (фирмы) для объективной оценки его функционирования и определения путей улучшения сложившегося положения. Особое место в системе менеджмента занимает маркетинг. Маркетинг – это комплексная система организации производства и сбыта продукции предприятия (фирмы), основанная на предварительном изучении состояния и перспектив рыночного спроса, на подчинении хозяйственной деятельности задачам успешной реализации товаров и услуг. Поэтому основным принципом маркетинга является: производить то, что продается, а не продавать то, что производится. Таким образом, основная задачей маркетинга является успешный сбыт товаров и услуг. Маркетинг на предприятии (фирме) начинается с изучения потребностей и заканчивается доведением товара до потребителя. На этом пути маркетинг выполняет 3 основные функции: исследование качества товара, его эксплуатационных характеристик и их соответствия требованиям рынка; определение емкости товарного рынка; изучение форм и методов сбыта товаров. В зависимости от состояния товарного спроса на рынке различают следующие виды маркетинга: Конверсионный маркетинг, цель которого состоит в том, чтобы переломить негативное отношение покупателя к производимому товару. Стимулирующий маркетинг, направленный на возбуждение активного спроса на товары, к которым покупатель относится равнодушно. Стимулирование спроса при этом заключается в предложении выгодных условий поставки, раскрытии выгодных областей применения производимых товаров. Развивающийся маркетинг, задача которого состоит в том, чтобы организовать производство и предложить покупателям ожидаемые ими или новые виды продукции. Ремаркетинг, в основе которого лежат разнообразные действия по улучшению качества продукции, совершенствованию продажи в интересах покупателей, а также переход к производству новых видов продукции. Он применяется, если наблюдается снижение спроса на производимую продукцию. Синхромаркетинг, состоящий в разработке мер, обеспечивающих уменьшение колебания спроса относительно имеющегося товарного предложения. Поддерживающий маркетинг, задачей которого является недопущение нежелательных колебаний или снижения спроса. Демаркетинг, направленный на сокращение чрезмерного спроса на отдельные виды продукции предприятия (фирмы), уменьшение их дефицита. Противодействующий маркетинг, который применяется в случае производства продукции, не отвечающей требованиям научно-технического прогресса или охраны окружающей среды. Механизм государственного регулирования деятельности предприятий (фирм) представляет собой совокупность методов целенаправленного воздействия на процесс их функционирования с целью обеспечения реализации государственных интересов. Среди этих методов можно выделить прямые и косвенные. К прямым относятся методы непосредственного вмешательства в производственную деятельность предприятий (фирм), которое осуществляется с помощью финансирования новых прогрессивных производств, системы государственных заказов, заключения с предприятиями (фирмами) контрактов, механизма субсидий и дотаций, установления фиксированных цен. Государственный заказ представляет собой обязательное для выполнения задание по поставкам продукции для государственных нужд. Через государственные заказы и заключение контрактов обеспечивается регулирование удовлетворения потребностей на те или иные виды товаров на внутреннем рынке страны. Контракт представляет собой соглашение между государством и предприятием (фирмой), в котором они на основе взаимных обязательств предусматривают производство и реализацию определенного объема различных видов товаров или услуг. Наиболее распространенным финансовым рычагом воздействия государства на экономическое поведение товаропроизводителей являются дотации и субсидии. Дотация (лат. dotatio- дар) – это безвозмездная финансовая помощь государства предприятиям (фирмам) с целью стимулирования производства отдельных видов товаров, снижения уровня безработицы, обеспечения независимости страны от поставок некоторых товаров из-за границы и т.д. Субсидия (лат. sub – под что-то) – финансовая поддержка из государственного бюджета под производство определенного вида товара. Вмешательство государства в процесс ценообразования носит, преимущественно, социальную направленность. Оно проявляется в установлении фиксированных цен на сырье, так как именно с него начинает формироваться вся цепочка цен на готовую продукцию. Кроме того, государство может устанавливать предельный уровень цен на товары первой необходимости с целью сдерживания снижения жизненного уровня людей в условиях монополизма и дефицита продукции. К основным методам косвенного воздействия государства на функционирование предприятий (фирм) относится налогообложение. Изменяя налоговые ставки, государство может активно влиять на спрос и предложение. Высокое налогообложение приводит к уменьшению инвестиций в производство, льготное – позволяет товаропроизводителям возмещать издержки при низких рыночных ценах. Поэтому при необходимости сдерживания спроса и предложения государство увеличивает налоговые ставки, а при необходимости их расширения – проводит льготную налоговую политику. Неотъемлемой частью государственного регулирования на микроуровне является антимонопольная политика, которая представляет собой комплекс мер, предусматривающих ограничение монополизации рынка с помощью противодействия слиянию конкурирующих компаний, запрет соглашений и сговоров предприятий и фирм по поводу цен и условий торговли, пресечение недобросовестной конкуренции (нарушений патентов, подделки продукции конкурентов, копирования товарных и фирменных знаков, обмана потребителя), защиту интересов и содействие развитию среднего и малого бизнеса. В Республике Беларусь положение товаропроизводителей считается доминирующим, если их доля на рынке составляет 70% и более.
|