Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Командная экономическая система
Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования). Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить. Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом. 3. Характеристика процессов «огосударствлевания» и «разгосударствлевания» в экономике 1. Национализация собственности Национализация – переход хозяйственных объектов из частной собственности в государственную. Происходит на условиях выкупа имущества у его владельцев. Национализация служит инструментом глобального укрепления и стабилизации системы рыночной экономики в критические периоды её развития. Разновидностью национализации является деприватизация, т.е. обращение в государственную собственность приватизированного ранее имущества. Цели национализации q Сохранение предприятий производственной и социальной сферы, имеющих стратегическое значение для обеспечения государственной безопасности страны ил необходимых обществу (оборона); q Обеспечение экологической безопасности; q Защита потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий; q Осуществление структурной перестройки народного хозяйства; q Пресечение незаконного перевода прибыли за границу. Основания для национализации • Угроза экономической и государственной безопасности страны; • Банкротство предприятий и других необходимых обществу объектов производственной и социальной сферы; • Изменение профиля приватизированных предприятий; • Занижение стоимости приватизированного имущества или продажа государственных пакетов акций частным собственникам по ценам ниже их реальной стоимости; • Нарушение законодательства страны. Варианты национализации 1. Принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц в пользу государства с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном законодательством страны (ст. 239-243, 306 ГК РФ), либо без возмещения в качестве карательной меры. 2. Добровольный, по инициативе граждан и юридических лиц, являющихся собственниками имущества. 2. Приватизация собственности. Основой экономической реформы, в процессе которой происходит смена одного типа социально экономической системы на другой тип, является разгосударствление и приватизация. Основными характеристиками смешанной экономики является многообразие форм собственности, рыночный механизм самоорганизации, свободное предпринимательство, государственное регулирование рынка и распределение по собственности и труду. Разгосударствление – это процесс демонополизации экономической системы, персонификации всех форм и видов собственности, уход от огосударствления, бюрократизации владения, пользования, распоряжения средствами производства и созданными продуктами во всех формах собственности и хозяйствования, доведение до оптимального удельного веса государственной собственности за счёт резкого повышения частной собственности. Приватизация – процесс передачи государственной и муниципальной собственности в частную. Процесс разгосударствления и приватизации во всех странах мира регулируется государством по определённым программам. Единого опыта и единых программ приватизации в мире нет. Приватизация в России До настоящего времени программ приватизации в нашей стране 2. 1. Программа приватизации, разработанная согласно Закону «О приватизации», которая была рассчитана на 3 года и состояла из конкретных заданий на 1992 год, а также прогноза на последующие два года, фактически до 01.07.1994 г. – «ваучерная приватизация». 2. Программа, составленная согласно Указу Президента РФ от 22.07.1994 г. № 1585. Это программа постваучерной финансовой приватизации. ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ ОБЕИХ ПРОГРАММ: • Повышение эффективности экономики в целом и отдельных предприятий в частности • Формирование широкого слоя собственников и конкурентной среды • Социальная защита населения • Привлечение в производство инвестиций, в т.ч. иностранных ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ • Жёсткое административное централизованное регулирование. • Преимущественно технологический, а не экономический характер приватизации. • Широкое привлечение население и персонала предприятий к процессу приватизации. • Условная, заниженная оценка стоимости активов предприятий. • Отсутствие экономической ответственности Гскомимущества РФ и комитетов по управлению имуществом за результаты приватизации. • Сжатые директивные сроки проведения широкомасштабных программ приватизации по всей России без учёта специфики регионов, стадии их готовности к приватизации, особенностей каждого предприятия. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ • Приватизация а развитых странах происходила в условиях, когда экономика находится на подъёме. В России приватизация проходила в условиях экономического спада. • Одной из основных целей приватизации является повышение эффективности экономики в целом и частного сектора в частности. В России в результате приватизации эффективность производства резко не выросла. • Приватизация должна вести к росту уровня социальной защиты населения. В России – к резкому социальному расслоению общества. • Приватизация должна создать условия для эффективного мотивационного механизма производительного труда. В России мотивация к производству в результате приватизации снизилась. • Приватизация должна создать условия для привлечения эффективного иностранного инвестора, а он не всегда идёт с желанием на частные российские предприятия. СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ • Безвозмездная раздача акций АО • Продажа акций АО • Продажа предприятий на коммерческих и инвестиционных аукционах • Продажа предприятий на коммерческих и инвестиционных конкурсах • Выкупы арендуемых предприятий • Реорганизация колхозов и совхозов путём создания фермерских хозяйств, их ассоциаций, производственных кооперативов и других формирований • Преобразование государственных и муниципальных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной собственности • Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал компании • Отчуждение находящегося в государственной и муниципальной собственности пакета акций, созданных в процессе приватизации ОАО, владельцами государственных, муниципальных ценных бумаг. ВАРИАНТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ • 20% уставного капитала АО предлагается работникам предприятия в форме привилегированных акций. 10% акций – им же со скидкой; 30% - в форме обыкновенных акций; 5% - администрации предприятия; остальное – на свободную продажу • 51% уставного капитала предлагался персоналу предприятия в форме обыкновенных акций по установленной цене без скидок. Остальные акции поступали в свободную продажу. • 20% уставного капитала предлагалось персоналу предприятия в форме обыкновенных акций с 30% скидкой с их нормативной цены. 30% уставного капитала – группе работников предприятия, взявших на себя ответственность за выполнение плана приватизации, недопущения банкротства предприятия в течение года при согласии общего собрания коллектива предприятия. Самым распространённым способом разгосударствления крупных предприятий стало акционирование. При этом 75% предприятий акционировалось по 2 варианту, т.е. контрольный пакет акций оставался в руках персонала предприятий. ИТОГИ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ 1. Ваучерная приватизация носила политический характер и не имела формы эффективного социально – экономического процесса. Она привела к сосредоточению ваучеров в руках узкого слоя населения, которому собственность фактически досталась бесплатно. При этом перепродажа ваучеров усилила инфляцию 2. Не был решён вопрос с трансформацией приватизированных предприятий в форму хозяйств предпринимательского типа. Но было потеряно управление государственными предприятиями, т.е. произошло ослабление государственности в РФ. 3. В условиях, когда контрольный пакет акций в большинстве случаев передан в руки работников, мог быть потерян реальный собственник, умеющий управлять. 4. Слабая ориентация на своеобразие регионов, отраслей, местных условий, специфику предприятий приводит к целому ряду экономических и социальных противоречий между регионами и центром, между отраслями и предприятиями. 5. Приватизация не связана с другими элементами реформы, т.е. созданием рыночной инфраструктуры, формированием экономического механизма и свободы предпринимательства.
|