Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности денежно-кредитного регулирования в современных условиях
Направления и конкретные тактические цели монетарной политики государства определяются состоянием национальной экономики в целом. Поэтому денежно-кредитная политика современной России не может быть, естественно, «калькой» монетарной политики США, Англии, Германии и других стран, хотя Россия и использует международный опыт ее проведения как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах, осуществляющих переход к ней. Сегодня трудно сказать, какая теоретическая концепция лежит в основе денежно-кредитной политики России. В начале периода перехода к рынку несколько раз в нашей стране принималась программа преодоления кризисных явлений и формирования рыночной экономики, разработанная под руководством Е.Т. Гайдара, взгляды которого во многом совпадают с монетаристским подходом регулирования экономики. Основными целями «российских монетаристов» являлись снижение инфляции и создание рыночной экономики с минимальным вмешательством государства. Механизм решения этих проблем ориентирован на финансирование бюджета за счет неинфляционных источников, сокращение льгот, проведения платной приватизации, отказ от немедленного денежного союза с государствами СНГ. Но положения монетаристской концепции были реализованы лишь частично. И связано это все-таки со спецификой российской экономики в переходный к рынку период (например катастрофический рост неплатежей при ужесточении монетарной политики, отсутствие развитого финансового рынка). Однако в теории монетаризма, несомненно, есть положения, которые соответствуют некоторым явлениям, наблюдающимся в нашей экономике. Поэтому рецепты монетаристов являются для России полезными, как, впрочем, и отдельные положения кейнсианства (например заложенные в современном кейнсианстве основы социально ориентированной экономики или активная роль государства в регулировании национальной экономики.) Необходимо искать компромиссные решения, увязывать противоречивые тенденции, использовать любые разумные и эффективные меры для решения сложных для российской экономики проблем. Макроэкономические цели денежно-кредитной политики В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 4) основные направления современной единой денежно-кредитной политики России разрабатывает Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации. В основе формирования денежно-кредитной политики России 90-х годов лежала задача достижения следующих макроэкономических целей: - финансовая стабилизация и закрепление достигнутых результатов в этом направлении; - снижение темпов инфляции; - создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике; - снижение реальных процентных ставок в экономике; - укрепление курса национальной валюты; - обеспечение устойчивости платежного баланса страны; - достижение и закрепление тенденции неинфляционного экономического роста; - отказ от использования механизма эмиссионной поддержки отдельных предприятий и отраслей. Политика Банка России в области денежно-кредитного регулирования Основной задачей денежно-кредитной политики Банка России является удержание достигнутой внутренней и внешней стабильности рубля как необходимого условия для восстановления неинфляционного роста экономики. Необходимыми условиями выполнения данной задачи являются: - жесткий контроль за темпами денежной эмиссии; - проведение политики контроля за колебаниями валютного курса; - дальнейшее развитие и совершенствование действия рыночных механизмов рефинансирования банков; - активное использование таких инструментов денежно-кредитной политики, как процентные ставки по операциям Банка России и механизм формирования обязательных резервов кредитными организациями; - реализация мер со стороны Банка России, направленных на повышение надежности российской банковской системы. Первостепенным условием является контроль за темпами денежной экспансии, поскольку именно они в значительной степени определяют движение цен в среднесрочной перспективе. Для выполнения поставленных задач Банк России использует традиционные рыночные методы денежно-кредитного регулирования, применяемыми в зарубежной банковской практике. Рефинансирование банков. Банк России осуществляет кредитование банков на рыночных принципах. Банк России предоставляет кредиты банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. До середины июня 1998 года Банк России предоставлял банкам, выполняющим его требования, два вида кредитов: ломбардные кредиты под залог государственных ценных бумаг и однодневные расчетные кредиты «овернайт». После событий 17 августа 1998 года Совет директоров Банка России оперативно принимал решения о внесении изменений в действующий механизм кредитования банков с целью сокращения рефинансирования банков. В течение сентября - ноября 1998 года Банк России для поддержания ликвидности, повышения финансовой устойчивости, проведения мероприятий по финансовому оздоровлению принимал решения о предоставлении кредитов банкам 9 регионов России, а также отдельным социально значимым банкам на сумму порядка 8, 0 млрд. рублей сроком до 1 года. Рефинансирование банков в 1999г. являлось основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности банковской системе. По мере нормализации ситуации в банковском секторе Банк России предполагает прекратить предоставление указанных кредитов. В 2000 г. наиболее остро стала проблема избыточной ликвидности в банковском секторе. При этом основная задача состоит не в изъятии временно свободных денежных средств, а их использование в реальном секторе экономики. Расширению кредитования реального сектора препятствуют в первую очередь высокие риски (в конце года ставки по кредитам конечным заемщикам в среднем были в 2-3 раза выше ставок на межбанковском кредитном рынке, определяющем стоимость ресурсов для самих банков). Депозитные операции. В целях оперативного регулирования ликвидности банковской системы, нейтрализации излишней ликвидности и снижения тем самым давления на валютный рынок в 1998-2000 гг. Банк России активно проводит депозитные операции через систему «Рейтере - Дилинг». Банк России будет и в дальнейшем использовать депозитные операции как инструмент оперативного изъятия ликвидности банковской системы в случае возникновения ее избытка для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансового рынка. Процентная политика по операциям Банка России. Среди методов регулирования денежно-кредитного рынка, применяемых Центральным банком, особое место принадлежит учетной ставке (ставке рефинансирования). Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по ссудам, предоставляемым клиентам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение с целью снижения инфляции учетного процента, проведение так называемой политики «дорогих денег» затрудняет для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центральном банке и одновременно повышает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате стимулируется сокращение кредитных вложений в экономику, и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Снижение учетной ставки, т.е. политика «дешевых денег», наоборот, стимулирует расширение кредитных операций и ускорение темпов экономического развития. В соответствии с жестким курсом денежно-кредитной политики Правительства России размер учетной ставки по централизованным кредитам коммерческим банкам в начале и середине 90-х гг. систематически повышался. Если в мае 1991 г. она составляла 6-8%, то с 22 декабря 1991 г. - 20%; с 10 апреля 1992 г. - 50%; с 1 июля 1992 г. - 80%; с 30 марта 1993 г. -100%; со 2 июня 1993 г. - 110%; с 22 июня 1993 г. - 120%; с 29 июня 1993 г. - 140%; с 15 июля 1993 г. - 170%; с 23 сентября 1993 г. - 180%; с 15 октября 1993 г. - 210%; с 29 апреля 1994 г. - 205%. В последние годы ЦБ РФ проводил учетную политику с целью подавить инфляцию путем изменения уровня официальной учетной процентной ставки. Повышая уровень учетной ставки, ЦБ РФ проводит политику кредитной рестрикции, побуждая кредитные учреждения сократить заимствования. Это ведет к сокращению кредитных операций и в итоге - к повышению процентных ставок. Если ЦБ РФ снижает учетную ставку, то он тем самым поощряет кредитную экспансию. Наглядным примером подобной практики служит проведение Банком России политики кредитной рестрикции в 1992-1993 (учетная ставка резко возрастала), а в 1994 г., в связи с изменившийся экономической ситуацией в стране, ЦБ РФ начал постепенно проводить политику кредитной экспансии и снизил учетную ставку с 210% (январь 1994 г.) до 42 % годовых (10.02.97). Однако анализ фактических данных показал, что в этот период рекстрикционная политика ЦБ РФ была абсолютно оторвана от реалий рынка и коммерческие банки практически не учитывали ее при разработке и проведении собственной кредитной политики. В результате в 1996 г. Банк России был вынужден резко снизить уровень учетной ставки с 160% до 48%, перейдя к проведению политики кредитной экспансии. В 1997-1998 годах Банк России определил в качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы. В то же время с октября 1997 года по август 1998 года процентная политика Банка России испытывала на себе влияние внешних условий. Приоритетным направлением процентной политики Банка России стало поддержание стабильного курса национальной валюты и недопущение системного банковского кризиса. С целью защиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов Банк России вынужден был корректировать процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям. В частности, повышение ставки рефинансирования было произведено в начале февраля 1998 года (с 28% до 42%), в последней декаде мая (с 30% до 50%, а затем до 150%), в конце июня (с 60% до 80%). В течение 1998 г. Банк России пять раз пересматривал уровень ставок рефинансирования. В 1999-2000 гг., в связи с относительной экономической стабилизацией, Центральный банк проводит политику на снижение ставки рефинансирования: в январе 2000 г. - с 55% до 45%, а в марте - до 38% и 33%, в ноябре - до 25%. Минимальные, или обязательные, резервные требования Центрального банка - важный инструмент регулирования макроэкономических пропорций путем воздействия на объем свободных ресурсов банков. Проблема резервирования средств всегда была одной из самых острых в дискуссиях на финансовые темы. Банки резко протестовали против того, чтобы значительная часть привлекаемых ими денег оседала в ЦБ, приводя следующие аргументы: высокие нормативы обязательных резервов снижают доходы кредитных учреждений, а значит и их ликвидность. В свою очередь, Банк России неоднократно заявлял, что при высоком уровне инфляции и других проявлениях нестабильности финансового рынка, когда деньги выгоднее использовать на спекулятивных операциях, резервные требования всегда будут высокими. И снизят их только при появлении предпосылок для кредитования предприятий реального сектора экономики. К общим методам денежно-кредитного регулирования, активно используемым в зарубежной банковской практике, относятся и операции Центрального банка на открытом рынке. Операции на открытом рынке являются одним из главных инструментов, используемых ФРС США в осуществлении национальной денежно-кредитной политики. В операциях на открытом рынке ФРС США широко используются перекупочные соглашения как метод гарантированного финансирования. Заключая с коммерческими банками перекупочные соглашения, ФРС обязуется купить у них ценные бумаги с условием, чтобы через определенное время они совершили обратную сделку, т.е. выкупили ценные бумаги с фиксированной или плавающей скидкой к цене. В России операции на открытом рынке еще не нашли широкого применения. Кроме того, в условиях, когда источником финансирования бюджетного дефицита являются кредиты Банка России и государственный долг не оформлен ценными бумагами, операции на открытом рынке неэффективны.
|