Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Территориальное регулирование экономики и его сущность






Территориальное регулирование экономики - процесс выработки и установления рациональных территориальных пропорций в развитии экономики страны, способ проведения региональной экономической политики.

В структуре народного хозяйства страны необходимо выделять отдельные элементы, отражающие территориальное развитие. В качестве таковых можно выделять экономические районы. Общее их число составляет 18 единиц.

Однако, такая территориальная разбивка территории страны не вполне приемлема в условиях развития федерализма в управлении экономикой РФ. Особенно это касается перспективных расчетов. В этом случае целесообразно вести речь об укрупненных регионах, число которых составляет порядка 7-8 единиц.

Региональная экономическая политика представляет собой комплекс различных мер (законодательных, административных и экономических), проводимых как федеральным правительством, так и местными органами власти. Цель этих мероприятий устранение диспропорций в экономическом развитии, более полное использование потенциала регионов, содействие развитию депрессивных районов страны.

Новые проблемы территориального регулирования экономики вытекают из объективно сложившихся экономических и политических условий.

Объективные предпосылки повышения роли регионального подхода к регулированию экономики связаны со следующими объективными моментами:

- обострение социальных проблем, лучше всего решать на региональном уровне;

- развитие идей федерализма в государственном устройстве страны, что обуславливает необходимость делегирования прав и ответственности за развитие социально-экономической сферы с федерального уровня на региональный;

- обострение экологических проблем, которые имеют региональную привязку и лучше решаются на региональном уровне.

- обострение проблемы устойчивости национальной экономики, которая раньше трактовалась под углом зрения устойчивости функционирования в чрезвычайных (военных) условиях, теперь проблема устойчивости экономического развития становится одной из повседневных проблем задач правительства;

- объективная неравномерность в размещении природных ресурсов, производительных сил и населения. Если рассмотреть некоторые проблемы размещения производительных сил на современном этапе с выделением трех крупных зон: Европейская зона, Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ, то увидим, наличие существенных диспропорций.

Основное объективное противоречие территориального развития российской экономики состоит в нерациональном размещении основных видов ресурсов по зонам страны. Подавляющая часть основных фондов расположена в центре Европейской части страны и на Урале, полезные ископаемые в Сибири, а прирост трудовых ресурсов - в основном в районе Северного Кавказа.

Важнейшая особенность, которую непременно нужно учитывать при решении вопросов территориального развития - неравномерность в распределении трудовых ресурсов и в первую очередь их приростной части. Почти 2/3 прироста трудовых ресурсов в настоящее время приходится на Северный Кавказ, в то время как в этом регионе имеется лишь менее десятой части производственных мощностей промышленного производства страны.

Имеется также проблема размещения производства по городам различного размера: между крупными, средними и малыми городами.

Есть и политический аспект этой проблемы, а именно возрождение идей полновластия местных органов власти и тем самым реализация идей подлинного федерализма.

Таким образом, объективные экономические условия, сложившиеся в настоящее время диктуют необходимость усиления территориального подхода в государственном регулировании экономики.

Б. Задачи территориального регулирования экономики на современном этапе можно свести к следующим основным группам:

Во-первых, необходимо обеспечить эффективную территориальную специализацию, которая ведет к повышению эффективности экономики страны. До сих пор специализация производства осуществлялась с отраслевых позиций. В новых условиях задача состоит в том, чтобы обеспечить рациональную специализацию той или иной территории на выпуске определенной продукции, выгодной с народнохозяйственных позиций. Рациональное размещение производства по территории страны - это в первую очередь задача центральных и региональных органов власти, но отнюдь не отраслевых министерств.

Во-вторых, проблема организации регионального хозяйства как единого целого. Это - одна из главных задач государственных органов управления республиканского уровня. К решению этой проблемы примыкают:

вопросы сбалансированного развития хозяйства на территории региона;

обеспечение пропорциональности в производстве продукции на территории,

обеспечение сбалансированности производства с наличными производственными ресурсами,

задачи рационального использования трудовых и других видов производственных ресурсов.

В-третьих, задачи повышения уровня жизни населения, проживающего в регионе. При этом следует учесть, что сами требования к стандарту жизни различны в разных районах страны в силу разнообразия природно-климатических, национально-этнических и прочих факторов.

К этому кругу проблем тесно примыкают проблемы экологии и охраны окружающей среды, а также проблемы развития социальной инфраструктуры.

Для эффективного решения комплекса задач регионального развития государственные органы располагают по крайней мере тремя формами воздействия:

прямое участие государства в создании и совершенствовании инфраструктуры региона,

трансферты регионам из федерального бюджета на цели социального и экономического развития,

административные меры ограничительного и поощрительного характера,

Прямое государственное участие в создании производственной и социальной инфраструктуры в регионе осуществляется как посредством прямых государственных ассигнований, так и путем участия государства в обществах смешанной экономики. Кроме этого государство влияет на размещение производства в регионах путем финансирования особо важных предприятий и промышленных комплексов. Трансферты из федерального бюджета будут рассмотрены в гл.12. Меры поощрительного и ограничительного характера были рассмотрены нами выше, при рассмотрении вопросов стимулирования предприятий частного сектора к поощрению следования их руслу индикативного плана.

11.2. Инструменты государственного регулирования

регионального развития

В настоящее время в Российской Федерации имеет место тот самый процесс регионализации, который в свое время привел к распаду СССР. Федеральная власть все больше и больше утрачивает контроль за социально-экономической ситуацией в регионах. Регионы все больше обретают черты равноправных партнеров центра и постепенно присваивают хозяйственные полномочия, присущие федеральным органам государственной власти.

Этому процессу необходимо противостоять всеми возможными средствами. Поскольку центробежные тенденции связаны с объективными трудностями регионов, то разработка и реализация программ социально-экономического развития регионов может стать инструментом, помогающим территориальным образования найти выход из сложившейся сложной ситуации. Надо сразу отметить, что разработка и принятие такого рода программ должны опираться на единую целостную концепцию территориального развития экономики страны..

К основным документам, регламентирующим территориальное развитие экономики в стране относятся:

- генеральная схема развития и размещения производительных сил страны;

- схемы размещения и развития отдельных отраслей (многоотраслевых комплексов);

- схемы районной планировки.

Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны - комплексный документ отражающий рациональное развитие производства, а также его размещение по территории страны. Разрабатывается СОПС при министерстве экономики.

Схемы размещения и развития отраслей (многоотраслевых комплексов) - документы отражающие рациональное развитие производства той или иной отрасли, а также рациональное размещение производств данной отрасли по территории страны с точки зрения общенациональных интересов. Разрабатывается соответствующими отраслевыми министерствами при участии СОПС.

Схемы районной планировки - конкретные планы организации и размещения производства в рамках административного район, города.

Опираясь на данные этих документов можно обоснованно подойти к обоснованию территориального развития экономики в будущем.

11.3. Методы разработки и реализации программ социально-экономического развития региона.

Региональные экономические программы есть одна из важнейших форм государственного воздействия на развитие регионов. Это - один из важнейших инструментов проведения региональной экономической политики, практическое средство выхода из кризиса, обеспечение подъема экономики и повышения жизненного уровня населения в каждом регионе страны.

Можно назвать следующие примеры общенациональных и региональных программ: «Программа структурной перестройки на 1993-95 год вплоть до 2000 года», «Федеральная программа ликвидации последствий радиационных катастроф в значительной части областей Европейской части России, на Урале и в Западной Сибири», «Программа социально-экономического развития малочисленных народов Севера», 1993г - «Программа экономического и социального развития Курильских островов», «Программа развития Дальнего Востока», Региональные программы осуществления экономических реформ в Нижегородской, Самарской, Свердловской областях, «Программа поддержки предпринимательства в Псковской области», «Программа развития экономики Амурской области».

Законодательство России дает основание для разграничения программ экономического развития на федеральные и региональные.

Проблемы финансирования региональных программ. Одним из главных вопросов практической реализации региональной программы является проблема финансирования ее мероприятий. Финансирование программ осуществляется за счет бюджетов соответствующего региона, его внебюджетных фондов, привлеченных кредитов и внутренних инвестиций.

Региональные программы находят также государственную поддержку и могут финансироваться отчасти за счет федеральных источников. Как правило, денежные средства из федерального бюджета направляются на развитие объектов производственной инфраструктуры: строительство и реконструкцию аэропортов, автомобильных и железных дорог, объектов энергетики, развитие морских причалов, транспортных средств, средств связи, объектов социальной инфраструктуры.

Что касается участия местных органов власти, то средств недостаток средств в местных бюджетах может быть компенсирован предоставлением права распоряжаться частью средств от продажи лицензий, штрафов за экологический ущерб, налога на прибыль и добавленную стоимость, акцизов и платежей предприятий за природные ресурсы и средств от приватизации объектов госсобственности, которые перечисляются в бюджетные и внебюджетные фонды.

В отдельных случаях для успешного осуществления региональной программы (например, в части создания и расширения экспортного потенциала) может потребоваться привлечение внешних финансовых ресурсов (кредитов, инвестиций, новых технологий).

Ключевые понятия 11:

Территориальное регулирование экономики.

Региональная экономическая политика.

Объективные предпосылки повышения роли регионального подхода к регулированию экономики.

Основные документы, регламентирующие территориальное развитие экономики:

- генеральная схема развития и размещения производительных сил страны;

- схемы размещения и развития отдельных отраслей (многоотраслевых комплексов);

- схемы районной планировки.

Региональные программы: назначение и методы разработки.

Финансирование региональных программ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал