Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Территориальное регулирование экономики и его сущность
Территориальное регулирование экономики - процесс выработки и установления рациональных территориальных пропорций в развитии экономики страны, способ проведения региональной экономической политики. В структуре народного хозяйства страны необходимо выделять отдельные элементы, отражающие территориальное развитие. В качестве таковых можно выделять экономические районы. Общее их число составляет 18 единиц. Однако, такая территориальная разбивка территории страны не вполне приемлема в условиях развития федерализма в управлении экономикой РФ. Особенно это касается перспективных расчетов. В этом случае целесообразно вести речь об укрупненных регионах, число которых составляет порядка 7-8 единиц. Региональная экономическая политика представляет собой комплекс различных мер (законодательных, административных и экономических), проводимых как федеральным правительством, так и местными органами власти. Цель этих мероприятий устранение диспропорций в экономическом развитии, более полное использование потенциала регионов, содействие развитию депрессивных районов страны. Новые проблемы территориального регулирования экономики вытекают из объективно сложившихся экономических и политических условий. Объективные предпосылки повышения роли регионального подхода к регулированию экономики связаны со следующими объективными моментами: - обострение социальных проблем, лучше всего решать на региональном уровне; - развитие идей федерализма в государственном устройстве страны, что обуславливает необходимость делегирования прав и ответственности за развитие социально-экономической сферы с федерального уровня на региональный; - обострение экологических проблем, которые имеют региональную привязку и лучше решаются на региональном уровне. - обострение проблемы устойчивости национальной экономики, которая раньше трактовалась под углом зрения устойчивости функционирования в чрезвычайных (военных) условиях, теперь проблема устойчивости экономического развития становится одной из повседневных проблем задач правительства; - объективная неравномерность в размещении природных ресурсов, производительных сил и населения. Если рассмотреть некоторые проблемы размещения производительных сил на современном этапе с выделением трех крупных зон: Европейская зона, Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ, то увидим, наличие существенных диспропорций. Основное объективное противоречие территориального развития российской экономики состоит в нерациональном размещении основных видов ресурсов по зонам страны. Подавляющая часть основных фондов расположена в центре Европейской части страны и на Урале, полезные ископаемые в Сибири, а прирост трудовых ресурсов - в основном в районе Северного Кавказа. Важнейшая особенность, которую непременно нужно учитывать при решении вопросов территориального развития - неравномерность в распределении трудовых ресурсов и в первую очередь их приростной части. Почти 2/3 прироста трудовых ресурсов в настоящее время приходится на Северный Кавказ, в то время как в этом регионе имеется лишь менее десятой части производственных мощностей промышленного производства страны. Имеется также проблема размещения производства по городам различного размера: между крупными, средними и малыми городами. Есть и политический аспект этой проблемы, а именно возрождение идей полновластия местных органов власти и тем самым реализация идей подлинного федерализма. Таким образом, объективные экономические условия, сложившиеся в настоящее время диктуют необходимость усиления территориального подхода в государственном регулировании экономики. Б. Задачи территориального регулирования экономики на современном этапе можно свести к следующим основным группам: Во-первых, необходимо обеспечить эффективную территориальную специализацию, которая ведет к повышению эффективности экономики страны. До сих пор специализация производства осуществлялась с отраслевых позиций. В новых условиях задача состоит в том, чтобы обеспечить рациональную специализацию той или иной территории на выпуске определенной продукции, выгодной с народнохозяйственных позиций. Рациональное размещение производства по территории страны - это в первую очередь задача центральных и региональных органов власти, но отнюдь не отраслевых министерств. Во-вторых, проблема организации регионального хозяйства как единого целого. Это - одна из главных задач государственных органов управления республиканского уровня. К решению этой проблемы примыкают: вопросы сбалансированного развития хозяйства на территории региона; обеспечение пропорциональности в производстве продукции на территории, обеспечение сбалансированности производства с наличными производственными ресурсами, задачи рационального использования трудовых и других видов производственных ресурсов. В-третьих, задачи повышения уровня жизни населения, проживающего в регионе. При этом следует учесть, что сами требования к стандарту жизни различны в разных районах страны в силу разнообразия природно-климатических, национально-этнических и прочих факторов. К этому кругу проблем тесно примыкают проблемы экологии и охраны окружающей среды, а также проблемы развития социальной инфраструктуры. Для эффективного решения комплекса задач регионального развития государственные органы располагают по крайней мере тремя формами воздействия: прямое участие государства в создании и совершенствовании инфраструктуры региона, трансферты регионам из федерального бюджета на цели социального и экономического развития, административные меры ограничительного и поощрительного характера, Прямое государственное участие в создании производственной и социальной инфраструктуры в регионе осуществляется как посредством прямых государственных ассигнований, так и путем участия государства в обществах смешанной экономики. Кроме этого государство влияет на размещение производства в регионах путем финансирования особо важных предприятий и промышленных комплексов. Трансферты из федерального бюджета будут рассмотрены в гл.12. Меры поощрительного и ограничительного характера были рассмотрены нами выше, при рассмотрении вопросов стимулирования предприятий частного сектора к поощрению следования их руслу индикативного плана. 11.2. Инструменты государственного регулирования регионального развития В настоящее время в Российской Федерации имеет место тот самый процесс регионализации, который в свое время привел к распаду СССР. Федеральная власть все больше и больше утрачивает контроль за социально-экономической ситуацией в регионах. Регионы все больше обретают черты равноправных партнеров центра и постепенно присваивают хозяйственные полномочия, присущие федеральным органам государственной власти. Этому процессу необходимо противостоять всеми возможными средствами. Поскольку центробежные тенденции связаны с объективными трудностями регионов, то разработка и реализация программ социально-экономического развития регионов может стать инструментом, помогающим территориальным образования найти выход из сложившейся сложной ситуации. Надо сразу отметить, что разработка и принятие такого рода программ должны опираться на единую целостную концепцию территориального развития экономики страны.. К основным документам, регламентирующим территориальное развитие экономики в стране относятся: - генеральная схема развития и размещения производительных сил страны; - схемы размещения и развития отдельных отраслей (многоотраслевых комплексов); - схемы районной планировки. Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны - комплексный документ отражающий рациональное развитие производства, а также его размещение по территории страны. Разрабатывается СОПС при министерстве экономики. Схемы размещения и развития отраслей (многоотраслевых комплексов) - документы отражающие рациональное развитие производства той или иной отрасли, а также рациональное размещение производств данной отрасли по территории страны с точки зрения общенациональных интересов. Разрабатывается соответствующими отраслевыми министерствами при участии СОПС. Схемы районной планировки - конкретные планы организации и размещения производства в рамках административного район, города. Опираясь на данные этих документов можно обоснованно подойти к обоснованию территориального развития экономики в будущем. 11.3. Методы разработки и реализации программ социально-экономического развития региона. Региональные экономические программы есть одна из важнейших форм государственного воздействия на развитие регионов. Это - один из важнейших инструментов проведения региональной экономической политики, практическое средство выхода из кризиса, обеспечение подъема экономики и повышения жизненного уровня населения в каждом регионе страны. Можно назвать следующие примеры общенациональных и региональных программ: «Программа структурной перестройки на 1993-95 год вплоть до 2000 года», «Федеральная программа ликвидации последствий радиационных катастроф в значительной части областей Европейской части России, на Урале и в Западной Сибири», «Программа социально-экономического развития малочисленных народов Севера», 1993г - «Программа экономического и социального развития Курильских островов», «Программа развития Дальнего Востока», Региональные программы осуществления экономических реформ в Нижегородской, Самарской, Свердловской областях, «Программа поддержки предпринимательства в Псковской области», «Программа развития экономики Амурской области». Законодательство России дает основание для разграничения программ экономического развития на федеральные и региональные. Проблемы финансирования региональных программ. Одним из главных вопросов практической реализации региональной программы является проблема финансирования ее мероприятий. Финансирование программ осуществляется за счет бюджетов соответствующего региона, его внебюджетных фондов, привлеченных кредитов и внутренних инвестиций. Региональные программы находят также государственную поддержку и могут финансироваться отчасти за счет федеральных источников. Как правило, денежные средства из федерального бюджета направляются на развитие объектов производственной инфраструктуры: строительство и реконструкцию аэропортов, автомобильных и железных дорог, объектов энергетики, развитие морских причалов, транспортных средств, средств связи, объектов социальной инфраструктуры. Что касается участия местных органов власти, то средств недостаток средств в местных бюджетах может быть компенсирован предоставлением права распоряжаться частью средств от продажи лицензий, штрафов за экологический ущерб, налога на прибыль и добавленную стоимость, акцизов и платежей предприятий за природные ресурсы и средств от приватизации объектов госсобственности, которые перечисляются в бюджетные и внебюджетные фонды. В отдельных случаях для успешного осуществления региональной программы (например, в части создания и расширения экспортного потенциала) может потребоваться привлечение внешних финансовых ресурсов (кредитов, инвестиций, новых технологий). Ключевые понятия 11: Территориальное регулирование экономики. Региональная экономическая политика. Объективные предпосылки повышения роли регионального подхода к регулированию экономики. Основные документы, регламентирующие территориальное развитие экономики: - генеральная схема развития и размещения производительных сил страны; - схемы размещения и развития отдельных отраслей (многоотраслевых комплексов); - схемы районной планировки. Региональные программы: назначение и методы разработки. Финансирование региональных программ.
|