Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Необходимость Государственного отраслевого регулирования экономики в условиях действия экономических санкций
Рассматриваются вопросы регулирования социально-трудовых отношений в РФ в отраслевом и региональном аспектах. Сопоставляются показатели результативности регулирования социально-трудовых отношений в отдельных макрорегионах и отраслях. Ключевые слова: социальное партнерство, социально-трудовые отношения, социально-трудовые конфликты, отраслевые, региональные факторы. Регулирование социально-трудовых отношений играет важную роль в условиях социально-экономической нестабильности и нарастания кризисных явлений. В условиях введения западными странами экономических санкций в отношении России переход к инновационной экономике становится первоочередной задачей. Поэтому на современном этапе выстраивание социально-трудовых отношений в направлении оптимального использования человеческого капитала является ключевым источником экономического роста муниципального образования и региона. Источники и факторы повышения конкурентоспособности муниципальных образований и регионов рассматривались в работах Ю. Н. Старцева [1], Е. А. Колесник [2], В. А. Грищука [3], А. П. Карпович [4], И. Д. Кол-маковой [5], Е. М. Колмаковой [6] и других авторов. Региональные социально-трудовые отношения — это отношения в рамках региона, муниципалитета и организации, в которые вступают работодатели, наемные работники, профсоюзные организации, региональные и муниципальные органы власти и управления, региональные и территориальные объединения профсоюзов, региональные и территориальные объединения работодателей, различные партии и движения по поводу разработки законодательных, нормативных и иных актов в целях согласования интересов и трудовых прав субъектов трудовых отношений в организациях [7. С. 19]. Развитие инновационной модели регулирования социально-трудовых отношений в регионе и муниципальном образовании происходит в процессе разрешения институциональных противоречий, то есть согласования интересов работников, работодателей, профсоюзов, объединений работодателей, органов власти и других субъектов. Причем преимущественное значение приобретают общерегиональные и общемуни- ципальные интересы, для чего активно используются объединяющие идеи, ситуации или цели (в данном случае инновационное развитие). Анализ складывающихся в этот период социально-трудовых отношений имеет принципиальное значение, так как именно в его рамках закладываются существенные основы социальной стабилизации. В силу этого обстоятельства необходимо изучение соответствующих процессов, происходящих в региональном и отраслевом разрезах, учитывающих кардинальные изменения в сфере социально-трудовых отношений. Регулирование социально-трудовых отношений осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном, локальном уровнях на основе разработки и реализации региональных, отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров, заключение которых способствует повышению эффективности защиты трудовых прав и реализации интересов работников и работодателей. Важнейшими показателями регулирования социально-трудовых отношений является количество и качество заключаемых соглашений, уровень охвата ими работников, объемы социальных гарантий. По состоянию на 1 января 2013 г. в РФ действовало 55 отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства. Действие соглашений распространялось на 75 % организаций, действующих в электроэнергетике, нефтедобыче и нефтепереработке, горно-металлургическом комплексах, машиностроении, строительстве, транспорте и связи, лесном хозяйстве и т. д., где трудится более 46 млн работников, что составляет около 62 % от числа занятых в РФ. В настоящее время в России заключено более 233, 3 тыс. коллективных договоров, в том числе в субъектах малого предпринимательства — 36, 9 тыс. Количество коллективных договоров, прошедших уведомительную регистрацию в целом по РФ составляет 206 тыс. Коллективными договорами охвачено 27, 9 млн человек, или 63 % от общей численности работников, занятых в реальном секторе экономики [8]. Анализ показателя занятости работников во вредных и опасных условиях труда по субъектам РФ показал ухудшение регулирования социально-трудовых отношений практически во всех макрорегионах РФ. Во всех федеральных округах возросла численность занятых на производстве со вредными и опасными условиями труда, а также занятых на тяжелых работах. Особенно велик удельный вес данных показателей в общей численности работников в Уральском и Сибирском федеральных округах (таблица). В Уральском федеральном округе почти половина работников (45 %) работали в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам. С 2010 по 2012 г. наибольшая динамика данного показателя в отрицательную сторону наблюдалась в Северо-Кавказском (19, 6 %), Южном (15, 6 %) Уральском (13, 0 %) федеральных округах. Соблюдение взятых на себя социальными партнерами обязательств также является важным показателем эффективности социального партнерства. В 2011 г. Рострудом было выявлено 6184 случая нарушениях трудового законодательства по вопросам коллективных договоров и соглашений. В первом полугодии 2014 г. в российской экономике было зафиксировано 66 социально-трудовых конфликтов (СТК) (для сравнения: в первом полугодии 2013 г. их было 78). В течение первых шести месяцев 2014 г. началось 56 СТК, завершилось 57 СТК. Общее количество СТК по сравнению с первым полугодием 2013 г. снизилось на 15 % [10]. Большая часть СТК протекала в трех федеральных округах: Сибирском (16 СТК, или 24 %), Северо-Западном (14 СТК, или 21 %), Приволжском (11 СТК, или 17 %). На их долю пришлось 62 % от общего количества СТК, на долю остальных пяти федеральных округов — 38 % (рис. 1). В 2014 г. наиболее конфликтными субъектами РФ стали: Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Алтайский край, Иркутская и Свердловская области [10]. В отраслевом разрезе производственной и непроизводственной сферы экономической деятельности можно выделить наиболее конфликтные отрасли (рис. 2). В 2014 г. конфликты протекали в двенадцати отраслях российской экономики. Наибольшее число СТК наблюдалось в машиностроении, металлургии, лесной промышленности, пищевой промышленности, а также в реформируемых бюджетных отраслях: здравоохранении, образовании, в подотрасли муниципального транспорта. В первом полугодии возникали конфликты в отрасли государственного управления, что ранее не отмечалось. Основными причинами СТК, протекавших в 2014 г., стали, как и ранее, полная невыплата заработной платы (51, 5 %), низкий уровень оплаты труда (21, 2 %), сокращение работников (21, 2 %), нарушения условий труда (13, 6 %) (рис. 3) [10]. Таким образом, основная причина, по которой происходит более 70 % СТК, — невыплаты, задержки и низкий уровень заработной платы. Невыплаты заработной платы и низкая цена труда оказывают дестимулирующее влияние на процесс замещения труда капиталом, так как ведут к ослаблению стимулов технологических преобразований, а следовательно, тормозят Удельный вес работников, занятых в обрабатывающих производствах с вредными и опасными условиями труда, по субъектам Российской Федерации на конец года (в процентах от общей численности работников организаций обрабатывающих производств) [9. С. 360-362] Федеральный округ Работали в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам Были заняты на тяжелых работах 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Дальневосточный 36, 7 37, 9 36, 8 11, 0 12, 9 13, 5 Приволжский 30, 5 32, 4 35, 4 8, 7 10, 0 11, 6 Северо -Западный 31, 1 31, 8 33, 2 9, 8 11, 5 12, 6 Северо -Кавказский 18, 9 20, 9 22, 6 6, 2 6, 5 8, 6 Сибирский 34, 8 37, 1 39, 2 13, 2 15, 2 16, 5 Уральский 39, 9 43, 4 45, 2 15, 0 17, 3 18, 1 Центральный 22, 3 23, 8 24, 8 4, 8 5, 8 6, 3 Южный 26, 3 27, 4 30, 4 9, 0 10, 6 11, 6 122 И. Д. Колмакова, Ек. М. Колмакова, А. С. Микрюкова П Сибирский федеральный округ Ш Северо-Западный федеральный округ В Приволжский федеральный округ 21 % В Остальные федеральные округа 17 % Рис. 1. Удельный вес социально-трудовых конфликтов в региональном разрезе (в процентах к общему количеству социально-трудовых конфликтов) в первом полугодии 2014 года 38 % □ Обрабатывающие производства И Транспорт В Здравоохранение Ш Образование Рис. 2. Количество социально-трудовых конфликтов в отраслевом разрезе в первом полугодии 2014 года 13, 6 % 51.5 % 21, 2 % □ Полная невыплата зарплаты И Низкий уровень оплаты труда П Сокращение работников § Нарушение условий труда 21, 2 % Рис. 3. Основные причины социально-трудовых конфликтов в экономике Российской Федерации переход экономики на инновационный путь развития. Повышение оплаты труда, преодоление разрыва между ценой труда и стоимостью рабочей силы является необходимым условием преодоления кризиса и перехода к устойчивому росту. Социально-трудовые конфликты могут иметь как локальный (в пределах одного предприятия), так и отраслевой характер. Например, СТК в здравоохранении, образовании, на транспорте, зафиксированные в 2014 г., имели отраслевой характер. Субъектами урегулирования конфликтов выступают органы государственной и муниципальной власти, объединения работодателей, профсоюзы, суд, прокуратура, Рострудинспекция. Особенностью современного этапа развития социального партнерства в сфере труда является то, что в качестве субъектов в СТК стали принимать участие политические партии (КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»), выступая на стороне работников. Таким образом, региональные и отраслевые факторы играют важную роль в механизме регулирования СТК. В современных условиях к ранее существующим проблемам в сфере регулирования социально-трудовых отношений добавляются новые, связанные с разрывом экономических связей с предприятиями, расположенными на Украине, секторальными санкциями Евросоюза и США по отношению к отраслям экономики РФ, что будет способствовать, по нашему мнению, расширению списка конфликтных отраслей экономики и ухудшению социально-трудовых отношений. Своевременный учет, анализ этих факторов необходим для выявления очагов напряженности в социально-трудовых отношениях, нахождения путей стабилизации социально-трудовой обстановки в экономике страны
Данная страница нарушает авторские права?
|