Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность государственной политики по лицензированию отдельных видов деятельности






Лицензирование

Лицензирование регламентируется нормами ряда законодатель­ных актов, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, утверждаемыми им положениями о лицензи­ровании отдельных видов деятельности.

Специальным актом общего характера по данному вопросу явля­ется Постановление Правительства Российской Федерации от 24 де­кабря 1994 года «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым утвержден Порядок ведения лицензионной деятельности. Оно издано в целях проведения единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности и обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государст­ва. В нем определяются: сущность лицензии; требования к ее содержа­нию; виды деятельности, подлежащие лицензированию; порядок ли­цензирования; субъекты, уполномоченные осуществлять лицензиро­вание; основания и порядок аннулирования и приостановления действия лицензий.

В указанном Постановлении лицензирование определяется как специальное разрешение уполномоченных органов исполнительной власти на осуществление отдельных видов деятельности предприятия­ми, учреждениями и организациями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образо­вания юридического лица.

Лицензия является официальным документом, который разреша­ет осуществление указанного в нем вида деятельности в течение уста­новленного срока, а также определяет условия его осуществления.

Уполномоченные органы исполнительной власти ведут лицен­зионную работу на основе положений о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждаемых Правительством Российской Фе­дерации. Разработка таких положений возложена на органы, специ­ально уполномоченные на осуществление лицензионной деятель­ности. На определенные федеральные органы исполнительной власти возложена разработка проектов положений о лицензировании отдель­ных видов деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Феде­рации должно разрабатывать проекты положений о лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности и т.д.

Постановлением Правительства Российской Федерации предус­мотрены случаи, когда лицензия может быть приостановлена или ан­нулирована органами, уполномоченными на лицензирование соответ­ствующих видов деятельности. Например, по заявлению владельца лицензии; обнаружении недостоверных данных в документах, пред­ставленных для получения лицензии; при нарушении лицензиатом условий действия лицензии и др.

 

Решения и действия органов, уполномоченных на ведение лицен­зионной деятельности, могут быть обжалованы в судебные органы.

В силу подзаконности правовых актов Правительства Российской Федерации упомянутое его Постановление и утверждаемые поло­жения не отменяют и не изменяют норм о лицензировании, содер­жащихся во многих законодательных актах. Действие Постановления Правительства Российской федерации от 24 декабря 1994 года не рас­пространяется на те виды деятельности, особый порядок лицензирова­ния которых установлен не только законодательными, но и нор­мативными актами Президента Российской Федерации. Это значит, что сформулированное в нем понятие лицензирования не является всеохватывающим. Предусматривается лицензирование реализации определенных прав физическими лицами, не связанной с предпринимательской деятельностью (на приобретение оружия, отстрел ди­ких животных охотниками-любителями).

Следует иметь в виду, что в соответствии с ГК РФ перечень от­дельных видов деятельности, которыми могут заниматься юридичес­кие лица только на основании специального разрешения (лицензии), должен определяться законом, а не подзаконными актами.

По поводу лицензирования высказываются два крайних суж­дения:

а) оно противоречит рыночным отношениям, ведет к бюрокра­тизации и должно быть отменено. В этой точке зрения есть один по­лезный аргумент: лицензирование чрезвычайно забюрократизировано и охватывает собой все еще крайне широкий и недостаточно опреде­ленный круг видов деятельности, для осуществления которой необ­ходимо получение лицензии;

б) лицензирование не противопоказано рыночным отношениям и оно должно осуществляться государством и органами местного само­управления. Представляется, что последнее мнение ближе к реальным потребностям жизни. Но для его применения необходимо установить четкие пределы, не причиняющие ущерба развитию конструктивного предпринимательства. Лицензированию должны подлежать только такие виды деятельности, бесконтрольность которой может нанести вред национальной, государственной и общественной безопасности, включая экологическую безопасность. Для исключения бюрократизма и волокиты должна быть установлена простая процедура, предус­матривающая неотвратимость ответственности работников, виновных в такого рода проступках.

По общему правилу, лицензирование пока недостаточно эффек­тивно. Отсутствуют организационно-правовые гарантии достижения его цели. Чтобы лицензирование выполнило свое назначение, необ­ходимо соблюдение как минимум следующих условий:

а) должен быть эффективный механизм контроля и юридической ответственности за осуществление деятельности без лицензии или после ее аннулирования;

б) при лицензировании важно предвидеть способы защиты инте­ресов граждан на случай банкротства организаций, получивших ли­цензию на данный вид деятельности;

в) ответственность, в том числе уголовная, за нарушение порядка лицензирования должна быть достаточно суровой, чтобы противосто­ять авантюризму в коммерческой и предпринимательской деятель­ности.

Такие условия пока не созданы. Лицензирование по сути дела является формальным актом, рассчитанным на законопослушных.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал