Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность государственной политики по лицензированию отдельных видов деятельности
Лицензирование Лицензирование регламентируется нормами ряда законодательных актов, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, утверждаемыми им положениями о лицензировании отдельных видов деятельности. Специальным актом общего характера по данному вопросу является Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым утвержден Порядок ведения лицензионной деятельности. Оно издано в целях проведения единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности и обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В нем определяются: сущность лицензии; требования к ее содержанию; виды деятельности, подлежащие лицензированию; порядок лицензирования; субъекты, уполномоченные осуществлять лицензирование; основания и порядок аннулирования и приостановления действия лицензий. В указанном Постановлении лицензирование определяется как специальное разрешение уполномоченных органов исполнительной власти на осуществление отдельных видов деятельности предприятиями, учреждениями и организациями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления. Уполномоченные органы исполнительной власти ведут лицензионную работу на основе положений о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Разработка таких положений возложена на органы, специально уполномоченные на осуществление лицензионной деятельности. На определенные федеральные органы исполнительной власти возложена разработка проектов положений о лицензировании отдельных видов деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации должно разрабатывать проекты положений о лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности и т.д. Постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрены случаи, когда лицензия может быть приостановлена или аннулирована органами, уполномоченными на лицензирование соответствующих видов деятельности. Например, по заявлению владельца лицензии; обнаружении недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии; при нарушении лицензиатом условий действия лицензии и др.
Решения и действия органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, могут быть обжалованы в судебные органы. В силу подзаконности правовых актов Правительства Российской Федерации упомянутое его Постановление и утверждаемые положения не отменяют и не изменяют норм о лицензировании, содержащихся во многих законодательных актах. Действие Постановления Правительства Российской федерации от 24 декабря 1994 года не распространяется на те виды деятельности, особый порядок лицензирования которых установлен не только законодательными, но и нормативными актами Президента Российской Федерации. Это значит, что сформулированное в нем понятие лицензирования не является всеохватывающим. Предусматривается лицензирование реализации определенных прав физическими лицами, не связанной с предпринимательской деятельностью (на приобретение оружия, отстрел диких животных охотниками-любителями). Следует иметь в виду, что в соответствии с ГК РФ перечень отдельных видов деятельности, которыми могут заниматься юридические лица только на основании специального разрешения (лицензии), должен определяться законом, а не подзаконными актами. По поводу лицензирования высказываются два крайних суждения: а) оно противоречит рыночным отношениям, ведет к бюрократизации и должно быть отменено. В этой точке зрения есть один полезный аргумент: лицензирование чрезвычайно забюрократизировано и охватывает собой все еще крайне широкий и недостаточно определенный круг видов деятельности, для осуществления которой необходимо получение лицензии; б) лицензирование не противопоказано рыночным отношениям и оно должно осуществляться государством и органами местного самоуправления. Представляется, что последнее мнение ближе к реальным потребностям жизни. Но для его применения необходимо установить четкие пределы, не причиняющие ущерба развитию конструктивного предпринимательства. Лицензированию должны подлежать только такие виды деятельности, бесконтрольность которой может нанести вред национальной, государственной и общественной безопасности, включая экологическую безопасность. Для исключения бюрократизма и волокиты должна быть установлена простая процедура, предусматривающая неотвратимость ответственности работников, виновных в такого рода проступках. По общему правилу, лицензирование пока недостаточно эффективно. Отсутствуют организационно-правовые гарантии достижения его цели. Чтобы лицензирование выполнило свое назначение, необходимо соблюдение как минимум следующих условий: а) должен быть эффективный механизм контроля и юридической ответственности за осуществление деятельности без лицензии или после ее аннулирования; б) при лицензировании важно предвидеть способы защиты интересов граждан на случай банкротства организаций, получивших лицензию на данный вид деятельности; в) ответственность, в том числе уголовная, за нарушение порядка лицензирования должна быть достаточно суровой, чтобы противостоять авантюризму в коммерческой и предпринимательской деятельности. Такие условия пока не созданы. Лицензирование по сути дела является формальным актом, рассчитанным на законопослушных.
|