Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предшественники Аристотеля в Древней Греции.
Логика Древней Греции достигла наибольшего расцвета благодаря деятельности Аристотеля, одного из самых выдающихся античных мыслителей. В некоторых трудах, посвященных творчеству Аристотеля, особенно в эпоху средневековья, его называли именем «Стагирит», которое происходит от названия города, где он родился (Стагиры). Аристотель обобщил и систематизировал первые исследования в области логики, проведенные его предшественниками (представителями милетской школы, софистами, Демокритом, Сократом и его последователями), определил основные формы и законы мышления, создал первую теорию вывода (силлогизм). Его логические исследования носят настолько фундаментальный характер, что именно в них берут начало многие проблемы современной логики. Созданная им логическая система на протяжении многих веков существенно влияла на развитие наки, образования, культуры, особенно в странах Европы, где она получила наибольшее распространение. Признание его заслуг проявилось и в том, что логику от ее возникновения и до второй половины ХІХ ст. (то есть до начала нового етапа в развитии логики - «современной логики») принято называть аристотелевской логикой. Много открытий в области логики сделали ученики Аристотеля, логики соедневековья, логики Нового времени, представители классической философии, однако результаты самого Аристотеля остаются наиболее фундаментальными. Поэтому ясно, что когда речь идет о древнегреческой логике, имеют в виду не какой-либо локальный исторический период в развитии этой науки, а открытия, ставшие достижениями цивилизации на все время ее существования. Хронологические показатели в этом случае не являются определяющими, они лишь указывают временные рамки этого открытия. Точно так же Физика Ньютона не является достижением и прерогативой только ХУII ст., она имеет планетарное значение на все времена. Аристотель родился в 384 г. до н.э. Был учеником Платона и учителем Александра Македонского. Написал более тысячи научныд трулов, охватывающих все области философского и научного знания своего времени. Аристотель основал в Афинах школу, которая называлась Ликей (или «Лицей»). Свое название школа получила от храма Аполлона Ликейского, возле которого она располагалась. В 70 г. до н.э. последователь и комментатор учения Аристотеля Андроник Родосский объединил его работы, посвященные вопросам логики, в трактат под названием «Органон» (от греческого organon - «орудиея», «инструмент», «средство познания, исследования»). В «Органон» входять пять произведений Аристотеля. В работе «Категории» Аристотель раскрывает природу самых общих понятий или категорий. В работе «Об истолковании» дается определение суждения как формы мышления, производится классификация суждений, исследуются условия их истинности. Главной аристотелевской работой по логике является «Аналитика», состоящая из двух книг. В «Первой Аналитике» рассматривается силлогистика (учение об умозаключении), во «Второй Аналитике» - теория доказательства. «Топика» посвящена теории правдоподобных рассуждений. В книге «О софистических опровержениях» исследованы источники неправильных умозаключений и доказательств, указаны способы выявления и устранения намеренных логических ошибок (софизмов). Закладывая основы науки логики, Аристотель опирался на работы своих предшественников. Правда, в них проблемы логики излагались бессистемно и были вплетены в контексты философии, риторики, грамматики. И все же они явились солидным фундаментом, на котором смогла появиться такая теория, как логика Аристотеля. Определенные достижения в области логики имелись еще у Демокрита (460 -370 гг. до н.э.). Он впервые описал индукцию как способ рассуждения, охарактеризовал гипотезу, аналогию, логическую операцию определения понятий, дал первую формулировку закона достаточного основания («ничто не происходит без причины, все имеет достаточное основание»). У Парменида (540 -480 гг. до н.э.) находим первые попытки определить закон тождества. Зенон Элейський (490 -430 гг. до н.э.) прославился своими апориями (от греческого «безысходность», «безвыходное положение»): «Ахилес и черепаха», «Дихотомия», «Стрела», «Стадий», в которых было показано своеобразие чувственной и рациональной ступеней познания. Это своеобразие стало непосредственно доступным благодаря логике. Логика доказала, что пренебрежение своеобразием чувственного и рационального этапов познания с необходимостью приводит к признанию очевидного неочевидным (или, как говорят, признанию черного белым и наоборот). Например, мало кто стал бы отрицать, что выпущенная из лука стрела летит. Однако рассматривая траекторию полета стрелы как линию, состоящую из бесконечного множества точек местонахождения стрелы, мы будем вынуждены признать, что стрела не летит, а находится в состоянии покоя. После Зенона на протяжении многих веков предпринимались попытки помочь ему выбраться из безвыходного положения, в которое он попал со своими апориями. Да и в современной литературе встречаются подобные попытки (например, говорят, что Зенон делил до бесконечности траекторию полета, а следовало делить так же и время). А в действительности в такой легкой для восприятия форме Зенон показал, что логика - это особая рефлексия над процессом познания и его результатами. Именно логика является тем гарантом, который предохраняет любую теорию от разрушения. Пренебрегая логикой, наш интеллект попадает в безвыходные ситуации. Свидетельствами этого оказываются логические противоречия. Еще одна интересная фигура античной логики - Сократ (469 -399 гг. до н.э.), который не оставил после себя ни одной работы. Об открытиях Сократа известно из свидетельств его учеников и последователей. Сократ различал два способа исследования: индукцию («наведение») и дефиницию («определение»). Суть сократовской индукции заключается в образовании понятий. Чтобы образовать понятие, следует ссылаться на самые обычные представления людей, на примеры повседневной жизни, на общепринятые положения. Избежать случайности и бессистемности этого процесса помогает искусство сопоставления противоположных мыслей, взглядов. Индукция является основой дефиниции. Благодаря индукции (или наведению) устанавливают, что является существенным для исследуемого предмета, а что – нет. Конечный результат индукции – создание дефиниции. Свой метод образования понятий Сократ называл «маевтикой»(«искусство повитухи»). Сократовский метод, объединяя индукцию и дефиницию, помогал рождению мысли. Платон дал прекрасные образцы использования этого метода в «сократовских диалогах». Сократ сначала требовал от собеседника определения обсуждаемого предмета, например, что есть добро. Как правило, первые определения этого понятия оказываются поверхностными, содержащими эмоциональные и психологические оттенки. Эти определения подправляют до тех пор, пока не находят такого, которое бы адекватно отображало предмет исследования. Ученики Сократа основали школы, в котрых разрабатывались его идеи. Евклид основал мегарскую школу, Федон - элидо-эретрейскую, Атисфен – киническую, Аристип - киренскую. Выдающийся ученик Сократа Платон основал(приблизительно в 387 г. до н.э.) в Афинах школу и назвал ее Академией (именем мифологического героя Академа). Платон исследовал природу суждения, которое считал главным элементом мышления. По мнению Платона, суждение – это объединение понятий, в котором содержится утверждение либо отрицание. Ему были известны определение через род и ближайшее видовое отличие, дихотомическое деление объема понятий, он вплотную подошел к открытию основных законов логики, которые впоследствии сформулировал его ученик Аристотель. Значительное влияние на формирование логики Аристотеля оказали софисты. Софистами в Древней Греции называли учителей мудрости и красноречия. Софистов подразделяют на старших (Протагор, Горгий, Гипий, Продик, Антифон) и младших (Критий, Гипподам). Старшие софисты достаточно фундаментально исследовали вопросы политики, этики, государства, права, языкознания. Все они исходили из того, что истина может быть только относительной. Именно Протагору принадлежит знаменитый афоризм «Человек является мерой всех вещей». Младшие софисты, доведя до крайности релятивизм старших софистов, дошли до того, что софистика (то есть мудрость) выродилась у них в жонглирование словами, в фальшивые приемы «доказательства» истины и лжи одновременно.
|