Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л (и, л).






Из всех рассмотренных пимеров следует вывод, что для нахождения логического значения модальных высказываний недостаточно одного только их сопоствления с действительностью, а следует принимать во внимание все множество мыслимых вариантов ситуаций, с которыми имеет смысл сопоставлять данное модальное высказывание. При этом необходимо, в зависимости от вида модальности, учитывать также ситуации, относимые к прошлому или будущему, пространственную координацию событий, принятые моральные и правовые нормы в качестве оценок, стандарты познавательной деятельности и т.п.

В познавательной и практической деятельности у нас постоянновозникает потребность в оценке своих действий, поведения других людей, в прогнозе событий, в выражении своего отношения как к результатам собственной деятельности, так и деятельности окружающих. Другими словами, мы постоянно вынуждены допускать относительно определенного факта, события некоторое количество возможностей, альтернатив, подходов, обеспечивающих интерпретацию как фактов, так и событий.

В этой связи множество альтернативных подходов, допустимых вариантов объяснения ситуаций, решения проблем, прогнозирования событий, оценки результатов деятельности и т.п. принято называть возможными мирами.

Фундатором теории возможных миров является Г.Лейбниц. Именно он, исследуя природу истин разума и истин факта, обратился к понятию «возможного мира». Трактовка Лейбницем«возможного мира» была перегруженагносеологическим и даже метафизическим содержанием. Это обстоятельство наложило свой отпечаток на определение необходимого высказывания как истинного во всех «возможных мирах», а возможного – как истинного хотя бы в одном подобном мире

В современной логике понятие «возможный мир» рассматривается как теоретико-множественное понятие, полностью лишенное какой-либо метафизической или гносеологической окраски. Даже тогда, когда мы говорим, что дескриптивное высказывание сопоставляется для определения его истинностного значния с действительностью, реальным положением дел, имеется в виду не объективная, не зависящая от сознания познающего или мыслящего субъекта реальность, а только теоретико-множественное понятие принадлежности (или непринадлежности) элемента множеству, либо включение (не включение) одного множества в другое. Тем более сказанное относится к «возможному миру».

Поскольку возможные миры моделируют разные обстоятельства, альтернативные положения дел, разнообразные гносеологические стандарты, допустимые и недопустимые нормы, оценки относительно какого-либо случая или условий, то каждый возможный мир рассматривается в качестве элемента некоторого множества возможных миров.

Между возможными мирами устанавливается особое отношение «достижимости», также имеющее теоретико-множественный смысл. Это не отношение сопоставления, которое имеет место между дескриптивными высказываниями и реальным миром, а отношение какой-то связанности, зависимости возможных миров друг от друга.

Отношение достижимости (альтернативности) может обладать или не обладать такими свойствами, как:

- рефлексивность,

- симметричность,

- транзитивность.

Если возможные миры обозначить символами w1, w2, w3, …wn, а отношение достижимости как R, то названные особенности записываются следующим образом:

1. wiR wi – рефлексивность (где 1 Ö i Ö n);

2. wi R wj ® wj R wi -- симетричність (где 1 Ö i Ö j Ö n);

3. (wi R wj & wj R wk) ® wi R wk -- транзитивность (где 1 Ö i Ö j Ö k Ö n).

Р.Карнап конкретизировал понятие возможного мира через «описание состояний».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал