![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примеры вопросов и заданий разных типов для интеллектуальных игр.
I. Продуктивные. 1. Вопросы на сообразительность. Позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок в полной мере проявил свои мыслительные способности. Во время обсуждения подобных вопросов возникают занимательные и неожиданные версии и доводы, что усиливает интерес к игре. Примеры: - Английский король Георг I, начиная с 54-летнего возраста и до конца жизни, был вынужден постоянно пользоваться услугами переводчика. Что же с ним случилось в этом возрасте? (Он стал английским королём, а т.к. был немцем, не знал английского языка и не хотел его учить, то пользовался услугами переводчиков.) - В начале 90-х годов XX века в Национальной хоккейной лиге появилась новая команда – «Могучие утки» из города Анахайм. Как в переводе на русский язык звучит название ледовой арены, построенной в этом городе? («Пруд») 1.1. «Ответ в вопросе». Интересная вариация вопросов на сообразительность, где ответ содержится в самом вопросе. Эти вопросы великолепно тренируют чутье игроков на верный ответ и умение вычленять необходимые сведения из представленной информации. Примеры: - В Древней Руси, чтобы расплатиться, могли отрубить часть слитка серебра. Как мы сейчас называем отрубленную часть? (Рубль)
- Представьте, что вы капитан космического корабля. В вашей команде 5 человек, им по 20 лет. Сколько лет всему экипажу? (5х20=100 + число лет капитана, т.е. человека, которому задан вопрос) 1.2. Вопросы – шутки. Это остроумные вопросы, где за внешней элементарной оболочкой, уводящей в сторону, и скрывается сущность. Примеры: - Что случилось 30 февраля 1945 года? (30 февраля не существует) - Катится колесо, один угол у него красный, другой зеленый. Когда колесо докатится до края стола, какой угол у него будет сверху? (У колеса нет углов) - По чему бегают футболисты? (По полю) 1.3. «Оригинально о банальном» Очень интересный вариант вопросов на сообразительность. Здесь на обычнейшие, известные всем вещи смотрят под непривычным углом. У игроков возникает всплеск эмоций, когда они мучаются над трудным вопросом, а ответ прост и почти очевиден. Примеры: - Как назвать желудь, доживший до старости? (Дуб) - Это название носит акула вологодских рек. (Щука) - Он был сообщником арестованной представительницы царских кровей. (Волк. «…В темнице там царевна тужит, а серый волк ей честно служит») 1.4. Вопрос – подсказка. Подобные вопросы состоят из 3 – 5 намеков – подсказок на правильный ответ. Сначала ведущий говорит первую подсказку. Если команда отгадывает, то получает 5 баллов. В противном случае ведущий говорит вторую подсказку и т.д. цена ответа с каждой попыткой уменьшается, а намеки, естественно, все прозрачней и прозрачней. Примеры: а) В давние времена правительницей этой страны была дочь Ярослава Мудрого. б) У одной моей знакомой эта страна ассоциируется с вином «Сангрия» в) «Икарус» - хороший автобус. (Венгрия) 2. Вопросы типа «неизвестное об известном». Прекрасный тип вопросов для интеллектуальных игр. В них дается удивительная, занимательная, малоизвестная информация о простых вещах. Часто, выслушав такой вопрос, игроки предлагают самые невероятные версии. И каково же бывает их удивление, когда они узнают правильный ответ. Такие вопросы увеличивают интерес к игре и пополняют багаж знаний участников и зрителей. Примеры: - Ударом хвоста он может свалить лошадь. (Крокодил) - В испанском и турецком языках, как и столетия назад, одно из значений этого слова – «искусство вправления вывихов». А для нас это раздел науки, которая никакого отношения к медицине не имеет. (Алгебра) 3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление. Такие вопросы особенно интересны игрокам, потому что задают необходимость выстраивать цепочку рассуждений. Это вопросы – задачи, вопросы – задания.
Примеры: - Лежат три спички, уберите из середины спичку, не трогая её. (Переложить крайнюю спичку на другую сторону, и средняя станет крайней.) - Расшифруйте строчку известной песни, если каждое ее слово заменено на противоположное по значению: «От футбола болеют ложные женщины». («В хоккей играют настоящие мужчины») - В представленном ряду слов найдите лишнее: стол, бегемот, автомобиль, попугай. (Попугай, т.к. остальные слова обозначают понятия, имеющие четыре точки опоры) 4. Вопросы «на удачу». Это вопросы с вариантами ответов, так называемые тестовые вопросы. Они хороши тем, что можно задавать самый заумный вопрос и у игрока есть шанс ответить правильно. Оптимальное количество вариантов от 3 до 5. Для усложнения можно добавить условие, что ни один из вариантов ответов может не являться правильным или верны сразу два варианта. Примеры: Дед Мазай мог сбегать за 40 верст: - в Вологду; - в Кострому; - за автоматом Калашникова. 5. Вопросы «на приближение». Вопросы, ответы на которые очевидны, но точнее данные получить очень трудно. Важно, чтобы факты, положенные в основу вопроса, были интересны и занимательны. Побеждает та команда, которая даст самый близкий к истине ответ. Примеры: - В Великом Устюге зарегистрирована наибольшая в Вологодской области глубина промерзания почвы. Она составляет… (126 см) II. Продуктивные.
В этом разделе сгруппированы вопросы, допустимые в интеллектуальных играх при каких – либо условиях.
1. Вопросы на воспроизведение полученных знаний (воспроизводящие вопросы). Данные вопросы – низшие по ценности для интеллектуальных игр. Они рассчитаны только на память, практически не нуждаются в объяснении, на них невозможно ответить, используя сообразительность и логическое мышление. Допустимы только в играх с учебными целями, когда необходимо проверить уровень знаний. Все подобные вопросы должны задаваться лишь по пройденному материалу. Примеры: - Когда началась Великая Отечественная война? (22 июля 1941 года) - Как зовут первого президента России? (Борис Николаевич Ельцин)
2. Воспроизводящие вопросы «с уловкой». У таких вопросов несколько более высокая ценность, т.к. они требуют не только памяти, но и внимания. Пример: - Когда началась Вторая мировая война? (Обычно отвечают, что 22 июля 1941 года, путая с началом ВОВ. Правильный ответ – 1 сентября 1939 года)
3. Перечисление. Такие вопросы, а вернее сказать задания, требуют перечислить что-либо, имеющее какой-то общий признак: башни Кремля, имена девочек, русские сказки о животных и т.п. Но это смотрится довольно однообразно и даже нудно, причем судьям бывает трудно оценить правильность ответа, т.к. они сами порой не обладают полной информацией по заданной вопросом теме. Подобные вопросы возможны только на интеллектуальных аукционов, или с оговоркой, что нужно назвать хотя бы 3 – 3 понятия.
4. Вопросы - лекции. Такие вопросы требуют очень развернутого ответа, что сразу снижает интерес к игре. допустимы только в случае проведения игр по станциям, где судья может спокойно выслушать участника. Пример: - Каковы климатические условия средне полосы России?
III. Недопустимые в интеллектуальных играх типы вопросов и заданий.
1. Вопросы - розыгрыши. Требуют от игрока заученного ответа именно на этот вопрос, а в случае ошибки участник испытывает чувство унижения, как от злой шутки. Часто подразумевают диалог между задающим (З.) и отвечающим (О.) Пример: З. – Висит на стене и сметаной пахнет. Что такое? О. – Не знаю. З. – Эх ты! Это же велосипед. О. – А почему сметаной пахнет? З. – А чем хочу, тем и смазываю.
2. Неэтичные вопросы. Примеры таких вопросов, конечно, не будут приведены. Верится, что подобные вопросы никогда не будут заданы уважающими себя людьми. Чтобы составить сценарий любой интеллектуально – познавательной игры необходимо учитывать основные типы интеллектуальных игр и классификацию вопросов и заданий к играм, тогда любая игра пройдет успешно.
При организации и проведении любой интеллектуально – познавательной игры необходимо учитывать не только тип, форму игры, содержание вопросов, но и весь ход игры, подготовку к мероприятию. Ниже приводится алгоритм построения интеллектуальной игры, выполняя необходимые условия которого, любой сможет организовать и провести любую интеллектуально – познавательную игру.
|