Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила некоторых интеллектуальных игр






 

Интеллектуальная игра – это соревнование между детьми в эрудиции. Это активная форма обучения, которая позволяет проверить знания ребят в той или иной отрасли знаний и даёт новые факты в интересной игровой форме.

В этом разделе представлено описание некоторых интеллектуальных игр, которые можно использовать как самостоятельные игры, так и составные части (конкурсы, задания) любых других игр.

 

Интеллектуально-познавательная игра «Умники»

 

Одной из таких интересных форм можно назвать традиционную интеллектуально – познавательную игру «Умники», которая уже в течение 10-ти лет проводиться среди образовательных учреждений города Ноябрьска. Игра «Умники» - это неотъемлемая часть дополнительного образования города. Без неё не проходит ни один учебный год. Особое место в интеллектуальной игре «Умники» занимает тематика, посвященная родному краю, отечеству, Родине.

Возраст участников игры: старший и средний школьный возраст, от 2 и до 20 команд

Цели и задачи игры: создание условий для взаимосвязи основного и дополнительного образования детей, развитие интеллекта и творческого потенциала учащихся, расширение кругозора учащихся, воспитание патриотизма, любви к родному краю, воспитание у школьников чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности и самостоятельности.

Документация к игре: Для проведения игры для участников игры разрабатывается положение, в котором описываются цели и задачи игры, порядок и условия проведения, перечисляются названия 3-х туров игры и даты их проведения. За месяц до проведения каждого тура игры разрабатывается приложение к положению, в котором уточняется дата, время и место проведения игры; описывается круг знаний для участников игры, т.е. определяются разделы материала, который необходимо знать для успешного участия в игре; описывается рекомендуемая литература к игре, объявляется о проведении дополнительной подготовке к игре (для команд по возможности проводятся лекции и экскурсии по теме игры, которые проводят специалисты Центральной библиотечной системы или Музейного ресурсного центра); объявляется организационный сбор для команд, который проводится за 3 дня до игры (на нем организаторы игры называют тематику раундов, объявляется ставка каждого раунда, уточняются организационные вопросы).

Тематическое содержание: Тематика игр может быть самой разнообразной. Обычно берется общая тема для трех туров игры, и каждый тур называется в соответствии общей темы, в каждом туре берется какая-то одна отрасль знаний (например: персоны, музыка, искусство и т.п.)

Правила игры:

Игра состоит из 5 раундов. В начале игры каждая команда получает стартовый капитал - 25 лепт. Отвечая на вопрос, команды делают ставки, записывают ответ в листах и поднимают карточку, соответствующую номеру выбранного ответа (в «Тестовом» раунде), или записывают вариант ответа на листе, который потом вслух зачитывает крупье. Если ответ правильный – ставка удваивается, если нет – команда лишается лепты (лепт). Время обдумывания – 30 секунд (1 мин).

В конце игры подсчитывается заработанный капитал. Победителями тура становятся команды, набравшие наибольшее количество лепт. Победителями всей игры (сезона) становится команда, которая набрала наибольшее количество лепт за 3 тура.

Игра предусматривает разнообразные по форме и содержанию раунды:

ü «Тестовый» - состоит из 25-ти тестовых вопросов. Ставка раунда: один вопрос – 1 лепта. Отвечая на вопрос, команда получает (или теряет) 1 лепту.

ü «Сопоставление» - участникам игры предлагается сопоставить предложенные показатели, например, «Даты и события», «Фамилии знаменитых людей и их подвиги» и т.п. В данном раунде предлагается 1 вопрос – сопоставление, за 1 (1, 5) минуты участники игры должны сопоставить показатели. Ставка раунда: один вопрос – 4 лепты. Если команда ответила на вопрос верно – получает 4 лепты, а если допустила хотя бы одну ошибку – теряет 4 лепты.

ü «Описание» - необходимо по описанию чего-либо или кого-либо определить название или имя, например – раунд «Историческая справка» - представлены описания битв и сражений, необходимо узнать - о чем идет речь. Ставка раунда: один вопрос – 2 лепты. За один неправильный ответ забирается 2 лепты.

ü «Видео – раунд» - участникам игры предлагаются видео-вопросы по теме игры. Ставка раунда: один вопрос – 2 лепты. За один неправильный ответ забирается 2 лепты.

ü «Музыкальный раунд» - участникам игры предлагаются музыкальные вопросы по теме игры, например, звучат песни военных лет, нужно отгадать исполнителя или название песни. Ставка раунда: один вопрос – 2 лепты. За один неправильный ответ забирается 2 лепты.

ü «Кот в мешке» - участники должны угадать, какой предмет лежит в мешке. Раунд состоит из 3-х вопросов. Ставка - один вопрос - 1 лепта. За один неправильный ответ забирается 1 лепта.

ü «Ва – банк» - это решающий раунд! Командам предложен один сложный вопрос. Они должны за 1 минуту дать на него один, единственно верный ответ. Ставку команда выбирает сама: она может поставить 1 лепту, а может все лепты, заработанные за игру. Ответ команда пишет на листе. Крупье зачитывает ответ. Если ответ верен - ставка удваивается. Если нет - все поставленные лепты забираются.

Традиционно в игре 3 раунда существуют всегда. Это – «Тестовый», «Кот в мешке» и «Ва-банк». Остальные раунды подбираются в соответствии с темой игры и возможностями организаторов.

Необходимо отметить, что на игре используется презентация Microsoft Power Point: на экране высвечиваются названия раундов, вопросы и правильные ответы, материалы «Видео-раунда» и пр. Презентация позволяет участникам игры лучше понять содержание вопроса, и в течение времени, отведенного для обсуждения, участники игры могут, глядя на вопрос, уточнить непонятные факты. Традиционно за презентацию отвечает куратор клуба, которая составляет все вопросы и задания для игры и оформляет презентацию.

Ведущие и помощники: Ведут игру обычно 2 представителя клуба «Умники»: мальчик и девочка. На игре необходимы 14 крупье (по числу команд), которые следят за ходом игры за столом. В их обязанности входит: отдавать команде заработанные лепты в случае правильного ответа или забирать, если ответ не верен; поднимать карточки в «Тестовом» раунде; зачитывать ответы команд в остальных раундах. 1 человек отвечает за сопровождение игры презентацией. 1 человек – за музыкальное сопровождение игры. Также необходимы 1-2 помощника, которые выносят мешки для раунда «Кот в мешке», помогают в церемонии награждения, следят за тишиной в зале и фойе.

Необходимое материально-техническое обеспечение:

  1. Помещение для проведения игры (актовый зал школы или ЦДТ, который позволит свободно разместить команды и зрителей).
  2. Столы для команд и 6 посадочных мест (5 участников команды и крупье).
  3. Проектор, компьютер и экран для презентации.
  4. Музыкальная аппаратура.
  5. Художественное оформление зала (название темы игры, красочное оформление и т.д.)
  6. Доска с названием всех команд по порядку ОУ (в конце игры записывают на доске количество баллов и место команды).
  7. Лепты – картонные жетоны, на которых написано слово «ЛЕПТА» (по 25 штук на каждый стол и по 40-50 лепт в коробочку крупье).
  8. Коробочки для лепт (для крупье).
  9. Таблички с цифрами 1, 2, 3 на каждый стол.
  10. Название команды на столе.
  11. Лист ответов, в который команды записывают свои варианты ответов.
  12. Задание на раунд «Сопоставление».
  13. Протокол для экспертной группы, в котором записывается количество лепт, заработанных каждой командой и их место в данном раунде.
  14. Лист мнений и предложений для руководителей команд, в листе они могут отметить, что в каждом раунде было интересным, необычным, запоминающимся, или что в каждом раунде можно изменить, дополнить.
  15. Дипломы и ценные призы (на 3 туре) для награждения.

 

Спортивное «Что? Где? Когда?»

 

Основные правила спортивного «Что? Где? Когда?»:

ü Количество команд в общем случае ограничено только размером помещения, в котором проводятся игры. Все команды играют одновременно на одни и те же вопросы.

ü Обычно число игроков в команде ограничивают сверху: в команде может быть от 6 (классический вариант) до 8 игроков. Иногда запрещается играть командам, в которых менее 3 игроков.

ü Игра, как правило, ведётся на заранее объявленном количестве вопросов — от 24 до 1001. Общее число вопросов разбивают на туры по 12-15 вопросов, между которыми игрокам дают возможность отдохнуть.

ü Ведущий игры задаёт командам вопрос. На обсуждение вопроса отводится минута (кроме случаев так называемых «блицев» — вопросов с укороченным контролем времени). Игроки команд совещаются, стараясь делать это по возможности тише, дабы не подслушали соперники.

ü После окончания минуты знатокам даётся ещё около 10с. для записи ответа на бумажках (ответных карточках). После чего капитан команды поднимает вверх руку с упомянутой карточкой. Карточки собирают ассистенты (в разных странах они получили разное название — ласточки, снегурочки). Собранные ответы передаются в компетентное (в теории) жюри, которое засчитывает или не засчитывает ответы командам. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.

ü Правильный ответ чаще всего записан у ведущего. Ответ считается неправильным:

o если он не соответствует фактам вопроса, т.е. просто неправильный ответ (ответ «граф Толстой» на вопрос «Назовите человека, пытавшегося споить свою няню Арину Родионовну Яковлеву»;

o если форма ответа не соответствует форме вопроса (например, ответ «Александр» на вопрос «Назовите фамилию великого русского поэта Пушкина»);

o ответ недостаточно конкретный (например, ответ «мужчина» на вопрос «Кто был мужем Натальи Гончаровой?»);

o сдано более одного варианта ответа, один из которых неверен (ответ «Пушкина или Лермонтова, однозначно» на вопрос «Кого убил Дантес в 1837 году?»);

o в ответе допущены грубые ошибки, искажающие суть ответа (ответ «Василий Пушкин» на вопрос «Кто написал роман в стихах «Евгений Онегин»?»).

ü После задания всех вопросов подводятся итоги соревнования (обычно также подводятся промежуточные итоги после каждого тура). Как правило, победителем становится команда, правильно ответившая на большее количество вопросов. При равенстве очков в ход идут дополнительные показатели (суммарный рейтинг команды, сумма мест по турам, задание дополнительных вопросов, жребий). На ряде турниров первым показателем считается рейтинг, а только потом уже число правильных ответов. Рейтинг вопроса равен общему числу команд за вычетом команд, правильно ответивших на вопрос. Рейтинг команды равен сумме рейтингов вопросов, на которые команда дала правильный ответ.

ü Если команда считает, что её ответ правильный, хотя и отличается от ответа, записанного в бумажке у ведущего, а также, если в вопросе, по мнению игроков, имеется ошибка, подаётся апелляция в так называемое апелляционное жюри (обычно 3 человека, имеющих авторитет в среде знатоков или просто попавшихся под руку организаторам турнира). Апелляционное жюри рассматривает протест и выносит вердикт в зависимости от своих познаний и общей вменяемости. Апелляции есть не на всех турнирах.

Варианты игры «Что? Где? Когда?»:

Марафоны. Обычные очные турниры на необычное число вопросов. Начало марафонам было положено в Одессе. Сначала сыграли на 100 вопросов подряд, потом на 200… Потом играли сутки без перерыва. Максимальное число отыгранных подряд вопросов — 1001.

Олимпийские турниры. Проводятся по олимпийской системе. Отличаются от обычных тем, что в каждом бое (обычно совпадают с турами) команды играют по парам. Если команда набрала в туре больше очков, чем команда-соперница, значит, она выиграла этот бой. Таким образом, первое место может занять команда, ответившая на меньшее число вопросов, чем ряд других команд. Зато выигравшая у команд-соперниц в каждом из боёв.

 

«Брэйн-Ринг» («Брейн-Ринг», «Brain-Ring»)

Это игра на опережение - «Брэйн-Ринг» (придуман в 1989 году председателем днепропетровского клуба знатоков Борисом Бородиным и первоначально обозначавшего как раз вариант спортивного «Что? Где? Когда?»).

Реквизит, необходимый для «Брэйна»

Прежде всего, конечно, понадобятся вопросы. Обычно вопросы для «Брэйн-Ринга» представляют собой те же вопросы «Что? Где? Когда?», но более простые. Хотя и не всегда. Вообще, лучший вопрос для «Брэйна», наверное, тот, на который команды могут найти ответ в течение минуты, а не в процессе его чтения («кнопки»).

Поскольку команды частенько находят ответ практически одновременно, возникает потребность в аппаратуре для определения того, кто же, всё-таки, решил отвечать раньше. Лучше всего это сделать с помощью специальной установки — брэйн-системы. Конечно, если нет системы, можно играть и без неё. Например, капитаны могут хлопать в ладоши, стучать по столу, включать настольную лампу или протыкать воздушный шарик. Но с повышением профессионализма команд или при наличии лёгких вопросов без электроники определить, кто был быстрее, практически невозможно (лучшим кнопочникам для останова системы требуются сотые доли секунды).

Правила игры: В классическом варианте «Брэйн-Ринга» одновременно играют две команды по шесть человек (не более) в каждой. Однако, можно проводить игры и при одновременной игре большего количества команд (от трёх до шести).

Ведущий зачитывает вопрос. При окончании чтения вопроса включается брэйн-система (или подаётся команда «Время»). После светового или звукового сигнала, свидетельствующего о начале обсуждения, команда может нажать на кнопку (или другим оговоренным способом сообщить о своей готовности отвечать). Если команда нажимает на кнопку до сигнала, фиксируется, так называемый, «фальстарт» и команда теряет право отвечать на этот вопрос. В этом случае оставшиеся команды могут отвечать в любой момент до окончания времени обдумывания. Если несколько играющих команд нажимают на кнопки до сигнала, фальстарт фиксируется только у команды, нажавшей первой. За правильный ответ команде начисляется одно очко. В телевизионном варианте «Брэйн-Ринга» применялось также накопление очков (если ни одна из команд не даёт правильного ответа, то за следующий вопрос команды могут получить уже 2 очка и т.д.), но в спортивных играх накопление используется редко. Если первая команда ответила неправильно, остальные команды продолжают обдумывание вопроса и, в свою очередь, сообщают о своей готовности отвечать нажатием на кнопку. Команда имеет право не отвечать на вопрос. Обычно на обдумывание вопроса отводится минута, однако, после ответа первой команды или фальстарта, на обдумывание может даваться 20 секунд, а не всё время до конца минуты.

Бои проводятся или на фиксированное количество вопросов или до определённого числа очков у победителя. В первом случае каждой группе команд задаётся заранее оговоренное количество вопросов (5, 7, 9 и т.д.). Если по окончанию боя счёт остаётся ничейным, а по схеме игр необходимо выявить победителя, задаются дополнительные вопросы, пока одна из команд не даст правильного ответа. Во втором случае бой продолжается, пока одна из команд не наберёт нужное количество очков. Сколько вопросов будет задано в таком случае заранее неизвестно. Если играет более двух команд, первая из команд, набравшая нужное количество очков, занимает первое место и прекращает игру, следующая команда, ответившая на нужное число вопросов, занимает второе место и т.д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал