Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семинар №1Стр 1 из 4Следующая ⇒
Тема 1-2.Раздел 1. История моральных и этических учений Занятие – 4 часа Цели занятия: Дидактическая – закрепить и систематизировать знания об основных этапах в развитии этических воззрений, углубить представления о сущности понятий: «этика», «мораль», «нравственность», уяснить их этимологическое родство и исторически сложившееся различие. Методическая – формировать у студентов умений делать обоснованные выводы, владеть технологией рассуждений и аргументации своей позиции по конкретному вопросу; умений пользоваться полученными знаниями в профессиональной деятельности. Воспитательная – формировать чёткие ценностные установки на последовательное наращивание этико-моральных знаний, навыков и умений с целью их последующего эффективного и грамотного применения в практике профессиональной деятельности, а также в воспитательной работе с подчиненными; развивать у студентов чувство патриотизма, любви к Отечеству, личной ответственности за состояние дел в стране.
Методы проведения занятия: - заслушивание докладов, рефератов; - опрос студентов – развернутая беседа; - комментированное чтение источников; - дискуссия; - письменные контрольные работы Подготовка к проведению занятия: Начиная подготовку к семинару по данной теме, необходимо уяснить сущность понятий «этика», «мораль», «нравственность», необходимо углубить знания об основных этапах в развитии этико-моральных воззрений. Подготовку по учебным вопросам семинара целесообразно начать с работы над основной и рекомендованной литературой. Особое внимание сосредоточить на освоении понятийно-категориального аппарата по теме занятия. При подготовке к ответу по первому вопросу использовать основную и дополнительную учебную литературу, а также журнальные статьи, содержащие общую характеристику основных этапов в развитии этико-моральных воззрений. При этом обратить основное внимание на современные этические воззрения в условиях глобального мира. При подготовке к ответу на второй вопрос необходимо уделить внимание рассмотрению следующих вопросов: нравственный идеал древней индийской религии индуизма; нормативная программа Будды и восемь ступеней «срединного пути»; нравственные аспекты «увей» («недеяния»). Идеал даосского мудреца. «Увей» и естественность смысл жизни даоссов. Соотношение этики и политики в рамках конфуцианства. Подготовку к третьему вопросу целесообразно осуществлять по следующим учебникам и учебным пособиям: История этических учений / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2003. Омельченко, Н. А. Этика государственной и муниципальной службы: учебник для бакалавров / Н. А. Омельченко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 408 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс. Особое внимание обратить на основные вопросы: этический релятивизм софистов; этический рационализм Сократа (три основных тезиса этики Сократа); этический идеализм и социальная этика Платона; Аристотель и создание этики как специфической отрасли философского знания (принцип «золотой средины»); индивидуальная этика личного счастья (Эпикур о культуре удовольствия и борьбе с иллюзиями»). При подготовке к четвертому вопросу семинарского занятия использовать рекомендованную основную и дополнительную учебную литературу. Здесь следует остановиться на следующих проблемах: Закон Моисея («десять заповедей») как первый моральный кодекс цивилизации; нацеленность этики Христа против морального лицемерия, обмана и самообмана; религиозно-нравственные установления ислама и отсутствие специальной моральной доктрины в Коране. Подготовку пятого вопроса целесообразно производить, опираясь на следующую рекомендованную литературу: История этических учений / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2003. Омельченко, Н. А. Этика государственной и муниципальной службы: учебник для бакалавров / Н. А. Омельченко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 408 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.; Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. М.: Гардарики, 2007. – 472 с. Первоочередное внимание следует уделить анализу таких проблем как: гуманизм этики эпохи Возрождения; этические воззрения Реформации; этические учения Нового времени: а) Ф. Бэкон и этика утилитаризма; б) Этика личности Б. Спинозы; в) Т. Гоббс и «мораль для дьяволов»; г) Р. Декарт и «предварительная мораль»; д) «Разумный эгоизм» французских материалистов XVІІІ века. При подготовке шестого вопроса обратить особое внимание на проблемы: гражданская война: этика долга и категорический императив И.Канта; мораль и система общественных отношений в этике Гегеля. Для подготовки данного вопроса использовать литературу: История этических учений / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2003. Подготовку седьмого вопроса начать с уяснения этики сострадания А. Шопенгауэра и антихристианской морали Ф. Ницше. Литература для подготовки: История этических учений / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2003. Омельченко, Н. А. Этика государственной и муниципальной службы: учебник для бакалавров / Н. А. Омельченко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 408 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс. При подготовке восьмого вопроса изучить вопросы: этика экзистенциализма; этика психоанализа; гуманистическая этика Э.Фромма; этические представления постмодернизма. Подготовку девятого вопроса начать с уяснения этических аспектов осмысления процессов информационного века (искусственный интеллект, киберпространство, «сетевая культура», этические программы и сетевое пространство; особое внимание обратить на прикладные проблемы этики информационного века (авторские права и Интернет, киберпреступления, проблема девиантного поведения в сетевой коммуникации, этические аспекты рекламы в Интернете). При наличии времени в ходе занятия провести тестирование по учебному материалу тем №№ 1-3. Примерный расчет учебного времени занятия: 1. Вступительная часть – 20 мин. (доведение темы, цели и порядка проведения занятия; заслушивание докладов, рефератов). 2. Основная часть – 115 мин. (из них 115 мин. на рассмотрение основных вопросов семинара) 3. Заключительная часть – 5 мин. (подведение итогов занятия и задачи на самостоятельную работу).
|