Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обучение технике подач мяча и образцовые упражнения
Обучение подачам Обучение всем игровым приемам, в том числе и подачам, начинают с показа, объяснения и опробывания приема с целью создания правильного представления о характере движения. Далее прием разучивают в упрощенных, специально созданных условиях, где занимающиеся овладевают правильной структурой выполнения изучаемого способа подачи. Затем подачу разучивают в усложненных условиях, близких к игровым, где занимающиеся готовятся к свободному выполнению подач в игре. И наконец, изучаемый способ закрепляется в игре. Целесообразно обучение подачам сочетать с совершенствованием передач: после первых успехов в овладении нижними подачами их совершенствуют, сочетая с верхними передачами, а верхние подачи—с нижними передачами. Подачи изучают в такой последовательности: нижние подачи (боковая и прямая), верхние подачи (прямая и боковая), после чего занимающихся можно познакомить с «планирующей» подачей. Нижние боковая и прямая подачи. После опробования изучаемого способа нижней подачи целесообразно выполнять специальные упражнения. Примерные упражнения1. Имитация изучаемого способа подач. Занимающихся строят в две шеренги лицом друг к другу на боковых линиях площадки. Упражнение выполняют посменно. Желательно имитировать подачу на три счета: на счет «раз»—замах, «два»—подбрасывание, «три»— удар по мячу. 2. Сочетание имитации подачи с подбрасыванием мяча. Ударное движение можно заменить ловлей мяча. Цель данного упражнения — научить детей правильно подбрасывать мяч. 3. Подача мяча в направлении своего партнера. 4. Подача в направлении своего партнера с высокой и низкой траекторией полета мяча. 5. Подача мяча точно в своего партнера на дистанции 9 м, затем 12 м. Организация выполнения упражнений 1—5 одинаковая: на двух занимающихся один мяч. После уверенного выполнения упражнения 5 приступают к подачам через сетку. 6. Подача мяча на сторону противника через сетку. В тех случаях, когда кому-либо из игроков не удается выполнить подачу через сетку с 9 л, можно уменьшить расстояние, с тем чтобы желание во что бы то ни стало перебить мяч через сетку не приводило к неверному навыку. 7. Подача мяча через сетку на площадку противника. 8. Подача мяча через сетку в зону защиты противоположной площадки. 9. Подача мяча в левую и правую часть зоны защиты площадки противника. 10. Подача мяча на своего партнера, находящегося в зоне защиты противоположной площадки. 11. Выполнение упражнений 8—10 с места подачи. 12. Подача мяча в зону нападения противоположной площадки и в уязвимые места площадки (вдоль боковых линий между зонами 1—2 и 4—5). 13. Соревнования между занимающимися на количество правильно и точно выполненных подач в определенную зону. Подачи выполняют сериями по 5—10 попыток. 14. Эстафета с подачами. Две команды выстраиваются на месте подачи в колонну по одному на противоположных площадках. У впередистоящих игроков в руках волейбольный мяч. По одному игроку из каждой команды идут на противоположную площадку и становятся лицом к своей команде в зоне 4, По общей команде (свистку) впередистоящие подают мяч точно своему игроку и бегут на его место. Находящийся в зоне 4 игрок ловит мяч, бегом несет в свою команду и отдает его впередистоящему игроку, а сам становится в конец своей колонны игроков. Выигрывает команда, раньше закончившая эстафету с наименьшим количеством ошибок.Для слабо осваивающих нижние подачи можно рекомендовать индивидуальные упражнения: 1. Имитация изучаемого способа подачи. 2. Подбрасывание и ловля мяча в сочетании с имитацией. 3. Подача мяча в стену с расстояния 9 м через воображаемую или нарисованную на стене сетку. 4. Подача мяча через сетку с места подачи сериями по 10—20 подач.Приведенную последовательность соблюдают при изучении всех способов подач. Однако если техника нижних подач в связи со своей простотой не требует специальных подготовительных упражнений, то при обучении верхним подачам, представляющим значительную сложность, подготовительные упражнения необходимы. Это обусловлено и тем, что верхние подачи являются основой для изучения нападающих ударов.Верхняя прямая подача. При овладении верхней прямой подачей применяют упражнения, направленные на овладение составными частями движения.Примерные упражнения1. Имитация верхней прямой подачи, которую целесообразно выполнять под счет по разделениям: а счет «раз» — движением тела из стойки вскинуть руку в положение замаха (проверить положение), «два»—подбрасывание мяча, «три»—с разгибанием сзади стоящей ноги и рывком тазом назад выполнить ударное движение. 2. Имитация составных частей движения подачи, особенно замаха и ударного движения. 3. Упражнение для лучшего освоения движения замаха: в стойке взять кисть партнера (как при рукопожатии), разгибая ноги и выпрямляясь, «вытащить» бьющую руку в положение замаха локтем вверх—в сторону, кисть опущена. Упражнение выполняют с небольшим сопротивлением партнера. 4. Упражнение для освоения ударного движения: выпрямленная бьющая рука опущенной кистью упирается в кисти поднятых вверх рук партнера. Сгибаясь в тазобедренных суставах (таз идет назад, а плечи и руки вперед), нажать на кисти партнера. Мышцы, удерживающие плечевой сустав, напряжены, локоть бьющей руки не опускается, Важно убедить занимающихся в том, что ударное движение начинают от тазобедренных суставов, а не от плечевых. 5. То же, но сгибание в тазобедренных суставах сочетают с небольшим винтообразным движением тела в сторону, противоположную бьющей руке. 6. Бросок мяча двумя руками. Взять мяч двумя руками, опустить вниз перед собой, немного наклониться вперед, а затем волнообразным движением вскинуться вверх до положения опоры на носках и одновременно поднять руки вверх с мячом, но не заносить его за голову. Затем за счет короткого рывка тазом назад бросить мяч вперед, не опуская локти вниз. 7. Бросок мяча одной рукой: то же, что в предыдущем упражнении, но с переводом мяча в одну руку. 8. Бросок мяча одной рукой. Игрок держит мяч двумя руками: правой сверху, левой снизу (мяч внизу перед собой) и энергичным движением вскидывает мяч над правым плечом (левая рука посылает мяч в положение над правым плечом). В конце вскидывания левую руку отводят, а правой из исходного положения выполняют бросок описанным выше движением. После освоения упражнений с бросками мяча можно перейти к подачам мяча. 9. Подача мяча в направлении партнера, строго соблюдая последовательность движений: на счет «раз»—замах, «два»—подбрасывание мяча, «три» — удар по мячу Упражнение выполняют в парах поперек площадки, дистанция 9 м. 10. Подача мяча на своего партнера (на точность попадания), дистанция 9 м, затем 12 м.После уверенного выполнения упражнений 9 и 10 можно приступить к подачам через сетку и выполнять упражнения в той же последовательности, как и при изучении нижних подач.Верхняя боковая подача—технически сложный игровой прием, требующей хорошей физической и специальной подготовки. К обучению этой подаче приступают позже, когда занимающиеся приобретут значительный опыт взаимодействия с мячом. Верхняя боковая подача в современном волейболе уже не является столь грозным оружием, как прежде, но она расширяет игровые возможности волейболиста и является важной ступенькой к овладению планирующей подачей и боковым нападающим ударом.Примерные упражнения1. Имитация верхней боковой подачи. 2. Сочетание имитации подачи с подбрасыванием мяча. Подбросить вверх мяч, сделать замах и, выполняя ударное движение, поймать мяч перед собой вверху. В этих упражнениях подбрасывание осуществляют сначала одной рукой, потом двумя, с тем чтобы занимающиеся нашли наиболее удобный для них способ. 3. Бросок мяча одной рукой. Взять мяч двумя руками. Вынося мяч в исходное положение, отвести левую руку, а правой ударным движением выполнить бросок. В этом упражнении все внимание сосредоточивается на правильной последовательности работы ног, туловища, руки.Далее можно приступить к подачам мяча сначала поперек площадки, затем через сетку. Когда занимающиеся станут уверенно выполнять подачу, можно познакомить их с боковой верхней подачей в движении.При совершенствовании подач осваивается техника «закручивания», «срезки» и «планирования». К планирующей можно перейти от нижней боковой подачи, где основное движение—вращение туловища в вертикальной плоскости. Несколько увеличив расстановку ног и откидывая корпус назад, мяч ударяют все в более высокой точке до тех пор, пока не будет найдено наиболее удобное положение для «проводки» мяча, придающей ему планирование. Эффекта планирования можно добиться и при верхней прямой подаче, что сложнее. Для этого игрок при выполнении подачи выставляет вперед ногу, одноименную бьющей руке, или выполняет подачу в движении.При изучении подач часто встречаются ошибки, связанные прежде всего с неправильным подбрасыванием мяча и неверным ударным движением, для устранения которых необходимо вновь возвратиться к подводящим упражнениям. Этой же цели могут служить и подвижные игры с метанием мячей в цель: «Перекатывание набивного мяча», «Переправа под обстрелом» и др.Перекатывание набивного мяча. Играющие построены в две шеренги на лицевых линиях волейбольной площадки лицом друг к другу. В каждой шеренге (команде) 5—6 волейбольных мячей. На средней линии в центре площадки—набивной мяч весом 4—5 кг. По сигналу (свистку) обе команды играющих стараются попасть волейбольным мячом в набивной так, чтобы он откатился за линию нападения противоположной команды. За каждое удачное перекатывание команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая за 5—7 мин игры больше очков. После каждого перекатывания за линию нападения набивной мяч снова устанавливают в центре площадки, и в обеих командах уравнивается количество волейбольных мячей. Мяч бросают «ударным движением». Расстояние до набивного мяча варьируется в зависимости от возраста, пола и физической подготовленности играющих.Переправа под обстрелом. В игре принимают участие две команды: первая—бьющая—построена в шеренгу за лицевой линией площадки (у каждого игрока волейбольный мяч), вторая— переправляющаяся—в 7—8 м. от нее за боковой линией и построена в одну колонну перед «мостом» (две гимнастические скамейки, установленные в один ряд поперек площадки), По сигналу игроки второй команды начинают по очереди «переправу через мост», а игроки первой «обстреливают» переправляющихся, стараясь попасть в игрока мячом. За каждое попадание команда получает одно очко. 2—3 игрока бьющей команды находятся в 4—5 м за мостом для возвращения мячей в свою команду. Когда все игроки второй команды закончат переправу, команды меняются ролями—и игра продолжается. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Мяч бросают ударным движением. В случае, если игрок оступится («свалится с моста»), команде бьющих засчитывают попадание. Планирование годовых учебных занятий. Название периодов. Тематическое планирование Тематический план составляется, как правило, на весь учебный год и представляет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разделам учебного курса. В общем виде годовой тематический план — это перечень тем всех занятий, основной целью которого является определение оптимального содержания занятий и расчет необходимого для них времени. Тематический план содержит следующие разделы: 1) наименование тем и цели всех уроков; 2) типы уроков; 3) число часов, отводимых на их изучение; 4) опорные знания и умения; 5) темы для предваряющего и итогового повторения; 6) перечень наглядных пособий и учебного оборудования; 7) учебно-методические пособия; 8) межпредметные связи; 9) типы уроков (фиксируются обобщающие и зачетные занятия, намечаются темы и виды самостоятельных работ). По каждой теме часто выделяются основные понятия, способы деятельности, источники информации. Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы. Оно позволяет выстроить уроки в определенную систему, увидеть перспективу в работе, помогает заранее готовить оборудование к уроку, продумать для учащихся предварительные задания, направленные на актуализацию необходимых для изучения нового материла знаний и умений. Но самое главное, появляется возможность провести через все темы ведущие положения, сформировать у учащихся целостные представления и относительно завершенные способы деятельности. Тематический план—плод серьезных размышлений педагога, осознания целей изучения темы, урока (занятия), ведущих средств их достижения. В современной дидактике и методике обучения процедура планирования учебного процесса доведена до уровня технологии 1. Изучение рабочей программы по курсу или ее самостоятельная разработка в соответствии с образовательными стандартами и собственной педагогической позицией. Расчет реального количества отводимых на учебный курс часов (за вычетом праздничных дней). Выделение главных тематических блоков (разделов) курса и приоритетных видов деятельности учеников. Деление учебного материала темы на логически законченные части. 2. Распределение общего количества годовых часов по основным разделам курса с учетом тематических и деятельностных компонентов (например, выделение в конце года времени на повторение или практикум по всем темам курса). Выделение времени на внеклассные занятия (занятия по индивидуальным планам, защита творческих работ, конференции, олимпиады, консультации, зачеты, экзамены и т.п.). 3. Расчет учебного времени для разделов тематического плана, учитывая различные факторы (например, крупные разделы или темы лучше завершать до наступления каникул, чтобы контроль образовательных результатов детей по этим темам совпадал с четвертными контрольными работами). 4. Планирование занятий внутри каждого из разделов: • ознакомление с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделение основных научных и воспитательных идей, понятий, законов, умений, навыков, которые должны быть усвоены учащимися в соответствии с поставленными задачами; определение тематики каждого урока, отбор наиболее рационального содержания обучения на данном уроке; • выбор оптимальной технологической структуры занятий по разделу; • уточнение форм предполагаемых занятий, методического инструментария и других особенностей обучения (в том числе обоснование логики раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, дидактическими принципами, определение тематики каждого урока, формулировка основных задач, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса задач изучения темы). Тематический или деятельностный блок курса расписывается в виде входящих в него занятий с указанием следующих данных: • номер занятия в данном блоке и с начала года, например: урок 2/53, то есть второй урок по данной теме, пятьдесят третий — с начала занятий; • тема занятия (формулируется с учетом тем и вопросов, обозначенных в образовательных стандартах, программах и учебниках); • тип (форма) занятия (лекция, семинар, экскурсия, лабораторная работа и т.п.); • цель занятия (записывается главная цель, относящаяся к планированию приращения учеников; при поурочном планировании цели могут быть детализированы и конкретизированы). Обозначить дидактическую и воспитательную цель каждой части; • дидактические средства (раздаточный материал, плакаты, компьютерные программы и т. п.); • контроль и обратная связь на конкретном уроке, их формы; • домашнее задание (творческое, номер параграфа из учебника, номер задачи из задачника, по индивидуальным программам и т.д.). Учитель может включить и другие элементы, например методы обучения, ключевые проблемы, виды деятельности учеников и т.п. 5. Окончательная компоновка годового тематического плана, при необходимости корректировка последовательности разделов и предварительно распределенного на них времени. Календарно-тематический план может быть составлен различными способами. Примеры структуры таких планов представлены в таблицах 11.1–11.4.
|