![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивация труда
Мотивация – это стремление работника удовлетворить свои потребности через трудовую деятельность. Мотив труда – это причина трудовой деятельности работника. Структура мотива: -потребность работника – физиологическая, биологическая, социальная, духовная; -трудовое действие, необходимое для достижения цели (мера затрат труда); -цена или заработная плата – издержки материального или морального рода, связанные с трудовым действием. Одной из главных задач для предприятий различных форм собственности является поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающий активизацию человеческого фактора. Таким образом, мотивация – это процесс стимулирования работников к труду для достижения личных целей и целей предприятия. Существует несколько теорий мотивации. Наибольшее распространение среди них получили следующие: - метод «кнута и пряника» суть такой теории состоит в том, что человек по своей природе ленив, избегает ответственности, поэтому управлять им надо через сочетание поощрения и наказания; - мотивация Мак-Грегора – при определенных условиях человек стремится к результатам, поэтому управлять им нужно через потребности. Сам результат тогда выступает в качестве стимула; - теория Маслоу – построена на иерархической пирамиде потребностей человека (рис.5.2).
Рис.5.2. Пирамида потребностей человека по Маслоу
- мотивация З.Фрейда состоит в том, что даже сам человек не в состоянии полностью объяснить свои мотивы и побуждения при освещении определенных действий; - американский психолог Ч.Аллен подразделил мотивы и побуждения на две группы: первичные (или врожденные) и вторичные (приобретенные); - теория Д.Шварца выделяет эмоциональные мотивы (чувство превосходства, потребность в комфорте, развлечении, страх, семейное благополучие и т.д.) и рациональные мотивы (экономия, качество и полезность).
Рис.5.3. Структурная модель способов улучшения мотивации Основными формами мотивации работников предприятия являются: -заработная плата как объективная оценка вклада работника; -система внутрифирменных льгот: эффективное премирование, доплата за стаж, страхование здоровья работников за счет предприятия, предоставление беспроцентных ссуд, оплата расходов на проезд к месту работы и обратно, льготное питание в рабочей столовой, продажа продукции своим работникам по себестоимости или со скидкой, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные успехи в работе, более ранний выход на пенсию, предоставление права выхода на работу в более удобное время и т.п.; -мероприятия, повышающие привлекательность и содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника; -устранение статусных, административных и психологических барьеров между работниками, развитие доверия и взаимопонимания в коллективе; -моральное поощрение работников; -повышение квалификации и продвижение работников по службе.
|