Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация игр. До сих пор нет единой классификации игр, а также точного определения самого понятия «игра»






До сих пор нет единой классификации игр, а также точного определения самого понятия «игра». Как отмечает Т.С. Бибарце­ва, классификация может быть точной лишь в том случае, если правильно определен сущностный классификационный признак. Безусловно, игра - деятельность. Э. Кант сущность игры сопос­тавлял с деятельностью, цель которой не выходила за ее преде­лы. Он отмечал, что в игровой деятельности самоценен любой момент. Сущностью понятия «досуг» также является деятель­ность. Поэтому игры и досуговые развлечения - имитация на­стоящей деятельности. В результате каких-либо увлечений про­исходит реализация продуктивной деятельности, считающейся объективно досуговой. Участие игропрактики на работе, в учеб­ном процессе, на досуге подводит к размышлениям о том, что все игры включают досуговедческую сущность, содержащую познавательные, обучающие, рекреационные и воспитательные аспекты. При осуществлении различной игровой деятельности, в зависимости от места, условий, правил, целей и задач часто при­меняются игры-задания, игры-тренинги, игры-развлечения, иг­ры-упражнения из процессов человеческой жизнедеятельности и


используются различные области знаний (философия, педагоги­ка, психология, экология, искусствоведение и т.д.). Этим и опре­деляется трудность написания четкой квалификационной типо­логии. Однако бесспорно то, что все игры имеют развлекатель­ный и познавательный характер, обусловленный досуговым и педагогическим началом. Поэтому игровая деятельность беско­нечна. Используя даже исторические элементы игровой практи­ки, игра находится всегда в настоящем и поэтому, может внезап­но начинаться, прерываться, менять свои правила и действия. Но, тем не менее, при рассмотрении классификаций, предложен­ных различными исследователями игр, чаще всего игры разде­ляют по месту и времени их проведения. Это игры на воздухе и в помещениях, игры на воде и спортивной площадке, зимние и летние игры. Все это подводит к некоторому разделению игр, а именно:

по области деятельности (физические, интеллектуаль­ные, трудовые, социальные, психологические);

по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориента-ционные, психотехнические);

по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);

по предметной области (математические, экологиче­ские, физические, искусствоведческие, музыкальные, литератур­ные, прикладные, производственные, спортивные, народные, ту­ристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговедческие и др.);

по игровой среде (с предметами и без предметов, ком­пьютерные (игры-автоматы и аттракционы), осуществление по­средством технических приспособлений; пространственно-временные).

Все эти подразделы до настоящего времени относили только к педагогике игры. Однако мы считаем их ближе к досуговедче-ским, в то же время выделяя в этом функционале игр интеллек­туальное творчество: спортивно-оздоровительные игры; азарт-


ные, коммерческие и престижные; имитационные и театральные; игровые программы; традиционные.

Наиболее полно раскрывающей классификационный функ­ционал педагогических (дидактических) игр является теория профессора В.И. Андреева в учебном курсе для творческого са­моразвития. Автор относит педагогические игры к одной из форм организации общения и воспитания. Он предлагает свою классификацию, в которой раскрывает виды учебной деятель­ности, такие, как обучающие, воспитывающие и развивающие, контролирующие, диагностические и многие другие, относящие­ся к группе «по целям их применения». По характеру деятель­ности отмечаются такие виды, как интеллектуальные, физиче­ские, трудовые, социальные и другие. В группу раздела «по осо­бенностям методики и технологии их организации» относят­ся следующие виды; ролевые, эвристические, имитационные, деловые, психодрама и другие. Математические, физические, литературные, музыкальные, спортивные - к группе по учебному предмету, а тренинговые, репродуктивные и творческие - по уровню проблемности. Соотношение индивидуальных, парных, групповых и коллективных игр В.И. Андреев относит к группе по коммуникативному взаимодействию. В группу игр по при­менению технических средств входят тренажерные, компью­терные, телевизионные и другие [1].

С детских игр начинается формирование культуры поведе­ния, миропонимания, закладывается основа мечтательности, раз­виваются фантазия и способность к творчеству. В.А. Сухомлин-ский писал об игре как живительном потоке представлений и понятий об окружающем мире. Он отмечал, что она вырабатыва­ет пытливость и любознательность. Важным организационным моментом для проведения игры является обеспечение благопри­ятной обстановки для игровой деятельности, способствующей развитию гармонизации интеллектуальных и физических воз­можностей каждого участника, независимо от возраста, так как игра по своей природе многофункциональна и вариативна, и способствует выработке позитивного отношения к постижению культуры в целом.


Из всего многообразия игр нами выделены основные груп­пы, которые можно отнести к условиям проведения игр, содер­жащим классификационные признаки:

• игры по времени проведения;

• игры по месту проведения;

• игры по возрасту участников;

• игры по степени регулирования;

• игры с предметами и без предметов:

• игры по содержанию.

Нельзя не отметить и тот факт, что игровая деятельность включает теоретические и практические аспекты внедрения в различные области жизнедеятельности общества, а также опре­деляет специфику востребованности кадров в области социаль­но-педагогической и культурно-досуговой деятельности. Рас­смотрение игр с позиций развлекательных, досуговых, педагоги­ческих, психологических и многих других подтверждает мысль теоретиков и практиков о ее вездесущности.

Важность игр бесспорна, так как они сопровождают челове­ка на протяжении всей его жизни, при этом открывая мир позна­ния, развлечения и отдыха, духовного и физического совершен­ствования. Любая игра содержит регулятивный принцип, вклю­чает педагогические основы и может быть организована как вос­питателем, учителем, так и самими играющими.

Поэтому, говоря о классификации игр и технологических приемах их использования и применения, мы обязаны ввести понятия «субъект игры» и «объект игры». Таким образом, на ри­сунке 1 представлена классификация, которая, на наш взгляд, наиболее точно раскрывается в общей системе игровых техноло­гий и обосновывается вышеизложенным нами текстом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал