Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-культурной сферы






Социально-культурная сфера - главная сфера общения. В другой сфере, например, на работе, общение, как правило, жест­ко регламентировано. Именно в социально-культурной сфере личность имеет возможность действовать в своих собственных интересах, тогда как в сфере профессиональной деятельности она служит интересам всего общества и нередко государства, а в бытовой сфере - кроме того, и обеспечивает свое биологическое существование. Конечно, для многих людей эти сферы сливают­ся, работа и отдых воспринимаются такими субъектами как дея­тельность в одном и том же русле, но таких счастливчиков не так много. Поэтому личность использует досуг как средство доступа к тем ценностям, которые невозможно получить в процессе труда.

В социально-культурной сфере обнаруживается истинный облик личности, ее сущность. Досуговая деятельность в гораздо большей степени, нежели профессиональная, выявляет иерархию ценностей субъекта, его отношение к вопросу о смысле жизни, цели человеческого существования. Поэтому работники клубов и других досуговых учреждений должны сами иметь развернутые и прочувствованные представления об основных экзистенциаль­ных проблемах. Только в этом случае они будут способствовать осознанию ценности жизни у субъектов досуговой деятельности, особенно подростков и молодежи. Ведь не секрет, что главная причина алкоголизма и наркомании - зтрата смысла жизни.

В теории социально-культурной деятельности рассматрива­ются такие формы межличностного общения, как повседнев­ное, игровое, творческое, интимно-дружеское и т.д. Изучаются специфика общения детей, подростков, молодежи, людей сред­него и пожилого возраста; технологии общения в различных со­циально-культурных условиях (клубы и Дома культуры, посидел­ки, салоны и гостиные, клубные кафе, театры-клубы, подростко­вые клубы и клубы молодежи, семейные вечера и клубы ветера­нов и т.п.); технологии организации деятельности и общения людей при проведении различных мероприятий. Например,


Э.В. Соколов так сгруппировал ситуации общения по степени серьезности их содержания: беседа, отдых, развлечения, празд­ник. Чтобы беседовать, надо знать предмет разговора, уметь слушать и говорить. Во время отдыха, игр, на празднике глав­ным становится непринужденность, чувство юмора.

Технология как алгоритм, ведущий к цели, как четкая со­вокупность и последовательность методов, форм, приемов, средств воздействия распадается на ряд конкретных взаимосвя­занных технологических компонентов: диагностики, планирова­ния, первоначального этапа работы и общения, создании ситуа­ции успеха, коррекции, предупреждения и решения конфликтов, регулирования профессионального самочувствия.

При разработке конкретных технологий учитываются преж­де всего цель и задачи, содержание деятельности и общения, все связи и контакты, распределение ролей, ресурсное и норматив­ное обеспечение, анализ результатов. Так, в жизнедеятельности подростковых клубов по месту жительства главными явля­ются следующие компоненты:

• взаимодействие подростковых клубов со всеми учебно-воспитательными, культурными, правозащитными, оздорови­тельными учреждениями, находящимися в микрорайоне;

• диагностика социального положения каждого подростка, посещающего клуб (дети, переданные под опеку, дети-инвалиды, подростки из «трудных семей», правонарушители);

• выявление сущности социальных проблем каждого под­ростка, знание того, кому и какая помощь, прежде всего, нужна;

• проектирование педагогами совместно с детьми и их ро­дителями конкретных мер, направленных на решение выявлен­ных проблем, накопление банка коллективных идей;

• совместное планирование достижения общей цели, поиск оптимальных способов решения общей задачи (например, через «мозговую атаку»);

• включение подростков в различные виды деятельности: спортивно-туристическую, художественно-эстетическую, оздо-ровительно-валеологическую, образовательную, коммуникатив­ную, культурно-досуговую, социально-педагогическую, приклад­ное творчество, техническое творчество;

194,,.


• распределение ролей, поиск исполнителей коллективной деятельности, включение желающих в работу с подростками, самих подростков в работу с младшими, больными, пожилыми людьми;

• ресурсное и нормативное обеспечение жизнедеятельно­сти клуба;

• наблюдение и коррекция групповой и индивидуальной деятельности подростков, апробация механизмов реализации задуманного;

• взаимная помощь и поддержка;

• анализ результатов, совместное оценивание деятельно­сти, переживание успехов и неудач;

• организация диалогического общения, положительно-эмоциональных доверительных отношений. Ориентация в обще­нии с подростками на высшие нравственные ценности.

Технология развития социальной защищенности подростков девиантного поведения включает в себя прежде всего следую­щие задачи: формирование моральных представлений и понятий, снижение эмоционального напряжения, развитие способности понимать состояние другого человека и умение выразить свои мысли, передать свое эмоциональное состояние, обучение само­релаксации. Основные этапы технологии: знакомство с подро­стком и определение конкретной ситуации условий социального развития; изучение социальной среды и ближайшего окружения, т.е. социальная диагностика; анализ информации, проектирова­ние и планирование направлений, форм, методов и средств рабо­ты и общения с подростком; коррекция (игротерапия, арттера-пия, музыкотерапия. хоротерапия, цветотерапия, библиотерапия, трудотерапия и т.п.),

М. Садовский и С. Семенов предложили технологию окуль­туривания подростков, у которых жизнь в детстве была крайне однообразной и потому у них снижена социальная компетентность, утеряна способность к маневру, отсутствуют представления о сред­ствах коммуникации, об эффективных способах разрешения кон­фликтов. Главная задача - помочь подросткам приобрести более разнообразный социальный опыт, расширить рамки социальной компетенции. Принципы работы: 1. Включение рефлексии, т.е. приобретение подростками навыков осмысления ситуации и собст-


венного поведения в течение прожитого дня. 2. Безоценочность в подходе к анализу поведения подростка. Совершенный поступок обсуждается как сделанный выбор одного из возможных вариантов поведения, рассматриваются позитивные и негативные следствия этого выбора и альтернативные способы поведения в данной ситуа­ции, более подходящие. При этом необходимо отчуждение ситуа­ции совершения поступка, что позволяет снять эмоциональное на­пряжение и психологическую защиту. 3. Создание успешности подростку в различных видах деятельности при включении его в широкий круг социальных отношений. 4. Четвертый принцип предполагает формировать нормативность поведения подростка при помощи образцов, демонстрируемых педагогами в отношении к детям и друг другу. Цель - вывести подростка из позиции ребенка в позицию взрослого. Это значит не только присвоить новые спосо­бы общения, взаимодействия с окружающими, присущие взрослым (аргументирование просьб и требований, выбор интонаций и т.п.), но и принять на себя ответственность за совершаемые действия и поступки.

Ответственность за внедрение новых технологий социально-культурной деятельности несут не только работники данной сферы, но и руководители образовательных учреждений, воспи­татели. Именно на базе образовательных учреждений за послед­ние годы созданы десятки общественных центров, работающих по оригинальным технологиям: социально-педагогическая служ­ба «Доверие», «Забота», «Милосердие», «Школа социальных инициатив», «Школа малышей», «Школа выживания», «Фото­ателье на дом}'». «Общественная парикмахерская», «Сладкий стол», «Модельный дом ДИМСИ» и др.

Социально-культурная сфера существует в конкретном об­щественном механизме и функционирует как его часть. Общест­во навязывает личности определенные стандарты поведения, ко­торые иной раз могут способствовать разрушению самого обще­ства. Стихийный процесс формирования массовых предпочтений нуждается в контроле со стороны учреждений культуры, кото­рые значительно ослабили свою роль в последние десятилетия. Необходимо повышение воспитательной роли данных учрежде­ний, которые должны руководствоваться идеалами формирова-


ния свободной личности, которая послужит фундаментом сво-■ бодного общества. Недостаток государственного финансирова­ния способствует тому, что данная работа держится только на энтузиазме работников социально-культурной сферы.

Существующие формы досугового общения необходимо со­вершенствовать, повышать их уровень. В противном случае об­щество неминуемо ждет деградация.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте сущность общения как феномена культуры.

2. Дайте понятие о межличностном взаимодействии как социально-педагогическом процессе.

3. Охарактеризуйте основные стили, виды, уровни педагогического об­щения.

4. Какова возрастная динамика общения? В чем специфика общения подростков?

5. Назовите технологические приемы организации досугового общения в учреждениях социально-культурной сферы.

6. Межличностные взаимодействия как социально-педагогическая про­блема.

7. В чем сущность общения как феномена культуры?

8. Назовите технологические приемы организации общения в сфере свободного времени.

9. Охарактеризуйте основные стили и виды педагогического общения.

10. Что понимается под единицами коммуникативного общения?

11. Дайте характеристику типов коммуникативного общения.

12. В чем заключается техника коммуникативного общения?



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал