Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные проблемы в организациидосуга детейи подростков






В последнее время в обществе происходит совершенно иное восприятие подростков. Современное общество зачастую видит в подростках лишь источник своих проблем и выказывает опасе­ния по поводу будущего нации. Однако многие негативные под­ростковые проявления в социальной среде уходят своими корня­ми в проблемы самих ребят. Именно неумение справиться со своими личными переживаниями, тревогами и опасениями по­буждает подростков решать свои трудности наиболее известны-


ми средствами. Какие же затруднения чаще всего испытывают дети в подростковом возрасте?

В результате анализа психолого-педагогических исследова­ний и собственной экспериментальной работы были выявлены следующие проблемные области подростков: «Родители», «Бу­дущее», «Сверстники», «Школа», «Свободное время», «Другой пол», «Собственное Я» [1].

Остановимся подробнее на проблеме свободного отдыха и досуга. Эта проблема заключается в отсутствии мест для прове­дения ребятами своего свободного времени, так как они не зна­ют, чем занять свой досуг, реализовать себя. Существует не­сколько причин такого положения вещей.

В связи с тяжелым экономическим положением в образова­тельной системе многие школьные кружки и секции прекратили свое существование. Маленькая заработная плата и большие требования к организаторам школьных кружков не способству­ют привлечению специалистов досуговой сферы в школы. Их функции зачастую выполняют учителя-предметники в «догруз­ку» к основным часам. Вследствие этого школа может предло­жить не блещущий разнообразием список кружков и секций, многие из которых существуют лишь формально.

Большое количество разнообразных спортивных секций, студий, кружков, пользующихся спросом у подрастающего по­коления, стали платными. Переход многих учреждений, осуще­ствляющих организацию досуга во внешкольное время, на ком­мерческую основу сделало их недоступными для большинства желающих, порой месячная плата за занятия в какой-либо студии соизмерима с месячной зарплатой родителей ребят. Группа под­ростков, живущих в семьях с низким материальным достатком (а таких с каждым днем становится все больше), оказалась отре­занной от этой сферы досуга.

Еще одна важная проблема досуга - неспособность удовле­творить потребности подростка. А первая потребность подрост­кового возраста - потребность в общении. Научиться петь, вы­шивать и т.д. - это все второстепенное. Главная причина посе­щения всевозможных учреждений досуга - ощущение комфорта в их стенах, а также возможность реализовать свои способности,


самоутвердиться среди сверстников, особенно если школа и ро­дители не удовлетворяют этих потребностей.

Трудности подростков, связанные с досугом и свободным вре­менем, порождают в свою очередь целый спектр общественно-со­циальных проблем. Неумение правильно организовать свой досуг приводит современных подростков к долгому сидению перед теле­визором, компьютерной зависимости и т.п. Несмотря на невинность такого времяпрепровождения, это наносит существенный вред их здоровью. Долгое просиживание перед телевизором приводит к потере зрения, нарушению осанки, болезням позвоночника. Мало­подвижный образ жизни способствует развитию гиподинамии, на­блюдается потеря аппетита, плохой сон. Ребенок становится апа­тичным, раздражительным, у него часто меняется настроение.

Компьютеризация общества также не могла не отразиться на подростках. Кроме вреда, приносимого компьютерами при несо­блюдении правил гигиены пользования ЭВМ, присутствует и негативное влияние другого плана. Компьютер используется подростками в основном как возможность поиграть в различные развлекательные игры, хотя существует множество интересных программ различных направлений, способствующих общему развитию. Возможность выхода в сеть Интернет и виртуального общения не способствует развитию навыков общения с реаль­ными сверстниками. Наоборот, некоторая безответственность за свои слова все дальше отталкивает ребят от реального общения. «Домашние» дети до поры до времени не вызывают опасений родителей, проблемы появляются потом в виде различных бо­лезней, конфликтов со сверстниками и т.п.

Вторую крайность представляют так называемые «дворо­вые» дети, которые предпочитают проводить свободное время не возле телевизоров и компьютеров, а в непосредственном обще­нии со сверстниками, но не на спортивных площадках и стадио­нах, а в грязных подвалах. Это подростки, стремящиеся к обще­нию, но не умеющие его организовать. В результате из-за скуки, за компанию здесь учатся курить, пить, пробуют наркотики, принимают участие в противоправных деяниях.

Свободное время подростка может быть неорганизованным, стихийным, бесполезно проведенным, а может быть и целена-


правленно организованным. Для того, чтобы максимально ис­пользовать воспитательный потенциал свободного времени, сле­дует как можно раньше включать подростка в социально-актив­ную деятельность. Деятельность может быть организована в раз­личных структурах. Например:

• по месту действия (школа, внешкольные учреждения, летние центры, детские лагеря);

• по целям деятельности (учеба, отдых, сбор детских орга­низаций);

• в зависимости от ведущего вида деятельности (спорт, иг­ра, труд);

• по коллективному составу (центр, отряд, микрогруппа);

• по половому составу (однополые, разнополые) (по А.Г. Кирпичнику);

• по возрастному составу (одиовозрастные, разновозрастные).
Каждая структура выполняет определенный блок задач по

отношению к подростку. Выстраивая целенаправленное воздей­ствие для выполнения конкретных задач, определенный вид дея­тельности приобщает подростка к труду, учебе, игре.

Несмотря на загруженность подростка школьными дисципли­нами, у него все же остается масса времени. В среднем 180 дней составляют каникулы, воскресные дни и праздники и еще около 100 дней остаются свободным за счет часов, находящихся в лич­ном распоряжении подростка. То есть 280 дней у подростков предоставлено в полное личное использование. А вот как они это время проводят?

Для многих подростков это не свобода выбора любимого вида деятельности, а пустое времяпрепровождение.

Если разобраться, чему же современные подростки отдают предпочтение в свободное время, то вырисовывается следующая картина. Из 100% внеурочной деятельности, организованной школой, приблизительно 87% - это зрительско-слушательские мероприятия. Нельзя сказать, что это никому не нужная и беспо­лезная форма проведения досуга. Несомненно, подросток при­слушивается к беседам на темы о прекрасном и вечном, посеща­ет кинозалы, театральные постановки. Но уже во время просмот­ра и прослушивания в нем зарождается потребительское зерно.


Пассивное проведение свободного времени отрицает наличие какой-либо активной формы досуга. В стенах школы мероприя­тия, направленные на зрительско-слушательскую аудиторию, почти не достигают своей цели. А вот дома подросток все свое свободное время проводит у телеэкрана.

А ведь каждую неделю, по самым скромным подсчетам, по телевидению можно посмотреть от 20 до 30 (!) художественных фильмов и мультфильмов, не считая других весьма заманчивых телепередач. И получается, что свободное время, которое остается у подростка в его личном пользовании, полностью поглощает «голу­бой экран». Нельзя отрицать полезность той информации, которую подросток получает из увиденного и услышанного, но это лишь пассивное времяпрепровождение. Пассивность досуга порождает пассивность поведения, удовлетворенность тем, что есть.

Актуальность проблемы свободного времени подростка яв­ляется для педагога - организатора досуга социально значимой.

Свободное время у подростка предоставляет широкий круг для развития многих способностей (умственных, интеллектуаль­ных, физических и др.). Главное для организатора досуга - вы­строить ряд задач, которые помогут развить эти способности. Перечислим основные задачи по организации свободного време­ни подростка. Это:

• создание условий для развития и саморазвития;

• управление процессами развития (формирования) лично­сти посредством создания необходимых для этого условий;

• целенаправленная деятельность по формированию цен­ностных ориентации;

• восстановление и развитие физических данных (игры на воздухе, забавы, развлечения, соревнования);

• повышение интеллектуальных способностей, развитие па­мяти, мышления, логики (тесты, тренинги, КВНы, брейн-ринги);

• развитие коммуникативных качеств (диспуты, вечеринки, творческие мастерские);

• выявление творческих способностей личности (выставки, конкурсы, смотры).


Следует учитывать, что интересы подростка постоянно ме­няются, происходит их переоценка, изменяется целевая направ­ленность. Поэтому организаторам досуга следует максимально разнообразить формы проведения свободного времени подростков.

Какие же досуговые формы наиболее предпочтительны. Са­мая доступная форма - игра. Игра - это не просто имитация жизни, это очень серьезная деятельность, направленная на раз­витие познавательных, интересов, формирование нравственных оценок социального закаливания, проектирование собственной деятельности.

Существует большое разнообразие игры для детей и подро­стков среди них: спортивные, подвижные, двигательные, дидак­тические, познавательные, игры-упражнения, игры-развлечения, ролевые, сюжетные, деловые. Роль игры трудно переоценить. Игру рассматривают как «наслаждение» (Шиллер), «радость и забавы» (Бейтендайк). Различают народные и национальные иг­ры, комнатные, и застольные, уличные игры и игры на местно­сти, командные, коллективные.

Развитию творческих способностей подростка способствуют разнообразные студии («Березка», макраме), объединения, кружки (при Дворцах творчества, в Академиях Детства, подростковых клубах), секции туризма, турклубы, секции борьбы. Они помога­ют подростку пережить минуты романтики (турслеты, походы, марш-броски), увидеть мир приблизиться к природе. В походах дети раскрепощаются, преодолевают «зажим» и комплексы, всту­пают в новые отношения друг с другом и особенно с педагогами.

Как видно, проблема досуга, несмотря на внешнюю без­обидность, является одной из причин социальных проблем об­щества, касающихся подросткового возраста.

Список рекомендуемой литературы

1. Наш проблемный подросток: Учеб. пособие. СПб.: Союз, 1998.

20*7


6.3. Роль педагога в организации досуга детей, подростков и юношества

Центральной фигурой в работе внешкольных учреждений досуговой сферы является педагог - творческая, социально ак­тивная личность, умеющая нешаблонно мыслить, профессио­нально действовать, создавать новые общественные ценности.

Требования к педагогу, работающему с подростками в досуго­вой сфере деятельности, включают в себя общие профессиональ­ные направления в педагогической деятельности, обусловленные досуговой сферой, и требования к личным качествам.

В учебном пособии «Педагогика» [1] Л.Н. Макаровой был предложен ряд профессиональных и личных характеристик, ко­торым должен удовлетворять педагог нового типа. Мы полно­стью поддерживаем их точку зрения и будем придерживаться ее в изложении. Под педагогом нового типа понимается не просто преподаватель, транслирующий знания, «он прежде всего творит личность, утверждает человека в человеке». Его характеризуют:

• высокая гражданская ответственность и социальная ак­тивность;

• любовь к детям, потребность в общении с ними, способ­ность проникнуть в их мир;

• подлинная интеллигентность, духовная культура, личное достоинство;

• высокий профессионализм, инновационный стиль науч­но-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

• потребность в постоянном самообразовании и саморазви­тии и готовность к этому;

• физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Центральное место в профессионализме педагога занимает направленность его личности. В ней выделяют социально-нравственный, профессионально-педагогический и познава­тельный аспекты.

Идейная убежденность лежит в основе социальных потреб­ностей, моральных и ценностных ориентации, чувства граждан-


ской ответственности, социальной активности учителя. В про­цессе воспитания педагог воздействует на убеждения личности, а это возможно только при наличии собственных убеждений.

Профессиональная направленность педагога включает ин­терес к своей профессии, педагогическое призвание, профессио­нально-педагогические намерения и склонности. Интерес к про­фессии выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, конкретным видам педагогической деятельности, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое призвание формируется в процессе накоп­ления педагогом опыта и самооценки своих педагогических спо­собностей. Основу педагогического призвания составляет лю­бовь к детям.

В профессиональные качества входят педагогический долг и ответственность. В пределах своих прав и компетенции учи­тель обязан оказать помощь детям в любых конфликтных ситуа­циях. Кодекс педагогической морали обязывает педагога предъ­являть к себе повышенные требования, что является особенно актуальным в настоящее время.

Педагогический такт включает в себя и чувство меры, и сознательную дозировку действия, и способность проконтроли­ровать его. Он во многом зависит от личных качеств педагога, его культуры, кругозора, воли и профессионального мастерства.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет пе­дагогическая профессия, отмечает Л.Н. Макарова, является чет­кость профессиональной позиции ее представителей. Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмо­ционально-оценочных отношений к миру, педагогической дея­тельности, которые являются источником ее активности. Ре­шающими среди факторов, влияющих на выбор профессиональ­ной позиции, оказываются профессиональные установки педаго­га, индивидуально-типологические особенности его личности, темперамент и характер.

Л.Н. Макарова дает характеристику типичным ролевым пе­дагогическим позициям. Педагог может выступать в качестве:

информатора, если он ограничивается сообщением тре­бований, норм и так далее (например, надо быть честным);


друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;

• диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

советчика, если он использует осторожное уговаривание;

просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь, порой до унижения и лести;

вдохновителя, если он стремится увлечь интересными целями и перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и от­рицательный эффект в зависимости от личности воспитателя, но всегда дают отрицательные результаты несправедливость и про­извол, подыгрывание ребенку, превращение его в маленького диктатора или кумира, подкуп, неуважение к личности ребенка,

«Овладеть педагогической профессией можно только на ин­дивидуально-личностном уровне, когда имеются возможности для самореализации личности каждого педагога, то есть для вы­явления и развития его творческой индивидуальности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использо­вания им своих возможностей для достижения поставленных целей» [2].

Творчество педагога проявляется при решении разнообразных задач, где требуются умения управлять своим психическим и эмо­циональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории, ис­пользуя разнообразные приемы) и другое. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характе­ризующих ее креативность, - способность создавать оригиналь­ные ценности, принимать нестандартные решения. Можно выде­лить следующие признаки креативности: оригинальность, эври-стичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качест­ва, как инициативность, самостоятельность, способность к пре­одолению инертности мышления, высокая потребность в дости­жении целей, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюда­тельность, развитая профессиональная память.

В практике социально-культурной сферы чаще всего исполь­зуются следующие принципы досуговой деятельности:


Принцип «красной линии». Красная линия - это грань рис­ка, грань меры, грань разумного и допускаемого, В отношениях содружества педагога и детей создается демократическая сфера. Переступив эту грань риска, педагог может оказаться в ситуации панибратства, лжедружбы. Нарушения красной линии могут привести к отсутствию субординации. На информационном уровне красную линию обязательно нужно соблюдать в вопросах политики, истории, национальных проблемах, эротики и секса, организации деятельности, связанной с жизнью и здоровьем.

Принцип «могучей кучки». Досуг - это дело коллективное. Для того, чтобы радость коллективной победы была для каждого индивидуальна, необходим соответствующий психологический климат.

Принцип «фельдмаршала Кутузова». Для того чтобы со­блюсти этот принцип, необходимо быть терпеливым и ничего не предпринимать в ситуациях, которые могут разрешиться сами. Досуг - это личное дело ребят, и помощь им должна быть оказа­на только в том случае, когда она им действительно нужна.

Принцип «горы». Если ребенок достиг чего-то, то следую­щий его продукт должен быть выше по уровню.

Принцип «антиканона». Этот принцип основан на выска­зывании: «Гениев порождает не система, а противостояние сис­теме». Дети не должны ограничиваться рамками принятой взрослыми педагогики.

Принцип опоры на положительные эмоции. Этот принцип основан на высказывании: «Ищи в ребенке лучшее - его боль­ше». Увидеть доброе в ребенке и опираться на это - в этом за­ключается этот принцип.

По мнению педагогов Г.Ф. Терещенко и Ю.Т. Минеевой, в последнее время работать с подростками стало труднее. Сего­дняшние проблемы школьников есть специфическое отражение кризиса, в котором оказалось наше общество. Утеряны ориенти­ры социальной жизни, еще недавно казавшиеся незыблемыми, а новые еще не утвердились. Затруднения в отношениях вызваны и тем, что общество стало сильно меняться уже на протяжении одного поколения. В результате опыт старших как бы теряет свою актуальность для новых поколений. Учителя сами должны


быть способны к изменениям и не относиться к своему сложив­шемуся опыту как единственно ценному, уметь понять позицию сегодняшних подростков [3].

12-13-летние подростки стремятся определить свое место в событиях общественной жизни, реально оценить свои возможно­сти. Они испытывают потребность действовать в соответствии со своими убеждениями через поступки, где самостоятельно принятые решения они проверяют посредством реальности нрав­ственных норм, предложенных им в процессе воспитания.

Через собственную интеллектуальную деятельность у ребят идет дальнейший процесс формирования собственных позиций, проявляется стремление познать сложный мир человеческих от­ношений, самого себя, и все это порождает состояние внутренне­го напряжения, которое они скрывают под маской внешней раз­вязности, шутовства и иронии.

Это период поиска и созидания собственного «Я». Идет про­цесс полового созревания, появляются новые потребности, пе­реживания по поводу несоответствия собственных личностных качеств принятым социально-ценным установкам, оценкам ок­ружающих и самооценке. В период социальной адаптации у под­ростков ярко проявляются индивидуальные особенности, спо­собность к широким контактам с новыми людьми. Иногда они увлекаются внешне престижными атрибутами взрослого поведе­ния, избавляя тем самым себя от внутренней работы по созида­нию собственной личности.

Долго и мучительно подростки ищут себя, не могут разо­браться, определить свое место во взаимоотношениях с окру­жающими. Моральные принципы их неустойчивы, отношения с людьми порой непредсказуемы. Педагоги, плохо знающие внут­ренний мир подростков, часто не могут объективно оценить их поступки, что приводит к сложным ситуациям, отчуждению, личностным конфликтам. В то же самое время ребята активно ищут среди воспитателей тех, с кем можно обо всем поговорить откровенно. Взаимоотношения с педагогами становятся для них ареной для демонстрации новых возможностей в личностном общении, способом выработки отношений со взрослыми людьми в целом.


В этот ответственнейший период формирования личности происходят сложные, противоречивые процессы определения подростками своей гражданской позиции, профессионального выбора и нравственных ориентиров, рождается стремление к личностной неповторимости и оригинальности, что требует на­пряженной внутренней работы чувств и разума ребенка, чтобы самостоятельно принятые решения не привели к драматическим ошибкам.

Непонимание детей некоторыми педагогами связано с от­сутствием интереса к внутреннему миру учащихся, положитель­ного отношения к педагогическому труду. В умении понять де­тей, важна профессионально-педагогическая направленность пе­дагога. Если воспитатель удовлетворен своей профессией, он испытывает потребность в общении с детьми, стремится познать их внутренний мир и применить полученные знания в работе с ними. Наоборот, в случае неудовлетворенности своей професси­ей и при равнодушии к детям возникает предубеждение, ме­шающее правильному познанию их.

Предпосылкой глубокого понимания детей является высокий уровень образованности и воспитанности педагога, внутренней готовности к педагогической деятельности. Неполное, в известной степени, искаженное восприятие подростка связано с косным под­ходом к воспитательной деятельности. Такие педагоги слабо зна­ют и понимают индивидуальные свойства воспитанников.

Разностороннее познание подростка, умение увидеть в нем личность с ее активным отношением к окружающему миру спо­собствуют установлению хороших отношений педагога и воспи­танников. Подростки должны быть уверены в доброжелательно­сти, чуткости, доброте педагога. Даже в конфликтных ситуациях воспитатель обязан быть выдержанным, сдерживать свои отри­цательные эмоции, предвидеть возможные последствия своих слов и поступков.

Взгляды и убеждения педагога, его поступки оказывают ре­шающее влияние на отношения, складывающиеся между ним и подростками. Как показывают наблюдения, педагоги часто кате­горично оценивают подростков, хотя позиция «взрослый всегда прав» уже потеряла свою силу.


Ребенок, соблюдая требования педагога, должен верить, что они справедливы, что это не каприз, произвол или чудачество. Если отношения между воспитателем и воспитанником склады­ваются неправильно, то главная вина за это ложится на педагога.

Сложность в отношениях между педагогом и ребятами соз­дается различием в знаниях, опыте и социальной зрелости. Чаще всего воспитатель и подросток - это люди разных поколений, опыта и жизненных интересов. Педагог смотрит на жизнь более трезво, уверенно, спокойно. Подростку она во многом представ­ляется непонятной, загадочной. Из-за недостатка опыта подрост­ки не всегда правильно понимают поступки взрослых.

Ученика легко обидеть даже невзначай, так как он склонен случайный незначительный поступок оценивать как преднаме­ренный, переживать даже кажущуюся несправедливость воспита­теля. Поэтому в поведении педагога нет мелочей, ему не прощает­ся слабость, плохое настроение, повышенная раздражительность.

Педагог должен быть терпимым к неправильным поступкам, мнениям, убеждениям, уметь переубеждать своих подопечных и терпеливо разъяснять им их ошибки. Даже вполне правильный поступок педагога может быть превратно истолкован подрост­ком, если он недостаточно мотивирован воспитателем или его форма в чем-то не соответствовала содержанию.

Подростки ценят в воспитателе доброжелательность, чест­ность, принципиальность, ответственность, деловитость. Но еще более - человечность. И педагогу не следует надевать на себя маску бесстрастности и равнодушия. Пусть ребята видят, что воспитатель, как и все, может радоваться, огорчаться, гневаться. Проявление педагогом человеческих чувств, естественное пове­дение сближает его с подростками, формирует подлинно челове­ческие отношения между ними. Поэтом5' педагогу надо чаще разговаривать со своими воспитанниками, спорить, играть, от­дыхать, смеяться.

Отношения педагога с подростками должны носить товари­щеский характер. Чисто деловые отношения воспринимаются ими бездушно, человечность же воспитателя вызовет ответную человечность ребят и они начнут понимать, что воспитатель так же, как и все, переживает, радуется, сердится.


При соблюдении дистанции, когда на первый план выступает деловая официальная сторона, педагог действует только как че­ловек, выполняющий определенные служебные обязанности. Дистанция ограничивает человеческие контакты. Она создается самими обстоятельствами из-за различий в социальном опыте, знаниях, положении, и мера этой дистанции зависит лишь от пе­дагога. Преувеличение ее может привести к отчуждению, а, сле­довательно, к уменьшению педагогического влияния воспитате­ля. Некоторые педагоги, стремясь не показать своих личных или профессиональных слабостей, напускают на себя ложную значи­тельность, становятся в позу непогрешимого человека.

Такому педагогу трудно открыть душу, спросить совет, так как ученик не ждет сочувствия от него. Учитель, занявший та­кую позицию, плохо информирован о них, не осведомлен, чем живут его подопечные, что их волнует.

Но нельзя впадать и в другую крайность. Педагоги, намере­ваясь ликвидировать дистанцию между собой и детьми, желая заслужить их любовь, повысить свой авторитет, забывают при этом о своей ведущей роли в педагогическом процессе, во всем идут на поводу у детей, проявляют всепрощение. Такие люди иногда вообще перестают выполнять функции воспитателя.

Конечно, и в близких, обыденных отношениях подростки будут ожидать от воспитателя некоего образца поведения, поря­дочности, честности, педагогической мудрости. Не каждый вос­питатель справляется с этим.

Подросткам хорошо известно, что и педагог допускает ошибки из-за обилия информации, может чего-нибудь не знать, что у него есть нравственные слабости. Важно, не разыгрывать из себя всезнайку или непогрешимое существо, не упорствовать в своих ошибках. Иногда педагоги как будто не понимают, что одной фразой: «Простите, я не прав!» - можно заработать проч­ный авторитет у подростков.

Живуче упрямство педагогов даже сейчас, когда обществен­ная жизнь страны бурлит, идет ломка взглядов, стереотипов. Ко­нечно, прежде всего общественной обстановкой обусловлен труд педагога. А разве личность педагога, его профессионализм, его человеческие качества ни на что не влияют?


На наш взгляд, установлению нравственно-этических отно­шений между педагогом и подростками способствуют умение и желание воспитателя проникнуть во внутренний мир подростка, оценить его состояние даже по голосу, мимике, интонации, то есть педагогу надо быть хорошим психологом.

Надо очеловечить отношения с детьми, общение с ними строить на основе доброжелательности, взаимопонимания, со­трудничества. Характер общения должен помочь подросткам развивать свою индивидуальность, дать простор творчеству, инициативе, самостоятельности.

Педагогу необходимо более целенаправленно учиться общей и педагогической культуре общения, которая проявляется в бла­гожелательности, душевной теплоте; тем самым создается опреде­ленный эмоциональный фон, объединяющий их общими пережи­ваниями, тогда более успешным будет и воспитательный процесс.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал