Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология этнохудожественного образованияв условиях региональной культурной политики⇐ ПредыдущаяСтр 62 из 62
Перспективным направлением этнокультурного образования в современных условиях стали технологии этнохудожественного образования. Этнохудожественное образование представляет собой процесс и результат освоения традиционной художественной культуры, В настоящее время существенно возрастает роль самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций, сложившихся в различных регионах страны как одного из факторов преодоления острых духовно-нравственных, межэтнических, экологических и других проблем общественного развития. Об этом свидетельствуют такие важнейшие государственные документы, как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 гг.), «Национальная доктрина развития образования в России» и «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», принятые в 2000 г. Выдвинутые в этих документах задачи приобретают особую значимость на международном Зфовне, в свете ряда документов ЮНЭСКО (прежде всего «Рекомендации о сохранении фольклора» (1989 г.). а также осуществляемых под эгидой этой организации в России ряда проектов и программ по сохранению самобытных культур народов нашей страны и шедевров народного творчества, а также по поддержке этнохудожественного образования как важнейшего канала трансляции ценностей народной культуры в современное мировое сообщество. Существенное значение приобретает изучение традиционной культуры конкретной территории. В последние годы в ряде регионов России (Белгородском, Тверском, Нижегородском и др.) были разработаны и внедрены комплексные программы возрождения народной художественной культуры, нацеленные, в конечном счете, на реализацию ее богатейшего педагогического потенциала. Выдвинутые задачи воспитания и развития детей, подростков и других групп населения на основе высших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в произведениях народного творчества, в различных традиционных фор- мах празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры, характерных для того или иного региона, приобретают в современных условиях особую социально-культурную значимость. Их решение осуществляется на основе интеграции деятельности социально-культурных и образовательных учреждений по выявлению, сохранению и передаче новым поколениям старинных образцов народного творчества, знаний и опыта народных мастеров, а также по подготовке специалистов в области народной художественной культуры. Этому способствует введение в учебные планы образовательных учреждений в качестве регионального компонента таких дисциплин, которые позволяют знакомить учащихся с традиционной художественной культурой родного края, с различными видами и жанрами народного творчества. Сохранению и распространению самобытных региональных этнохудожественных традиций способствует и деятельность фольклорных ансамблей, студий народного декоративно-прикладного творчества, школ народных ремесел, развивающихся в культурно-досуговых учреждениях и центрах дополнительного образования. При этом необходимо подчеркнуть, что в сложных условиях социально-культурной дезинтеграции сохранение национально-культурного своеобразия различных регионов не противоречит идее создания целостного культурного пространства России в том случае, когда освоение региональной художественной культуры осуществляется в контексте лучших общероссийских традиций, как часть культуры России. Недавние социально-политические преобразования в России, нацеленные на преодоление дезинтегра-ционных процессов и предусматривающие создание крупных административно-экономических округов, ориентируют социально-культурную политику в регионах на гибкое сочетание в ней общенациональных и локальных интересов. Особое значение в региональной социально-культурной политике приобретают задачи развития этнохудожественного образования с учетом особенностей истории данного региона, этнического состава его населения, распространенности тех или иных религиозных конфессий, традиций этнопедагогики и художественного образования, своеобразия традиционных форм сельского и городского быта, а также классического художественного наследия, В таком широком контексте традиционная народная художественная культура региона предстает как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное со многими историческими пластами и современными сферами жизни общества, а этно-художественное образование - как один из факторов социально-культурного развития личности и социальных групп. Вместе с тем, в развитии этнохудожественного образования на основе социально-культурных традиций региона имеется немало проблем. Среди них - недостаточная разработанность содержания регионального компонента этнохудожественного образования, слабое отражение в нем национальных традиций в истории художественной жизни различных сословий и религиозных конфессий, отсутствие необходимой преемственности и взаимосвязей между содержанием этнохудожественного образования в различных образовательных учреждениях и развитием этнохудожественного творчества в культурно-досуговых учреждениях. В Положении о государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (от 12.08.1994; № 940) региональный компонент определяется как содержание основных профессиональных образовательных программ, отражающее региональные особенности подготовки специалистов. Реализация регионального компонента в учебном процессе может быть вариативной и проявляться в распределении и локализации краеведческих проблем в отдельных темах предметов гуманитарного и эстетического циклов, на разных этапах обучения с последующим обобщением на межпредметной основе; в разработке и внедрении единого многоаспектного курса; во введении специфических предметных курсов (спецкурсов) по художественному и этнохудожественному краеведению. При этом и качестве методологических задач выступают: • разработка концепции, принципов отбора и интегрирования краеведческого содержания в контексте с содержанием государственного образовательного стандарта; • создание оптимальных вариантов программ; • выбор активных форм и методов обучения и контроля знаний; • целенаправленная подготовка (повышение квалификации) учителей. Содержание регионального компонента этнохудожественно-го образования должно способствовать: • раскрытию перед учащимися исторических основ развития народной художественной культуры региона; • усвоению ведущих идей, основных понятий и научных фактов о народной художественной культуре; • привитию любви к традиционному народному искусству; • воспитанию активно-эстетического отношения к произведениям и традициям народной художественной культуры; • развитию художественно-творческих способностей; • формированию мотивации к работе по позитивному преобразованию сферы народной художественной культуры. Национально-региональный компонент содержания этнокультурного образования развивается и обновляется по мере возникновения и заявления новых образовательных потребностей и обеспечивается многообразием образовательных программ; многообразием типов образовательных учреждений; развитием образовательных комплексов, включающих различные формы представления образовательных услуг, службы и центры, собирающие информацию об образовательных запросах населения, научно-исследовательские коллективы, обеспечивающие развитие этнокультурного образования, различные типы ассоциаций и объединений образовательных учреждений; дифференциацией системы этнокультурного образования на уровне учебных планов образовательных учреждений и комплекса программ развития субрегионов. Использование художественно-краеведческого материала создает оптимальные условия для реализации в воспитательном процессе принципов наглядности, доступности, связи с жизнью. В результате в памяти обучаемого сохраняются наиболее значимые и ценные сведения о культурных традициях родного края, что в конечном итоге способствует воспитанию «духовной оседлости» (Д.С. Лихачев) ученика. Преемственная многоуровневая региональная система художественного воспитания на основе традиций русской культуры должна включать в себя четыре звена - дошкольное; общее среднее и дополнительное: среднее профессиональное; высшее и поствузовское образования. Каждое из звеньев имеет свои цели и свою направленность подготовки. Первое звено - дошкольного этнохудожественного образования - ориентировано на освоение ребенком элементов традиционной народной художественной культуры региона на обыденном представленческом уровне. Художественная деятельность на этом уровне ограничивается репродуктивным овладением элементарными навыками и художественными приемами, выработкой оценочных суждений относительно изучаемого материала и творческую самореализацию дошкольников, основанную на повторении эстетических образцов. По целям и содержанию учебно-воспитательного процесса переходным от первого звена системы ко второму является этап начального образования (младший школьный возраст). Второе звено - общего среднего и дополнительного образования - представляет собой понятийный уровень освоения региональных традиций русской культуры и направлен на формирование целостной системы знаний и развитие навыков анализа, обобщения и критической оценки явлений и процессов в региональной сфере народной художественной культуры. Художественная деятельность в этом звене подготовки нацелена на овладение элементарными технологическими навыками в области народной художественной культуры, позволяющими с высокой эффективностью копировать, иллюстрировать (в сценическом и выставочном варианте) и преобразовывать изучаемые образцы, а также самостоятельную творческую деятельность (в том числе и исследовательскую этнографическую), основанную на художественных традициях региона. Третье звено - структуры среднего профессионального образования, представляет собой мировоззренческий уровень усвоения региональных традиций народной художественной культуры. Этот уровень предполагает знание основных концепций, закономерностей, научных идей и фактов относительно регио- нальных особенностей традиционной русской культуры. Учащиеся должны овладеть навыками поиска и получения информации о традициях и тенденциях развития народной художественной культуры региона, профессиональными навыками иллюстрации обнаруженной информации и умениями выявить и систематизировать проблемы, относящиеся к процессам возрождения этнокультурных традиций и этнохудожественного воспитания на региональном уровне. Художественная деятельность в этом звене характеризуется развитыми технологическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими не только копировать эталонные образцы, но и осуществлять профессиональную рефлексию, оценочно-аналитическую деятельность, а также самостоятельную творческую реализацию замыслов в сфере народной художественной культуры. Четвертое звено - звено высшего и поствузовского образования. Оно представляет собой концептуальный уровень освоения региональных этнохудожественных традиций. Этот уровень предполагает структурирование и систематизацию информации по проблемам региональных традиций русской культуры, воспитание навыков формулирования концепций, идей, гипотез, а также генерирование новых идей или проектной деятельности, основанной на интеграции и адаптации научной информации к социально-культурным условиям региона. Это звено образовательной системы отличается высоким уровнем деятельностной креативности и аккумулирует различные проявления художественного и научного творчества, педагогического проектирования, творчества в сфере организации и управления народной художественной культурой и творчество в сфере социальных коммуникаций. На решение сложной проблемы создания в регионе преемственной системы этнохудожественного образование было направлено осуществленное в течение нескольких лет под руководством профессора Московского государственного университета культуры и искусств Т.И. Баклановой исследование. Оно выполнено в рамках комплексной межвузовской программы на тему «Преемственная система этнохудожественного образования» и реализовано на территории Тамбовского региона. Тамбовский регион представляет собой уникальную социально-культурную среду, географически совпадающую с Тамбовской губернией, в состав которой входили территории, относящиеся сейчас к Тамбовской, Липецкой, Воронежской и Рязанской областям (Центральный регион), а также Нижегородской, Пензенской областям и республике Мордовия (Поволжье). Поэтому традиции художественной культуры Тамбовщины очень многообразны. Они не ограничиваются аутентичным фольклором представителей различных этносов. Так, несколько последних веков русский фольклор частично развивался здесь во взаимосвязи с городским любительским искусством, а также с русской православной художественной традицией. В рамках исследования было разработано соответствующее методическое и дидактическое обеспечение, осуществлено внедрение регионального содержания в практику этнохудожественнои подготовки образовательных учреждений различного типа и уровня. Осуществленный мониторинг учебно-воспитательного процесса и тестирования участников экспериментальных групп свидетельствует о высокой эффективности педагогической технологии регионального этнохудожественного образования, способствующей существенному росту качества подготовки по когнитивному, эмоциональному, мотивационному и деятельностному компонентам. Список рекомендуемой литературы 1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИРПО, 1996. 337 с. 2. Брусое СВ. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга. В кн. «Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования». Свердловск, УРО АН СССР, 1991. С. 55. 3. Горлинский В. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные подходы переходного периода: Монография. М.: Изд-во МГИМ, 1999. 333 с. 4. Жилкин В.В. Проблемы бытования этнокультурных традиций в современной городской среде / Возрождение культурных традиций Центрального Черноземья (региональный аспект): Сб. науч. тр. Вып. 1. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 1997. С. 56-64. 5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУК, 1995. 136 с. 6. Каргин АС. Народная художественная культура. М., 1997. 7. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Барнаул: Изд-во Атг. гос. ун-та, 1994. 108 с. 8. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного 1гроцесса. Волгоград, 1995, 9. Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения: Сб. науч. тр. НИИ профтехобразования; Ред. А.П.Беляева и др. СПб., 1992. 80 с. 10. Патрушев В.И. Информатизация и технологизация социального пространства. М., 1994. С. 44. 11. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. - М., 1993. 12. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики: Учеб. пособие. М: МГУКИ, 1999. 200 с. 13. Строков К.А. Современные технологии подготовки специалистов художественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. 78 с. 14. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьн. технологии. 1996, №6. С. 3. 15. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Нар. образование, 1996. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое этническая идентификация и межкультурная интеграция? 2. В чем заключается этнокультурное образование в условиях региона? 3. Что подразумевается под культурным образованием? 4. Из чего складывается этнокультурное образование? 5. Что такое этнокультурная образовательная технология? 6. Перечислите группы технологий на уровне общественных отношений и видам человеческой деятельности 7. Каковы основные принципы проектирования социальных технологий? 8. Что такое активные и интерактивные технологии? 9. Что такое технологический модуль в этнокультурном образовательном процессе? 10. В чем заключаются отличительные особенности многоуровневой системы образования? 11. В чем выражается мастерство педагога-организатора музыкального самодеятельного коллектива? 12. Назовите сложившиеся направления реализации этнокультурного компонента в системе музыкального воспитания. 13. Дайте характеристику принципов разработки и реализации этнокультурных образовательных технологий. 14. Каково значение ролевых игр в профессиональной подготовке студентов? Содержание Введение.............................................................,............. 3 Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий 1.1. Основные задачи и направления социально-куль
1.2. Сущность социально-культурных технологий.... 15 ; L3. Понятие отраслевых и дифференцированных тех 1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие техно 1.4.1. Средства социально-культурной деятельности.. 27 1.4.2.Формы социально-культурной деятельности.... 29 1.4.3.Методы социально-культурной деятельности... 33 Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры 2.1. Задачи и основные направления информационно- просветительной деятельности......................... 37 2.2. Социальная информация и ее свойства................ 42 2.3. Средства массовой информации и учреждения до- суга....................................................................... 46 / 2Л., Информационно-просветительная и рекреационно- оздоровительная деятельность за рубежом....... 48 2.5. Современные информационно-просветительные технологии............................................................ 56 Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений 3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры................................... 66 3.2. Сущность, основные понятия и функции самодея- тельного творчества............................................. 73 3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности 78 3.4. Творчество и мастерство как факторы формирова- ния личности......................................................... 86 3.5. Классификация самодеятельного творчества...... 90 3.6. Понятие и основные признаки любительских объединений и клубов податересам 97 3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений 101 3.8. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности и разновидность любительского объединения............................................................................... 118 3.9. Технология самодеятельного художественного творчества 125 Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной деятельности 4.1. Понятие игры и игровой деятельности................ 134 4.2. Классификация игр............................................... 137 4.3. Виды игр............................................................... 143 Глава V. Технология общения в социально-культурной сфере 5.1. Сущность и особенности межличностного общения в сфере свободного времени................................. 158 5.2. Стили и виды педагогического общения............. 163 5.3. Типы коммуникативного общения...................... 166 5.4. Основные единицы коммуникативного общения.. 173 5.5. Техника коммуникативного общения.................... 182 5.6. Технологические приемы организации досугового общения в учреждениях социально-культурной сферы 193 Глава VI. Технология организации досуга детей и подростков 6.1. Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка......................... 198 6.2. Основные проблемы в организации досуга детей, и подростков 202 6.3. Роль педагога в организации досуга детей, подро- стков и юношества................................................ 208 6.4. Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга 6.5. Новые технологии в организации досута детей и подростков 219 6.6. Подростковые клубы как наиболее эффективная форма организации досуга детей и подростков.... 226 Глава VII. Технология молодежного досуга 7.1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени 235 7.2. Сущность, основные понятия молодежной культуры 240 7.3. Молодежная субкультура..................................... 245 7.4. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества 249 7.5. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке............................................................. 257 7.6. Методика и организация воспитательной работы Глава VIII. Технология организации досуга лиц среднего и пожилого возраста 8.1. Основные подходы к организации досуга пожилых людей 270 8.2. Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России 273 8.3. Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах................................................................... 281 Глава IX. Технология организации семейного досуга 9.1. Семья как социальный институт и малая социаль 9.2. Функции семьи и их реализация в сфере досуга.. 289 9.3. Современные подходы к организации семейного досуга 297 9.4. Роль современной социокультурной ситуации в организации досуга семьи 300 9.5. Технология культурно-досуговой деятельности с семьей.................................................................... 301 9.6. Значение социально-культурной деятельности в Глава X, Технология социальной работы 10.1. Социальная работа: ее сущность, функции и осо- бенности развития............................................. 323 10.2. Принципы и методы социальной работы.......... 328 10.3. Социальная диагностика и ее значение в социаль- ной работе.......................................................... 332 10.4. Характеристика источников социальной незащищенности и практика их нейтрализации 335 10.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам 345 10.6. Общение как важнейший инструмент технологии социальной работы. 353 10.7. Технология профилактики девиантного поведения 359 10.8. Социальное прогнозирование и методика его внедрения 363 10.9. Основные модели технологии социальной поддержки за рубежом 365 10.10. Основные положения нормативно-правовых до Глава XI. Технология менеджемента 11.1. История развития менеджмента........................... 372 11.2. Классификация подходов и школ менеджмента.. 374 11.3. Организация и ее составляющие....................... 381 ^- 11.4. Функции менеджмента....................................... 3£ 6-> " " 11.5. Коммуникации в управлении............................... 392. 11.6. Сущность и особенности управленческих решений 394.;. 11.7.Власть. Лидерстве. Стили руководства............... 402 11.8.Психологические аспекты менеджмента............. 409 11.9.Имидж менеджера................................................. 415 11.10. Социально-психологический климат в коллективе 421 Глава XII. Современные театральные технологии 12.1. Введение в технологические процессы театрального творчества 429 12.2. Технологии в сфере актерского мастерства...... 435 12.3. Современные режиссерские технологии.............. 440 12.4.Особенности применения театральных технологий в социально-культурной сфере. 449 Глава XIII. Современные этнокультурные технологии V 13.1. Этнокультурное образование: сущность, функции, понятие и социальный аспект............................. 454 13.2.Научные подходы к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе 462 13.3.Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования......................................................... 470 13.4. Технологические приемы организации практики студентов творческих специализаций с учетом этнокультурных особенностей региона............. 478 13.5. Технология этнохудожественного образования в условиях региональной культурной политики.. 492
|