Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несовершенная конкуренция






1. Чистая монополия – одна фирма, однородная продукция, высокие входные барьеры, полный контроль над ценой (РЖД, метрополитен). Спрос абсолютно неэластичен, монополист обладает определенной властью над ценой (функция спроса является заданной). Если барьеры для вхождения в отрасль высоки, монопольная прибыль имеет устойчивый характер. Часто применяется ценовая дискриминация, которая бывает трех степеней. Первая – товар продается по резервированной цене - по максимальной цене, которую потребитель готов заплатить (известный адвокат, зная платежеспособность клиентов, назначает максимальную цену). Вторая степень дискриминации – установление различных цен в зависимости от количества приобретаемого продукта (проездные в московском метро). Третья степень – продажа товаров по группам покупателей с разной эластичностью спроса по цене («Двенадцать стульев» - «Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам пять копеек!»)

Проблема монополии сводится к тому, что нельзя переступать некую степень контроля над ценой.

Отрасль, в которой деятельность одной фирмы наиболее эффективна – естественная монополия (электро-, газо-, водоснабжение).

2. Дуополия (частный случай олигополии) – две фирмы, однородная продукция, высокие барьеры, частичный контроль над ценой

3. Олигополия – две фирмы, однородная с незначительной дифференциацией, высокие барьеры, частичный контроль. Преобладают в странах с развитым рынком. Здесь конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Она основана на привлечении потребителей за счет улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного техобслуживания и т.д.

Ценовое поведение фирм в отрасли сковано взаимозависимостью (олигополисты – негласные партнеры).

Картель – тайный сговор монополистов ля ограничения конкуренции, предметом соглашения может быть фиксация или выравнивание цен.

4. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта – множество фирм, разнородная продукция, низкие барьеры, слабый контроль над ценой. Здесь нехарактерно получение сверхприбыли. Данная модель рынка предполагает ценовую конкуренцию, при этом в конкурентной борьбе фирмы зачастую перемещаются в область неценовой конкуренции. Реклама, маркетинговые исследования и т.д. – инструменты неценовой конкуренции.

В реальности наблюдается смешение различных элементов видов конкуренции.

Существует монопсония – «один покупатель».

 

38. Экономический цикл: причины возникновения, виды, структуры.

Цикличность – всеобщая форма движения национального хозяйства и мирового хозяйства как единого целого.

Промышленный цикл – совокупность фаз кризиса, депрессии, оживления и подъема.

Кризис наступает, когда возникает острый дисбаланс между уровнем производства и платежеспособным спросом населения.

Депрессия демонстрирует экономику в состоянии застоя. Объемы производства продолжают снижаться, безработица увеличивается.

Оживление – объемы начинают увеличиваться, безработица сокращается, начинается циклическое повышение цен и ставки процента.

Подъем – экономическая система приближается к своему потенциальному уровню. Высокими темпами растут объемы промышленного производства и ВВП, практически исчезает безработица, продолжается рост цен и процентных ставок.

Пик – полная занятость трудоспособного населения, производство загружено на всю мощность, уровень цен имеет тенденцию к повышению, однако рост деловой активности уменьшается.

Спад – фаза, на которой сокращается производство, снижается занятость, но уровень цен не снижается.

Дно (депрессия) – фаза максимального падения производства и максимальный уровень безработицы.

Подъем – растут объем производства и снижается безработица.

Причины:

1. Внедрение крупных новшеств

2. Социально-политические события

3. Монетарные причины

Экстернальная теория - определяют главные причины экономического цикла в колебаниях факторов, лежащих за пределами экономической системы (внешние факторы)

Интернальные – видят скрытый механизм внутри экономической системы (внутренние факторы)

Акселератор (динамика циклов) – проясняется через акселератор, т.е. через эффект ускоряющегося (акселеративного) воздействия, изменения потребления на уровень инвестиции.

Теория экономических циклов – теория в центре внимания которых находится действие эффекта мультипликатора и акселератора.

Билет 18


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал