Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Несовершенная конкуренция
1. Чистая монополия – одна фирма, однородная продукция, высокие входные барьеры, полный контроль над ценой (РЖД, метрополитен). Спрос абсолютно неэластичен, монополист обладает определенной властью над ценой (функция спроса является заданной). Если барьеры для вхождения в отрасль высоки, монопольная прибыль имеет устойчивый характер. Часто применяется ценовая дискриминация, которая бывает трех степеней. Первая – товар продается по резервированной цене - по максимальной цене, которую потребитель готов заплатить (известный адвокат, зная платежеспособность клиентов, назначает максимальную цену). Вторая степень дискриминации – установление различных цен в зависимости от количества приобретаемого продукта (проездные в московском метро). Третья степень – продажа товаров по группам покупателей с разной эластичностью спроса по цене («Двенадцать стульев» - «Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам пять копеек!») Проблема монополии сводится к тому, что нельзя переступать некую степень контроля над ценой. Отрасль, в которой деятельность одной фирмы наиболее эффективна – естественная монополия (электро-, газо-, водоснабжение). 2. Дуополия (частный случай олигополии) – две фирмы, однородная продукция, высокие барьеры, частичный контроль над ценой 3. Олигополия – две фирмы, однородная с незначительной дифференциацией, высокие барьеры, частичный контроль. Преобладают в странах с развитым рынком. Здесь конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Она основана на привлечении потребителей за счет улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного техобслуживания и т.д. Ценовое поведение фирм в отрасли сковано взаимозависимостью (олигополисты – негласные партнеры). Картель – тайный сговор монополистов ля ограничения конкуренции, предметом соглашения может быть фиксация или выравнивание цен. 4. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта – множество фирм, разнородная продукция, низкие барьеры, слабый контроль над ценой. Здесь нехарактерно получение сверхприбыли. Данная модель рынка предполагает ценовую конкуренцию, при этом в конкурентной борьбе фирмы зачастую перемещаются в область неценовой конкуренции. Реклама, маркетинговые исследования и т.д. – инструменты неценовой конкуренции. В реальности наблюдается смешение различных элементов видов конкуренции. Существует монопсония – «один покупатель».
38. Экономический цикл: причины возникновения, виды, структуры. Цикличность – всеобщая форма движения национального хозяйства и мирового хозяйства как единого целого. Промышленный цикл – совокупность фаз кризиса, депрессии, оживления и подъема. Кризис наступает, когда возникает острый дисбаланс между уровнем производства и платежеспособным спросом населения. Депрессия демонстрирует экономику в состоянии застоя. Объемы производства продолжают снижаться, безработица увеличивается. Оживление – объемы начинают увеличиваться, безработица сокращается, начинается циклическое повышение цен и ставки процента. Подъем – экономическая система приближается к своему потенциальному уровню. Высокими темпами растут объемы промышленного производства и ВВП, практически исчезает безработица, продолжается рост цен и процентных ставок. Пик – полная занятость трудоспособного населения, производство загружено на всю мощность, уровень цен имеет тенденцию к повышению, однако рост деловой активности уменьшается. Спад – фаза, на которой сокращается производство, снижается занятость, но уровень цен не снижается. Дно (депрессия) – фаза максимального падения производства и максимальный уровень безработицы. Подъем – растут объем производства и снижается безработица. Причины: 1. Внедрение крупных новшеств 2. Социально-политические события 3. Монетарные причины Экстернальная теория - определяют главные причины экономического цикла в колебаниях факторов, лежащих за пределами экономической системы (внешние факторы) Интернальные – видят скрытый механизм внутри экономической системы (внутренние факторы) Акселератор (динамика циклов) – проясняется через акселератор, т.е. через эффект ускоряющегося (акселеративного) воздействия, изменения потребления на уровень инвестиции. Теория экономических циклов – теория в центре внимания которых находится действие эффекта мультипликатора и акселератора. Билет 18
|