Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные признаки олигополии и условия максимизации прибыли и минимизации убытков. Ценовая дискриминация.
Тип рыночной структуры, для которого характерен контроль со стороны нескольких фирм над основными объемами производства и реализации продукции в отрасли, называется олигополией (от греч. «oligos» — немногий и «poleo» — торгую). Различают однородную и дифференцированную олигополии. Однородная олигополия существует в отраслях, производящих стандартизированную продукцию (обычно сырье и полуфабрикаты): сталь, цемент и т.п. Дифференцированная олигополия предполагает производство дифференцированной продукции — автомобилей, телевизоров, сигарет и др. По аналогии с олигополией определяется понятие олигопсонии — рыночной структуры, при которой несколько фирм-потребителей контролируют основной объем покупок на данном рынке. Такая структура характерна, например, для рынков сырья. Зачастую ситуация олигополии (когда несколько фирм производят определенный товар) сочетается с олигопсонией этих фирм на рынке ресурсов, необходимых для производства данного товара. Например, несколько крупных оптовых торговцев определенной продукцией могут являться олигопсонистами при закупке этой продукции у производителей и олигополистами — при перепродаже ее розничным торговцам. Для олигополии характерны следующие черты: — контроль над ценами ограничен всеобщей взаимозависимостью. Олигополистическая фирма, принимая решения в отношении цен и объемов выпуска затрагивает интересы своих конкурентов, поэтому должна учитывать их ответную реакцию на свои действия; — высокие барьеры для вступления новых фирм в отрасль, связанные с эффектом масштаба, системой патентов и лицензий, большими расходами на рекламу; так называемые «барьеры стратегического сдерживания» (резервные мощности, увеличенные расходы на НИОКР, заниженные цены); — преимущественное использование неценовой конкуренции, особенно при дифференциации продукта. Максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равновесия предельного дохода и предельных издержек. Эта закономерность называется правилом максимизации прибыли. Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости. Увеличение выпуска продукции повышает прибыль предприятия. Но только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы (MR больше MC). На рис. 1 этому условно соответствуют объемы выпуска А, В, С. Получаемые в результате выпуска этих единиц дополнительные прибыли выделены на рисунке жирными линиями. Шпаргалка по микроэкономике MR – предельный доход; MC – предельные издержки Рис. 1. Правило максимизации прибыли Когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода, то предприятие лишь увеличивает свои убытки. Если MR меньше MC, то производить дополнительный товар невыгодно. На рисунке эти убытки отмечены жирными линиями над точками D, E, F. В этих условиях максимальная прибыль достигается при том объеме производства (точка О), где кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет кривую предельного дохода (MR = MC). Пока MR больше MC, увеличение производства дает возрастающую меньше прибыль. Когда же после пересечения кривых устанавливается соотношение MR MC, к увеличению прибыли ведет сокращение производства. Прибыль растет при приближении к точке равенства предельных издержек и дохода. Максимум прибыли достигается в точке О. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара. Поэтому правило максимизации прибыли может быть представлено в другом виде: P = MC. Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей. Важно подчеркнуть, что различия в ценах не отражают различия в издержках, связанных с оказанием покупателю транспортных или других услуг. Поэтому не всегда различие в ценах можно считать ценовой дискриминацией, а единая цена свидетельствует о ее отсутствии. Так, например, не является ценовой дискриминацией поставка одного и того же товара по разным ценам в разные регионы, в различные периоды времени (сезонность), разного качества и т.д. С другой стороны, поставка для всех разноудаленных покупателей одного и того же товара по единой цене может рассматриваться как ценовая дискриминация. Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо, чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей была существенно различной; чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы; чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями. Как показывает практика, наиболее благоприятные условия для осуществления ценовой дискриминации имеются на рынке услуг или на рынке материальных товаров, при условии, что разные рынки отделены друг от друга большими расстояниями или высокими тарифными барьерами.
|