Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современный мировой рынок (товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов, технологий). Конъюнктура мирового рынка.
Мировой рынок – составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товара и услуг. Международная торговля товарами – это процесс купли и продажи товаров в разных странах, который происходит между продавцом, покупателем и посредниками и имеет важное значение, поскольку торговля товарами способствует не только насыщению рынка изделиями, необходимыми обществу, но и более эффективному использованию ресурсов. Услуга – деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. Особенности услуг: неосязаемость и невидимость, невещественность, нематериальность, невозможность хранения, отсутствие до момента сделки, неразрывность производства и потребления во времени даже при вовлечении посредников, неоднородность или изменчивость качества Мировой рынок услуг является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. Формы реализации услуг на рынке достаточно многообразны: от классических лицензионных соглашений и продажи машин и оборудования, произведенных по новой технологии, до заключения компенсационных сделок. Появлению и развитию рынка услуг предшествовало развитие мирового рынка товаров. Виды торговли услугами: · трансграничная торговля - через трансграничные потоки, когда ни продавец, ни покупатель физически не пересекают границу (41%); · потребление за рубежом - через движение покупателя в страну продавца (20%, туризм, лечение, образование за рубежом); · перемещение физических лиц - движение продавца в страну покупателя (1%); · коммерческое присутствие - через движение коммерческой организации по оказанию услуг в страну покупателя, что связано с ПИИ (38%). Классификация услуг по отношению к международному движению факторов производства: факторные – возникающие в связи с международным движением факторов производства; нефакторные – остальные услуги. Международная передача технологий – это совокупность экономических отношений, которые возникают между предприятиями различных государств в связи с использованием зарубежных научно-технических достижений. ФОРМЫ международного научно-технического обмена: материальная; нематериальная; услуги специалистов и технического персонала в области менеджмента и маркетинга, контроль над качеством. Перечень международных сделок, осуществляемых на коммерческой основе (проект «Международного кодекса в области передачи технологии», разработанном в рамках ЮНКТАД, ООН): 1) передача, продажа или предоставление по лицензии всех форм промышленной собственности; 2) предоставлении «ноу-хау» и технического опыта; 3) предоставление технологических знаний; 4) промышленное и техническое сотрудничество; 5) инжиниринговые услуги; 6) передача технологии в рамках научно-технической и производственной кооперации; 7) передача технологии в рамках инвестиционного сотрудничества и в «чистом виде». Нелегальная «передача» технологий: промышленный шпионаж, технологическое «пиратство» - массовый выпуск и продажа технологии теневыми структурами Мировым рынком капиталов именуется сфера обращения капитала (то есть совокупности имущества, активов и товаров, используемых для извлечения прибыли) между хозяйственно-экономическими системами отдельных государств. В более узком значении под мировым рынком капиталов понимается перемещение капиталов на международном финансовом рынке все с той же целью - получения прибыли. Основными игроками на мировом рынке капиталов являются: · коммерческие банки отдельных стран, · транснациональные банки (крупные банковские сети, охватывающие сразу несколько экономически развитых и развивающихся национальных экономик), · крупные страховые компании и пенсионные фонды, · ведущие фондовые биржи. Мировой рынок трудовых ресурсов – это система отношений, возникающий по поводу постоянного балансирования спроса и предложения относительно мировых трудовых ресурсов, которая сложилась в связи с неравномерностью количественного и качественного размещения рабочей силы по миру. Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Конъюнктура мирового рынка – уровень спроса, предложения, цен на мировых рынках, условия продажи на этих рынках, тенденции изменения этих показателей. Факторы, определяющие конъюнктуру: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношения спроса и предложения ценных бумаг, их доходность. Уровни конъюнктуры: · общеэкономическая конъюнктура (положение в мировом хозяйстве в целом, в регионе (группе стран), в экономике отдельных стран); · конъюнктура отдельных сегментов мирового рынка и отраслевая конъюнктура; · конъюнктура рынков отдельных товаров и услуг. Виды конъюнктуры: цена, ценовая политика, спрос, предложение, наличие ресурсов. (Внешняя торговля – экспорт и импорт одной страны. Мировая торговля – совокупность внешних торговель всех стран).
|