![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Торгуемые товары
-Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство (их продукция). -Продукция добывающей промышленности. -Продукция обрабатывающей промышленности. Также деляться на 1.экспортируемые: -товары реального экспорта -субституты экспорта - те отечественные товары, которые в данный момент продаются на внутреннем рынке, но в определенной ситуации могут быть реализованы и за рубежом) 2. импортируемые: - товары реального импорта -субституты импорта - те отечественные товары, которыми в случае необходимости можно заменить иностранные товары Неторгуемые товары: -Коммунальные услуги и строительство. -Оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы. -Транспортировка, хранение и связь и финансовое посредничество. -Оборона и обязательные социальные услуги. -Образование, здравоохранение и общественные работы. -Прочие коммунальные, социальные и личные услуги. Характеристика международной торговли Для характеристики международной торговли применяется ряд показателей: -стоимостной и физический объем мирового товарооборота; -общая, товарная и географическая (пространственная) структура; -уровень специализации и индустриализации экспорта; -коэффициенты эластичности МТ, экспорта и импорта, условия торговли; -внешнеторговая, экспортная и импортная квоты; -торговый баланс.
9. Международная торговля услугами: сущность, виды, классификация услуг. Услуга - деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель. Особенности услуг: · неосязаемость и невидимость · невещественность, нематериальность · невозможность хранения · отсутствие до момента сделки · неразрывность производства и потребления во времени даже при вовлечении посредников · неоднородность или изменчивость качества Виды торговли услугами (по способам поставки и предоставления): · трансграничная торговля - через трансграничные потоки, когда ни продавец, ни покупатель физически не пересекают границу (41%); · потребление за рубежом - через движение покупателя в страну продавца (20%, туризм, лечение, образование за рубежом); · перемещение физических лиц - движение продавца в страну покупателя (1%); · коммерческое присутствие - через движение коммерческой организации по оказанию услуг в страну покупателя, что связано с ПИИ (38%). Классификация услуг по ВТО (160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов): 1. Деловые услуги - 46 видов 2. Услуги связи (коммуникационные) - 25 видов 3. Строительные и инжиниринговые услуги - 5 видов 4. Дистрибьюторские (распределительные) услуги - 5 видов 5. Образовательные услуги - 5 видов 6. Услуги по охране окружающей среды - 4 вида 7. Финансовые услуги - 17 видов 8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги - 4 вида 9. Туризм и относящиеся к путешествиям услуги - 4 вида 10. Рекреационные, культурные и спортивные услуги - 5 видов 11. Транспортные услуги - 33 вида 12. Прочие услуги Классификация услуг по МВФ 1. Транспорт (пассажирский и грузовой) 2. Поездки (деловые и личные или командировки и туризм) 3. Связь, телекоммуникации 4. Строительство 5. Страхование 6. Финансовые услуги (банковские, лизинговые, брокерские, клиринговые…) 7. Компьютерные и информационные услуги 8. Роялти и лицензионные платежи (пользование правами собственности на торговую марку, патент и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии) 9. Другие деловые услуги: 1) профессиональные (юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, медицинские и т.д. 2) исследовательские 3) прочие (рекламные, маркетинговые, консалтинговые, управленческие, издательские и т.д.). 10. Личные, культурные, рекреационные услуги (аудивизуальные, выставки, спортивные мероприятия, отдых и восстановление здоровья на природе) 11. Правительственные услуги (поставка товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций) Классификация услуг по отношению к международному движению факторов производства · факторные – возникающие в связи с международным движением факторов производства · нефакторные – остальные услуги
10. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности (технологий, знаний, информации): структура, особенности. Структура мирового рынка объектов интеллектуальной собственности (ОИС) 1. рынок продукции, содержащей ОИС: - высокотехнологичные товары, - материальные носители для информации, являющейся объектом авторского права, промышленной собственности, коммерческой тайны или смежных прав 2. рынок работ и услуг по разработке ОИС, и консультированию 3. рынок непосредственно прав на ОИС (рынок технологий), где осуществляется их передача в виде патентов, лицензий, проектов и документации Структура рынка технологий (по степени правовой защищенности ОИС) 1. Купля-продажа права (лицензии) на использование защищенных в правовом отношении: - патентуемых изобретений (это изобретение, которое соответствует следующим требованиям: предполагает техническое решение задач через создание новых машин или технологических процессов, обладает новизной, превышает уровень обычного инженерного решения технической задачи, является промышленно применимым), - полезных моделей (это конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, являющееся новым и промышленно применимым), - промышленных образцов (это художественное или художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид и являющееся новым, оригинальным и промышленно применимым), - товарных знаков (это обозначение, символ, позволяющий идентифицировать товар и фирму среди других) 2. Купля-продажа незащищенных в правовом отношении ноу-хау: - технических знаний - опыта - чертежей - инструкций - информации - сведений Ноу-хау – это незащищенная в правовом отношении научно - техническая продукция, использование которой обеспечивает определенные преимущества: технические знания, опыт, чертежи, инструкции, информация, сведения технологические, экономические, административные, финансовые. Особенности мирового рынка ОИС - находится на этапе становления - в основном является рынком технологий - неоднородность объектов, причисляемых к ОИС - совершение сделок по лицензионным договорам - уникальность и многообразие лицензионных договоров - права на ОИС не распространяются за границы государства, выдавшего патент, что предполагает наличие международной системы регулирования торговли ОИС - неоднородность мировой системы защиты прав ОИС и усиление охраны прав ОИС - деление стран на экспортеров и импортеров ОИС - мировое лидерство США, ЕС и Японии на рынке ОИС - 2/3 соглашений заключается внутри ТНК, стратегических альянсов ТНК - внутри ТНК оборудование и материалы становятся сопутствующими при поставках знаний и услуг, а не наоборот - растет доля договоров на передачу «ноу-хау» (50% лицензионных соглашений) - формируются «сети реализации прав ИС» для оценки, поиска новых путей применения и реализации ОИС
11. Внешнеторговая политика: понятие, виды. Политика свободной торговли и протекционизм. Внешнеторговая политика – это система экономических, организационных и политических мер по развитию внешнеторговых отношений страны или группы стран Функции внешнеторговой политики: - защита национальных производителей от конкуренции со стороны импорта - обеспечение дополнительных доходов государственного бюджета - стимулирование динамичного развития национальной экономики - обеспечение возможности для выгодного участия в МРТ Виды: Экспортная – это мероприятия правительства, направленные на: · максимальное наращивание конкурентоспособного экспорта товаров и услуг · диверсификацию географической структуры экспорта · освоение новых при условии сохранения старых рынков сбыта · стимулирование и поддержку развития экспорта и экспортного производства продукции с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичной и наукоемкой · обеспечение благоприятных условий для доступа товаров на внешний рынок · развитие экспортной инфраструктуры и информационного сопровождения внешней торговли · улучшение параметров платежного баланса Импортная - это мероприятия правительства, направленные на: · стимулирование развития импортозамещающих отраслей и производств · защиту внутреннего рынка и товаропроизводителей в условиях либерализации ВЭД и удорожания сырья · рационализацию импорта по товарным группам и странам происхождения · уменьшение дефицита торгового баланса Виды государственной внешнеторговой политики: · протекционизм - экономическая политика государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции, включающая систему инструментов, институтов и мер по ограничению и контролю ВЭД, стимулированию экспорта товаров, услуг и факторов производства. · свобода торговли (фритрейдерство) - экономическая политика государства, предполагающая минимальное государственное вмешательство в ВЭД и движение товаров, услуг, факторов производства через национальную границу без каких-либо ограничений. Преимущества протекционизма: · Защита молодых отраслей промышленности · Уменьшение негативного воздействия внешней среды · Обеспечение национальной независимости и экономической безопасности страны · Создание новых рабочих мест и обеспечение занятости · Поддержка профессиональной структуры и образовательного уровня населения · Защита наименее обеспеченных слоев населения · Гарантирование приемлемого уровня жизни работающих · Защита производителей от недобросовестной конкуренции · Обеспечение стабильности развития страны · Защита культурных традиций, нравственности здоровья · Защита экологии и охрана окружающей среды Преимущества фритрейдерства: · Рост конкуренции · Снижение монополизированности внутреннего рынка страны · Ограничение использования системы льгот и привилегий · Повышение воспроизводственной эффективности · Рост качества и снижение цены товаров · Рост выгод, связанных с участием в МРТ · Наличие выбора для потребителей · Стимулирование сотрудничества между странами · Развитие МРТ
|