Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 3
Общее визуально-эмоциональное впечатление об объемно-пространственных, геометрических, свето- и цветопластических характеристиках архитектурной формы складывается под воздействием восприятия объекта во времени. Совокупность использования слагаемых архитектурной среды может быть реализована в следующих приемах. Прием сценарности – характеризуется разработкой путей движения, с продуманной сменой воспринимаемых «картин», как окружающего пространства, так и архитектуры здания ДОУ. Эффект может быть достигнут с помощью создания пульсирующего пространств (закрытых и открытых коммуникационных пространств, к тому же дифференцированных по размеру в зависимости от назначения). Это может способствовать преодолению монотонности коммуникаций в здании и путей передвижения на участке. Тематический прием – характеризуется оформлением архитектурного пространства согласно определенной тематике мультипликационной, кинематографической, литературной по мотивам рассказов и национальных сказок и т.д. Этот прием может быть ориентирован и применен в композиции, воспринимающейся при движении и основанной на «режиссерском» замысле. Прием сезонных и суточных изменений реализуется путем использования в архитектуре игры света и тени за счет использования различных отделочных материалов (отражающих, матовых, прозрачных и полупрозрачных) и пластики фасадов здания ДОУ. Данный прием позволяет значительно обогатить архитектуру здания в течение светового дня и изменить облик в соответствии с сезоном.
Билет 4 Типология вообще – систематизация, ранжирование группы родственных объектов или явлений по какому-либо признаку (критерию) в соответствии с динамикой его участия в формировании свойств этих объектов. Первый подход, самый очевидный – деление всех видов среды на интерьеры и открытые пространства. Основание – степень изолированности средового объекта от окружения. Второй подход – по уровню подвижности средового объекта. Жизнь различает закрепленные к месту формы среды – интерьеры зданий, городские ансамбли, ландшафтные композиции, символизирующие устойчивость, постоянство образного смысла, и мобильные, перемещающиеся в пространстве средовые ситуации – салоны автомобилей, поездов, каюты кораблей и т.д. Третий принцип классификации – динамичность предметно-пространственной ситуации. Она может выражаться в виде незаметно накапливающихся изменений в деталях (например, рост и старение деревьев в парке), которые в конце концов приведут к необратимым переменам средовой системы; может быть заложена в структуру «мгновенных» трансформаций средового состояния (складывающийся тент летнего театра).
Масштабность и уровни восприятия среды. Иерархия масштабных форм средовых объектов. Под масштабностью объекта (предмета, сооружения, среды) понимается складывающееся у зрителя представление о значении, роли объекта по отношению к окружению, человеку, обществу в целом. Масштабность (в отличие от масштаба, который просто указывает наблюдателю истинные размеры объекта и его окружения) – категория художественная, она оценивает смысловую сторону объекта, определяет его место среди других элементов средовой ситуации. Так нарочито крупные членения, полированный гранит облицовки, массивность делают Мавзолей, несмотря на незначительные размеры, главным элементом Красной площади.
Это можно не писать, на свое усмотрение.
Наиболее достоверным способом объективного описания элементов нашего окружения является типология видов и форм среды — определенным образом организованное перечисление родственных средовых объектов или систем, описывающее каждый фрагмент среды через общие принципы его построения (структуры) и характеристики составляющих. При этом выполняется системное расчленение совокупности окружающих человека средовых ситуаций на характерные стереотипы и составляются их закономерно организованные последовательности (классификация), отражающая изменение ведущих для данного класса (ряда объектов) критериев (признаков). В разных случаях проектировщик может воспользоваться для составления нужной ему типологической конструкции различными классификационными критериями, взяв за основу пространственные, функциональные, инженерно-конструктивные или художественные особенности изучаемого множества, сопоставления по принципу " фрагмент—целое", " проект—постройка", " памятник—окружение" и т. д. Б: 5) подчеркнутые более подходят для ответа. Алгоритм средового проектирования складывается из взаимодействия композиционных и гармонизационных проработок, представляющих две стороны единого процесса дизайнерского творчества. Первая фаза этой работы призвана преобразить условия проектной задачи в принципы ее решения, создать из описания потребности модель материально-пространственного объекта, ее удовлетворяющего. И первый из них — композиционная структура— становится основным приоритетом этапа. Вторая фаза посвящена детальной прорисовке композиционных предложений, в ходе которой автор неизбежно корректирует часть визуальных параметров. Прежде всего ту, что мешает восприятию композиции. Т.е. на этой стадии стержнем процесса становятся гармонизирующие мероприятия.И хотя в обоих случаях технологические принципы проектных действий одинаковы — речь идет о сознательной обработке формы слагаемых средового комплекса — нацеленность этих действий различна. Обе задачи — композиция и гармонизация — реализуются двумя подходами к визуально-процессуальным формам: • частичное исправление в принципе устраивающих автора решений, додумывание и доделывание принятой к исполнению композиционной схемы; • кардинальное преобразование сложившегося в натуре или в проекте предметно-пространственного строя, придание ему новых визуальных, а значит, и эмоциональных качеств и состояний. Первый путь уточняет выбранную компановочно-композиционную идею, второй означает ее весьма существенное изменение. Средства формирования и исправления композиции средового объекта: - технологическое оборудование - реализует базовый функциональный процесс. Оно формируетне только объемно-пространственные комбинации наполнения, но и привносит в образ среды эмоциональный климат, характерный для данного процесса. - визуальные коммуникации — они формируют прежде всего информационные показатели (направление движения, его скорость, места узлов пересечения и перераспределения потоков и пр. - отделочные материалы - чисто декоративные возможности — чередования цвета, усиление яркости — дополняются функциональными: появляется «мягкость» контакта с ковровыми, текстильными фактурами, отражающий эффект зеркальных, полированных поверхностей, возникают неожиданные прочтения одного и того же материала при разных возможностях его восприятия. - декоративная составляющая — украшения, арт-объекты, функциональные предметынаполнения (мебель, шторы, посуда/скамейки, фонари, урны). Часто именно ее воплощение составляет генеральную линию формирования средовой ситуации, причем относительно независимую от функционального назначения носителей декоративного начала. И все это — помимо возможной корректировки собственно функциональных процессов, которая может создавать совершенно новые условия восприятия зрительных образов, работавших раньше в других эмоционально-функциональных обстоятельствах. Приемы преобразования визуальной структуры средового объекта: 1) Масштабная координация: -использование всех слагаемых масштабной шкалы -безмасштабность, ведущая к монументальности -членения, формирующие преувеличенный масштаб 2) Деформация композиционного строя: -размещение доминанты на новом месте -усиление существующей доминанты -полная перестройка композиционной структуры 3) Упорядочивание «случайной» ситуации: -внесение активного акцентного ряда -обогащение декоративной темой приемы активного преобразования: Внесение новой доминанты— решение, весьма распространенное в практике проектирования. 1. В этом случае к сложившейся системе элементов добавляется новый, превосходящий по силе и значимости все существующие, «забивающий» их воздействие и потому перестраивающий весь порядок композиционных соподчинений. Отмечают два варианта этого приема: а) «новое строительство» на условно свободном месте, без ломки сложившихся форм среды; б) «реконструкция», серьезная переделка одного из имеющихся в наличии композиционных элементов. При этом композиция либо полностью изменяется, либо активно деформируется, приобретает иное художественное содержание. 2. Объединение совокупности объектов или пространств с разными эмоционально-художественными характеристиками за счет системы одинаковых (или близкихпо облику) акцентных элементов, обобщающих «случайный» исходный строй. 3. Развитие, обогащение сложившейся композиционной системыдополнительными для исходной ситуации средствами выразительности.
|