Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 11. Особенности строения, восприятия и проектирования объектов жилой, общественной, производственной и городской среды
Архитектурная среда – та часть нашего окружения, которая образована архитектурно (художественно) обоснованными объемно-пространственными структурами, системами оборудования и благоустройства, объединенными в целостность по законам художественного единства. Архитектура призвана обеспечивать процесс жизнедеятельности путем архитектурной организации жизненного пространства в зданиях и сооружениях, а также в городах и поселениях. Дизайн архитектурной среды, в отличие от архитектуры, используя все, на что она способна в этом смысле как проектная деятельность, призван к проектированию комплексных средовых архитектурных объектов с позиции максимально широкого охвата взаимоотношений человека с природой, с предметно-пространственым и социально-культурным окружением с целью создания достаточно крупных элементов гармонизованной среды, обладающей не только формальной целостностью, но и способной образно выражать смысл и характер образа жизни. По-разному выглядят и конечные результаты проектной деятельности таких специалистов. Решения, принимаемые, в частности, архитектором-дизайнером, почти всегда имеют индивидуальный характер ансамблевого решения, ибо связаны с конкретным объектом, имеющим четкий адрес среды обитания, будь-то предметно-пространственная среда жилища, предметно-пространственная среда объектов промышленного и агро-промышленного производства, предметно-пространственная среда и элементы визуальной информации какой-либо части города или села, их отдельного района, микрорайона или конкретного важного узла. Характерно при этом, что в качественном проектировании в области дизайна, поскольку отдельные его виды позволяют получать разные результаты, заинтересованы различные лица и организации. Если рассмотреть их специфику с этой позиции, то выяснится, что и здесь идет движение по линии усиления давления заказчика — от индивидуального потребителя, через отдельные организации, ведомства, отрасль — к заказчику, представляющему исполнительную власть. Это зависит, естественно, прежде всего от того, что средовые объекты — объекты комплексные, связанные с интересами больших коллективов, и их проектирование под силу мощным организациям, имеющим власть и возможности бюджетного финансирования. И, наконец, различаются они и по своим морфологическим характеристикам и образным возможностям. И дело не только в том, что средовые объекты имеют более сложную морфологию — здесь в единстве взаимодействуют внутренние и внешние пространства, а создаваемые ими среды жизнедеятельности организуются еще и с помощью самых различных предметно-пространственных структур и тем, что они в полной мере могут реализовать всю гамму эстетических соотношений, порожденных особенностями отношения человека к окружающему его миру. Объектом проектной работы в дизайне архитектурной среды, в отличие от " других дизайнов", является сложно-динамическая система среды обитания человека, точнее, достижение оптимальной предметно-пространственной организации и образности различных средовых объектов. Внимание архитектора-дизайнера должно поэтому, прежде всего, быть направлено на те типы объектов архитектурной среды, которые должны обладать специфическими качествами комплексности, динамичности, гуманистичности и целостности. К таким весьма распространенным типам объектов архитектурной среды относятся: — городской дизайн, или дизайн городской среды, включающий общественные пространства города, жилую среду, объекты, принадлежащие инфраструктурным функциональным системам (транспорта, городских служб, общения и торговли); — интерьерный дизайн, включающий общественную и жилую среду; — дизайн производственной среды, включающий разнообразные как открытые, так и закрытые пространства. 13. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СРЕДЫ — гамма чувств и настроений, вызываемых средой в человеке, предтеча возникновения художественного образа. Генерируется Э.с.с. особенностями зрительной организации средового объекта, которая в конечном счете есть отражение «художественной необходимости» рационального начала, послужившего базой формирования среды. Как правило, Э.с.с. включает множество разноречивых настроений, оттенков, мотивов, образующих многослойное производное от немногих типов базовых эмоциональных ощущений: впечатления монументальности, мощности, парадности, массовости соответствующих процессов деятельности; камерности, доверительности, интимности, обращенности непосредственно от человека к человеку; настроя на деловитость, конструктивность, рациональность связей, или, наоборот, на развлечения, отдых, расслабленность; свою роль играет ориентация среды на статичное состояние либо мобильность, динамичность общего впечатления. Названные ощущения в принципе поддаются архитектурно-дизайнерскому прогнозированию, т.к. опираются на эмоциональный климат функциональных процессов в среде и на систему впечатлений от ее визуальных характеристик. Разные типы среды имеют свой диапазон эмоциональной окраски: в производственной или жилой среде господствуют, соответственно, деловые или камерные оттенки, в общественных комплексах может проявиться вся палитра возможных эмоциональных характеристик, часто в самых неожиданных сочетаниях, рекреационной среде не свойственны отношения деловитости, жесткого порядка. В пространствах разного типа зритель ощущает себя неодинаково. Так, локальные ситуации вызывают в человеке чувства защищенности, устойчивости, имеющие либо «центростремительный» оттенок, если основой компоновки являются ограждения, вычленяющие объект из окружения (интерьеры, активно застроенные городские площади), либо «центробежный», если ограждения играют незначительную по сравнению с поверхностью и наполнением площади композиционную роль. Линейные построения придают среде ощущение мобильности, эмоциональной направленности соответственно характеру замыкания перспектив на торцах. Определенный эффект вызывают размеры пространственной основы: помещения и площадки небольшой величины (5—10 м в поперечнике) порождают чувство интимности, камерности среды; по мере увеличения появляются ощущения деловитости, парадности, торжественности (около 100— 200 м), в дальнейшем эмоциональная напряженность и окраска среды теряют определенность (предел допустимой величины «выразительного» пространства для неподвижного зрителя — около 3 км). Свою роль играют и другие зрительные характеристики компонентов среды: сложность, острота или лапидарность успокоенность их форм, их фактура, материальность, цветовые характеристики, которые вместе с графическими решениями составляют один из важнейших компонентов зрительной организации среды. Следует помнить, что конкретика восприятия Э.с.с. человеком весьма индивидуальна и зависит от его воспитания, национальных обычаев, нацеленности на определенный вид потребления среды и т.д. Однако в целом объективность связей визуальных характеристик среды и ее эмоционального содержания сомнений не вызывает. К сожалению, изучение эмоциональной составляющей средового образа — дело, теорией почти не затронутое. Тем более, что нас сегодня интересует не мировоззренческие аспекты проблемы (гуманизация, связь частного и всеобщего и пр.), а конкретные следствия реальных «физических» причин, породивших ту или иную эмоциональную реакцию. Здесь практически не помогает опыт восприятия других видов искусства — музыки, поэзии, изобразительного творчества. Прежде всего потому, что в архитектуре и дизайне затрагиваются совсем другие эмоциональные струны: «пространственному творчеству» неподвластны столь важные в других сферах искусства негодование, гнев, ненависть, даже ирония. Потому что архитектуре и дизайну вообще не свойственно критиковать мир, проповедовать деструктивное. И даже когда их произведения изображают острые, противоречивые ситуации или разрушения, они подчеркивают в них утверждающее начало, гармонию связей «руины» с ландшафтом, выразительность формы, контраст нового и старого, подменяя «прямой» текст визуального послания его более высоким художественным смыслом. Поэтому первое, с чем надо подступаться к проблеме — это отбор и классификация эмоциональных состояний и характеристик, свойственных архитектурно-дизайнерскому творчеству. Второе — мы не знаем элементарных форм организации причинноследственных связей в системе «визуальные характеристики среды — их эмоциональная оценка» ни для комплекса в целом, ни для его отдельных слагаемых. Тем более, что часто одни и те же чувственные реакции возникают у человека в ответ на действия совершенно разных раздражителей — состояние «неудобства» может вызвать слишком яркий цвет объекта, теснота или запутанность пространства, неорганизованность компоновки предметного наполнения и даже просто жара в помещении. Третье — у нас нет метода работы с эмоциональным содержанием образа среды, «операционной» системы его количественного измерения и качественной оценки». Т.е. нет ни «эталонов» эмоциональных ощущений, ни технологии описания их величины в процессе формирования или «потребления». Мы даже не умеем отделять эмоциональные характеристики среды от «вне эмоциональных» факторов ее проектирования: влияния пропагандистских кампаний, соображений экономики и т.п. И, что гораздо важнее, к эмоциональной оценке среды в целом (ярко, уютно, пустынно и т.п.) всегда примешивается оценка чувственных характеристик происходящего вокруг: атмосфера спортивного соревнования на стадионе с его страстями и азартом принципиально отличается от почти деловых установок тренировочного процесса. Возможно ли вычленить при восприятии средового образа визуальное впечатление (размер, цвет, насыщенность деталями и пр.), порожденное проектировщиком, от непосредственно потребительского (отдых, учеба, работа физическая или умственная и т.д.)? Где и в каких случаях это нужно, как это сделать — таково ядро проблематики исследования эмоционального содержания архитектурно-дизайнерских образов. Если это удастся — в руки проектировщика попадет мощнейший инструмент совершенствования художественной стороны результатов его творческих усилий. А работа экспертов, сравнивающих достоинства разных проектных предложений — будь то учебные проекты, конкурсы, тендеры на выполнение комплексных дизайнерских программ, присуждение престижных профессиональных премий, — будет лишена субъективных ошибок. Которые, впрочем, составляют немалую долю очарования интуитивного (а значит оставляющего место для неожиданных творческих поворотов) художественного поиска в средовом проектировании.
14№. Архитектурная среда – та часть нашего окружения, которая образована архитектурно (художественно) обоснованными объемно-пространственными структурами, системами оборудования и благоустройства, объединенными в целостность по законам художественного единства. Позволяя, как и другие формы среды, реализоваться в своих границах тем или иным производственным, общественным или бытовым процессам, они отличаются прямым участием в их формировании художников, архитекторов, дизайнеров, озабоченных получением художественных, эстетических результатов, что делает произведения дизайна архитектурной среды явлениями искусства. Проектирование архитектурной среды занимает совершенно особое место в проектной культуре, что становится понятным при сравнении с самой близкой ей проектной сферой - архитектурой. Зодчество, используя разные способы художественной организации пространства, формирует у зрителя конечное впечатление о произведении своего искусства - архитектурный образ. Нечто, принципиально отличающееся от образов, вызываемых другими видами искусств, потому что зодчество изначально абстрактно, никогда не отрицает, не может вызвать зло, лишено чувства комического, но - утверждает и восславляет. Поэтому в истории цивилизации оно всегда стояло особняком, доминировало среди других искусств, воплощая фундаментальные идеи своей эпохи: величие Древнего Рима, одухотворенность средневековья, рационализм Нового времени. Визуализация этих идей должна вызвать в душе зрителя определенную форму сочувствия - таково главное свойство истинно архитектурного произведения, которое, в конечном счете, порождает сочетание ощущений и ассоциаций, выражающих его идейно-художественный смысл. Дизайн архитектурной среды - дитя XX века, который: - сформировал специальную сферу художественного творчества по имени " дизайн"; - ввел понятие " среда"; - установил, что архитектура не единственная из муз, пользующихся в художественных целях специфическими " пространственными переживаниями". Дизайн среды, в отличие от архитектуры, соединил важнейшие особенности просто дизайна и просто среды: примат рационально-изобретательского начала в становлении образа и " включенность" сознания потребителя в эстетический продукт существования средового объекта - атмосферу среды. А поскольку любая среда складывается отнюдь не только из архитектурных компонентов - тут можно встретить что угодно, от специально придуманного оборудования до ширпотреба и случайных украшений - весь мир " внеархитектурных" предметов и явлений, часто весьма далеких от эстетических задач, автоматически включился в число событий художественных, стал средством формирования произведений нового вида искусства. Нового, потому что архитектура и дизайн среды различаются, прежде всего, конечным результатом работы: первая внушает зрителю свое представление о смысле жизни и данного пространства, второй - создает этот смысл вместе со зрителем, не гнушаясь при этом никакими впечатлениями и реалиями окружающей действительности. Поэтому средовые объекты и системы далеко не всегда претендуют на статус произведения искусства, которое обладает покоряющим сердца художественным образом. Им достаточно охватить лишь часть нужных для этого параметров: или оригинальность облика, или способность затронуть чувство прекрасного, или - обеспечить высокий уровень комфорта. Так решается давний спор теоретиков - " что такое сарай, архитектура или строительство? " Да, архитектура, если несет в ансамбле идейно-художественную нагрузку. Если нет, то он относится к средовому дизайну, как особой форме общественного сознания. По тем же причинам специфичны и художественные возможности дизайна среды - его произведениям подвластны ирония, смех, они могут " критиковать" действительность, осуждая ее, создавать отрицательные образы, унижать, даже разрушать - по специальному заказу - человеческое в человеке. Пример - среда концентрационного лагеря, публичного дома, некоторых мистических сект. Слово " архитектура" ассоциируется прежде всего с образом постройки, т.е. того, что, будучи " сделано" строителем, видится зрителю как некая оболочка вокруг функционального пространства. И только во вторую очередь - с тем, что содержится внутри оболочки. Восприятие средового состояния суммируется в образе среды, который от традиционного понимания термина " художественный (архитектурный) образ" отличает взаимодействие наших собственных действий и настроений со всеми визуальными слагаемыми нашего окружения, от рисунка обоев до мелькания прохожих за окном. Другими словами, в архитектуре процесс, утилитарная потребность составляет толчок к возникновению архитектурного образа, который после воплощения в постройке начинает жить как бы сам по себе, вне породивших его обстоятельств. Образ среды изначально и нерасторжимо соединяет " причины" проектирования - функции, и его " следствия" - комплекс материально-физических и эстетических условий выполнения функциональной задачи. Т.е. среда немыслима без единовременного существования и восприятия " оболочки" и ее " заполнения", " субъектов" и " объектов" осуществляемых здесь видов деятельности. В этом сущность проектного отношения к среде: она состоит из архитектурных и дизайнерских (предметных и пространственных) источников средового состояния и самого этого состояния (атмосфера среды), которые в пределах профессии неразрывны, т.к. все три являются предметом проектирования. Фундаментом становления произведения средового искусства традиционно считаются " носители" эмоционального начала - определенным образом организованные и нацеленные производственные и бытовые процессы, соответствующие им микроклиматические условия и - главное - участники процесса, люди, как прямые " исполнители" той или иной деятельности, так и " наблюдатели" и " потребители" средовых ощущений. Вторым компонентом считается архитектурно-пространственная основа, возникшая как воплощенный в площадях, высотах и конфигурации помещений или открытых городских пространств ответ на задачи размещения здесь данного процесса. Следующий структурный блок - совокупность " дизайнерских" элементов, заполняющих или оборудующих пространственную основу - от функционально необходимого технологического оборудования до украшающих среду произведений графического дизайна и декоративно-прикладного искусства. Было бы весьма соблазнительно принять эту условную иерархию отмеченных " блоков средового проектирования" за основу технологии проектной работы со средой, где изначальным будет понимание проблем функционирования среды, а завершением - появление нужного функциям социально-эстетического климата. Однако в натуре связи между ними столь сложны и подвижны, а сами они настолько различаются по природе, что в архитектурной среде принцип линейной зависимости порядка работ от типа слагаемых образа не отслеживается.
Это хорошо видно при сравнении произведений средового дизайна и их архитектурных " собратьев", интерьеров зданий и городских пространств. Их многое роднит: генетическая зависимость формы от начальной функции, " пространственность", включение в художественную структуру " внеархитектурных" компонентов элементов ландшафта и оборудования, способность к синтезу с другими видами искусства и т.д. Но интерьеры, как продукт чисто архитектурного творчества, могут существовать и оцениваться зрителем сами по себе, вне учета заполняющей их деятельности. Поэтому их проектирование отличается от приемов средового дизайна своего рода невмешательством в организацию функциональных процессов, которые задаются " сверху" - обычаем, заказчиком, технологом, и потом " оформляются" архитектурными средствами, что и является сферой профессионального поиска. Соответственно архитектурное проектирование интерьеров больше привязано к традиционной последовательности " пространство (слепок функции) - художественная организация пространства (композиция) - насыщение пространственной структуры выразительными элементами (конструкции, декор, оборудование и пр.)". Осуществляются эти положения по-разному. Специалисты даже разделяют интерьеры " архитектурные" и " предметные", отличающиеся порядком и средствами их формирования. Первые созданы преимущественно архитектурой и архитекторами, представляют собой " самоценное", мало зависящее от условий эксплуатации произведение зодчества. Тогда как в облике вторых главное - это оборудование, мебель, вещное заполнение, " случайно" собранное владельцем. " Предметные интерьеры" намного ближе к пониманию термина " среда", т.к. их архитектурная основа только обозначена, задумана как сцена, где " живет и действует" не предусмотренная замыслом зодчего обстановка, приспособившая помещение к интересам и вкусам заказчика. Поэтому они иллюстрируют особое свойство дизайна среды, парадокс порядков ее проектирования: средства формирования среды не образуют устойчивой системы иерархических связей. В архитектурной среде нет раз и навсегда обозначенного главного начала. Ни архитектура (прилагательное " архитектурная" в термине символизирует, прежде всего, эстетическую нацеленность любых форм деятельности, созидающих среду), ни дизайн предметного наполнения и оборудования (хотя они и составляют самостоятельный круг образов, не обязательно привязанных к архитектурной основе), ни законы синтеза искусств или проектирования объектов инженерного творчества (например, инженерных коммуникаций) и даже не изначально сформулированные функциональные требования не могут претендовать на роль безусловно, при любых обстоятельствах, ведущего фактора становления художественного содержания средового объекта. Нужный автору результат дает только совместная скоординированная профессионалом-проектировщиком работа всех средовых слагаемых. Потому что любое из них может быть спроектировано, организовано " по законам красоты", и та часть среды, которая будет обладать наибольшей выразительностью, оригинальностью и силой художественного воздействия, будет подправлять роль и особенности визуальной организации всех остальных. Какая именно - и есть кардинальный вопрос методики в дизайне среды, где главное -установить первопричину формирования будущих проектных связей, ту " пружину", которая раскрутит весь процесс становления конкретного произведения средового искусства.
Дизайн архитектурной среды объективно призван соединить в проект всю палитру задач и достоинств проектной деятельности всех указанных ранее конкретных дизайнов. Архитектор-дизайнер должен направлять свое внимание на использование—синтез всех художественных средств для организации Среды жизнедеятельности в целом в соответствии с требованиями образа жизни того или иного общественного или производственного организма. Обеспечение требований жизнедеятельности — задача и всех других " конкретных дизайнов", но и в этом пункте они существенно отличаются друг от друга. Если с помощью рисунка, шрифта, пиктограмм графический дизайн содействует функционированию визуальной информации, то промышленный дизайн, через потребительские свойства и эстетические качества промышленного изделия, направлен на формирование гармоничной предметной наполненности объектов жилой, производственной и социально-культурных сфер. Архитектура призвана обеспечивать процесс жизнедеятельности путем архитектурной организации жизненного пространства в зданиях и сооружениях, а также в городах и поселениях. Дизайн архитектурной среды, в отличие от архитектуры, используя все, на что она способна в этом смысле как проектная деятельность, призван к проектированию комплексных средовых архитектурных объектов с позиции максимально широкого охвата взаимоотношений человека с природой, с предметно-пространственым и социально-культурным окружением с целью создания достаточно крупных элементов гармонизованной среды, обладающей не только формальной целостностью, но и способной образно выражать смысл и характер образа жизни. По-разному выглядят и конечные результаты проектной деятельности таких специалистов. Решения, принимаемые, в частности, архитектором-дизайнером, почти всегда имеют индивидуальный характер ансамблевого решения, ибо связаны с конкретным объектом, имеющим четкий адрес среды обитания, будь-то предметно-пространственная среда жилища, предметно-пространственная среда объектов промышленного и агро-промышленного производства, предметно-пространственная среда и элементы визуальной информации какой-либо части города или села, их отдельного района, микрорайона или конкретного важного узла.
Характерно при этом, что в качественном проектировании в области дизайна, поскольку отдельные его виды позволяют получать разные результаты, заинтересованы различные лица и организации. Если рассмотреть их специфику с этой позиции, то выяснится, что и здесь идет движение по линии усиления давления заказчика — от индивидуального потребителя, через отдельные организации, ведомства, отрасль — к заказчику, представляющему исполнительную власть. Это зависит, естественно, прежде всего от того, что средовые объекты — объекты комплексные, связанные с интересами больших коллективов, и их проектирование под силу мощным организациям, имеющим власть и возможности бюджетного финансирования. И, наконец, различаются они и по своим морфологическим характеристикам и образным возможностям. И дело не только в том, что средовые объекты имеют более сложную морфологию — здесь в единстве взаимодействуют внутренние и внешние пространства, а создаваемые ими среды жизнедеятельности организуются еще и с помощью самых различных предметно-пространственных структур и тем, что они в полной мере могут реализовать всю гамму эстетических соотношений, порожденных особенностями отношения человека к окружающему его миру. Объектом проектной работы в дизайне архитектурной среды, в отличие от " других дизайнов", является сложно-динамическая система среды обитания человека, точнее, достижение оптимальной предметно-пространственной организации и образности различных средовых объектов. Внимание архитектора-дизайнера должно поэтому, прежде всего, быть направлено на те типы объектов архитектурной среды, которые должны обладать специфическими качествами комплексности, динамичности, гуманистичности и целостности. К таким весьма распространенным типам объектов архитектурной среды относятся: — городской дизайн, или дизайн городской среды, включающий общественные пространства города, жилую среду, объекты, принадлежащие инфраструктурным функциональным системам (транспорта, городских служб, общения и торговли); — интерьерный дизайн, включающий общественную и жилую среду; — дизайн производственной среды, включающий разнообразные как открытые, так и закрытые пространства. В тоже время все объекты этих типологических групп как бы четырехмерны. Все они включают пространство (открытое или интерьерное), имеющее функциональное назначение (связанное с обеспечением жизнедеятельности) и предметно-пространственное наполнение вплоть до графики; они могут быть объектами реконструкции, совершенствования существующей застройки или создания новых средовых ситуаций. Широкий разброс этих ситуаций подразумевает и широкую подготовку архитектора-дизайнера, что не противоречит возможности реально специализироваться как в области " городского интерьера", так и в области формирования " внутренних пространств".
|