Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика. Общая характеристикаСтр 1 из 9Следующая ⇒
Советское право Общая характеристика Конституция СССР 1936 г. и Конституция РСФСР 1937 г., закрепившие основные принципы советского социалистического строя, государственное устройство, а также конституционные права и свободы граждан, тем самым внесли существенные изменения во все отрасли советского права. Законодательство СССР и РСФСР периода нэпа и построения основ социализма подлежало основательной корректировке. Нужно было отменить нормативные акты, принятие которых обусловливалось спецификой экономических и социальных отношений того времени: наличием частной собственности на орудия и средства производства, многоукладным характером экономики, наличием бывших имущих классов, правовой статус которых существенно отличался от правового положения трудящихся масс. Требовалось также полно и последовательно пронести конституционные принципы и положения во всех отраслях права таким образом, чтобы создать надежный юридический механизм, способный обеспечить реальность действия всей Конституции, каждой ее отдельной нормы. Особое внимание требовалось уделить вопросам гарантированности конституционных прав и свобод советских граждан. Приведение отраслей права в соответствие с новыми конституциями было достаточно сложной работой и требовало длительного времени. Нужно было принять законодательные акты, отнесенные к ведению Союза ССР: основные начала землепользования, а также пользования недрами, лесами и водами, основные начала в области просвещения и здравоохранения, основы законодательства о труде, законы о союзном гражданстве и нравах иностранцев, Уголовный и Гражданский, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы. Ибо на базе Основ, основных начал РСФСР, равно как и другие союзные республики, должна была принимать соответствующие республиканские акты. Однако общесоюзные органы не выполнили в полной мере возложенные на них конституционные обязанности по подготовке и принятию законодательных актов. Работы были приостановлены на самом начальном этапе после принятия Закона о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик и Закона о гражданстве СССР. Прекращение законотворческой деятельности Союза ССР в значительной степени объясняется специфическими условиями периода подготовки к защите СССР от иностранной агрессии и необходимости сосредоточить усилия государственных органов на этом жизненно важном направлении. Однако была и другая весомая причина. Усиление центристских тенденций во взаимоотношениях Союза ССР и союзных республик наиболее ярко проявилось в законотворческой и нормотворческой деятельности. Государственные органы и коллективы ученых в этот период основное внимание сосредоточили на подготовке общесоюзных кодексов гражданского, уголовного, уголовно-процессуального права. Весьма интенсивно шел процесс принятия ЦИК и СНК СССР нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции союзных республик. Конкретное регулирование осуществлялось по всем отраслям нрава: трудовому, жилищному, семейному, колхозному, исправительно-трудовому, хозяйственному и другим отраслям. В этих условиях союзные республики, боясь обвинений и неправильном проведении линии партии и решении задач по построению социализма, сократили свою законотворческую деятельность до минимума, а по ряду отраслей и вовсе перестали принимать законодательные акты. Следовательно, конституционное право союзных республик принимать кодифицированные акты оставалось нереализованным. До конца 50-х годов, т.е. всею периода сохранения централизованного управления страной, развитие и совершенствование законодательства союзных республик осуществлялось в форме принятия общесоюзных актов, что было грубейшим нарушением суверенных прав союзных республик. Другая характерная особенность законодательства этого и последующих периодов состоит в последовательном ограничении нрав граждан, иных субъектов, установлении многочисленных запретов и ужесточении ответственности за совершенные правонарушения. Курс органически вытекал из волюнтаристских решений советского государства в сфере экономики, в принятии и проведении мероприятий, плохо согласованных с экономическими закономерностями, без надлежащего материального, технического и социально-бытового обеспечения. В этих условиях основной акцент делался на интенсификацию труда рабочих, крестьян, служащих, осуществляемого без соблюдения правил техники безопасности, а зачастую и элементарных норм санитарии и гигиены. Советское государство не могло, да и особенно не стремилось развивать систему материальных стимулов высокопроизводительного труда. Ему больше импонировали моральные стимулы: ордена и медали, почетные грамоты, благодарности. Но коль скоро такие стимулы не обеспечивали нужных результатов, то принимались акты, грубо нарушающие демократические нормы трудового права: запрещалось увольнение по собственному желанию, увеличивалась продолжительность рабочего дня и рабочей недели, разрешалось переводить работника в другую местность без его согласия, устанавливалась уголовная ответственность за дисциплинарные проступки, в том числе за опоздание на работу на 20 минут. В сфере гражданского права государственным органам и организациям запрещается передавать друг другу здания и сооружения под страхом уголовного наказания, вводится запрет на продажу, обмен и отпуск оборудования и материалов на сторону при отсутствии соответствующих плановых заданий. На колхозы возлагается обязанность осуществлять плановые поставки молока, мяса, сельскохозяйственных продуктов независимо от наличия необходимых для их производства условий и надлежащей материально-технической базы. За невыполнение обязательных поставок хлопка, свеклы, льна, конопли председатели колхозов привлекались к уголовной ответственности. Колхозники обязывались вырабатывать определенный минимум трудодней в течение года. Ограничение правоспособности субъектов в сфере гражданского, трудового, колхозного и других отраслей права, сочетаемое с запретом критиковать линию партии, высказывать свое недовольство существующими порядками, массовым террором и насилием, свидетельствует о намерении государства создать социализм «казарменного» типа. Во имя выполнения задач и заданий государства каждый должен был выполнять соответствующую трудовую функцию, вносить достойный вклад в построение социализма, жертвуя личными интересами и свободами, здоровьем, а при необходимости и жизнью. Третья особенность законодательства 1936 1941 гг. состоит в интенсивной разработке и принятии нормативно-правовых актов в сфере организации и деятельности Вооруженных Сил СССР. В целях резкого повышения боеспособности Красной Армии, наведения дисциплины и порядка потребовалось подготовить и принять целую серию новых нормативно-правовых актов. Были переработаны все воинские уставы, принят Дисциплинарный услав Красной Армии, введены персональные воинские звания начальствующего состава, утверждено положение о прохождении службы командным и начальствующим составом. Благодаря принятым актам, сформировалась в достаточно развитую систему норм и институтов, в которой некоторые авторы того времени были склонны видеть новую самостоятельную отрасль советского права — военное право. Конкретные изменения, внесенные в действующее законодательство, характеризовались следующими результатами.
|