Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Земельное и колхозное право
Примерный Устав сельскохозяйственной артели 1935 г. не мог урегулировать сколько-нибудь полно отношения в сфере колхозного строительства. Поэтому по мере выявления пробелов или недостаточно совершенных норм государство и партия вносили необходимые коррективы в действующее законодательство. Большинство принятых в этот период дополнительных мер проводилось с целью заставить колхозы «развернуть дальше подъем земледелия и животноводства, с тем чтобы в течение 3 — 4 лет добиться ежегодного производства зерна 8 млрд пудов со средней урожайностью на гектар в 12 — 13 центнеров, увеличить производство по техническим культурам на 30 — 35% в среднем, увеличить поголовье овец и свиней вдвое, поголовье крупного рогатого скота — процентов на 40, поголовье лошадей — процентов на 35». Для выполнения поставленных задач партия и государство полагали необходимым прежде всего покончить с нерациональным использованием колхозами предоставленных им земель и укрепить колхозную дисциплину. Основную причину нерационального использования колхозами предоставленных им земель партия и государство видели в больших приусадебных участках, которые колхозы отводили своим членам, а также в разрешении колхозникам иметь на колхозных землях огороды, бахчи и др. Были выявлены случаи, когда колхозники использовали приусадебный участок в целях наживы, сдавая его полностью или частично в аренду другим лицам. Не были довольны партия и государство ситуациями, когда колхозники пользовались приусадебными участками от колхоза, а в колхозе не работали. Получалось, что приусадебные участки становились основным источником дохода колхозного двора. В целях ликвидации обозначенных и других негативных явлений в сфере КОЛХОЗНОГО землепользования ЦК ВКП(б) и СНК СССР 27 мая 1939 года приняли постановление «О мерах охраны общественных земель от разбазаривания», которым предусматривалось: 1) осуществление райисполкомами государственной регистрации земель, предоставленных колхозам. При этом такие земли были разделены на два фонда: фонд общественных земель колхозов и приусадебный фонд, причем передавать общественные земли колхозов под приусадебные участки строжайше запрещалось, иначе председатели колхозов подлежали привлечению к уголовной ответственности; 2) проведение обмера всех приусадебных участков, находящихся в пользовании колхозников, и изъятие всех излишков земель, а также изъятие из личного пользования колхозников земель, занятых под огороды и бахчи на колхозных полях. Согласно официальным данным, выполнение этой меры способствовало возвращению колхозам 1, 7 млн га земли; 3) устанавливался обязательный минимум трудодней в году (от 60 до 100 в зависимости от местных условий) для каждого трудоспособного колхозника. Колхозники, не выработавшие минимума трудодней, считались выбывшими из колхоза и лишались приусадебного участка. Аналогичная мера предусматривалась и в отношении колхозников, в случае сдачи ими приусадебного участка в аренду другим лицам. В целях рационального использования колхозных земель постановление ЦК ВКГТ(б) и СНК СССР от 18 декабря 1939 г. предоставило колхозам право по своему усмотрению производить распределение земель в соответствии с установленным планом обязательных поставок продукции. Планы посевов, принятые колхозниками на общих собраниях, подлежали утверждению райисполкомами. Последние могли вносить изменения в планы колхозов только при условии, что представленные планы не обеспечивали выполнения обязательных поставок сельскохозяйственной продукции государству. Подобная разумная мера, однако, обернулась для колхозов новым и достаточно затруднительным обязательством — осуществлять обязательные поставки сельскохозяйственной продукции исходя из количества земли, занимаемой колхозом. Подобная мера была закреплена постановлениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 июля 1939 г. «О мерах по развитию общественного животноводства в колхозах» и от 30 января 1940 г. «Об обязательной поставке шерсти государству». По ранее действовавшим актам обязательная поставка мяса и шерсти государству исчислялась из количества голов в хозяйстве. Колхозы, увеличившие поголовье скота, должны были сдавать государству и больше шерсти, мяса. Колхозы, не имевшие животноводческих ферм, полностью освобождались от обязательных поставок продуктов животноводства. ЦК ВКП(б) и СНК СССР пришли к выводу, что такая система обязательных поставок ставит в невыгодное положение передовые колхозы и поощряет бесхозяйственность. Поэтому было решено определять план обязательных поставок мяса и шерсти колхозами но количеству занимаемой земли, т.е. погектарно. Чем больше у колхоза было земли, тем больше ему устанавливался план обязательных поставок, без каких-либо скидок на эпизоотии, отсутствие специалистов животноводства, необходимого поголовья скота и на другие объективные факторы. Вскоре погектарный принцип установления плана обязательных поставок мяса и шерсти был перенесен и на другие виды сельскохозяйственной продукции. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 7 апреля 1940 г. колхозам предписывалось осуществлять начиная (-урожая 1940 I. обязательные поставки зерна, риса, подсолнуха и картофеля, начисленные с каждого гектара пашни, закрепленной за колхозами. Новый способ определения плана обязательных поставок давал стимул к комплексному ведению колхозного хозяйства и был вполне приемлем для сильных хозяйств. Однако в условиях тех лет, когда значительная часть колхозов не была способна производить в нужном количестве продукцию, нововведение ставило колхозы в положение вечных должников государству, вынужденных сдавать в счет обязательных поставок практически всю произведенную ими сельскохозяйственную продукцию.
|