Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гражданское право. В закреплении основополагающих принципов гражданского нрава применительно К условиям социалистического общества важное значение имела Конституция СССР 1936
В закреплении основополагающих принципов гражданского нрава применительно К условиям социалистического общества важное значение имела Конституция СССР 1936 г. Ею был восполнен пробел ГК РСФСР в части регулирования права личной собственности граждан. Признавая личную собственность граждан и необходимость ее охраны государством и законом, ст. 10 Конституции СССР закрепила исчерпывающий перечень объектов права личной собственности. Это, в частности, трудовые доходы и сбережения граждан, их дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода и хозяйства, предметы личного потребления. При этом закреплялось право наследования личной собственности граждан. Особым видом личной собственности согласно части 2 ст. 7 Конституции СССР признавалась собственность колхозного двора, основной доход от трудового участия в колхозе, подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птица и мелкий сельскохозяйственный инвентарь. Для этого вида собственности основным источником дохода является участие в общественном колхозном хозяйстве. Запрещаются попытки использовать приусадебный участок для наживы путем его сдачи в аренду или пользование приусадебным участком без интенсивной работы в колхозе. С принятием Конституции СССР утрачивала силу статья 5 ГК РСФСР в той части, в какой она разрешала гражданам заниматься предпринимательской деятельностью, организовывать промышленные и торговые предприятия. В условиях построения основ социализма частная собственность граждан противоречила духу и принципам Конституции СССР и не была закреплена ею. Допускалось лишь существование мелкого частного хозяйства единоличных крестьян и кустарей, основанного на личном труде и исключающего эксплуатацию чужого труда. Наиболее существенные изменения в гражданском законодательстве были связаны с поиском оптимальных форм заключения договоров поставки между предприятиями. При этом наблюдались две взаимоисключающие тенденции: дальнейшее развитие и укрепление прямых договоров между конкретными предприятиями и попытки вернуться к прежнему порядку поставки продукции на основании плана, утвержденного правительством. Постановлением СНК СССР от 15 января 1936 г. «О заключении договоров на 1936 г.» прямые договоры между низовыми хозяйственными предприятиями, организациями признавались основной формой хозяйственных договоров. Прямые договоры предписывалось заключать на основе протокольных соглашений, вырабатываемых вышестоящими ведомствами, трестами, главками. Начиная с 1937 года протокольные соглашения заменяются основными условиями поставки, представляющими собой нормативно-правовые акты но поставке, разработанные ведомствами-производителями и согласованные с ведомствами-потребителями. Подобная система договорных связей по поставке просуществовала около десяти лет. Развитие прямых договорных связей между предприятиями противоречило общему курсу партии и государства па централизованное управление экономикой, превращение предприятий в простых исполнителей решений центральных органов. Поэтому в организации хозяйственных связей достаточно широко практикуются поставки продукции без заключения договоров. Так, постановлением СТО от 7 апреля 1935 г. предписывалось поставлять автомашины организациям-потребителям согласно утвержденному Правительством СССР плану-распределению, без оформления договорных отношений. Затем этот порядок поставки был распространен на сдачу совхозами сельскохозяйственной продукции. План-сдача предусматривал количество сельскохозяйственной продукции, которую должен поставить совхоз, в Наркомат заготовок своим приказом определял условия, порядок сдачи-приема этой продукции. Постановлением ЭКОСО при СНК СССР от 29 ноября 1938 г. предписывав- лось выполнять обязательства по поставкам металлопродукции без заключения договоров между поставщиком и покупателем. Усиление централизованных начал в управлении экономикой нашло отражение в постановлении ЦИК и СНК СССР от 29 апреля 1935 г., которым устанавливался запрет на передачу государственных зданий, сооружений, предприятий государственными органами и предприятиями на возмездной основе. Такая передача могла производиться только внутри одного наркомата, по решению его руководства, а в межведомственных отношениях — по распоряжению Правительства СССР либо правительства союзной республики, в зависимости от подчиненности сторон, участвующих в передаче. С развитием и упрочением социалистической экономики остро встал вопрос о качестве выпускаемой продукции. 29 августа 1939 года СНК СССР утвердил Инструкцию Госарбитража О порядке и сроках предъявления претензий при поставках товаров ненадлежащего качества одними государственными предприятиями, кооперативными и общественными организациями другим. Этот документ определял порядок рассмотрения споров между предприятиями по поводу продукции ненадлежащего качества и устанавливал большие штрафы в отношении виновных предприятий, организаций. Существенные изменения в управлении жилым фондом были внесены постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства". Наиболее важные положения постановления выражались в следующем: 1. Ликвидировались ранее созданные жилищно-арендные кооперативные товарищества — ЖАКТы и их союзы. Находящиеся В их пользовании дома подлежали передаче в непосредственное управление местным Советам и их организациям. За пайщиками жилищно-строительных кооперативов, живущих в кооперативных домах, сохранялась жилая площадь, но" на началах арендного договора. В распоряжении жилищно-строительных кооперативов оставались построенные ими дома при условии, что в течение шести месяцев с момента издания постановления эти кооперативы полностью погасят предоставленную им государством ссуду. 2. Единый государственный жилой фонд делился на фонд строений, находящихся в распоряжении местных Советов (жилищных управлений), и ведомственный фонд, т.е. строения, находящиеся в управлении государственных предприятий, организаций, учреждений. 3. Право распоряжения жилыми помещениями в домах местных Советов предоставлялось жилищным управлениям отдела коммунального хозяйства местного Совета, который выдавал ордера гражданам на пользование конкретным жилым помещением. Администрация предприятий, организаций, учреждений распоряжалась имеющимся жилым фондом и самостоятельно решала вопросы предоставления жилой площади своим работникам. 4. Право пользования жилым помещением во всех домах оформлялось письменным договором, заключаемым квартиросъемщиком с управляющим домом или с его арендатором на срок не свыше пяти лет. Преимущественное право на возобновление договора по истечении его срока предоставлялось гражданам, добросовестно относящимся к предоставленным им жилым помещениям. 5. Договор о предоставлении жилого помещения мог быть расторгнут без предоставления другого жилого помещения в случаях, когда квартиросъемщик или члены его семьи систематически разрушали или портили жилое помещение, либо своим поведением делали невозможным совместное проживание в той же квартире других жильцов, либо квартиросъемщик не заплатил квартирную плату в течение трех месяцев. Таким образом, развитие гражданского законодательства РСФСР шло прежде всего за счет принятия отдельных общесоюзных актов. ГК РСФСР сохранялся по преимуществу без изменений. Формально продолжали действовать еще нормы, регулирующие отношения част- ной собственности. В условиях развития административно-правовых методов управления народным хозяйством партия и советское государство не уделяли гражданскому праву должного внимания, не видели в нем ведущей отрасли советского права.
|