Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трудовое право
Страна испытывала хронический дефицит в рабочей силе. И 19.17 году промышленность и строительство недополучили по организованному набору 1, 2 млн рабочих, в 1939 г. — 1, 5 млн. В преодолении этого дефицита важную роль сыграло трудовое законодательство. С его помощью советское государство пыталось повысить эффективность общественного производства, интенсивность труда каждого рабочего и служащего, значительно сократить число дисциплинарных проступков. Подобные меры в какой-то степени оправдывались особыми условиями предвоенных лет, желанием государства за короткий срок наладить оборонную промышленность, выпуск новых видов вооружения, осуществить новый резкий подъем всего народного хозяйства. Однако принятые в этом направлении меры плохо согласовывались с Конституцией СССР, с правом работника самостоятельно выбирать себе работу и увольняться по собственному желанию. Государство видело в гражданах СССР только рабочую силу и желало ее максимально полно использовать, чтобы обеспечить выполнение своих волюнтаристских планов по созданию социалистической экономики. В числе нормативных актов, реализующих подобную установку партии и государства, можно назвать постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 28 декабря 1938 г. «О мероприятиях но упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле», указ ПВС СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», указ ПВС СССР от 19 октября 1940 г. «О порядке обязательного перевода инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных рабочих с одних предприятий и учреждений в другие». В середине 1940 г. в стране повсеместно устанавливается восьмичасовой рабочий день на предприятиях с семичасовым рабочим днем. На час увеличивается рабочий день на предприятиях с шестичасовым рабочим днем. Значительно был уменьшен список производств, дающих право на сокращенный рабочий день. Шестидневная рабочая неделя заменяется на семидневную с одним выходным днем. Сократилось число праздничных дней. Лица в возрасте от 16 лет должны были работать полный рабочий день. Отменялось действие норм КЗоТа, гарантирующих выполнение трудового договора, заключенного между работником и предприятием: право работника оставлять работу по собственному желанию и осуществлять трудовые функции, предусмотренные договором. Для перевода на другую работу, предприятие или в другую местность требовалось согласие работника. С 1940 года работникам запрещается увольнение по собственному желанию или, как говорилось в указе ПВС СССР от 16 июня 1940 г., «самовольный переход с одного предприятия на другое». Увольнение с работы по желанию работника допускалось в трех случаях: по болезни, по инвалидности, выходе на пенсию по возрасту и поступлении на учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение. Инженеры, техники, мастера, служащие и квалифицированные рабочие могли переводиться на работу на другое предприятие и даже в другую местность без их согласия. Достаточно было Наркомату издать соответствующий приказ. Работникам, переводимым на работу в другую местность, предусматривались повышенные компенсации для возмещения расходов но переезду. Большой резерв повышения производительности труда партия и государство видели в ликвидации прогулов и опозданий на работу и приняли весьма жесткие меры в этом направлении. Выло уточнено понятие прогула. Если по КЗоТу таковым признавалась неявка на работу в течение «хотя бы одного дня», то по новому законодательству прогулом признавалось отсутствие на работе без уважительных причин свыше 20 минут. Тем самым понятию прогул было дано широкое толкование. Под него подпадала не только неявка на работу, но случаи опоздания на нее. Уволенные за прогул выселялись с жилой площади, предоставленной предприятием, и лишались права получать пособие по временной нетрудоспособности в течение шести месяцев на новом месте работы. Но эти меры не дали ожидаемых результатов. Потери рабочего време- ни в виде прогулов оставались достаточно большими. Поэтому с июня 1940 г. устанавливается уголовная ответственность за прогул без уважительных причин, а фактически и за опоздание на работу свыше двадцати минут. Прогульщики приговаривались к исправительным pa- ботам на срок до шести месяцев с удержанием из заработной платы до 25% заработка. Самовольный уход с работы предусматривал еще более суровую санкцию — тюремное заключение на срок от двух до четырех месяцев. Принятые СНК СССР, ЦК ВКП(6) и ВЦСПС меры по «улучшению практики государственного социального страхования» на деле обернулись существенным сокращением расходов на эти цели. В частности, женщины-работницы получали право на обеспечение по беременности и родам только после того, как проработают на предприятии семь месяцев. Продолжительность отпуска по беременности и родам была сокращена чуть ли не вдвое: с 112 дней до 63 дней. Для обеспечения производства рабочими кадрами была введена учебно-трудовая повинность для подростков, направляемых на учебу в ремесленные и железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения. Набор в школы и училища проводился в порядке мобилизации городской и сельской молодежи. Самовольный уход из училища влек уголовную ответственность. По окончании училища выпускники должны были проработать не менее четырех лет на государственных предприятиях по направлению Главного управления трудовых резервов при СНК СССР. Таким образом, изменения в трудовом законодательстве значительно ухудшали правовой статус работников, низводили свободный труд человека до трудовой повинности, осуществляв- мой под принуждением государства и без нрава выбора рода занятий и профессии. Большинство нововведений в трудовом законодательстве обусловливались не столько специфическими условиями предвоенных лет, сколько общей тенденцией советского законодательства к «закручиванию гаек» и созданию режима, при котором интересы общества ставятся выше интересов личности.
|