Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XII. Печать, радиовещание, телевидение. В 1968 в Б. выходило ок. 50 ежедневных газет общим тиражом св
В 1968 в Б. выходило ок. 50 ежедневных газет общим тиражом св. 2 млн. экз. Кроме того, издавались 53 еженедельника и ежемесячника. Важнейшие газеты на франц. и флам. яз.: " Суар" (" Le Soir"), с 1887, тираж 300 тыс. экз., формально независимая, фактически орган ПСП; " Стандард" (" De Standaard"), c 1914, тираж с провинц. изданиями 212 тыс. экз., отражает интересы флам. буржуазии; " Хет латсте ньивс" (" Met Laatste Nieuws"), с 1888, тираж св. 290 тыс. экз., орган ПСП; " Дерньер эр" (" La Derniere Heure"), с 1906, тираж св. 160 тыс. экз., орган ПСП; " Либр Бельжик" (" La Libre Belgique"), с 1884, тираж 170 тыс. экз., орган СХП; " Тан нуво" (" Temps Nou-veaux"), с 1946, тираж 120 тыс. экз., орган СХП; " Фолксгазет" (" Volksga-zet"), с 1914, тираж 120 тыс. экз., орган БСП; " Пёпль" (" Le Peuple"), с 1885, тираж 100 тыс. экз., орган БСП; " Драпо ружъ (" Le Drapeau Rouge"), с 1921, тираж ок. 7500 экз., издаётся на франц. яз., орган КПБ; " Роде ван" (" Rode Vaan"), с 1921, издаётся на флам. яз., орган КПБ; " Сите" (" La Cite"), с 1950, тираж ок. 40 тыс. экз., орган КХП. Радиовещание в Б. возникло в 1924, передачи телевидения ведутся с 1953. Руководит радиовещанием и телевидением Национальный ин-т радиовещания и телевидения. В 1960 в нём образованы два обществ, учреждения, т. н. институты по вещанию, один из к-рых ведает службой радиовещания и телевидения на франц. яз., другой - на флам. яз. Радиотрансляция осуществляется по трём программам, телевидение - по двум. Радиоцентр и телевизионный центр - в Брюсселе. Н. Васильев. XIII. Литература Вследствие историч. особенностей государственно-терр. формирования Б. её гос. границы не совпадают с границами историч. культурных областей. В период феод. раздробленности (10-14 вв.) феод. владения на Ю. нынешней Б. мало отличались по культуре от Сев. Франции, а на С.- от терр. нынешних Нидерландов (Голландия). С объединением всех историч. Нидерландов (нынешние терр. Б., Нидерландов, Люксембурга и части Сев. Франции) в кон. 14-15 вв. под властью Бургундии (см. Нидерланды исторические) установилась их культурная общность, в силу чего культура Б. в 15-16 вв. может быть выделена лишь условно. Литература бельг. народа развивается в основном на двух языках: в юж. провинциях на франц. яз., в сев. провинциях на флам. яз. Литература на французском языке. Первые памятники письменности на франц. яз. в Б. восходят к 1200. Осн. жанры ср.-век. бельг. лит-ры: историч. хроники, эпич. сказания о крестовых походах. Анонимная песня-сказка " Окас-сен и Николет" создана во Фландрии. В 13-14 вв. развивалась куртуазная лит-pa (фабльо, повести, песни, рыцарские романы). Известны менестрели Ж. де Конде, В. де Кувен. Анонимный роман " Коронование Лиса" (ок. 1280) -сатира на светскую и церковную власть. К 14 в. относится " Хроника Фландрии" Ж. Фруассара. С 15 в. развивался жанр новеллы (" Сто новых новелл" А. де ла Саля). В стихах Ж. Шатлена звучат политич. и патриотич. мотивы. В эпоху Возрождения гуманист 16 в. Ж. Лемер де Бельж боролся против засилья церкви. Под влиянием франц. поэтов " Плеяды" писали А. дю Эке, Л. де Мазюр и др. Ф. де Марникс де Сент-Альдегонд - протестант, автор памфлетов в духе Ф. Рабле. В 17 в. в период религ. войн лит-pa Б. находилась в состоянии кризиса. Франц. эмигрант Э. Брёше де ла Круа писал на светские темы стихи и прозу. Б. А. де Валеф -автор эпич. поэмы " Великаны" (1725) и лирич. произв. в стиле классицизма. Пьесы Д. Коппе, П. Белло и др. связаны с религ. тематикой. С сер. 18 в. в лит-ре возникли просветит. мотивы (трактаты К. Ф. де Нели и др.). Центром новых веяний становится г. Льеж. Здесь издавались соч. Вольтера, " Энциклоцедический журнал", создавались лит. об-ва и кружки. О. Б. Ренье писал стихи революц. звучания. Ж. Н. Бассанж обрушивался в стихах на церк. мракобесие. В годы Великой франц. революции появлялось много революц. песен, стихов, басен, гл. обр. анонимных. С 1801 по 1818 в Брюсселе выходят " Поэтические альманахи". В нач. 19 в. в Б. появляются произв. в духе романтизма, но белы, романтики были преим. подражателями Дж. Байрона (Ф. Лебруссар, автор поэмы " Бельгийцы", 1810), а затем В. Гюго (поэт и драматург А. ван Гассельт, автор сб. стихов " Примулы", 1834). Лирика Б. Кине религиозна. А. Мок - автор историч. романов " Морские гёзы..." (1827) и др. Событиям нац. истории посвящены романы Ж. де Сен-Женуа, Ж. Б. Команса, Ф. Богартса и др. Историч. сюжеты обрабатывал Э. Смите в героич. трагедиях " Мария Бургундская" (1823), " Жанна Фландрская" (1827) и др. Бурж. революция в Б. (1830) содействовала развитию реализма и социальной темы в лит-ре. Т. Вёстенрад создаёт лирику реали-стич. характера на политич., антивоен. темы; в его сб. " Доменная печь" (1844) возникают образы индустриальной Б. Поэт Э. Ваккен в сб. " Фантазии" (1845) призывал к объединению всех народов мира. В сер. 19 в. в лит-ре Б. господствовали реалистич. тенденции с элементами натурализма; значит. влияние оказали франц. республиканцы-эмигранты 50-60-х гг. Пропагандировал реализм журн. " Уленшпигель", где сотрудничал Ш. Де Костер. Ф. Стевенс клеймил в своих стихах (сб. Национальные стихотворения, 1856) Наполеона III с демократич. позиций. Э. Леклерк - автор антибурж. романов (" Тихий дом", 1872, и др.). Демократич. духом проникнуты романы Ж. Демулена (" Медяница", 1874), друга Л. О. Бланки и П. Ж. Прудона. Выдающееся произв. эпохи - " Легенда об Уленшпигеле" (1867) Ш. Де Костера. Глубокая ненависть к католицизму и монархии, широкое обличение феод. мира сочетаются с нац.-освободит, пафосом и с нар. юмором. Мотивы одиночества характерны для эссеиста О. Пирме. С нач. 80-х гг. лит. жизнь стала более насыщенной содержанием. За нац. самобытность бельг. культуры боролась группа писателей, издававших журн. " Молодая Бельгия", но нек-рые члены группы (М. Валлер, И. Жилькен, М. Метерлинк) были сторонниками аполитичного иск-ва. Журнал " Ар модерн" (" Art moderne") под руководством социалиста Э. Пикара ратовал за политич. активность лит-ры на стороне демократич. сил. В кон. 80-х гг. с " Молодой Бельгией", позиции к-рой становятся реакционными, порвали К. Лемонье, Э. Верхарн, Ж. Роденбах. Романы К. Лемонье (" Кровопийца", 1886), Ж. Экаута (" Новый Карфаген", 1888) остро критикуют бурж. действительность. С 90-х гг. в лит-ре Б. распространился символизм. Драмы М. Метерлинка проникнуты мотивами обречённости и одиночества (" Слепые", 1890, и др.), однако его пьеса-сказка " Синяя птица" (1908) отличается гуманистич. верой в победу человека над тёмными силами. В атмосфере тоски живут герои романов (" Мёртвый Брюгге", 1892) и стихов (сб. " Царство молчания", 1891), Ж.Роденбаха. Символистами были А. Моккель, Ш. ван Лерберг, А. Жиро, И. Жилькен и др. Религ. мотивы характерны для поэта М. Эльскампа. Э. Верхарн в 90-х гг. преодолел символистский субъективизм; революц. настроением отличаются лучшие его книги, получившие междунар. известность: " Города-спруты" (1895), " Буйные силы" (1902), " Многообразное сиянье" (1906), пьеса " Зори" (1898). В нач. 20 в. преобладал жанр т. н. " регионального" или областнич. романа, изображающего нравы и быт разных уголков Бельгии. М. дез Омбио рисовал крест. Валлонию, Ж. Гарнир - мелкобурж. Брюссель, Ж. Виррес - нравы пров. Лимбург. Жизнь гор. бедноты показана в романах Ю. Кренса, Л. Делатра, Н. Дофф. Социалистич. идеи звучат у Ж. Дестре (" Тайна каждого дня", 1927), М. Ренара (" Хлеб наш насущный", 1919), Ф. Магюта (" Без горизонта", 1896), П. Нотомба (" Роман о 1830 годе", 1930). 1-й мировой войне посвящены книги М. Гоше, Л. Кристофа, Р. Вивье и др. В 20-30-е гг. 20 в. социальный роман характерен для творчества Ф. Элленса, испытавшего воздействие М. Горького; в его романах и стихах даны правдивые картины жизни совр. Б. Осн. тема романов К. Бюрньо - трудное детство бедняков (" Аквариум", 1933). Поэзия А. Эйге-спарса содержит революц. идеи. Гуманистична лирика Р. Вивье (сб. " Запертое чудо", 1939). Психологич. драмы Ф. Кроммелинка (" Великодушный рогоносец", 1921) сочетают в себе фарс и трагедию. В период гитлеровской оккупации поэт-коммунист Р. Блик, погибший в концлагере, воспевал мужество антифашистов. Антифаш., патриотич. мотивы содержат стихи Ж. Варена, Ш. Муаса, Д. Шайнерта, Иты Гассель и др. Социальные романы Д. Жиллеса (" Купон 44", 1956) рисуют нравы буржуазии в период войны. Романист, поэт и публицист Д. Шайнерт рассказал о борьбе народа с оккупантами в антифаш. романе " Длинноухий фламандец" (1959, рус. пер. под назв. " Пир Клок-Длинные Уши", 1966). Нек-рые из лучших своих рассказов А. Эйгеспарс посвятил поведению людей в условиях фаш. оккупации (" Когда Иуда звался Цицероном", 1962). Совр. бельг. поэзия многообразна и ярка. Лирика М. Карема, Ж. Норжа, А. Бернье, Ж. де Бошера и др. связана с гуманистич. мировоззрением и демократич. традициями. Литература на фламандском языке. Флам. лит-pa до нач. 18 в. была частью нидерландской (см. Нидерландская литература). С кон. 16 в. центр нидерл. культуры переместился на север, но в Юж. Нидерландах, на территории совр. Б., продолжала развиваться лит-pa на нидерл. (голл.) яз., к-рый с 17 в. стал называться фламандским. И. Хардёйн, автор любовных сонетов " Подлинная любовь к Розамунде" (1613), в цикле духовных стихов " Хвалебные песни богу" (1620) сочетал религ. мотивы с ренессан-сными. Проповедник контрреформации А. Пойртерс выразил религ. и политич. идеи в романе " Маска сорвана перед всем миром" (1644), в к-ром дидактич. проза перемежается стихотворными вставками. В. Огир писал злободневные фарсы " Семь смертных грехов" в форме моралите; юмор, живой диалог и занимат. интрига сделали их любимым нар. зрелищем в 17 в. Весёлые фастнахтшпили создавал М. де Сван (" Прекрасная сапожница, или Вознаграждённое усердие" и др.). Большинство его религ. стихов имеет мистич. подтекст. По мере утверждения в Б. франц. культуры нац. флам. культура приходит в 18 в. в упадок. Её традиции сохранялись в фольклоре, легендах, историч. преданиях. Нац.-демократич. подъём вызвал движение за возрождение флам. культуры, очагом к-рого становится Гент. Флам. романтики были одновременно и просветителями, ревнителями развития нац. лит. языка. Поэт, историк и филолог Я. Ф. Виллемс, возглавивший движение за возрождение нац. культуры, в патрио-тич. стихах (" К бельгийцам", 1818) воспевал героич. прошлое флам. народа. Романтик X. Консианс в историч. и социально-бытовых романах (" Лев Фландрии", 1838, и др.) выступил зачинателем реалистич. направления. К. Л. Ледеганк - автор стихов, близких нар. флам. песням. Во 2-й пол. 19 в. получила развитие демократич. лит-ра, близкая к критич. реализму. Возникают попытки создать социальный роман: романы Д. Слекса, А. Бергмана, В. Ло-велинг, А. Вазенара. Свободолюбивые мотивы звучат в стихах Ю. де Гейтера. Поэзия католич. священника Г. Гезелле выражает мистико-религ. настроения. П. де Монт, начав с реалистич. стихов, эволюционировал в поздних стихах к символизму. Сторонником " чистого искусства" выступил поэт А. Роденбах. Демократич. движение " восьмидесятников", возникшее в 80-е гг., ставило своей целью внести во флам. лит-ру широкие обществ. темы, поднять значение флам. лит-ры. Творчество С. Бёйссе и С. Стрёвелса (роман " По дорогам", 1902, и др.) посвящено жизни флам. крестьянства. Э. де Бом - автор первого психологич. романа " Обломки" (1898). В направлении натурализма развивалось творчество Л. Бакелманса, автора романов о капиталистич. городе. В нач. 20 в. ведущую роль начинают играть декадентские школы. Реализм раннего творчества Стрёвелса сменился декадансом; X. Тейрлинк рисует болезненную психологию интеллигентов-индивидуалистов (" Иоганн Докса", 1917). Кумиром флам. декадентов стал поэт-символист К. ван де Вустейне. А. Вер-мейлен - автор мистико-символистского романа " Вечный жид" (1906). Вернуть лит-ре былой жизнерадостный дух ни-дсрл. Возрождения стремился Ф. Тим-мерманс, автор романа " Паллитер" (1916). Под влиянием идей социализма находился поэт Р. де Клерк, в стихах к-рого отражена борьба флам. пролетариата. На демократич. позициях стоял также поэт и романист В. Элсхот (" Танкер", 1942), обличавший империализм и воспевавший в сонетах и балладах радость жизни. Зачинатель флам. экспрессионизма П. ван Остайен в своей поэзии выразил анархич. бунт против капитализма. В нач. 30-х гг. против экспрессионизма выступили: М. Рулантс, позднее примкнувший к лагерю реакции, М. Гейсен, Г. Валсхап. После 2-й мировой войны группа прогрессивных писателей выступает за мир и демократию. Л. П. Бон ищет своих героев в рабочих кварталах, М. Дейзе написал книгу о героич. сопротивлении бельг. народа гитлеровским оккупантам (" Священный гнев", 1952). П. ван Акен в романе " Только мёртвые могут спастись" (1947) обличает фашизм. Г. Валсхап в романе " Восстание в Конго" (1953) выступил против колониализма. Гейсен в новеллах (" Мой друг убийца", 1958, и др.) резко осудил амер. образ жизни. Участник белы. Сопротивления поэт-коммунист М. Брат призывает к борьбе за мир и социальную справедливость. В. Рёйслинк показал губит. воздействие на людей воен. психоза. X. Клаус в модернистской форме говорит о пороках империализма (пьеса " Невеста на рассвете", 1955, и др.). Лит.: Стихи бельгийских поэтов, пер. с франц., сост. М. Ваксмахер и В. Чесноков, М., 1959; Мицкевич Б., Шарль де Костер и становление реализма в бельгийской литературе, Минск, 1960; Из современной бельгийской поэзии, пер. с франц., флам., валлонского, сост. М. Ваксмахер и В. Чесноков, М., 1965; Андреев Л. Г., Сто лет бельгийской литературы, [М.], 1967 (имеется библ.); Рассказы бельгийских писателей, пер. с флам. и франц., сост. и предисл. И. Шку-наевой, М., 1968; Liebrecht H. et R e n с у G., Histoire illustree de la litterature beige de langue francaise, Brux., 1926; Histoire illustree des lettres francaises de Belgique, Brux., 1958; Anthologie poetique de 1'exposition 88 poetes beiges de langue francaise, Brux., 1958; Anthologie des jeunes poetes beiges d'aujourd'hui, [Courtral, 1959]; Le roman contemporain en Belgique, Brux., 1965; Mall ins on V., Modern Belgian literature: 1830-1960, L., [1966] (имеется библ.); Lissens R. F., De vlaamse letterkunde, 4 druk., Amst.- Brussel, 1967; Culot J.-M., Bibliographic des ecrivains francais de Belgique (1881 - 1950), v. 1, Brux., 1958. М. Н. Ваксмахер (лит-pa на франц. яз.), И. В. Волевич (лит-pa на флам. яз.).
|