Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Музыка. Музыка Б. складывалась на основе нац






Музыка Б. складывалась на основе нац. муз. традиций народов, населяющих территорию совр. Б.- фламандцев (сев. часть страны), связанных с нидерл. культурными традициями, и валлонов (юж. часть), испытывающих воздействие франц. культуры. Эти различия нац. культур проявляются и в муз. фольклоре, и в проф. муз. иск-ве Б. Общую основу для развития бельг. музыки составляет т. н. франко-фламандская нидерландская школа 15-16 вв., полифонич. иск-во к-рой, сформировавшееся в эпоху Возрождения на базе нар.-песенного творчества, стало важнейшим по влиянию на композиторские школы Зап. Европы. Её крупнейшие представители - Я. Обрехт, А. Вилларт, Жоскен Депре и Орландо Лассо, происходившие из бельг. провинций, - создали высочайшие образцы культовых и светских хоровых многоголосных произв. Впоследствии их традициям следовали церк.-певческие школы. С 17 в. музыка Б. утратила своё ведущее значение в европ. муз. культуре, мн. крупные композиторы бельг. происхождения работали во Франции (А. Э. М. Гретри и Ф. Ж. Госсек - в 18 в., С. Франк -в 19 в.). В дальнейшем музыка Б. была гл. обр. подражательной: бельг. композиторы во всех жанрах тяготели к франц., итал. и нем. образцам. В нач. 18 в. в театре " Де ла Монне" (осн. в 1700 в Брюсселе) ставились оперы и оперы-балеты Ж. Б. Люлли, А. Детуша, А. Кампра и др. франц. композиторов; в кон. 18 в.-оперы А. Э. М. Гретри, Ф. Ж. Госсека, П. А. Монсиньи, Ф. А. Филидора и др. В 1759 поставлена первая опера-комедия " Маскарад-пастораль" белы, композитора П. ван Малдере. Однако музыка Б. продолжала оставаться эклектичной. Её нац. своеобразие определилось после образования независимого гос-ва Б. (1830).

В 19 в. из флам. ветви сформировалась антверпенская школа, опиравшаяся на флам. фольклор и нем. композиторскую школу. Её возглавляли П. Бенуа, автор опер, кантат и симфоний, стремившийся бороться за нац. самостоятельность музыки Б., его ученик Я. Блоке, известный муз.-драматич. произведениями, Л. Дюбуа, подражавший Р. Вагнеру, П. Жильсон и Э. Тинель. Второе, валлонское, направление ориентировалось на франц. муз. культуру, гл. обр. оперу, и творчество С. Франка. Видные представители этого направления - О. Дюпон, Л. Г. Юберти, Г. Лекё, В. Врёльс и Ж. Йонген. Среди произв., созданных в жанре ораторий и кантат, имеющих давние традиции, выделяются соч. П. Бенуа и Э. Тинеля. Стимулом для развития этого жанра, а также различных жанров культовой музыки, было хоровое иск-во, популярное в Б. с давних времён (многочисл. хоровые об-ва, соревнования хоров). На рубеже 19-20 вв. сложилась нац. вокальная школа; выделяются певцы Э. Дейк, Э. Блауварт, позднее - певица В. Бови. В симфонической музыке сказываются сильные влияния К. М. Вебера, Ф. Листа, в оперной - Р. Вагнера. В 1890-1900-х гг. в творчестве нек-рых бельг. композиторов проявляется влияние рус. композиторов " Могучей кучки" (" Море" и симфонич. вариации П. Жильсона, симфония О. Бёка).

К. Менье. " Грузчик". Бронза. Около 1905. Музей Менье. Брюссель.

Ж. Минне. " Мальчик, несущий реликвии". Мрамор. 1897. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.

Р. В а у т е р с. " Домашние заботы". Бронза. 1913. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.

Ф. Мазерель. " Расстрел" (из цикла " Крестный путь человека"). Гравюра на дереве. 1918.

Наибольшее развитие в музыке Б. получил инструм. концерт, особенно виртуозный скрипичный, что связано с формированием бельг. школы скрипичной игры, имевшей мировое значение и выдвинувшей крупнейших артистов, в т. ч.: Ш. Берио, А. Вьётан, Э. Изаи, Ю.Леонар, П. Марсик, С. Томсон. Нек-рые из них известны и как авторы виртуозных скрипичных соч. (Ш. Берио, А. Вьётан); выдающихся виртуозов выдвинула и бельг. виолончельная школа, среди них: Ф. Серве, А. Батта, Ф. Демунк.

В 20 в. в музыке Б. получили отражение импрессионизм и различные авангардистские течения (атональная, серийная музыка и др.).

Крупными музыковедами 19в. являются Ф. Ж. Фетис и Ф. О. Геварт (писал также комич. и история, оперы), исследователи флам. нар. песни Ф. ван Дёйсе и А. Фриденталь, ср.-век. музыки -М. Кюфферат. Среди музыковедов 20 в. выделяются Ш. ван ден Боррен, председатель Белы. об-ва музыкознания, Ж. О. Стельфельд и др.

Деятели совр. белы. муз. иск-ва: композиторы - Ж. Абсиль, Р. Дефоссе, Ф. Кипе, А. Сури, М. Пот и др.; дирижёры - Ф. Андре, Д. Дефо; скрипачи -А. Грюмьо, К. ван Несте.

Бельг. музыканты получают образование в консерваториях в Брюсселе, Льеже, Генте, Антверпене и Монсе (ин-т музыкознания), а также в гор. муз. академиях в Турне, Шарлеруа и др. и ин-те церк. музыки в Мехелене (Малин). Крупнейший муз. центр - Брюссель, в к-ро.м, кроме театра " Де ла Монне", существуют концертные об-ва, симф. оркестры, один раз в 3 года проводятся междунар. конкурсы пианистов и скрипачей им. королевы Елизаветы, получившие мировую известность; в Льеже - конкурсы квартетного исполнительства, камерной музыки и смычковых инструментов. Оперные театры существуют также в Антверпене (осн. в 1893) и Генте (осн. в 1900).

Лит.: Leirens Ch., La musique beige, 2 ed., Brux., 1954; Wangermee R. La musique beige contemporaine, Brux., 1959,


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал