Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XII. Печать, радиовещание, телевидение 5 страница
И. о. имеют важное значение в изобразит, иск-ве и архитектуре, где умелое использование их расширяет возможности художника или архитектора. На значение И. о. для живописи указывал ещё Л. Эйлер в 1774. Лит.: Кравков С. В., Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения, 4 изд., М.- Л., 1950; Перельман Я. И., Обманы зрения, П., 1924. ИЛЛЮЗИОНИЗМ, (франц. illusionisme, от лат. illusio - обман, насмешка), имитация видимого мира в произведениях изобразит, иск-ва, создание впечатления реально существующих предметов и пространства. И. предполагает зрит, стирание грани между условным миром изображения и реальной действительностью, их пе-ретекание, активное взаимодействие, зрит, подмену или кажущееся уничтожение веществ, материала (из к-рого состоит само произв.), плоскости стены или картины. И. появляется в антич. живописи, играет заметную роль в иск-ве Возрождения, становитсяодним из гл. принципов монументально-декоративного иск-ва барокко (в интерьере стиля барокко конкретное архит. пространство сливается с устремляющимся в бесконечность иллюзорным живописным пространством); И. встречается и в станковом иск-ве (напр., живописные, реже - графич. на-тюрморты-" обманки" 18 в., акварели Ф. П. Толстого в России). ИЛЛЮЗИОНИЗМ, вид циркового и эстрадного иск-ва. Основывается на использовании спец. аппаратов - ящиков с двойным дном, оптич. приборов и др., а также на манипуляции, т. е. ловкости рук (прежде всего кистей и пальцев). Артист-иллюзионист добивается появления и исчезновения предметов, людей, " чудесных превращений". В И. широко используются явления, построенные в основном на обмане зрения. Начало И. относится к древности, когда иллюзионные приёмы использовались жрецами. В 17-18 вв. на ярмарках появились механики, показывавшие " чудеса", основанные на применении различных механизмов. В 19 в. в Париже выступал Г. Гудини, разработавший принципы многих применяющихся и ныне иллюзионных аппаратов. В 20 в. иллюзионисты стремятся создавать большие ревю, построенные на сложных трюках и эффектах, театрализуют выступления, вводят в них комич. элементы. Среди наиболее известных зарубежных иллюзионистов: Ж. Ж. Пинетти, Дж. Б. Боско (Италия), Р. Кефало, Данте, Тафт (США), А. и К. Герман (Германия), П. Ч. Соркар (Индия), Ж. Э. Робер-Уден (Франция), Каланг (ФРГ) и др. Сов. иллюзионисты: Э. Т. Кио (Ренард) и его сыновья Э. Э. и И. Э. Кио, Алли-Вад (А. А. Вадимов-Маркелов), Клео Доротти (К. Г. Карасик), М. А. Марчес, А. С. Шаг, Ван Тен-тау, А. Г. и Р. М. Сокол и др. Лит.: Кио, Фокусы и фокусники, М., 1958; его же, Иллюзионисты и " волшебники", М., 1959; Вадимов А., Искусство фокуса, М., 1959; Вадимов А. А. и Тривас А. А., От магов древности до иллюзионистов наших дней. Очерки истории иллюзионного искусства, [М., 1966]. Ю. А. Дмитриев. ИЛЛЮЗОРНОСТЬ (от позднелат. 11-lusorius - призрачный, обманчивый, кажущийся) в изобразительном искусстве, иллюзия чувственной достоверности изображения. И. может проявляться в кажущейся осязаемости, телесности и объёмности воспроизводимых на плоскости предметов, в трёхмерности, стереоскопичности, воздушности изображённого пространства. История иск-ва даёт многообразные варианты соотношения И. и условности в художеств, произв. И., лишённая эстетич. осмысленности и превращённая в самоцель, ведёт к натуралистич. копированию видимого мира. ИЛЛЮМИНАТОР (от лат. illuminator - осветитель), застеклённое окно в корпусе или надстройке судна для освещения и вентиляции внутр. помещений. Судовые И. бывают круглые (бортовые и рубочные) и прямоугольные (рубочные), глухие и открывающиеся, часто с водонепроницаемыми крышками. Выбор типа И. определяется местом его установки и расстоянием до ватерлинии. И. наз. также круглые окна подводного исследовательского аппарата, самолёта, вертолёта, космич. корабля и др. ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ (от лат. illuminо-освещаю, делаю ярким, украшаю), раскрашивание вручную гравюр или ри сунков от руки. И. также называете; весь процесс выполнения цветных ми ниатюр и орнаментации в ср.-век. рукописных книгах. ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. illustratio-освещение, наглядное изображение) 1) объяснение с помощью наглядных примеров. 2) Изображение, сопровождающее' и дополняющее текст (рисунки, гравюры фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.). 3) Область искусства, связанная с изобразительным истолкованием лит. и науч. произв. В строгом значении термина к И. следует относить произв., пред- назначенные для восприятия в определённом единстве с текстом (т. е. как бы участвующие в процессе чтения). Развитие иск-ва И. в этом её значении тесно связано с историей книги. За пределами И. как таковой остаются изобразит. интерпретации лит. текстов, не предназна- ченные непосредственно для оформления книги (таковы, напр., илл. Боттичелли к " Божественной комедии" Данте О. Домьек " Дон-Кихоту" Сервантеса В. А. Серова к басням И. А. Крылова) И., входя в художеств, организм книги, газеты, журнала, дополняется др. де- коративными элементами оформления (заставки, концовки и инициалы), к-рые также могут составлять образный комментарий к тексту. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами (см. Миниатюра) после изобретения книгопечатания \ ксилографии И. становится гл. обр. со ставной частью графики. Наиболее ранние ксилографические И. появляются в Китае в 6-7 вв., получая особое распространение с 12 в. Кит. И. (сохраняющая композиционные приёмы живописи) отличается выразительной лапидарностью изобразит, языка. В кон. 16 в. в Китае возникает цветная гравюра на дереве вплоть до 20 в. особой популярностью пользуются лубочные книжки-картинки. В Японии книжная графика возникает в нач. 17 в. Расцвет японской ксилографич. И. приходится на 18 - нач. 19 вв.; Моронобу, Харунобу, Утамаро, Хокусай с любовью передают в И. (по отношению к к-рым текст часто играет подчинённую роль) всё бесконечное многообразие живого мира. Европ. ксилографии. И., зародившаяся в 15 в. и первоначально тесно связанная с иск-вом миниатюры, становится важным средством для распространения религиозно-дидактич., а позднее гума-нистич. и реформационных идей. Ранние И. вырезались на одной доске с текстом, а затем отдельно от неё и помещались вместе с набором; они отличаются лаконизмом обобщённых контуров, гармонирующих с рисунком шрифта (особенно изысканны произв. итал. ксилографов кон. 15 - нач. 16 вв.). В 16 в. в А. А. А г и н. " Возвращение от прокурора". Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя " Мёртвые души*. 1846 - 47. Ксилография Е. Е, Бернардского. иск-ве И. растёт стремление к передаче глубины пространства, бурных живописных эффектов. Крупнейшими мастерами И. эпохи позднего средневековья и Возрождения были М. Вольгемут, В. Плейденвурф, И. Амман, А. Дюрер, X. Бальдунг Грин, X. Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший в Германии, У. Граф в Швейцарии, Я. Сварт, Лука Лейденский в Нидерландах, Б. Саломон, Ж. Дюве во Франции, Тициан в Италии. В 16-17 вв. возникают также и первые рус., укр. и белорус, ксилографич. И. С кон. 16 в. в И. преобладает техника гравирования на меди; И. превращается в самостоятельную композицию, к-рую исполняли на отд. листе и вклеивали в текст. Особое внимание уделяется фронтиспису, построенному наподобие барочной триумфальной арки. 17 в. - период бурного расцвета науч. И. Среди мастеров И. 17 в. - А. Темпеста, С. делла Белла в Италии, К. де Пассе, Ж. Калло во Франции, П. П. Рубенс во Фландрии, Р. де Хоге в Голландии, М. Мериан в Германии, В. Голлар в Чехии. В 18 в. связь И. с книгой становится прочнее. Широкое распространение получает изысканная виньетка в духе рококо. Художники, тонко раскрывая взаимоотношения лит. персонажей, отбирают гл. моменты повествования, выявляют их внутр. связь; развивается принцип иллюстративной серии (Ю.Гра-вло, Ж. М. Моро, Ш. Эйзен, Ф. Буше, О. Фрагонар во Франции, Д. Н. Ходо-вецкий в Германии, У. Хогарт в Англии, Дж.Б. Пьяццетта в Италии). Замечат. образцы естеств.-науч. И. создают в нач. 19 в. Т. Бьюик в Англии и Дж. Одюбон в США. На рубеже 18-19 вв. появляются более гибкие и дешёвые изобразит, средства - торцовая гравюра на дереве (" политипаж") и литография; для 19 в. характерны как законч. И. - композиции на отд. листах, так и беглые наброски в тексте. Остро сатирической злободневностью отмечены И. мастеров, тесно связанных с журнальной графикой (О. Домье, П. Гаварни, Ж. И. Гранвиля во Франции). У художников-романтиков (У. Блейк, Э. Калверт в Англии, Э. Делакруа, Ж. Жигу во Франции, Л. Рихтер в Германии) И. проникновенна воссоздают эмоциональную атмосферу произв., основываясь на широком диапазоне чувств: от мистич. экзальтации (У. Блейк) до добродушного, фольклорного юмора (Л. Рихтер). Внимательно интерпретируют произв. лит-ры илл. Г, Доре во Франции, А. Менцеля в Германии,. X. К. Брауна (Физа) и Дж. Крукшанка в Англии, Ф. П. Толстого, Г. Г. Гагарина и А. А. Агина в России. В кон. 19 в. не-огранич. свобода репродуцирования любого изображения (появилась фотоме-ханич. репродукция) резко увеличила возможности иллюстраторов, породив многообразие её техник, но в то время станковый характер многих И. приводил к частой утрате единства И. и книги в целом. К достижению синтетич. единства И. со шрифтом и орнаментальными элементами оформления стремился в Англии У. Моррис (совместно с У. Крейном). Изысканно-декоративная стилизация и тонкое ощущение плоскости листа присущи художникам, работавшим в духе " модерна" и национально-романтич. течений: О. Бёрдсли в Англии, Е. Д. Поленовой, В. М. Васнецову, И. Я. Билибину в России. Проблемы декоративной связи И. и книги, эмоциональной выразительности И. решали в России мастера " Мира искусства": А. Н. Бе-нуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере; их И. стилистически соответствуют лит. тексту, изображаемой эпохе. К значит, достижениям иск-ва И. кон. 19 - 20 вв. принадлежат также произв. Т.Стейн-лена, Д. Вьержа во Франции; М. А. Врубеля, Л. О. Пастернака, Д. Н. Кардовского в России; П. Хогарта в Англии; Р. Кента в США. Большое место в 20 в. занимает сугубо личная интерпретация художником лит. текста; И. часто становится его вольным ассоциативным аккомпанементом, допускающим многозначнссть его толкования (илл. М. Дени, А. Майоля, Р. Дюфи, А. Матисса, П. Пикассо во Франции, В. А. Фаворскип. Иллюстрация к книге " Руфь". Ксилография. 1У24. Ф. Мазереля в Бельгии, X. Эрни в Швейцарии, Р. Гуттузо в Италии, А. Кубина в Австрии). Сов. книжная И. играет важную роль как одно из средств идейного и эстетического воспитания. 1920-е гг. для сов. И.- период расцвета ксилографии (В. А. Фаворский, А. И. Кравченко), рисунка (В. М. Конашевич, Н. Н. Купреянов, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса), зарождения фотомонтажа, появления элементов плакатности в И. (А. М. Родченко и др.), время поисков предметно-визуального единства И. и книги. С 1920-х гг. развивается и многокрасочная И. детской книги. Для И. 1930 - нач. 1950-х гг. характерно стремление к передаче специфики психологич. стороны повествования, к реалистич. достоверности образов, к созданию многолистной серии (Д. А. Шмаринов, С. В. Герасимов, Кукрыниксы, Е. А. Кибрик, Д. А. Дубинский); И. (угольный или карандашный рис., литография) сближается со станковой графикой. Необычайно разнообразна сов. И. 2-й пол. 1950- 1960-х гг., следующая лучшим традициям предшествующих лет. Многочисленные И. к произведениям рус., сов., иностр., а также детской литературы создают Д. С. Бисти, Ю. А. Васнецов, О. Г. Верейский, А. Д. Гончаров, В. Н. Горяев, Н. В. Кузьмин, А. М. Каневский, М. И. Пиков в РСФСР, В. И. Касиян на Украине, С. С. Ко-буладзе в Грузии, Е. М. Сидоркин в Казахстане, Г. С. Ханджян в Армении, А. А. Кучас в Литве и др. Интересны и разнообразны достижения иллюстраторов социалистич. стран (А. Вюрца в Венгрии, В. Клемке, X. Бальцера, И. Хегенбарта в ГДР, Э. Липиньского, Т. Кулисевича, Ю.Червиньского в Польше, И. Лады, И. Трнки в Чехословакии). Илл. см. на вклейке, табл. III, IV (стр. 208-209). Лит.: Тынянов Ю. Н., Иллюстрации, в его кн.: " Архаисты и новаторы", Л., 1929; Кузьминский К. С., Русская реалистическая иллюстрация XVIII - XIX вв., М., 1937; Чегодаев А. Д., Пути развития русской советской книжной графики, М., 1955; Дмитриева Н. А., Изображение и слово, М., 1962; Сидоров А. А., История оформления русской книги, М., 1964; Гончаров А. Д., Художник и книга, М., 1964; Искусство книги, в. 1-6, М., 1960 - 70; В 1 a n d D.. A history of book illustration, Cleveland - N. Y., 1958; L e-wis V., The twentieth century book, L., 1967. Г. Л. Демосфенова. ИЛОВАЙСК, город (с 1938) в Донецкой обл. УССР. Ж.-д. узел (Иловайское). 20, 2 тыс. жит. (1970). Предприятия по обслуживанию железнодорожного транспорта. Производство шлакоблоков. ИЛОВАЙСКИЙ Дмитрий Иванович (1832-1920), русский историк. Род. в г. Раненбург, ныне г. Чаплыгин Липецкой обл. Окончил Моск. ун-т (1854). Первые монографии (" История Рязанского княжества", 1858, и " Гродненский сейм 1793 г.", 1870) имели известное научное значение. В " Истории Рязанского княжества" И. использовал широкий круг источников, ранее не вовлекавшихся в науч. оборот. В последний период отошёл от исследовательской работы. Автор широко распространённых учебников по всеобщей и рус. истории для ср. школы, имевших глубоко консервативный характер, написанных с позиций защиты монархизма. Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М., 1960. ИЛОВАЯ ПЛОЩАДКА, канализац. очистное сооружение для обезвоживания осадка (ила), выпадающего из сточных вод при их отстаивании или перегнившего в метантенках. Осн. часть сооружения - спланированные участки земли (площадки), окружённые земляными валами, по к-рым проходят иловые желоба для подачи осадка. Сырой осадок из отстойников или сброженный осадок из метантенков или др. сооружений периодически накапливается небольшим слоем на И. П. и подсушивается, в результате чего содержание воды в нём уменьшается на 20-25%, он приобретает структуру влажной земли и затем вывозится как удобрение на с.-х. земли. И. п. обычно устраиваются на хорошо фильтрующих естеств. грунтах (песок, супесь) или на искусств, основаниях с дренажем сооружений. ИЛОВЛЯ, река в Саратовской и Волгоградской обл. РСФСР, лев. приток Дона. Дл. 358 км, пл. басе. 9250 км2. Протекает в пределах Приволжской возв. Питание гл. обр. снеговое. Ср. расход воды у пос. Иловля (22 км от устья) 9, 6 м3/сек. Замерзает в нач. декабря, вскрывается в конце марта - начале апреля. Летом разбивается на отдельные плёсы. В 16 и 18 вв. делались попытки соединить каналом И. с Волгой в районе г. Камышина, где с древних времён был волок из басе. Дона на Волгу. ИЛОВЛЯ, посёлок гор. типа, центр Иловлинского р-на Волгоградской обл. РСФСР. Расположен в 75 км к С.-З. от Волгограда, на р. Иловля (приток Дона). Ж.-д. узел. Молочный и асфальтный з-ды, зерново-животноводч. совхоз. ИЛОИЛО (Iloilo), город и порт на Филиппинах, наЮ.-В. о-ва Панай, на берегу прол. Гимарас. Адм. ц. пров. Илоило. 213 тыс. жит. (1970). Судоремонтные доки. Пищ. и швейная пром-сть. Один из гл. сахароэкспортных центров. ИЛОКИ, илоканы, народ, живущий гл. обр. на зап. побережье о. Лусон (Филиппины), а также в долине р. Кагаян и прибрежных р-нах о. Минданао. Часть живёт за пределами Филиппин (Гавайские о-ва, о. Гуам, Калифорния). Общая числ. ок. 4, 5 млн. чел. (1970, оценка). Язык относится к группе индонезийских языков. Исповедуют христианство (католичество и т. н. аглипаянство - местный толк протестантства); сохраняются и пережитки дохрист. верований. Осн. занятие - поливное земледелие (рис, кукуруза, батат, сахарный тростник, табак, хлопок и др.); разводят буйволов, свиней, кур. Развиты ремёсла - изготовление хлопчатобумажных одеял, изделий из золота, раковин и чёрного дерева. Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966. ИЛОРИН (Ilorin), город на Ю.-З. Нигерии, адм. центр штата Квара. 247, 9 тыс. жит. (1970). Ж.-д. станция. Узел шосс. дорог. Торг, центр с.-х. р-на (масличная пальма, ямс, кукуруза, скотоводство). Сах., таб. и спичечная ф-ки. Произ-во гончарных изделий. ИЛОТЫ (греч. Heilotai), покорённое дорийцами земледельч. население Др. Спарты. Подобно фессалийским пенес-там и критским кларотам, И. считались собственностью гос-ва и были прикреплены к зем. участкам-клерам, к-рыми владели отд. спартиаты - чл. спартанской общины. От рабов И. отличались тем, что владели средствами произ-ва, необходимыми для обработки земли, имели своё х-во; владельцы участков не могли ни продавать, ни убивать И. Устанавливаемый гос-вом натуральный оброк - апо фора, к-рый И. выплачивали своим господам, составлял примерно половину урожая, остальная часть принадлежала И. Число И. в неск. раз превышало число завоева-телей-спартиатов. И. не входили в состав спартанской общины, не пользовались никакими правами. Непомерная эксплуатация и постоянный террор со стороны спар-тиатов вызывали восстания И., наиболее крупным из к-рых была т. н. 2-я Мес-сенская война (в 7 в. дон. э.). С целью предупреждения восстаний И. спартиаты ввели систему криптий - периодич. карат, экспедиций против И. Лит.: Lоtze D., Metaxy eleutherovkai dulon. Studien fur Rechtsstellung unfreier Landbevolkerungen bis zum 4. Jh. v. Chr., В., 1949. Н. И. Голубцова. ИЛТНЕР Эдгар Карлович (р. 3.3.1925, хутор Бурики, ныне Лиепайского р-на Латв. ССР), советский живописец, засл. деят. иск-в Латв. ССР (1963).Учился в Риге в АХ Латв. ССР (1949-56) у О. Скул-ме и Э. Калныня. Преподаёт в АХ Латв. ССР (с 1960). В своих произв. И. стремится к широкой философски обобщённой интерпретации совр. сов. темы; в его картинах чёткие, проникнутые мерным ритмом композиционные решения, строгий колорит (" Мужья возвращаются", 1957; " Хозяева земли", 1960, и " Мозолистые руки", 1962, - Гос. пр. Латв. ССР, 1965; Илурат. Оборонительная стена и вход в башню. " Бессмертие", 1968; все произв. -в Xj дожеств. музее Латв. ССР в Риге). Пре; Союза художников Латв. ССР (с 1968 Лит.: Edgars Iltners. [Albums], Riga, 196 (на латыш., рус., нем., англ, и франц. яз. ИЛУКСТЕ, город в Даугавпилсском райе не Латв. ССР. Расположен на р. Ил> кете (приток Даугавы), в 6 км от ж.-/ станции И. (на линии Даугавпилс - Шя^ ляй). Известен с 16 в., город - с 1892 ИЛУРАТ, укреплённое поселение 1 - 3 вв. н.э. (развалины в 17 км к Ю.-З. от i Керчи) на терр. Боспорского государства важный опорный пункт на подступах к Пантикапею. Раскопками (с 1948) oткрыты мощные оборонит. стены, башни, ворота, улицы, жилые кварталы. Осн. занятиями жителей были земледелие и животноводство. В домах имелись кладовые, ямы-зернохранилища, помещения для содержания скота. Найдены с.-х. орудия, ремесл. изделия, керамика -преим. лепная. По-видимому, осн. част: жителей И. состояла из сильно эллинизированных представителей аборигенной населения вост. Крыма. В 60-х гг. 3 в. во время вторжения готов и боранов И. был разгромлен. Лит.: Гайдукевич В. Ф., Боспорский город Илурат, в сб.: Советская археология, т. 13, М.- Л., 1950; его же, Илу рат (итоги археологических исследований 1948 - 1953 гг.), в сб.: Боспорскне города М.- Л., 1958. ИЛФОВ (Ilfov), уезд на Ю. Румынии, вбасе. Дуная. Пл. 8, 2 тыс. км2. Нас. 797, с тыс. чел. (1970), без г. Бухареста, явля ющегося адм. центром уезда И. и выделенного в отд. адм. единицу. Расположен на Нижнедунайской низменности. Р-в интенсивного с. х-ва, специализированного гл. обр. на снабжении столицы продовольствием и с.-х. сырьём, х-во пригородного типа (огородничество, садоводство, молочное животноводство). Значительны посевы зерновых (пшеница, кукуруза, ячмень, рис), сах. свёклы и подсолнечника. ИЛФОРД (Ilford), быв. город в Великобритании, в составе конурбации Большого Лондона. С 1964 вошёл в состав столичного округа Редбридж. ИЛЫЧ, Ылыч, река в Коми АССР, прав, приток Печоры. Дл. 411 км, пл. басе. 16 000 км2. Берёт начало в зап. отрогах Сев. Урала. В верх, течении имеет низкие берега; в среднем - долина реки глубоко врезана. Низовья лежат в пределах Печорской низм.; широкая пойма занята заливными лугами. Питание снеговое и дождевое. Ср. расход воды у населённого пункта Максимове (47 км от устья) 177 м3/сек. Замерзает в начале ноября, вскрывается в конце апреля. Крупные притоки: Когель (прав.), Палью (лев.). Су доходна от Шантыма. По левобережью И. находится Печоро-Илычский заповедник. Э. К. Илтнер. " Партизаны" (" В Курземском котле"). 1958. Художественный музей Латвийской ССР. Рига. ИЛЬ И ВИЛЕН (Ille-et-Vilaine), департамент на С.-З. Франции, у побережья прол. Ла-Манш. Пл. ок. 7 тыс. кмг. Нас. 672 тыс. чел. (1971). Адм. центр - г. Ренн. Расположен в басе. р. Вилен и её притока Иль. Осн. отрасль экономики - с. х-во. Гл. культуры - пшеница, сах. свёкла, картофель; садоводство (яблони, груши). Животноводство (крупный рог. скот и свиньи). Пищ., кож.-обув., металлообрабат. пром-сть, гл. обр. в г. Ренн. На побережье - рыболовство, устричный промысел; приморские климатич. курорты Сен-Мало, Динар, Канкаль и др. ИЛЬБАРС, Эльбарс, основатель узб. династии в Хорезме (правил 1511-38), сын Берке-султана из рода Джучи. Начал править в г. Вазире, куда был приглашён в 1511 жителями, выступившими против иран. завоевателей. При помощи набранных в хорезмских городах воен. отрядов изгнал иран. гарнизоны из Ургенча, Хивы и др. городов. Покорил туркм. племена в р-не озера Балхаш и п-ова Мангышлак. В 1524 подчинил значит, часть сев. Хорасана (часть сев.-вост. Ирана). ИЛЬДЕГИЗИДЫ Эльдегизиды, феод, династия в Азербайджане и Сев. Иране с 1136 по 1225. Родоначальник её Шамсаддин Ильдегиз (1136-74) с 1136 стал самостоят, правителем, объединил под своей властью юж. и часть сев. Азербайджана и сев.-зап. р-ны Ирана. Гос-во И., потрясённое нашествием монголов (1220-22), окончательно пало под ударами хорезмшаха Джелаладдина в 1225. Лит.: Али-заде А. А., Социально-экономическая и политическая история Азербайджана XIII -XIV вв., Баку, 1956; Ш а-рифли М. X., Азербайджан в IX - XII вв., " Труды Ин-та истории АН Азербайджанской ССР", 1957, т. 12. ИЛЬ-ДЕ-ФРАНС (lle-de-France, букв.- остров Франции), историч. область Франции, в центр, части Парижского басе., между pp. Сена, Марна и Уаза. Территория И.-де-Ф. (с ц. в Париже) была ядром франц. гос-ва, составляя в кон. 10 в. королев, домен Капетингов, к к-рому постепенно присоединялись соседние земли. И.-де-Ф. являлся центр, р-ном революций кон. 18 в., 1830, 1848, 1871. В период нем.-фаш. оккупации Франции (1940-44) И.-де-Ф.- один из осн. центров франц. Движения Сопротивления. На территории И.-де-Ф. находятся департаменты Париж, Ивелин, Эссонн, Верхняя Сена, Сен-Сен-Дени, Валь-де-Марн, Валь-д'Уаз, Уаза, частично деп. Сена и Марна и Эна. ИЛЬЕУС (Ilheus), город на В. Бразилии, в устье р. Кашуэйра, в шт. Баия. 100, 7 тыс. жит. (1968). Мор. порт, обслуживающий р-н, дающий св. 9/10 сбора какао Бразилии. Вывоз какао (гл. обр. на каботажных судах в порт Салвадор, откуда идёт на экспорт), какаового масла, леса. ИЛЬИ СВЯТОГО ГОРА (Saint Elias Mount), одна из самых высоких вершин в массиве гор Св. Ильи, на границе Канады и Аляски. Вые. 5488 м. Несёт обширные фирновые поля, дающие начало долинному леднику Тиндалл, спускающемуся в бухту Айси-бей (зал. Аляска). ИЛЬИ СВЯТОГО ГОРЫ (Saint Elias Mountains), горы в системе Кордильер Сев. Америки, на терр. США (Аляска) и Канады. Дл. 350 км. Наиболее высокие вершины - г. Логан (6050 м) и г. Св. Ильи (5488 м). Горы сложены гранитами и осадочными породами. Выше 500 м несут снежники и фирновые поля, питающие крупные ледники, к-рые достигают океана; ряд ледников, сливаясь у подножия, образует обширные ледники (Маласпина и др.). На нижних частях склонов - хвойный лес. ИЛЬИМАНИ (Illimani), горный массив в хребте Кордильера-Реаль (Центр. Анды), на 3. Боливии. Вые. до 6462 м. Сложен гранитами. На сев.-вост. склонах И.- вечные снега и ледники. ИЛЬИН Борис Фёдорович [р. 8(21).4. 1901, Саратов], русский советский актёр, нар. арт. СССР (1956). В 1919-20 учился в театр, школе М. И. Велизарий, затем в Высших театральных мастерских в Саратове, в 1921-25 был актёром Саратовского гор. театра. Работал в театрах Одессы, Куйбышева, Баку, Харькова и др. С 1936 - в труппе Свердловского драматич. театра. Первые значительные роли актёра - Уриель Акоста (" Уриель Акоста" Гуцкова), Чацкий (" Горе от ума" Грибоедова) и др.- определили героико-романтич. направление его творчества. Особенно ярко это раскрылось в сов. драматургии, где И. создал образы активных, целеустремлённых, талантливых людей. Лучшие роли: Платон, Огнев (" Платон Кречет", " Фронт" Корнейчука), Годун (" Разлом" Лавренёва), Муравьёв (" Победители" Чирскова). И. создал образ В. И. Ленина в спектакле " Кремлёвские куранты" Погодина и образ Я. М. Свердлова в спектакле " Большевик" Дэля. Значительные роли в рус. и зарубежной классич. драматургии: Войницкий (" Дядя Ваня" Чехова), Протасов (" Живой труп" Л. Н. Толстого), князь Волковский (" Униженные и оскорблённые" по Достоевскому), Дон Сезар де Базан (" Рюи Блаз" Гюго), Сирано де Бержерак (" Сирано де Бержерак" Ростана), Яоопегов (" Сомов и другие" Горького). Портрет стр. 129. Б. Ф. Ильинв роли князя Волконского (" Униженные и оскорблённые " по Ф. М. Достоевскому). Лит.: Панфилов А., Свердловский драматический театр, Свердловск, 1957; Морозова Н. Н., Рассказ об актёре. [Борис Ильин], М., 1968. ИЛЬИН Дмитрий Сергеевич [1738 - 19(31).7.1803, ок. Новгорода], герой Чесменского боя, капитан 1-го ранга. Окончил Морской корпус (1764). В ночь на 26 июня (7 июля) 1770 во время Чесменского боя с тур. флотом лейтенант И. добровольно вызвался командовать брандером " Гром" и, сумев подойти к тур. эскадре (единственный из 4 брандеров), поджёг тур. линейный корабль, что сыграло большую роль в ходе боя. В 1771-72 командовал корветом во время действийв Греч, архипелаге. В 1777 уволен со службы по болезни (эпилепсия). Умер в бедности. В 1886-1910 в составе Балт. флота был минный крейсер " Лейтенант Ильин". ИЛЬИН Иван Александрович [ 16(28).3. 1882, Москва, - 21.12.1954, Цюрих], русский религ. философ, представитель неогегельянства. Окончил юрид. и исто-рико-филологич. ф-ты Моск. ун-та. Приват-доцент (1912), проф. (с 1918) Моск. университета. Автор наиболее значительного в истории русского идеализма труда о Гегеле (" Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека", т. 1-2, 1918, нем. пер., Берн, 1946), получившего широкий отклик в совр. бурж. философии. В освоении философии Гегеля И. видел путь к самостоят, выработке " содержательного метафизического" миросозерцания. Характеризуя её как систематич. раскрытие пантеистич. религ. опыта, И. усматривает кризис гегелевской философии в неспособности " разумного понятия" полностью подчинить и пронизать собой " иррациональную стихию" эмпирич. мира. Это обусловливает, по И., постоянное колебание Гегеля между " скрытой формой дуализма" и " отрицанием конкретной эмпирии". И. подчёркивает универсальное значение понятия " спекулятивно-конкретного" в гегелевской системе в его сопоставлении с " конкретно-эмпирическим" и " абстрактно-формальным". Для последующих фи-лос. работ И. характерно обращение к своего рода феноменологии религ. опыта, в центре к-рой стоит понятие " религиозного акта" как " личного духовного состояния" человека. Выслан из СССР в 1922 за антирево-люц. деятельность. До 1934 жил и преподавал в Берлине, с 1938 - в Швейцарии. Активно участвовал в антисов. деятельности рус. эмиграции. Соч.: Кризис идей субъекта в наукоученни Фихте старшего, " Вопросы философии и психологии", 1912, кн. 111(1) и 112(2); Религиозный смысл философии, Париж, 1925; О сопротивлении злу силою, Берлин, 1925; Аксиомы религиозного опыта, т. 1 - 2, Париж, 1953; О сущности правосознания, Мюнхен, 1956. Лит.: История философии в СССР, т. 4, М., 1971; Hegel bei den Slaven, hrsg. von D. Tschizewskij, 2 Aufl., Darmstadt, 1961, S. 360 - 68. Ю. Н. Попов. ИЛЬИН Лев Александрович [13(25).6. 1880, Тамбов, - 11.12.1942, Ленинград], советский архитектор. Учился в петерб. Ин-те гражд. инженеров (1897-1909). В духе неоклассики построил в Петербурге комплекс больницы им. Петра Великого (ныне им. И. И. Мечникова, 1906-16); выполнил архит. оформление мостов - Народного (1904-07) и Пестеля (1910-е гг.). В 1925-38 был гл. архитектором Ленинграда, автором проекта его ген. плана (1932-36), оформил сквер передзданием Биржи (1925-26), стрелку Елагина острова (1926-27), принимал участие в застройке Моск. проспекта (1930-е гг.). В Баку был гл. архитектором и консультантом проекта ген. плана города (1930-36), а также автором планировки нагорного парка имени С. М. Кирова (1939) и архит. части памятника С.М.Кирову (илл. см. т. 2, табл. XLVI). Написал ряд статей, поев, планировке Ленинграда, Баку и общим проблемам архитектуры.
|