Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение 1 страница






В И. в 1971 издавалось св. 400 газет и журналов. Наиболее распространённые: "Гаарец", правая бурж. газета, изд. с 1918 на яз. иврит, тиоаж 44 тыс. экз.; "Ал-Гамишмар", изд. с 1943 на яз.иврит,тираж 25 тыс.экз., орган МАПАМ;"Давар", изд. с 1925 на яз. иврит, тираж 40 тыс. экз., орган Гистадрута, находится под контролем МАИ; "Гацофе", изд. с 1938 на яз. иврит, тираж 11 тыс. экз., орган Нац.-религ. партии; "Джерузалем пост" ("Jerusalem Post"), проправительств. газета, изд. с 1932 на англ, яз., тираж 21 тыс. экз.; "Едиот ахронот", вечерняя газета, изд. с 1939 на яз. иврит, тираж 85 тыс. экз.; "Маарив", реакц. бурж. вечерняя газета, изд. с 1948 на яз. иврит, тираж 118 тыс. экз.; "Арахим", ежемесячный теоретич. журнал, изд. с 1969 на яз. иврит, орган ЦК КПИ; "Ад-Дарб", ежемесячный теоретич. журнал, изд. с 1969 на араб, яз., орган ЦК КПИ; "Зу Гадерех", еженедельник, изд. с 1965 на яз. иврит, орган ЦК КПИ; "Аль-Ит-тихад", выходит 2 раза в неделю, издаётся с 1944 на арабском языке, орган ЦК КПИ.

Радиовещание осуществляется правительственной радиостанцией "Шидурэй Исраэл", осн. в 1968; до 1968 действовала радиостанция "Кол Исраэл". Передачи ведутся по мн. каналам на 11 языках. В 1966 начались уч. телевизионные передачи. Телецентр создан в 1968. Передачи на яз. иврит и арабском. Все органы пропаганды, находящиеся под контролем пр-ва и сионистских партий, служат интересам агрессивной израильской буржуазии и сионизма. Их деятельность носит крайне антисоветский характер.

XIII. Литература и искусство

Лит-pa и иск-во И. развиваются в условиях сложных социальных противоречий и нац. конфликтов, разжигаемых господствующей израильской буржуазией. Внутр. и внеш. экспансионистская политика реакционных правящих кругов И. с их националистич. сионистской идеологией накладывает свою печать на культурную жизнь страны. Дискриминация коренного араб, населения, противоречия во взаимоотношениях междуразными евр. общинами препятствуют развитию демократич. тенденций в лит-ре, изобразительном иск-ве, театре, кинематографии.

Израильская лит-pa создаётся преим. на языке иврит. Офиц. объединение литераторов И.- "Союз ивритских писателей" (осн. в 1940-х гг., гл. орган - журн. "Мознаим", с 1934) не допускает в свои ряды поэтов и прозаиков, пишущих на языках идиш и арабском. Многие литераторы в той или иной степени подвержены влиянию идей, пропагандируемых сионистским руководством. Некоторые писатели, иммигрировавшие в Палестину задолго до образования гос-ва И. (см. в ст. Еврейская литература), продолжали выступать с новыми произв. и после 1948: Ш. Агнон (1888-1970; Нобелевская пр. 1966); А. Шлёнский (р. 1900), Лея Гольдберг (1911-70) и др. К 50-м гг. в лит-ру пришла группа литераторов, выросших в Палестине: Е. Map (1921-68), Е. Амихай (р. 1924), Т. Ривнер (р. 1924), И. Хендель (р. 1925) и др. Они пишут о различных социальных проблемах израильского общества, о жизни ки-буц, воспитании молодёжи, дискриминации евреев - выходцев из стран Сев. Африки и Бл. Востока. В нек-рых произведениях С. Изхара (р. 1916)' выражен протест против расистского отношения к арабам. В 60-е гг. усиливается влияние модернистской зап. лит-ры и философии экзистенционализма. Осн. темами художеств, произведений становятся одиночество и отчаяние, отчуждённость и бегство от действительности: Б.Тамуз (р.1919),Н. Зах (р. 1930), А. Апельфельд (р. 1932), Далия Равикович (р. 1936). Особое место занимает проблема еврейско-араб. отношений. Её, как и др. политич. и социальные проблемы, освещают с прогрессивных позиций писатели М. Ави-Шаул (р. 1898), А.Пэнн (1906-72), Хая Кадмон (1919- 1960), А. Ноф (р. 1914), Рут Левин (р. 1929) и др. Шовинистич. реакции, антикоммунизму и антисоветизму, гл. выразителями к-рых в лит-ре являются У. Ц. Гринберг (р. 1894), И. Ратош (р. 1909), М. Шамир (р. 1921), а в последние годы жизни и Н. Альтерман (1910-70), противостоит также творчество писателей, нередко протестующих против конформизма и официальной экстремистской политики: А. Кенан, Д. Бен-Амоц, И. Орпаз (р. 1922), И. Лев (р. 1933), Э. Бен-Эзер (р. 1936) и др. В И. издаётся лит. журн. "Кешет" на яз. иврит. Мн. основоположники лит-ры на яз. иврит создавали также произведения на языке и д и ш, к-рый сионистское руководство долге е время стремилось вытеснить из культурной жизни страны. Значит, представители лит-ры И. на яз. идиш - И, Зрубавэл, М. Ман, И. Паперников, П. Бинецкий и др. На этом языке выходит лит. журн. "Ди голдене кейт". Лит-ра на араб. яз. представлена творчеством поэтов Тауфика Зийяда (р. 1926), Ханна Абу Хана (р. 1928), Самиха эль-Кесема (р. 1939), новеллистов Эмиля Хабиби (р. 1921), Мухаммеда Али Тахи и др. В ней наряду с борьбой за социальный прогресс ведущей является тема протеста против дискриминац. политики израильских властей по отношению к араб, населению страны и милитаристского курса правительства И.





Стр-во в И. подчинено гл. обр. гос. потребностям и не удовлетворяет острую нужду в жилище, вызванную притоком иммиг{ чнтов. С 1950-х гг. развиваются города Тель-Авив, Хайфа, Реховот; создаются новые города. Массовая жилая застро ка -1-2-этажная барачного типа в кибуцах, 6-9-этажная (с лоджиями, балконами) в городах; дома строятся из камня, кирпича, железобетона. Среди общественных и деловых зданий выделяются: концертный зал Ф. Манна в Тель-Авиве (1957), госпиталь Бейлинсон в Тель-Авиве (1950-58), Гаарец-музей в Тель-Авиве (1958-60-е гг.), гостиничный комплекс в г. Бет-Ям (1968-69), 36-этажное конторское и торг, здание "Шалом" в Тель-Авиве. Архитектура И. развивается в русле совр. между-нар. архит. направлений. В изобразит, иск-во евреи-переселенцы из разных стран приносили с собой традиции различных школ и направлений. Отсюда пестрота общей картины развития художеств, культуры в И. Реалистич. тенденции идут от Школы иск-в и художеств, ремёсел "Бецалель" (осн. в Иерусалиме в 1906 худ. Б. Шацем). Однако преобладающими являются всевозможные модернистские течения (живописцы Ц. Меи-рович, М. Янко, И. Зарицкий и др.).

Муз. культура И. складывается из нац. муз. культуры палестинских евреев и арабов, а также муз. традиций, принесённых евреями-переселенцами. С нач. 1950-х гг. начинают развиваться композиторская школа, исполнительское иск-во. В своём творчестве композиторы опираются на муз. фольклор народов вост. Средиземноморья, а также совр. приёмы письма; многие примыкают к различным авангардистским течениям. В 1948 осн. Израильская филармония, при к-рой организован оркестр (среди др. оркестров - Израильский камерный "Рамат-Ган", Хайфский симфонический, Израильской нац.оперы). Пользуется известностью муз. театр "Инбал" (осн. в 1950-х гг. С. Леви-Таннай), популяризирующий муз. фольклор вост. (гл. обр. йеменитских) евреев. В ряде городов существуют муз. об-ва - чОб-во камерной музыки", "Музыкальная молодёжь" (ведёт просветит, работу), хоровые объединения и др. Музыканты получают образование в Евр. консерватории("Суламифь-консерватория" в Тель-Авиве; преобразована из муз. школы в 1950) и Академии музыки им. Рубина в Иерусалиме, а также на муз. ф-те Еврейского ун-та в Иерусалиме. С 1959 (1 раз в 3 года) в Тель-Авиве проводится Междунар. конкурс арфистов. Существуют Лига и Фонд композиторов И. (осн. в 1957), муз. изд-во. С 1960 в Тель-Авиве издаётся муз. журнал "Бат кол".

С 1958 в Тель-Авиве работает Нац. театр И. В его труппу приглашаются и гастролёры (актёры и режиссёры). Среди спектаклей - пьесы У. Шекспира ("Юлий Цезарь", 1962, "Комедия ошибок", 1964, и др.). Театр получает гос. дотацию (ок. 7% бюджета). Популярен Камерный театр (осн. в 1944), ставящий произв. прогрессивных израильских и зарубежных драматургов. В 1963 осн. Городской театр в г. Хайфа, в репертуаре к-рого произв. классич. и совр. драматургии (У.Шекспир, Э. Ионеско). Из-за недостатка материальных средств были распущены ведущие театральные коллективы, стремившиеся создать нац. актёрскую школу: театр "Огель" ("Шатёр", 1926-68), обращавшийся в основном к рабочей аудитории, и сатирич. театр "Мататэ" ("Метла", 1928-49), пользовавшийся популярностью у зрителей. По этой же причине недолго просуществовали неск. драматич. и сатирич. театров, появившихся в 40 - 50-е гг. В репертуаре возникших в 60-е гг. небольших коммерческих драматич. трупп преобладают авангардистские пьесы и муз. комедии (мьюзиклы). Театры, к-рые не поддерживают официальный курс властей, подвергаются давлению пр-ва (нежелательные спектакли отменяются). С 1963 функционирует балетная труппа "Бат-Шева", ставящая модернистские спектакли. В Хайфе в 1968 осн. араб, драматич. коллектив "Аль-Масрах ан-Нахед".

В 50-е гг. организованы киноцентр при Мин-ве торговли и индустрии, об-во "Сенфилдо Исраэл". Пр-вом создан фонд помощи кинопроизводству (средства от налога, взимаемого с проката иностр. фильмов). Работает св. 10 кинокомпаний (наиболее крупные - "Исраэл" и "Гева-фильм"). Мн. фильмы снимаются совместно с кинокомпаниями США, Франции, Италии, ФРГ, Японии. Среди фильмов 60-х гг.:"Саллах Шабати", "Мальчик по ту сторону улицы", "Написано на песке", "Тевье-молочник и его семь дочерей", "Подвал", "Три дня и один мальчик", "Королева шоссе". В 1961 основан "Фильмархив" в Хайфе. Имеется св. 300 кинотеатров, выпускается (1969) 10-12 художеств., 60-100 документально-хроникальных фильмов.

Лит.: Поэты Израиля, М., 1963; Рассказы израильских писателей, М., 1965; Искатель жемчуга, М., 1966; KlausnerJ., Qitzur toldot hassifrut haivrit hachadascha (1781 - 1953), TeH-Aviv, 1955; Halkin S., Modern Hebrew literature: Trends and values, N. Y., 1950; Ribalow M., The flowering of modern Hebrew literature, N. Y., 1959; Urinоwski A., Toldot hassifrut haivrit hachadascha, Bd 1 - 3, Tell-Ayiv, 1956 - 57; его ж е, Toldot hassifrut haivrit bedorenu, Bd 1-2, Tell-Aviv, 1957; Гассан Канфа-н и, Адаб аль-мукавами фи фалшстин аль-мутталля, Бейрут, 1966; "L'architecture d'au-jourd'hui", 1958, Ли77; 1959, № 85; 1963, №106(рус. пер.-"Современная архитектура", 1963, № 2); 1964, М° 115; Gamzu Н., Painting and sculpture in Israel, Tell-Aviv, 1958; Хааманут хайехудит (Еврейское искусство), Тель-Авив, 1959 и 1961; В г о d M., Die Music Israel, Tell-Aviv, 1951; Smоira Rоll M., Folk song in Israel, Tell-Aviv, [1963].

ИЗРАИЛЬСКАЯ АГРЕССИЯ ПРОТИВ АРАБСКИХ СТРАН 1967,инспирированное империалистич. державами и междунар. сионизмом вооруж. нападение Израиля на Египет, Иорданию и Сирию 5 июня 1967; привело к захвату Израилем значит, араб, территорий. С помощью израильской агрессии империалистич. силы во главе с правящими кругами США рассчитывали нанести удар по движению в араб, странах, направленному на упрочение их нац. независимости, вызвать свержение прогрессивных режимов в Египте и Сирии, укрепить позиции неоколониализма и реакции в араб. мире. Правящая сионистская верхушка Израиля стремилась осуществить экспансионистские планы создания "Великого Израиля" от Нила до Евфрата, упрочить свои позиции внутри страны и связи с монополистич. кругами США.

Агрессия подготавливалась в течение длит, времени. 9 мая 1967 израильский кнессет (парламент) предоставил пр-ву полномочия начать воен. действия против Сирии. Для проведения агрессии и оправдания её перед мировым общественным мнением Израиль, поощряемый империалистич. и между нар. сионистскими кругами, воспользовался мероприятиями араб, гос-в, в частности Египта, по укреплению границ. Реакц. мировая пресса усиленно пропагандировала израильский тезис о необходимости для Израиля вести войну с араб, гос-вами ради сохранения своего существования, якобы поставленного под угрозу. В этих целях были использованы экстремистские высказывания отд. араб, деятелей (напр., быв. палестинского араб, лидера Ахмеда Шукейри, призывавшего арабов к уничтожению Израиля). Материальная и воен. помощь Израилю со стороны империалистич. гос-в и междунар. сионистских орг-ций, заранее проведённая тщательная подготовка и внезапность нападения позволили израильской авиации 5 июня 1967 в течение первых неск. часов воен. действий вывести из строя б. ч. боевых самолётов и аэродромов Египта, Иордании, Сирии, что предопределило исход воен. операций в пользу агрессора. За шесть дней воен. действий ("шестидневная война") израильские войска захватили Синайский п-ов (с выходом на вост. берег Суэцкого канала, к-рый в ое-зультате был закрыт для судоходства) и р-н Газы (Египет), зап. берег р. Иордан и вост. сектор Иерусалима (Иордания), Голанские высоты (Сирия). Всего было оккупировано ок. 70 тыс. км2с населением св. 1 млн. чел.

Пр-во Израиля в ходе агрессии игнорировало резолюции Совета Безопасности ООН от 6,7 и 9 июня 1967 о немедленном прекращении огня и всех воен. действий. Только после четвёртого решения Совета Безопасности (10 июня 1967), после того, как СССР и ряд др. гос-в разорвали дипломатич. отношения с Израилем и ему было направлено предупреждение о применении санкций, воен. действия были прекращены (10 июня 1967). Важную роль в приостановке израильского наступления сыграла решительная позиция европ. социалистич. стран, руководители к-рых собрались 9 июня 1967 на совещание в Москве. Участники совещания (СССР, ВНР, ГДР, НРБ, ПНР, СФРЮ, ЧССР) выразили свою солидарность со справедливой борьбой араб, народов, готовность сделать всё необходимое, чтобы помочь народам араб, стран дать отпор агрессору.

В результате израильской агрессии на Бл. Востоке возник острый воен.-политич. кризис, чреватый опасностью перерастания в междунар. конфликт.

Пользуясь поддержкой междунар. империалистич. кругов во главе с США и различных сионистских орг-ций стран Запада, правящие круги Израиля и после прекращения продвижения своих войск продолжали агрессивные действия в отношении соседних араб, стран, приступили к всесторонней эксплуатации оккупированных араб, территорий. Вопреки решениям ООН (4 июля 1967 и др.), израильский парламент принял в июле 1967 закон о включении вост. сектора Иерусалима в состав Израиля. Началось стр-во воен. поселений на Синае, зап. берегу р. Иордан, на Голанских высотах. В результате воен. действий и репрессий со стороны израильских властей сотни тысяч арабов были изгнаны с оккупированных территорий на вост. берег р. Иордан. Представители пр-ва Израиля открыто декларировали намерение аннексировать захваченные араб, земли.

Усилия миролюбивых сил во главе с социалистич. гос-вами сделали возможным принятие Советом Безопасности ООН 22 нояб. 1967 резолюции (№ 242) о политич. урегулировании ближневост. конфликта. В целях установления справедливого мира на Бл. Востоке резолюция предусматривает вывод израильских вооруж. сил с терр., оккупированных Израилем в июне 1967, а также уважение и признание суверенитета, терр. целостности и политич. независимости каждого гос-ва в данном р-не и их права жить в мире, в безопасных и признанных границах. В резолюции указывается на необходимость обеспечения свободы судоходства по междунар. водным путям в данном р-не, достижения справедливого урегулирования проблемы палестинских беженцев, возникшей ещё в результате арабо-израилъской войны 1948-49 и усугубившейся в результате израильской агрессии 1967. Во исполнение этой резолюции - для установления и поддержания контактов с заинтересованными гос-вами в целях содействия достижению политич. урегулирования - был направлен в ноябре 1967 на Бл. Восток спец. представитель ген. секретаря ООН Гуннар Ярринг. Египет и Иордания заявили о своей готовности выполнить резолюцию Совета Безопасности во всех её положениях. Пр-во Израиля уклонилось от её выполнения и официально объявило, что Израиль не выведет свои войска за линии перемирия, существовавшие до 5 июня 1957 и установленные соглашениями, подписанными 'Израилем и араб, странами после войны 1948-49. Выдвигая требование прямых переговоров с араб, гос-вами - жертвами агрессии до вывода войск с оккупированных терр., Израиль не скрывает своего намерения диктовать арабам свои условия капитуляции, добиваться от них терр. уступок.

Пр-во И. отвергло выдвинутую в 1971 мирную инициативу Египта о частичном отводе израильских войск с вост. берега Суэцкого канала в рамках общего урегулирования на основе резолюции Совета Безопасности № 242 (т. е. при последующем обязательном выводе израильских войск со всех захваченных в июне 1967 араб, земель)с целью открытия канала для нормального междунар. судоходства.

При поддержке социалистич. гос-в, прежде всего Сов. Союза, всех миролюбивых демократич. сил прогрессивные режимы в араб, странах укрепили свои позиции, усилили обороноспособность и отпор агрессивным действиям Израиля. В то же время в Израиле возросло недовольство агрессивной политикой его правящих кругов; активную борьбу против этой политики ведёт Коммунистическая партия Израиля.

Состоявшееся в июне 1969 междунар. Совещание коммунистич. и рабочих партий осудило продолжающуюся агрессию Израиля, указав, что она является грубым нарушением нац. прав араб, народов и Устава ООН. 13 дек. 1971 26-я сессия Ген. Ассамблеи ООН приняла резолюцию, содержащую требование о выполнении Израилем резолюции Совета Безопасности от 22 нояб. 1967 о выводе его войск с оккупированных в 1967 араб, территорий. Игнорируя эти требования, правящие круги Израиля продолжали агрессивные акции против араб, стран: неоднократные нападения на Египет, Сирию, Иорданию, вторжения на терр. Ливана. В. П. Румянцев.

ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО(ок. 928- 722 до н. э.), древнее гос-во в Сев. Палестине. Образовалось после распада единого Израильско-Иудейского царства. Основателем И. ц. был Иеровоам I, правивший в 928-907. И. ц. объединяло, по преданию, 10 из 12 израильско-иудей-ских племён, занимало большую и более плодородную терр., чем южное Иудейское царство. Столицей И. ц. первоначально был г. Сихем (Шехем, совр. Наблус). Развитие земледелия, ремесла, посреднической торговли (И. ц. и Иудейское царство находились на гл. путях междунар. торговли) и ден. обращения привело к резкой социальной дифференциации, обезземелению средних и мелких землевладельцев, развитию ростовщичества и долгового рабства. Гневными обличителями эксплуататоров выступали пророки Илия, Амос, Осия и др. (см. Пророки). И. ц. поддерживало интенсивные экономич. и культурные связи с Финикией, Египтом и др. странами. Непрерывные войны с соседними гос-вами, в т. ч. с Иудейским царством, резко ослабили И. ц. экономически, усилив в то же время значение воен. знати. Политич. история И. ц. характеризуется неустойчивостью, обусловленной острыми социальными и межплеменными противоречиями, и большой ролью армии, военачальники к-рой часто совершали государственные перевороты и захватывали власть. Известной стабилизации экономич. и политич. положения И. ц. достигло при Омри, правившем в 882-871, и его преемниках в 871-842. При Омри была основана новая столица И.ц.Самария (ок. 876),усилились экономич. и политич. связи с Иудейским царством и с Финикией. Наиболее продолжительным было правление династии Иеху (841-747). При Иеху в 841-814 И. ц. стало данником Ассирии. В 722 ассир. царь Саргон II разрушил Самарию и завоевал терр. И. ц. Большая часть жителей была переселена в отдалённые провинции Ассирии.

Лит. см. при ст. Палестина.

И. Д. Амусин.

ИЗРАСТАНИЕу растений, развитие к.-л. органа растения из др. органа, закончившего свой рост. Напр., из цветка образуется облиственный побег, цветок или даже соцветие; на побеге 1-го порядка появляется большое кол-во побегов 2-го и 3-го порядков; на клубнях картофеля вместо почек вырастают вторичные клубеньки. Причинами И. могут быть: паразитные микоплазменные микроорганизмы, вызывающие у растений желтухи, столбур, закукливание; тли; эколо-гич. факторы, напр, сильная засуха.

ИЗРАЭЛЬС(Israels) Йосеф (1824-1911) и Исаак (1865-1934), голландские живописцы 19-20 вв.; см. Исраэлс.

ИЗРЕЧЕНИЕ,обобщённая, законченная и глубокая мысль определённого автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме. Напр.: "Единомыслие создаёт дружбу" (Демокрит), "Образование развивает способности, но не создаёт их" (Вольтер). "Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего" (А. П. Чехов). Афоризм - частный случай И.

ИЗУМРУД(через тур. ziimrud, перс.-араб. зумурруд, от греч. smaragdos), минерал, прозрачная разновидность берилла, окрашенная примесью Сг2Оз в густой травяно-зелёный цвет. Встречается в кристаллах и их сростках, обычно вросших в слюдяную породу (т. н. слюдит), в кварц или полевой шпат. Кристаллы трещиноваты, размера 2-5 X 0,5-2 см, реже крупнее. Наиболее крупные месторождения связаны с зонами контактового изменения амфиболитов, магнезиальных сланцев и серпентинитов гранитными пегматитами. И. также встречается в кварцевых полевошпатовых жилах и в изменённых слан-цево-карбонатных породах. Месторождения редки, главные - в СССР (Урал), за рубежом - в ЮАР (Трансвааль), в Колумбии (Мусо). И.- драгоценный камень 1-го класса (см. Драгоценные и поделочные камни), крупные бездефектные камни густого тона (массой св. 5 каратов) ценятся дороже алмаза.

Изготовляют синтетич. И. (т н. игмеральд), однако кристаллы его часто трещиноваты и не превышают размеров 0,5 х 3 см.

ИЗУМРУД,посёлок гор. типа в Свердловской обл. РСФСР. Расположен в верховьях р. Б. Рефт (басе. Оби), в 12 км от г. Асбест. Добыча изумруда (с 30-х гг. 19 в.). Леспромхоз, кирпичный з-д.

ИЗЪЮРОВИван Васильевич [р. 21.2 (6.3). 1910, с. Позтыкерос, ныне Корткеросского р-на Коми АССР], коми советский писатель. Печатается с 1930. Осн. тема рассказов и повестей И.- преобразование Севера. В повестях "Тимкина бригада" (1932), "Преступление Доментия" (1936), в сб. рассказов "Счастье" (1935) изображён труд лесорубов, социалистич. переустройство деревни. В повестях "Девушки нашей деревни" (1958), "В верховьях Вычегды" (1959) и др. писатель рисует жизнь лесозаготовителей, колх. молодёжи.

Соч. в рус. пер.: Жизнь молодая. [Девушки нашей деревни]. Повести, М., 1964.

Лит.: Коми советские писатели, Сыктывкар, 1968.

ИЗЮБРЬ,млекопитающее отряда парнокопытных; одна из рас благородного оленя.

ИЗЮМ (тюрк.- виноград), сушёные на солнце или в тени ягоды винограда. И. бывает бессемянный (сабза, сарга и др.) и с семенами (гермиан, вассарга и др.). Нек-рые сорта И. (вассаргу, гермиан, сабзу) перед сушкой обваривают в кипящем известково-щелочном растворе. Длительность сушки от 4 до 9 дней. Средний хим. состав И. (в % на сухое вещество): сахар 79,5-87,5, азотистые вещества 2,1-2,9, кислоты (по винной к-те) 0,7-2,3, клетчатка 1,3, зола 2-2,9. Содержание влаги от 16 до 22%. В СССР произ-во И. сосредоточено в Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР. И. часто наз. кишмишем. И. изготовляется на юге Европы, в Юж. Африке, Австралии и др.

ИЗЮМ,город в Харьковской обл. УССР, на р. Северский Донец. Ж.-д. ст. на линии Харьков - Красный Лиман. 51 тыс. жит. (1971). Тепловозорем., оптико-механич., стройматериалов, кирпичный, пивоваренный з-ды, мебельная ф-ка. Мед. уч-ще. Краеведч. музей.

И. под назв. "Изюм сакма" упоминается в 1571. С 1682 известен как Изюм-ский окоп. В 1688-1765 - Изюмский слободской полк. В 1765 - провинц. город, а в 1780 - при открытии наместничества - уездный город.

ИЗЮМСКИЙ ШЛЯХ,один из гл. путей, к-рым пользовались крымские татары для набегов на Русь в 16-18 вв. (см. также Муравский шлях). Начинался у верховий р. Ораш (левый приток Днепра), где отделялся от Муравского шляха, пересекал по Изюмскому броду Северский Донец и в междуречье верховьев Пела, Ворсклы, Северского Донца и Оскола вновь сливался с Муравским шляхом.

ИЗЯСЛАВ,город, центр Изяславского р-на Хмельницкой обл. УССР, на р. Го-рынь (приток Припяти). Ж.-д. ст. (Изя-славль) на линии Тернополь - Шепетовка. 14,3 тыс. жит. (1971). Маслодельный, кирпичный з-ды; ф-ки мебельная, муз. инструментов.

ИЗЯСЛАВ МСТИСЛАВИЧ(ок. 1097- 1154), древнерусский князь, старший сын кн. новгородского Мстислава Владимировича, с 1134 - князь владимиро-волынский, с 1143 - переяславский. Использовав восстание в Киеве 1146 против князей Ольговичей, И. М. стал великим князем и вёл длит, борьбу за Киев с суздальским кн. Юрием Долгоруким и Ольговичами. В ходе политич. борьбы пошёл на разрыв церк. связей с Константинополем и поставил киевским митрополитом смоленского монаха Климента (1147).

Лит.: Рыбаков Б. А., Боярин-летописец XII в., "История СССР", 1959, № 5.

ИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ(1024-3.10. 1078), князь туровский, с 1054 - великий князь киевский, старший сын Ярослава Мудрого. И. Я.- один из трёх составителей "Правды Ярославичей". В результате нар. восстания в Киеве был свергнут (1068) и бежал в Польшу. В 1069 с помощью поляков захватил Киев, нов 1073 был снова изгнан своими братьями. Не раз обращался за помощью к герм, императору, польск. королю и к папе римскому, в 1077 снова захватил киевский престол, но вскоре погиб в междоусобной борьбе, сражаясь против князей Олега Святославича и Бориса Вячеславича.

ИЗЯСЛАВЛЬ,древнерусский город на вост. границе Волынской земли, разрушенный (по свидетельству Ипатьевской летописи) монголо-татарами в 1241. Возник, вероятно, во 2-й пол. 12 в. Остатками И., видимо, является городище на окраине с. Городище Шепетовского р-на Хмельницкой обл. УССР. Оно почти полностью исследовано М. К. Каргером в 1957-63. На терр. детинца и посада городища, ограждённого тремя линиями валов и рвов, открыты остатки сгоревших глинобитных жилищ и хоз. построек, под развалинами к-рых сохранилось множество с.-х. и ремесл. орудий, запасы обгоревшего зерна, различные изделия из дерева, кости, камня, стекла, железа, бронзы и серебра. На всей площади городища лежали тысячи скелетов погибших людей, разбросано множество предметов вооружения. После 1241 город не был восстановлен. Совр. Изяслав возник на новом месте (на р. Горыни по-видимому, в сер. или 2-й пол. 13 в.

Лит.: Каргер М. К., Древнерусск! город Изяславль в свете археологических и следований (1957-61), в кн.: Тезисы доклад< на заседаниях, посвященных итогам полевь исследований 1961 г., М., 1962.

ИИНаоскэ [12.10.1815, г. Хиконе,-3.3.1860, г. Эдо (ныне Токио)], японски гос. деятель. С 1858, занимая должност тайро (первого министра), возглавля бакуфу (воен.-феод, пр-во Японии пр сегуне). В 1858 подписал неравноправны договоры с США и европ. странами (CN Ансэйские договоры). Стремился в обстг новке кризиса феод, строя укрепит положение бакуфу и жестоко подавля антиправительств, движение. Был уби самураями из княжества Мито, подо сланными его политич. противниками.

Лит.: Тояма Сигэкн, Мэйдзи ист (Крушение феодализма в Японии), М., 1959

ИИСУС НАВИН,согласно бнблейскю преданиям, слуга и сподвижник Моисея Книга И. Н. является шестой в каноне Ветхого завета и мн. исследователями по стилистич. признакам объединяется с предшествующими пятью книгами в Шестикнижие. Дошедшая до нас редакция книги И. Н. датируется приблизительно 5 в. до н. э.

ИИСУС ХРИСТОС,в христианском вероучении богочеловек; см. Христос.

ИЙЕШ(IIIyes) Дьюла (р. 2.11.1902, с. Рацегреш), венгерский поэт. Сын кузнеца. После поражения Венгерской сов. республики 1919 жил в Париже (до 1926). Учился в Сорбонне. В реалистич. стихах первых сб-ков - "Тяжёлая земля" (1928), "Скошенные ряды" (1930), в поэме "Три старика" (1931) И. выразил свою верность родному народу. В поэме "Говорю о героях" (1935), в сб. "Под летучими небесами" (1935) усиливаются обличит, ноты. Участник 1-го съезда сов. писателей (1934), И. опубл. кн. "Россия" (1935). В романе "Люди пушты" (1936) сочувственно изображена жизнь крестьян-бедняков. Автор кн. "Петёфи" (1936). В сб-ках стихов И. "Порядок средь руин" (1937), "Неверное будущее" (1938), "Глядя в упор" (1947) с критич., гуманистич. тенденциями соседствуют горькие фаталистич. ноты. После освобождения Венгрии (1945) поэзия И. принимает оптимистич. окраску. Его сценарий о Петёфи и Ю. Беме - польском революционере, участнике нац.-освободит, борьбы венг. народа в 1848-49, - "Двое мужчин" (1950) и драма "Пример Озоры" (1952) о борьбе народного ополчения с австр. армиями в 1848 отмечены премией Кошута. В 50-х гг. И. пережил идейный кризис, к-рый преодолел, обратившись к трудовой жизни и мудрости народа (сб. "Новые стихи", 1961, и др.).

Соч.: Usszes verse, 1 - 3 kot., Bdpst, 1947; в рус. пер.- Рукопожатия, Преднсл. Д. Самойлова, М., 1969; Обед в замке, "Иностранная литература", 1971, № 9.

Лит.: A magyar irodalom tortenete, 6 kot., Bdpst, 1966. О. К. Россиянов.

ИЙОЛИТ[от Ийо (Ijo) - швед. назв. финской деревни И (Ii) и греч. lithos - камень], полнокристаллич. магматич. горная порода, состоящая в основном из нефелина (52% ), пироксена (40% ) и второстепенных минералов - апатита, с фена, кальцита и др. При обогащении нефелином И. даёт постепенные переходы к уртитам. И. образуют крупные массивы и дайки, генетически связанные с нефелиновыми сиенитами. Распространены в СССР - в Хибинах, в Сибири и Узб. ССР; за рубежом - в Финляндии, Норвегии, Швеции, в Юж. и Вост. Африке.



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал