Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение 2 страница






ИК, Большой Ик, река в Башк. АССР и Тат. АССР, лев. приток Камы. Дл. 571 км, пл. басе. 18000 км2. Протекает в основном в пределах Бугульмин-ско-Белебеевской возв. Питание гл. обр. снеговое. Ср. расход воды у с. Нагай-баково 45, 5 м /сек. Замерзает во второй половине ноября, вскрывается в середине апреля. Гл. притоки: Дымка, Мелля, Мензеля - слева; Усень - справа. Судоходна на 100 км от устья. На реке- г. Октябрьский. В басе. И.- добыча нефти.

ИКА (lea), город в Перу, на Панамер. шоссе; адм. центр деп. Ика. 61, 4 тыс. жит. (1966). Ж. д. связан с портом Пи-ско. Торг, центр с.-х. р-на (хлопчатник, виноградники). Текст., пищ. пром-сть. Ун-т. И. осн. в 1563.

ИКАКО, золотая слива (Chrysobalanus icaco), кустарник или небольшое (вые. до 9 м) дерево сем. хризобалановых. Плоды розовато-белые, ярко-красные или почти чёрные, кисло-сладкие, несколько терпкие, с белой мякотью, плотно приросшей к продолговатому семени; напоминает крупную сливу. Дико растёт вдоль мор. побережий тропич. Америки. Разводят в тропиках Америки и Африки. Плоды И. используют в пищу; мякоть - как чёрную краску; из семян получают пищевое масло.

Лит.: Синягин И. И., Тропическое земледелие, М., 1968.

ИКАР, в др.-греч. мифологии сын Дедала.

ИКАР, малая планета № 1566. Открыта амер. астрономом У. Бааде в 1949. Среднее расстояние от Солнца 1, 08 астрономической единицы, эксцентриситет 0, 83, наклон орбиты 23°, диаметр не более двух километров. Вследствие особенностей своей орбиты может приближаться к Земле на расстояние 0, 04 астрономич. единицы. Названа именем др.-греч. героя Икара (см. о нём в ст. Дедал).

ИКАРИЯ (Ikaria), остров в Эгейском м., в архипелаге Юж. Спорады. Принадлежит Греции. Пл. 257 кмг. Поверхность гористая, вые. до 1033 м. Термальные источники. Виноградарство; садоводство.

ИКАРИЯ, утопич. коммунистич. страна, описанная франц. утопистом Э. Кабе в романе " Путешествие в Икарию" (1840, рус. пер. 1924). Назв. " И." было дано коммунистич. общинам в Сев. Америке в 1848-95, созданным Э. Кабе и его последователями. " Икарийцы" были связаны с Социалистич. рабочей партией США и с 1-м Интернационалом.

ИКАСА (Icaza) Xopxe (р. 10.7.1906), экуадорский писатель. Лит. деятельность начал как драматург. Романы " Уасипунго" (1934, сокр. рус. пер. 1935), " На улицах" (1935, рус. пер. 1938, 1963), " Метисы" (1937), " Полвека в темноте" (1942), " Никудышный Ромеро и Флорес" (1958), сб-ки рассказов " Грязь сьерры" (1933), " Шесть раз умерщвлённый" (1952) и др. посвящены жизни индейцев и острым социальным конфликтам. Для реа-листич. произв. И. характерны напряжённая динамичность, введение разговорного языка индейцев, а также отд. черты натурализма.

Лит.: Хорхе Икаса, " Интернациональная литература", 1937, № 12; Кутеищикова В. Н., Роман Латинской Америки в XX в., М., 1964; Gагго J. Е., J. Icaza, su vida у su obra, " Revista Hispanica Moderna", 1947, № 7-10; Cueva A., J.Icaza, [B. Aires, 1969].,

ИКАТСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет в Забайкалье. Вые. 1800-2000 м, наибольшая - 2573 м. Дл. св. 200 км. Сложен гл. обр. метаморфич. сланцами и гранитами. Типичны плоские вершины. На ниж. части склонов гор - горная лесостепь (на зап. склоне до 800-900 м), выше - лиственничная тайга (на сев. склонах до 1200 м, на южных - до 1700 м), ещё выше - заросли кедрового стланика и горная тундра.

ИКБАЛ Мухаммад (22.2.1873 или 1877, Сиалкот, Пенджаб, - 21.4.1938, Лахор), поэт, философ и обществ, деятель Индостана. Учился в Лахоре, затем в Англии и Германии. Выступил в печати в кон. 1890-х гг. Обращался к мусульманам не только Индии, но и всего Востока (поэмы на перс. яз.- " Секреты своего Я", 1915; " Тайны самоотречения", 1918; " Послание Востока", 1923; " Книга Джа-вида", 1932). Помимо сб. ранних стихов на урду " Колокольчик каравана" (1924), И. опубл. сб-ки " Крыло Гавриила" (1935), " Жезл Моисея" (1936), " Дары Геджаза" (1938), в к-рых воспевал созидат. деятельность человека, звал к переустройству жизни. Творчество И. проникнуто гуманизмом и патриотизмом. Вместе с тем филос. и обществ.-политич. взгляды И. отличались известной противоречивостью. Подвергая критике капиталистич. строй, И. в то же время защищал частную собственность и индивидуализм.

И. приветствовал Окт. революцию, с симпатией относился к идеям социализма (поэма " Ленин") и в то же время выступал против " коммунистич. атеизма". В 1930 И. высказался за создание в будущем в составе независимой индийской федерации мусульм. гос-ва на С.-З. Индии. На основе этого высказывания сторонники образования Пакистана стали впоследствии считать И. родоначальником движения за создание гос-ва Пакистан.

Соч.: Звон караванного колокольчика, пер. с урду и перс., М., 1964.

Лит.: Аникеев Н, П., Выдающийся мыслитель и поэт Мухаммад Икбал, М., 1959; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963, гл. 7; Пригарина Н. И., Поэзия Мухамма да Икбала (1900-1924 гг.), М., 1972; Ghani A., I lahi К., A bibliography of Iqbal, Lahore, 1959. Г. А. Зограф, Л. И. Юревич.

ИКЕЯ - СЕКИ КОМЕТА, комета, открытая 18 сент. 1965 независимо друг от друга япон. наблюдателями К. Икея и Ц. Секи как диффузный объект 8-й звёздной величины; прошла по почти параболич. орбите. Принадлежит, подобно Большой комете 1882, к семейству " задевающих Солнце" комет, характерных исключительно малыми верительными расстояниями q и, по-видимому, являющихся результатом деления одной кометы-прародительницы. И.- С. к. прошла 21 окт. 1965 через солнечную корону на расстоянии ок. 500 тыс. км от поверхности Солнца (q = 0, 008 астрономической единицы)', наблюдалась днём в непосредственной близости от Солнца. После прохождения перигелия наблюдалась как исключительно яркий объект на предрассветном небе и имела хвост, простиравшийся на десятки градусов. Спектры кометы, полученные во время её прохождения вблизи Солнца, богаты многочисл. излучениями металлов и напоминают спектры метеоров. И.- С. к. дала богатый материал для развития кометной и метеорной астрономии.

ИКИКЕ (Iquiqe), город и порт на берегу Тихого ок., в Чили; адм. центр пров. Тарапака. 68 тыс. жит. (1967). Ж.-д. ст. Рыбопе-рерабат. и хим. пром-сть. Рыболовство. Вывоз рыбной муки, селитры, иода. И. осн. в 16 в.

ИКИЛИ, тувинскийструнный смычковый муз. инструмент; см. Игил.

ИКИНС (Eakins) Томас (1844-1916), американский живописец; см. Эйкинс Т.

ИКИТОС (Iqitos), город на С.-В. Перу, порт на лев. берегу Амазонки; адм. центр деп. Лорето. 67, 9 тыс. жит. (1967). Нефтеперерабат. пром-сть. Экспорт каучука и др. лесопродуктов. Ун-т.

ИККИ, крест, восстания в феод. Японии. Крест, восстания 15-16 вв. разделяются на доикки (" зем. восстания" - крест, восстания за снижение ренты и пр.; наиболее крупное - восстание 1428, охватившее почти все центр, провинции), икко-икки (восстания под знаменем буддийской секты икко) - самые крупные среди восстаний 15-16 вв., токусэй-икки (гор. и крест, восстания против ростовщиков) икуни-икки (" провинциальные восстания" - крест.-самурайские восстания; наиболее крупное восстание в пров. Ямасиро в 1485-93); известно 164 выступления.

Восстания 17-19 вв. получили название хякусё-икки (в это понятие включались не только восстания, но и др. антифеодальные выступления крестьянства). За весь токугавский период (1603-1867) известно ок. 1640 восстаний и др. крест, выступлений. Антифеодальная борьба крестьян ослабила токугавское пр-во и способствовала его падению во время бурж. революции 1867-68.

ИККИ, см. Исполнительный комитет Коммунистического Интернационала.

ИКОНА (от греч. eikon- изображение, образ), в христ. религии (православии и католицизме) в широком смысле - изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, к-рому церковь приписывает священный характер; является предметом культа; в узком значении - произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение. В католицизме преобладают скульптурные изображения, в православии - живописные на дереве. В первоначальном христианстве культа И. не было, он зародился во 2 в. н. э. и расцвёл в 4 в., вопреки постановлению Эльвирского собора 306, запретившего иметь в храме изображения. Против культа И. выступали мн. отцы церкви, догматич. правомерность поклонения И. отрицалась иконоборцами (см. Иконоборчество). И., в отличие от идолов, рассматривается христ. церковью не как тождественное божеству изображение, но как символ, таинственно с ним связанный и потому позволяющий духовное приобщение к " оригиналу" (архетипу), проникновение в мир сверхъестественный через предмет реального мира. В церк. практике культ И. нередко перерастает в идолопоклонство, предметом поклонения становится материальное выражение И. (вплоть до краски). И. как фетишу приписываются магич. свойства; нередко различные И., по-разному изображающие одно и то же божество, почитаются верующими как обладающие специфич. функциями (напр., И. " скорбящей" богоматери якобы спасает от болезней, И. " неопалимой" богоматери противодействует пожару и т. п.). Культ И. способствовал укреплению авторитета церкви и росту её богатств. И. встречаются и в нек-рых др. религиях (напр., в ламаизме). Об И. как произведении искусства см. в ст. Иконопись.

ИКОНИЙ (Ikonion), византийское название г. Конъя в Турции.

ИКОНИИСКИ И СУЛТАНАТ, гос-во в М. Азии в 11 - нач. 14 вв. См. Коний-ский султанат.

ИКОННИКОВ Владимир Степанович [9(21).12.1841, Киев, -26.11.1923, там же], русский историк, акад. Петерб. АН (1914). Окончил Киевский ун-т (1865), с 1871 проф. этого ун-та. Работы И. связаны с историей идеологии и культуры России (" Максим Грек", в. 1-2, 1865-66, и др.). Политич. историю рассматривал в плане личных биографий и характеристик политич. деятелей: " Русские общественные деятели XVI в." (1866), " Граф Н. С. Мордвинов" (1873) и др. Однако осн. науч. интересы И. лежали в области рус. историографии. И. принадлежат многочисл. статьи об отд. историках (Н. М. Карамзине, К. Н. Бестужеве-Рюмине, Л. А. Шлецере, И. Н. Болтине и др.), спец. монография " Скептическая школа в русской историографии и её противники" (1871) и капитальный труд " Опыт русской историографии" [т. 1 (ч. 1-2) - 2 (ч. 1-2), 1891 - 1908]. Последний содержит значит, фак-тич. материал по истории летописания, а также по истории разыскания, собирания, публикации и исследования различных источников и сохраняет справочное значение. И. ограничивал свои задачи созданием возможно более полного си-стематич. свода библиографии ист. лит-ры по предметам и темам ист. науки, не раскрывая закономерности внутр. развития и роста самой науки.

Лит.: Материалы для биографического словаря действительных членов АН, ч. 2, П., 1917, с. 304-11 (список трудов И. за 1865 - 1916 гг.); Библиография русской библиографии по истории СССР, М., 1957 (№ 23-27, 50, 362). Н.Л.Рубинштейн.

ИКОНОБОРЧЕСКОЕ ВОССТАНИЕ 1566, массовое нар. восстание в Нидерландах, явившееся первым актом Нидерландской буржуазной революции 16 века. Проходило под знаменем кальвинизма, обрушившись всей силой на католич. церковь - гл. опору исп. владычества в стране. Погрому подверглось ок. 5500 церквей и монастырей, где были уничтожены иконы и статуи " святых". В ряде мест восставшие громили дворянские дома и замки, уничтожали долговые и арендные записи. Гл. движущей силой И. в. были гор. плебс и крестьяне пригородных деревень. Вначале действиями восставших руководили кальвинистские консистории и отд. прогрессивно настроенные члены антиисп. " Союза дворян" (возник в 1565), но затем, напуганные размахом движения, они пошли на сделку с исп. наместницей. Желая расколоть движение, она издала 23 авг. манифест, обещая упразднить инквизицию, смягчить законы против еретиков, допустить огранич. свободу кальвинизма, амнистировать членов " Союза дворян". Лишённое руководства, И. в. было подавлено.

Лит. см. при. ст. Нидерландская буржуазная революция 16 века. А. Н. Чистозвонов.

ИКОНОБОРЧЕСТВО, религ.-политич. движение, направленное против христ. культа икон. 1) В Византии И., иконоклазм, датируется 8 - 1-й пол. 9 вв. На разных этапах оно отражало интересы различных социальных групп. И. предшествовали еретич. движения рубежа 7-8 вв. (достигшие особой остроты в Армении и Фригии), в к-рых протест против господствующей церкви проявлялся также и в отказе от почитания икон. Внутри господствующего класса Византии борьба вокруг культа икон по существу являлась борьбой за власть. В 730 имп. Лев III запретил почитание икон, сопровождая запрет конфискацией церк. имуществ, что дало значит, материальные средства гос-ву и провинциальной знати, к-рая первоначально поддерживала И. Против И. выступала столичная знать, нашедшая поддержку у папства, стремившегося воспользоваться борьбой с И. для освобождения Юж. Италии от визант. политич. и церк. верховенства. Наиболее решительным противником И. являлось монашество, тесно связанное со столичной знатью. На церк. соборе 754 в Иерии (предместье Константинополя) были сформулированы осн. принципы И. и почитание икон объявлено ересью. Обращение верующего к иконе иконоборцы рассматривали как идолопоклонство. В кон. 8 в. И. пошло на спад (чему способствовали и укрепление столичной знати, и отход от офиц. И. нар. масс), на Никейском соборе 787 почитание икон было восстановлено. На 2-м этапе иконоборческого движения, начавшемся в правление Льва V (813-20), И. носило более демократич. характер; нар. массы активно выступали против засилья церкви, против монашества, против столичной знати. Провинциальная знать, социальные требования к-рой к этому времени в значит, мере были удовлетворены, отошла от И. Опасность нараставшего антифеод, нар. движения привела к объединению провинциальной и столичной знати. И. потерпело поражение. В 843 иконопочита-ние было восстановлено. 2) И. имело место в Зап. Европе в 16 в. в период Реформации (выступления Карлштадта в Германии, Иконоборческое восстание 1566 в Нидерландах и др.).

Лит.: Сюзюмов М. Я., Проблемы иконоборчества в Византии, " Уч. зап. Свердловского педагогического ин-та", 1948, т. 4; Липшиц Е. Э., Очерки истории византийского общества и культуры VIII - первой половины IX в., М.- Л., 1961; Ladner С., The concept of the image in the Greek Fathers and the Byzantine iconoclastic controversy, " Dumbarton Oaks Papers", 1953, №7.

ИКОНОГРАФИЯ, (от греч. eikon - изображение, образ и ...графия) в изобразительном иск-ве, строго установленная система изображения к.-л. персонажей или сюжетных сцен. Иконографич. системы были порождены возникшей в древности связью иск-ва с религ. культом и ритуалом. Обязательность соблюдения правил И. устанавливалась с целью облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы образно-наглядного изображения с господствующей теологич. концепцией (И. богоматери, Христа, " праздников" в христ. иск-ве, Будды и бодхисатв в буддийском иск-ве). На протяжении веков, с обогащением иск-ва новым содержанием, иконографич. схемы постепенно менялись. Обмирщение иск-ва, развитие реализма и творч. индивидуальности художников (в Европе в эпоху Возрождения) обусловили как свободу истолкования старых иконографич. схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.

В искусствознании И.- описание и систематизация типологич. признаков и схем, принятых при изображении к.-л. персонажей (реальных или легендарных) или сюжетных сцен. Метод И. сложился в 1840-х гг. во Франции и Германии как средство изучения ср.-век. иск-ва, его источников, связей с религ. и лит. явлениями путём истолкования символики, аллегорий, атрибутов и т. д. В кон. 19 - нач. 20 вв. рус. историк иск-ва Н. П. Кондаков использовал метод И. для изучения визант. традиции в ср.-век. русском иск-ве. Амер. учёный Э. Панофский выдвинул И. как основу т. н. иконологич. метода исследования сюжетной стороны произведений иск-ва, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры, выявить отражённые в них черты миросозерцания. Обращение к И. не как к самоцели, а сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эс-тетич. аспектов иск-ва, является одним из условий верного понимания художеств, произв.

Вист. науке И.- система приёмов и методика определения достоверности изображения к.-л. ист. лица или события, их опознания и датировки. В 20 в. принципы ист. И. распространяются на фото- и кинодокументы.

Под И. понимают также совокупность изображений к.-л. лица (писателя, политич. деятеля и т. д., напр. В. И. Ленина, А. С. Пушкина, декабристов и т. д.). И. наз. и совокупность сюжетов, характерных для к.-л. эпохи, направления в иск-ве и т. д.

Лит.: Современное искусствознание за рубежом. Очерки, М., 1964; История европейского искусствознания, кн. 2, М., 1969; Panofsky E.. Studies in iconology, N. Y., 1939; Reau L., Iconographie de 1'art chretien, v. 1 - 3, P., 1955-59; Aurenhammer H., Lexikon der christlichen Ikonographie, W., 1959-67: Wessel K., Reallexikon der byzantinischen Kunst, Stuttg., 1963 -; Grabаr A., Christian iconography. A study of its origin?, Princeton, 1968.

К. Г. Богемская.

ИКОНОМОВ Матей Спасов (7.1.1871, Сопот, Пловдивский окр., -10.3.1960, София), болгарский актёр, режиссёр и театр, деятель, нар. арт. НРБ (1955). Творческую деятельность начал в 80-е гг. 19 в. В 1900-02 учился в Италии. Один из организаторов театр, трупп в Русе, Сопоте, Карлово и др. городах Болгарии, основатель передвижного " Современного театра" (1902-12), где ставил пьесы М. Горького, А. П. Чехова, Г. Ибсена, нац. драматургию. В 1924 организовал передвижную труппу " Родная сцена". Среди лучших ролей И.- Протасов (" Живой труп" Л. Толстого), Несчастливцев (" Лес" Островского) и др. Автор и переводчик ряда пьес.

Лит.: П енев П., Лекции по истории на българския драматически театър, ч. 2, София, [1954]; Годишник на Внешня институт за театрално изкуство " Кръстьо СарасЬов", 1966, т. 11, 1968, с. 374-80.

ИКОНОПИСЬ, писание икон, вид ср.-век. живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В отличие от стенописи (см. Стенные росписи. Фреска) и миниатюры, произв. И. иконы- являются отд. живописными композициями, выполнявшимися первоначально в технике энкаустики (см. Восковая живопись), мозаики, затем гл.обр. темперы, позднее (в основном с 18 в.) масляной живописи на деревянных досках, холсте, реже на металлич. пластинах и др. Это сближает И. со станковой живописью (см. Станковое искусство); однако иконы нельзя считать вполне станковыми произв., так как они органически входили в единый идейно-художеств. комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством и выполнялись обычно для определённого места, напр, в ансамбле иконостаса. Термин " И." употребляется преим. для обозначения ср.-век. христианской (гл. обр. православной) культовой живописи. Древнейшие сохранившиеся памятники И. происходят из Передней Азии и относятся к 6 в. На основе традиций позднеэл-линистического, в частности погребального портрета (см. Фаюмские портреты), создавались вначале " портреты" -изобра-жения святых, а затем и др. персонажей христ. легенд. Позже (с 10-11 вв.) в И. появляются сюжетные композиции, имевшие гл. обр. символический, а впоследствии (в основном с 14 в.) также и повествовательный характер. В отличие от большинства стран Зап. Европы, где в ср.-век. культовом иск-ве преобладает скульптура, И. получила особенно широкое развитие в Византии. И. Византии оказала огромное влияние на иск-во др. стран - от Италии до Эфиопии; на Руси, где в 13-16 вв. она приобрела исключит, художеств, яркость и своеобразие, в южнославянских странах, в Грузии на основе переработки и постепенного преодоления византийских традиций возникли самобытные школы И. В ср. века роль И. никогда не сводилась только к её ритуальному функционированию. В И. (в условной и отвлечённой форме, определённой её религ. назначением и особенностями ср.-век. теологического мировоззрения), как и в др. видах изобразит, иск-ва, отражался эстетич. опыт народа, она была одним из осн. средств художеств, освоения мира. Эстетика И., сложившаяся в Византии в борьбе против иконоборчества (8-9 вв.), требовала воплощения " божественного", сверхчувств, содержания в зримых, чувственно воспринимаемых образах. Однако эти образы должны были быть лишены своей материальной конкретности, т. к. красоту " небесного", по утверждению церковников, передаёт лишь некая внутр. духовная сущность совершенных, идеально возвышенных предметных форм реального мира. Поэтому в художеств, практике И. была выработана система условных приёмов воспроизведения действительности: плоскостное изображение помещалось на отвлечённом (нередко " золотом") фоне, отсутствовали реальные объёмы и трёхмерное пространство, выбор элементов пейзажа и аксессуаров подчинялся выявлению символического или повествовательного смысла композиции, но не задаче передать натуру; гл. роль в формировании образного строя произв. И. играют композиционно-ритмическое начало, выразительность линии, цвета. В придворно-аристократиче-ском иск-ве, где были сильны античные традиции, преобладали благородная возвышенность образа, утончённость его духовного строя, изящество формы. Но в И. были сильны и фольклорные представления. Наивная поэзия сказки, расцвеченная живой фантазией, песенная образность, простосердечная повествова-тельность, выразительная конкретность деталей были характерны гл. обр. для И. местных школ.

Отказываясь от зрительного жизнепо-добия изображения, в И. тем более тщательно и сложно формировали эмоциональную выразительность образа. Существенным завоеванием И. было расширение духовного содержания произведений. Она принесла в иск-во ряд нравственных и психологич. мотивов: нравств. доблесть, нежность материнства, чувство сострадания, трагич. скорбь и радостное ликование. Живое человеческое содержание иконописцы могли развивать лишь в строгих рамках предписанной церковью иконографии, зафиксированной в т. н. подлинниках (сборниках образцовых рисунков). Это заставляло особенно тонко и изощрённо осмысливать духовный строй образа. Целостность эстетич. принципов И. была подорвана кризисом ср.-век. мировоззрения и развитием культуры Возрождения.

С возникновением в отд. странах реалистич. исканий, характерных для живописи нового времени, И. сначала переходит к компромиссным формам, а затем приходит в упадок, постепенно превращаясь в ремесло.

Илл. см. на вклейке к стр. 120-121.

Лит.: Брук Я. В., Живое наследие, М., 1970; Лазарев В. Н., Русская икона, в его кн.: Русская средневековая живопись. Статьи и исследования, М., 1970; Wu If О., Alpatoff М., Denkmaler der Ikonen-malerei in kunstgeschichtlichen Folge, Hel-lerau bei Dresden, 1925; Gerhard H. P., Welt der Ikonen, Recklinghausen, [1957]; Onasch K.t Die Ikonenmalerei, Lpz., 1968. Г. А. Недашивин.

ИКОНОСКОП (от греч. eikon - изображение и skopeo - смотрю, рассматриваю), первая передающая телевизионная трубка с накоплением электрич. зарядов для преобразования оптич. изображения в телевиз. сигналы. В И. (рис.) световой поток от объекта падает (через оптич. систему) на светочувствительную мишень-слюдяную пластину с мозаикой, состоящей из нескольких млн. изолированных друг от друга миниатюрных фотокатодов из зёрен серебра, покрытых цезием или окислом цезия, и вызывает на её поверхности характерное распределение электрич. зарядов, т. н. потенциальный рельеф. На другую её сторону нанесён металлич. слой, т. н. сигнальная пластина. Каждый фотокатод с этой пластиной образует конденсатор. Электронный луч, обегая мозаику мишени в определённой последовательности, задаваемой характером телевиз. развёртки, разряжает каждый конденсатор через резистор Ки (сопротивлениенагрузки), подключаемый обычно к широкополосному усилителю электрических сигналов (см. Электрических сигналов усилитель).

И. был предложен в 1931 независимо друг от друга сов. учёным С. И. Катаевым и амер. учёным В. К. Зворыкиным, построившим его в 1932. И. позволил впервые передавать натурные сцены и телекинофильмы при освещённости более 7-10 тыс. лк. В 50-х гг. И. был заменён более совершенными передающими телевиз. трубками (супериконоскопом и др.).

Лит.: Власов В. Ф., Электронные и ионные приборы, 3 изд., М., 1960.

В. И. Баранов.

ИКОНОСТАС (от икона и греч. stasis - место стояния), перегородка с иконами в православном храме, отделяющая от осн. части его интерьера алтарную часть. И. пришёл на смену низкой алтарной преграде с иконами над ней. В своей развитой форме (высокий И.) известен с нач. 15 в. (И. Благовещенского собора в Моск. Кремле, 1405, с иконами Феофана Грека, Андрея Рублёва, Прохора с Город-ца). Строгая религ. иерархия сюжетов (внизу - " местные" иконы, над ними рядами - " деисусный чин", " праздники", " пророки"), подчёркнутая высотой рядов и пропорциями отд. икон, их ритмич. и цветовым строем, а также симметричность их расположения определяют общую композицию И., вк-рой живопись и позолоченная резьба деревянного архитектурного обрамления (особенно пышная в 17 в.) образуют художественное единство (см. Синтез искусств). Некоторые И. 18 - нач. 19 вв., решённые в виде триумфальных арок с деревянными статуями, воспринимаются как торжественный вход в алтарь.

Лит.: Древнерусское искусство, М., 1970, с. 29-72; Лазарев В. Н., Русская средневековая живопись, М., 1970, с. 128-39.
Иконостас Петропавловского собора в Ленинграде. Дерево. 1722-27. По рисунку И. П. Зарудного резьбу выполняли Т. Иванов и И. Телега.

ИКОСАЭДР (греч. eikosaedron, от eikosi-двадцать и hedra - основание), один из пяти правильных многогранников; имеет 20 граней (треугольных), 30 рёбер, 12 вершин (в каждой вершине сходятся 5 рёбер). Если a - длина ребра

[ris]

И., то его объём [ris]

ИКОТА, судорожное сокращение диафрагмы, вызывающее внезапный сильный вдох с характерным звуком. Наблюдается при раздражении желудка и брюшины, нек-рых заболеваниях органов пищеварения, а также при нек-рых функциональных и органич. заболеваниях центр, нервной системы и диафрагмального нерва.

ИКОТНИК (Berteroa), род растений сем. крестоцветных. Одно-, дву- или многолетние травы, опушённые ветвистыми волосками. Листья цельные, очередные. Цветки в кистях; лепестки белые, глубоко раздельные; плод стручочек. 7-8 видов, растут в Евразии. В СССР 3 вида.

Широко распространён И. серый (В. incana). Растёт по степям, холмам, сухим склонам, у дорог, а также как сорное растение в посевах.
Икотник серый; а- цветок; 6 - продольный разрез плода; в - плоды.

ИКРА (биол.), яйца рыб, моллюсков, иглокожих и др. животных, вымётываемые в воду. См. Яйцо.

ИКРА рыб, 1) обычное название яиц рыб. Различают донную нелипкую И., откладываемую самкой на грунт (напр., у лососёвых); прилипающую, или клейкую, И., прикрепляемую к частицам грунта (напр., у мурманской сельди, мойвы), камням или ракушкам (у осетровых, бычков и др.), к водным растениям (у плотвы, сазана и др.); плавучую, или пелагич., И. (напр., у камбал, тресковых, чехони, каспийско-волжских сельдей, сардин). Форма икринок у большинства рыб шаровидная, у некоторых - эллиптическая (напр., у анчоусов). Величина икринок промысловых рыб обычно от 0, 6 мм (напр., у тюльки, камбалы) до 7 мм (у сёмги, кеты, зубатки). Плодовитость рыб варьирует в широких пределах, самая плодовитая - луна-рыба - вымётывает до 300 млн. икринок. 2) Продукт питания, получаемый обработкой икринок некоторых рыб. Различают 3 осн. вида И.: из осетровых рыб (белуга, осётр, севрюга, шип); из лососёвых (кета, горбуша, нерка, чавыча, кижуч, сёмга); из частиковых (сазан, судак, щука, вобла и др.), к к-рым условно можно отнести также кефаль, лобана, сиговых, тресковых, сельдевых и др., а также И. иглокожего моллюска - морского ежа.

И. рыб находится в ястыках (яичниках). Для получения И. рыбу разделывают в живом виде, т. к. в уснувшей рыбе через несколько часов прочность оболочек икринок уменьшается настолько, что они лопаются. Ястыки протирают через сито-грохот для отделения плёнок, реже -консервируют целыми. Цвет икринок разных рыб от светло-серого до чёрного и от оранжево-красного до светло-жёлтого. Основной способ приготовления И.-посол, сочетаемый иногда с пастеризацией, вялением, прессованием.

Из И. осетровых пород рыб делают чёрную зернистую, пастеризованную, паюсную и ястычную И. Высокосортную зернистую И. получают перемешиванием икринок с солью: баночную слабосолёную с антисептиками (соли 3-5% по массе сырца) и бочоночную более крепкого посола (соли от 7 до 10%), без антисептиков. Зернистую И. нередко подвергают пастеризации. Для приготовления паюсной И. икру-сырец засаливают в нагретом до 38-40 °С насыщенном растворе соли и отжимают под прессом. Ястычная И. готовится из ястыков с недозревшей или слабой И., посол производится в холодном насыщенном растворе соли.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал