Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение 2 страница






ИК, Большой Ик, река в Башк. АССР и Тат. АССР, лев. приток Камы. Дл. 571 км, пл. басе. 18000 км2. Протекает в основном в пределах Бугульмин-ско-Белебеевской возв. Питание гл. обр. снеговое. Ср. расход воды у с. Нагай-баково 45,5 м /сек. Замерзает во второй половине ноября, вскрывается в середине апреля. Гл. притоки: Дымка, Мелля, Мензеля - слева; Усень - справа. Судоходна на 100 км от устья. На реке- г. Октябрьский. В басе. И.- добыча нефти.

ИКА(lea), город в Перу, на Панамер. шоссе; адм. центр деп. Ика. 61,4 тыс. жит. (1966). Ж. д. связан с портом Пи-ско. Торг, центр с.-х. р-на (хлопчатник, виноградники). Текст., пищ. пром-сть. Ун-т. И. осн. в 1563.

ИКАКО, золотая слива (Chrysobalanus icaco), кустарник или небольшое (вые. до 9 м) дерево сем. хризобалановых. Плоды розовато-белые, ярко-красные или почти чёрные, кисло-сладкие, несколько терпкие, с белой мякотью, плотно приросшей к продолговатому семени; напоминает крупную сливу. Дико растёт вдоль мор. побережий тропич. Америки. Разводят в тропиках Америки и Африки. Плоды И. используют в пищу; мякоть - как чёрную краску; из семян получают пищевое масло.

Лит.: Синягин И. И., Тропическое земледелие, М., 1968.

ИКАР, в др.-греч. мифологии сын Дедала.

ИКАР, малая планета № 1566. Открыта амер. астрономом У. Бааде в 1949. Среднее расстояние от Солнца 1,08 астрономической единицы, эксцентриситет 0,83, наклон орбиты 23°, диаметр не более двух километров. Вследствие особенностей своей орбиты может приближаться к Земле на расстояние 0,04 астрономич. единицы. Названа именем др.-греч. героя Икара (см. о нём в ст. Дедал).

ИКАРИЯ(Ikaria), остров в Эгейском м., в архипелаге Юж. Спорады. Принадлежит Греции. Пл. 257 кмг. Поверхность гористая, вые. до 1033 м. Термальные источники. Виноградарство; садоводство.

ИКАРИЯ,утопич. коммунистич. страна, описанная франц. утопистом Э. Кабе в романе "Путешествие в Икарию" (1840, рус. пер. 1924). Назв. "И." было дано коммунистич. общинам в Сев. Америке в 1848-95, созданным Э. Кабе и его последователями. "Икарийцы" были связаны с Социалистич. рабочей партией США и с 1-м Интернационалом.

ИКАСА(Icaza) Xopxe (р. 10.7.1906), экуадорский писатель. Лит. деятельность начал как драматург. Романы "Уасипунго" (1934, сокр. рус. пер. 1935), "На улицах" (1935, рус. пер. 1938, 1963), "Метисы" (1937), "Полвека в темноте" (1942), "Никудышный Ромеро и Флорес" (1958), сб-ки рассказов "Грязь сьерры" (1933), "Шесть раз умерщвлённый" (1952) и др. посвящены жизни индейцев и острым социальным конфликтам. Для реа-листич. произв. И. характерны напряжённая динамичность, введение разговорного языка индейцев, а также отд. черты натурализма.



Лит.: Хорхе Икаса, "Интернациональная литература", 1937, № 12; Кутеищикова В. Н., Роман Латинской Америки в XX в., М., 1964; Gагго J. Е., J. Icaza, su vida у su obra, "Revista Hispanica Moderna", 1947, № 7-10; Cueva A., J.Icaza, [B. Aires, 1969].,

ИКАТСКИЙ ХРЕБЕТ,горный хребет в Забайкалье. Вые. 1800-2000 м, наибольшая - 2573 м. Дл. св. 200 км. Сложен гл. обр. метаморфич. сланцами и гранитами. Типичны плоские вершины. На ниж. части склонов гор - горная лесостепь (на зап. склоне до 800-900 м), выше - лиственничная тайга (на сев. склонах до 1200 м, на южных - до 1700 м), ещё выше - заросли кедрового стланика и горная тундра.

ИКБАЛМухаммад (22.2.1873 или 1877, Сиалкот, Пенджаб,- 21.4.1938, Лахор), поэт, философ и обществ, деятель Индостана. Учился в Лахоре, затем в Англии и Германии. Выступил в печати в кон. 1890-х гг. Обращался к мусульманам не только Индии, но и всего Востока (поэмы на перс. яз.- "Секреты своего Я", 1915; "Тайны самоотречения", 1918; "Послание Востока", 1923; "Книга Джа-вида", 1932). Помимо сб. ранних стихов на урду "Колокольчик каравана" (1924), И. опубл. сб-ки "Крыло Гавриила"(1935), "Жезл Моисея" (1936), "Дары Геджаза" (1938), в к-рых воспевал созидат. деятельность человека, звал к переустройству жизни. Творчество И. проникнуто гуманизмом и патриотизмом. Вместе с тем филос. и обществ.-политич. взгляды И. отличались известной противоречивостью. Подвергая критике капиталистич. строй, И. в то же время защищал частную собственность и индивидуализм.



И. приветствовал Окт. революцию, с симпатией относился к идеям социализма (поэма "Ленин") и в то же время выступал против "коммунистич. атеизма". В 1930 И. высказался за создание в будущем в составе независимой индийской федерации мусульм. гос-ва на С.-З. Индии. На основе этого высказывания сторонники образования Пакистана стали впоследствии считать И. родоначальником движения за создание гос-ва Пакистан.

Соч.: Звон караванного колокольчика, пер. с урду и перс., М., 1964.

Лит.: Аникеев Н, П., Выдающийся мыслитель и поэт Мухаммад Икбал, М.,1959; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963, гл. 7; Пригарина Н. И., Поэзия Мухамма да Икбала (1900-1924 гг.), М., 1972; Ghani A., I lahi К., A bibliography of Iqbal, Lahore, 1959. Г. А. Зограф, Л. И. Юревич.

ИКЕЯ - СЕКИ КОМЕТА, комета, открытая 18 сент. 1965 независимо друг от друга япон. наблюдателями К. Икея и Ц. Секи как диффузный объект 8-й звёздной величины; прошла по почти параболич. орбите. Принадлежит, подобно Большой комете 1882, к семейству "задевающих Солнце" комет, характерных исключительно малыми верительными расстояниями q и, по-видимому, являющихся результатом деления одной кометы-прародительницы. И.- С. к. прошла 21 окт. 1965 через солнечную корону на расстоянии ок. 500 тыс. км от поверхности Солнца (q = 0,008 астрономической единицы)', наблюдалась днём в непосредственной близости от Солнца. После прохождения перигелия наблюдалась как исключительно яркий объект на предрассветном небе и имела хвост, простиравшийся на десятки градусов. Спектры кометы, полученные во время её прохождения вблизи Солнца, богаты многочисл. излучениями металлов и напоминают спектры метеоров. И.- С. к. дала богатый материал для развития кометной и метеорной астрономии.

ИКИКЕ(Iquiqe), город и порт на берегу Тихого ок., в Чили; адм. центр пров. Тарапака. 68 тыс. жит. (1967). Ж.-д. ст. Рыбопе-рерабат. и хим. пром-сть. Рыболовство. Вывоз рыбной муки, селитры, иода. И. осн. в 16 в.

ИКИЛИ, тувинскийструнный смычковый муз. инструмент; см. Игил.

ИКИНС(Eakins) Томас (1844-1916), американский живописец; см. Эйкинс Т.

ИКИТОС(Iqitos), город на С.-В. Перу, порт на лев. берегу Амазонки; адм. центр деп. Лорето. 67,9 тыс. жит. (1967). Нефтеперерабат. пром-сть. Экспорт каучука и др. лесопродуктов. Ун-т.

ИККИ,крест, восстания в феод. Японии. Крест, восстания 15-16 вв. разделяются на доикки ("зем. восстания" - крест, восстания за снижение ренты и пр.; наиболее крупное - восстание 1428, охватившее почти все центр, провинции), икко-икки (восстания под знаменем буддийской секты икко) - самые крупные среди восстаний 15-16 вв., токусэй-икки (гор. и крест, восстания против ростовщиков) икуни-икки ("провинциальные восстания" - крест.-самурайские восстания; наиболее крупное восстание в пров. Ямасиро в 1485-93); известно 164 выступления.

Восстания 17-19 вв. получили название хякусё-икки (в это понятие включались не только восстания, но и др. антифеодальные выступления крестьянства). За весь токугавский период (1603-1867) известно ок. 1640 восстаний и др. крест, выступлений. Антифеодальная борьба крестьян ослабила токугавское пр-во и способствовала его падению во время бурж. революции 1867-68.

ИККИ,см. Исполнительный комитет Коммунистического Интернационала.

ИКОНА(от греч. eikon- изображение, образ), в христ. религии (православии и католицизме) в широком смысле - изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, к-рому церковь приписывает священный характер; является предметом культа; в узком значении - произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение. В католицизме преобладают скульптурные изображения, в православии - живописные на дереве. В первоначальном христианстве культа И. не было, он зародился во 2 в. н. э. и расцвёл в 4 в., вопреки постановлению Эльвирского собора 306, запретившего иметь в храме изображения. Против культа И. выступали мн. отцы церкви, догматич. правомерность поклонения И. отрицалась иконоборцами (см. Иконоборчество). И., в отличие от идолов, рассматривается христ. церковью не как тождественное божеству изображение, но как символ, таинственно с ним связанный и потому позволяющий духовное приобщение к "оригиналу" (архетипу), проникновение в мир сверхъестественный через предмет реального мира. В церк. практике культ И. нередко перерастает в идолопоклонство, предметом поклонения становится материальное выражение И. (вплоть до краски). И. как фетишу приписываются магич. свойства; нередко различные И., по-разному изображающие одно и то же божество, почитаются верующими как обладающие специфич. функциями (напр., И. "скорбящей" богоматери якобы спасает от болезней, И. "неопалимой" богоматери противодействует пожару и т. п.). Культ И. способствовал укреплению авторитета церкви и росту её богатств. И. встречаются и в нек-рых др. религиях (напр., в ламаизме). Об И. как произведении искусства см. в ст. Иконопись.

ИКОНИЙ(Ikonion), византийское название г. Конъя в Турции.

ИКОНИИСКИ И СУЛТАНАТ,гос-во в М. Азии в 11 - нач. 14 вв. См. Коний-ский султанат.

ИКОННИКОВВладимир Степанович [9(21).12.1841, Киев,-26.11.1923, там же], русский историк, акад. Петерб. АН (1914). Окончил Киевский ун-т (1865), с 1871 проф. этого ун-та. Работы И. связаны с историей идеологии и культуры России ("Максим Грек", в. 1-2, 1865-66, и др.). Политич. историю рассматривал в плане личных биографий и характеристик политич. деятелей: "Русские общественные деятели XVI в." (1866), "Граф Н. С. Мордвинов" (1873) и др. Однако осн. науч. интересы И. лежали в области рус. историографии. И. принадлежат многочисл. статьи об отд. историках (Н. М. Карамзине, К. Н. Бестужеве-Рюмине, Л. А. Шлецере, И. Н. Болтине и др.), спец. монография "Скептическая школа в русской историографии и её противники" (1871) и капитальный труд "Опыт русской историографии" [т. 1 (ч. 1-2) - 2 (ч. 1-2), 1891 - 1908]. Последний содержит значит, фак-тич. материал по истории летописания, а также по истории разыскания, собирания, публикации и исследования различных источников и сохраняет справочное значение. И. ограничивал свои задачи созданием возможно более полного си-стематич. свода библиографии ист. лит-ры по предметам и темам ист. науки, не раскрывая закономерности внутр. развития и роста самой науки.

Лит.: Материалы для биографического словаря действительных членов АН, ч. 2, П., 1917, с. 304-11 (список трудов И. за 1865 - 1916 гг.); Библиография русской библиографии по истории СССР, М., 1957 (№ 23-27, 50, 362). Н.Л.Рубинштейн.

ИКОНОБОРЧЕСКОЕ ВОССТАНИЕ 1566,массовое нар. восстание в Нидерландах, явившееся первым актом Нидерландской буржуазной революции 16 века. Проходило под знаменем кальвинизма, обрушившись всей силой на католич. церковь - гл. опору исп. владычества в стране. Погрому подверглось ок. 5500 церквей и монастырей, где были уничтожены иконы и статуи "святых". В ряде мест восставшие громили дворянские дома и замки, уничтожали долговые и арендные записи. Гл. движущей силой И. в. были гор. плебс и крестьяне пригородных деревень. Вначале действиями восставших руководили кальвинистские консистории и отд. прогрессивно настроенные члены антиисп. "Союза дворян" (возник в 1565), но затем, напуганные размахом движения, они пошли на сделку с исп. наместницей. Желая расколоть движение, она издала 23 авг. манифест, обещая упразднить инквизицию, смягчить законы против еретиков, допустить огранич. свободу кальвинизма, амнистировать членов "Союза дворян". Лишённое руководства, И. в. было подавлено.

Лит. см. при. ст. Нидерландская буржуазная революция 16 века. А. Н. Чистозвонов.

ИКОНОБОРЧЕСТВО,религ.-политич. движение, направленное против христ. культа икон. 1) В Византии И., иконоклазм, датируется 8 - 1-й пол. 9 вв. На разных этапах оно отражало интересы различных социальных групп. И. предшествовали еретич. движения рубежа 7-8 вв. (достигшие особой остроты в Армении и Фригии), в к-рых протест против господствующей церкви проявлялся также и в отказе от почитания икон. Внутри господствующего класса Византии борьба вокруг культа икон по существу являлась борьбой за власть. В 730 имп. Лев III запретил почитание икон, сопровождая запрет конфискацией церк. имуществ, что дало значит, материальные средства гос-ву и провинциальной знати, к-рая первоначально поддерживала И. Против И. выступала столичная знать, нашедшая поддержку у папства, стремившегося воспользоваться борьбой с И. для освобождения Юж. Италии от визант. политич. и церк. верховенства. Наиболее решительным противником И. являлось монашество, тесно связанное со столичной знатью. На церк. соборе 754 в Иерии (предместье Константинополя) были сформулированы осн. принципы И. и почитание икон объявлено ересью. Обращение верующего к иконе иконоборцы рассматривали как идолопоклонство. В кон. 8 в. И. пошло на спад (чему способствовали и укрепление столичной знати, и отход от офиц. И. нар. масс), на Никейском соборе 787 почитание икон было восстановлено. На 2-м этапе иконоборческого движения, начавшемся в правление Льва V (813-20), И. носило более демократич. характер; нар. массы активно выступали против засилья церкви, против монашества, против столичной знати. Провинциальная знать, социальные требования к-рой к этому времени в значит, мере были удовлетворены, отошла от И. Опасность нараставшего антифеод, нар. движения привела к объединению провинциальной и столичной знати. И. потерпело поражение. В 843 иконопочита-ние было восстановлено. 2) И. имело место в Зап. Европе в 16 в. в период Реформации (выступления Карлштадта в Германии, Иконоборческое восстание 1566 в Нидерландах и др.).

Лит.: Сюзюмов М. Я., Проблемы иконоборчества в Византии, "Уч. зап. Свердловского педагогического ин-та", 1948, т. 4; Липшиц Е. Э., Очерки истории византийского общества и культуры VIII - первой половины IX в., М.- Л., 1961; Ladner С., The concept of the image in the Greek Fathers and the Byzantine iconoclastic controversy, "Dumbarton Oaks Papers", 1953, №7.

ИКОНОГРАФИЯ,(от греч. eikon - изображение, образ и ...графия) в изобразительном иск-ве, строго установленная система изображения к.-л. персонажей или сюжетных сцен. Иконографич. системы были порождены возникшей в древности связью иск-ва с религ. культом и ритуалом. Обязательность соблюдения правил И. устанавливалась с целью облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы образно-наглядного изображения с господствующей теологич. концепцией (И. богоматери, Христа, "праздников" в христ. иск-ве, Будды и бодхисатв в буддийском иск-ве). На протяжении веков, с обогащением иск-ва новым содержанием, иконографич. схемы постепенно менялись. Обмирщение иск-ва, развитие реализма и творч. индивидуальности художников (в Европе в эпоху Возрождения) обусловили как свободу истолкования старых иконографич. схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.

В искусствознании И.- описание и систематизация типологич. признаков и схем, принятых при изображении к.-л. персонажей (реальных или легендарных) или сюжетных сцен. Метод И. сложился в 1840-х гг. во Франции и Германии как средство изучения ср.-век. иск-ва, его источников, связей с религ. и лит. явлениями путём истолкования символики, аллегорий, атрибутов и т. д. В кон. 19 - нач. 20 вв. рус. историк иск-ва Н. П. Кондаков использовал метод И. для изучения визант. традиции в ср.-век. русском иск-ве. Амер. учёный Э. Панофский выдвинул И. как основу т. н. иконологич. метода исследования сюжетной стороны произведений иск-ва, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры, выявить отражённые в них черты миросозерцания. Обращение к И. не как к самоцели, а сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эс-тетич. аспектов иск-ва, является одним из условий верного понимания художеств, произв.

Вист. науке И.- система приёмов и методика определения достоверности изображения к.-л. ист. лица или события, их опознания и датировки. В 20 в. принципы ист. И. распространяются на фото- и кинодокументы.

Под И. понимают также совокупность изображений к.-л. лица (писателя, политич. деятеля и т. д., напр. В. И. Ленина, А. С. Пушкина, декабристов и т. д.). И. наз. и совокупность сюжетов, характерных для к.-л. эпохи, направления в иск-ве и т. д.

Лит.: Современное искусствознание за рубежом. Очерки, М., 1964; История европейского искусствознания, кн. 2, М., 1969; Panofsky E.. Studies in iconology, N. Y., 1939; Reau L., Iconographie de 1'art chretien, v. 1 - 3, P., 1955-59; Aurenhammer H., Lexikon der christlichen Ikonographie, W., 1959-67: Wessel K., Reallexikon der byzantinischen Kunst, Stuttg., 1963 -; Grabаr A., Christian iconography. A study of its origin?, Princeton, 1968.

К. Г. Богемская.

ИКОНОМОВМатей Спасов (7.1.1871, Сопот, Пловдивский окр.,-10.3.1960, София), болгарский актёр, режиссёр и театр, деятель, нар. арт. НРБ (1955). Творческую деятельность начал в 80-е гг. 19 в. В 1900-02 учился в Италии. Один из организаторов театр, трупп в Русе, Сопоте, Карлово и др. городах Болгарии, основатель передвижного "Современного театра" (1902-12), где ставил пьесы М. Горького, А. П. Чехова, Г. Ибсена, нац. драматургию. В 1924 организовал передвижную труппу "Родная сцена". Среди лучших ролей И.- Протасов ("Живой труп" Л. Толстого), Несчастливцев ("Лес" Островского) и др. Автор и переводчик ряда пьес.

Лит.: П енев П., Лекции по истории на българския драматически театър, ч. 2, София, [1954]; Годишник на Внешня институт за театрално изкуство "Кръстьо СарасЬов", 1966, т. 11, 1968, с. 374-80.

ИКОНОПИСЬ,писание икон, вид ср.-век. живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В отличие от стенописи (см. Стенные росписи. Фреска) и миниатюры, произв. И.иконы-являются отд. живописными композициями, выполнявшимися первоначально в технике энкаустики (см. Восковая живопись), мозаики, затем гл.обр. темперы, позднее (в основном с 18 в.) масляной живописи на деревянных досках, холсте, реже на металлич. пластинах и др. Это сближает И. со станковой живописью (см. Станковое искусство); однако иконы нельзя считать вполне станковыми произв., так как они органически входили в единый идейно-художеств. комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством и выполнялись обычно для определённого места, напр, в ансамбле иконостаса. Термин "И." употребляется преим. для обозначения ср.-век. христианской (гл. обр. православной) культовой живописи. Древнейшие сохранившиеся памятники И. происходят из Передней Азии и относятся к 6 в. На основе традиций позднеэл-линистического, в частности погребального портрета (см. Фаюмские портреты), создавались вначале "портреты"-изобра-жения святых, а затем и др. персонажей христ. легенд. Позже (с 10-11 вв.) в И. появляются сюжетные композиции, имевшие гл. обр. символический, а впоследствии (в основном с 14 в.) также и повествовательный характер. В отличие от большинства стран Зап. Европы, где в ср.-век. культовом иск-ве преобладает скульптура, И. получила особенно широкое развитие в Византии. И. Византии оказала огромное влияние на иск-во др. стран - от Италии до Эфиопии; на Руси, где в 13-16 вв. она приобрела исключит, художеств, яркость и своеобразие, в южнославянских странах, в Грузии на основе переработки и постепенного преодоления византийских традиций возникли самобытные школы И. В ср. века роль И. никогда не сводилась только к её ритуальному функционированию. В И. (в условной и отвлечённой форме, определённой её религ. назначением и особенностями ср.-век. теологического мировоззрения), как и в др. видах изобразит, иск-ва, отражался эстетич. опыт народа, она была одним из осн. средств художеств, освоения мира. Эстетика И., сложившаяся в Византии в борьбе против иконоборчества (8-9 вв.), требовала воплощения "божественного", сверхчувств, содержания в зримых, чувственно воспринимаемых образах. Однако эти образы должны были быть лишены своей материальной конкретности, т. к. красоту "небесного", по утверждению церковников, передаёт лишь некая внутр. духовная сущность совершенных, идеально возвышенных предметных форм реального мира. Поэтому в художеств, практике И. была выработана система условных приёмов воспроизведения действительности: плоскостное изображение помещалось на отвлечённом (нередко "золотом") фоне, отсутствовали реальные объёмы и трёхмерное пространство, выбор элементов пейзажа и аксессуаров подчинялся выявлению символического или повествовательного смысла композиции, но не задаче передать натуру; гл. роль в формировании образного строя произв. И. играют композиционно-ритмическое начало, выразительность линии, цвета. В придворно-аристократиче-ском иск-ве, где были сильны античные традиции, преобладали благородная возвышенность образа, утончённость его духовного строя, изящество формы. Но в И. были сильны и фольклорные представления. Наивная поэзия сказки, расцвеченная живой фантазией, песенная образность, простосердечная повествова-тельность, выразительная конкретность деталей были характерны гл. обр. для И. местных школ.

Отказываясь от зрительного жизнепо-добия изображения, в И. тем более тщательно и сложно формировали эмоциональную выразительность образа. Существенным завоеванием И. было расширение духовного содержания произведений. Она принесла в иск-во ряд нравственных и психологич. мотивов: нравств. доблесть, нежность материнства, чувство сострадания, трагич. скорбь и радостное ликование. Живое человеческое содержание иконописцы могли развивать лишь в строгих рамках предписанной церковью иконографии, зафиксированной в т. н. подлинниках (сборниках образцовых рисунков). Это заставляло особенно тонко и изощрённо осмысливать духовный строй образа. Целостность эстетич. принципов И. была подорвана кризисом ср.-век. мировоззрения и развитием культуры Возрождения.

С возникновением в отд. странах реалистич. исканий, характерных для живописи нового времени, И. сначала переходит к компромиссным формам, а затем приходит в упадок, постепенно превращаясь в ремесло.

Илл. см. на вклейке к стр. 120-121.

Лит.: Брук Я. В., Живое наследие, М., 1970; Лазарев В. Н., Русская икона, в его кн.: Русская средневековая живопись. Статьи и исследования, М., 1970; Wu If О., Alpatoff М., Denkmaler der Ikonen-malerei in kunstgeschichtlichen Folge, Hel-lerau bei Dresden, 1925; Gerhard H. P., Welt der Ikonen, Recklinghausen, [1957]; Onasch K.t Die Ikonenmalerei, Lpz., 1968. Г. А. Недашивин.

ИКОНОСКОП(от греч. eikon - изображение и skopeo - смотрю, рассматриваю), первая передающая телевизионная трубка с накоплением электрич. зарядов для преобразования оптич. изображения в телевиз. сигналы. В И. (рис.) световой поток от объекта падает (через оптич. систему) на светочувствительную мишень-слюдяную пластину с мозаикой, состоящей из нескольких млн. изолированных друг от друга миниатюрных фотокатодов из зёрен серебра, покрытых цезием или окислом цезия, и вызывает на её поверхности характерное распределение электрич. зарядов, т. н. потенциальный рельеф. На другую её сторону нанесён металлич. слой, т. н. сигнальная пластина. Каждый фотокатод с этой пластиной образует конденсатор. Электронный луч, обегая мозаику мишени в определённой последовательности, задаваемой характером телевиз. развёртки, разряжает каждый конденсатор через резистор Ки (сопротивлениенагрузки), подключаемый обычно к широкополосному усилителю электрических сигналов (см. Электрических сигналов усилитель).

И. был предложен в 1931 независимо друг от друга сов. учёным С. И. Катаевым и амер. учёным В. К. Зворыкиным, построившим его в 1932. И. позволил впервые передавать натурные сцены и телекинофильмы при освещённости более 7-10 тыс. лк. В 50-х гг. И. был заменён более совершенными передающими телевиз. трубками (супериконоскопом и др.).

Лит.: Власов В. Ф., Электронные и ионные приборы, 3 изд., М., 1960.

В. И. Баранов.

ИКОНОСТАС(от икона и греч. stasis - место стояния), перегородка с иконами в православном храме, отделяющая от осн. части его интерьера алтарную часть. И. пришёл на смену низкой алтарной преграде с иконами над ней. В своей развитой форме (высокий И.) известен с нач. 15 в. (И. Благовещенского собора в Моск. Кремле, 1405, с иконами Феофана Грека, Андрея Рублёва, Прохора с Город-ца). Строгая религ. иерархия сюжетов (внизу - "местные" иконы, над ними рядами - "деисусный чин", "праздники", "пророки"), подчёркнутая высотой рядов и пропорциями отд. икон, их ритмич. и цветовым строем, а также симметричность их расположения определяют общую композицию И., вк-рой живопись и позолоченная резьба деревянного архитектурного обрамления (особенно пышная в 17 в.) образуют художественное единство (см. Синтез искусств). Некоторые И. 18 - нач. 19 вв., решённые в виде триумфальных арок с деревянными статуями, воспринимаются как торжественный вход в алтарь.

Лит.: Древнерусское искусство, М., 1970, с. 29-72; Лазарев В. Н., Русская средневековая живопись, М., 1970, с. 128-39.
Иконостас Петропавловского собора в Ленинграде. Дерево. 1722-27. По рисунку И. П. Зарудного резьбу выполняли Т. Иванов и И. Телега.

ИКОСАЭДР(греч. eikosaedron, от eikosi-двадцать и hedra - основание), один из пяти правильных многогранников; имеет 20 граней (треугольных), 30 рёбер, 12 вершин (в каждой вершине сходятся 5 рёбер). Если a - длина ребра

[ris]

И., то его объём[ris]

ИКОТА,судорожное сокращение диафрагмы, вызывающее внезапный сильный вдох с характерным звуком. Наблюдается при раздражении желудка и брюшины, нек-рых заболеваниях органов пищеварения, а также при нек-рых функциональных и органич. заболеваниях центр, нервной системы и диафрагмального нерва.

ИКОТНИК(Berteroa), род растений сем. крестоцветных. Одно-, дву- или многолетние травы, опушённые ветвистыми волосками. Листья цельные, очередные. Цветки в кистях; лепестки белые, глубоко раздельные; плод стручочек. 7-8 видов, растут в Евразии. В СССР 3 вида.

Широко распространён И. серый (В. incana). Растёт по степям, холмам, сухим склонам, у дорог, а также как сорное растение в посевах.
Икотник серый; а- цветок; 6 - продольный разрез плода; в - плоды.

ИКРА(биол.), яйца рыб, моллюсков, иглокожих и др. животных, вымётываемые в воду. См. Яйцо.

ИКРАрыб, 1) обычное название яиц рыб. Различают донную нелипкую И., откладываемую самкой на грунт (напр., у лососёвых); прилипающую, или клейкую, И., прикрепляемую к частицам грунта (напр., у мурманской сельди, мойвы), камням или ракушкам (у осетровых, бычков и др.), к водным растениям (у плотвы, сазана и др.); плавучую, или пелагич., И. (напр., у камбал, тресковых, чехони, каспийско-волжских сельдей, сардин). Форма икринок у большинства рыб шаровидная, у некоторых - эллиптическая (напр., у анчоусов). Величина икринок промысловых рыб обычно от 0,6 мм (напр., у тюльки, камбалы) до 7 мм (у сёмги, кеты, зубатки). Плодовитость рыб варьирует в широких пределах, самая плодовитая - луна-рыба - вымётывает до 300 млн. икринок. 2) Продукт питания, получаемый обработкой икринок некоторых рыб. Различают 3 осн. вида И.: из осетровых рыб (белуга, осётр, севрюга, шип); из лососёвых (кета,горбуша, нерка, чавыча, кижуч, сёмга); из частиковых (сазан, судак, щука, вобла и др.), к к-рым условно можно отнести также кефаль, лобана, сиговых, тресковых, сельдевых и др., а также И. иглокожего моллюска - морского ежа.

И. рыб находится в ястыках (яичниках). Для получения И. рыбу разделывают в живом виде, т. к. в уснувшей рыбе через несколько часов прочность оболочек икринок уменьшается настолько, что они лопаются. Ястыки протирают через сито-грохот для отделения плёнок, реже -консервируют целыми. Цвет икринок разных рыб от светло-серого до чёрного и от оранжево-красного до светло-жёлтого. Основной способ приготовления И.-посол, сочетаемый иногда с пастеризацией, вялением, прессованием.

Из И. осетровых пород рыб делают чёрную зернистую, пастеризованную, паюсную и ястычную И. Высокосортную зернистую И. получают перемешиванием икринок с солью: баночную слабосолёную с антисептиками (соли 3-5% по массе сырца) и бочоночную более крепкого посола (соли от 7 до 10% ), без антисептиков. Зернистую И. нередко подвергают пастеризации. Для приготовления паюсной И. икру-сырец засаливают в нагретом до 38-40 °С насыщенном растворе соли и отжимают под прессом. Ястычная И. готовится из ястыков с недозревшей или слабой И., посол производится в холодном насыщенном растворе соли.



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал