Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение 13 страница






Вплотную к изучению лит-ры по империализму Ленин приступил с сер. 1915, будучи в Берне (Швейцария); тогда он начал составлять указатели лит-ры, разрабатывать планы, делать выписки и заметки, писать конспекты. Работа продолжалась в Цюрихе. В середине ноября 1915 Ленин получил предложение написать книгу "О роли финансового капитала в современной жизни" для легального петрогр. издательства "Парус", организовавшего серию брошюр под назв. "Европа до и во время войны". Ленин принял предложение, решив использовать возможность публикации в легальных условиях, хотя бы и в рамках царской цензуры. Это в основном и предопределило стиль изложения материала. В предисловии к рус. изданию (апр. 1917) Ленин предупреждает читателя, что работа написана эзоповским языком, рассчитанным на царскую цензуру. Автор не только был вынужден строжайше ограничить себя исключительно теоретическим, в особенности экономич. анализом, но и формулировать необходимые замечания относительно политики с большой осторожностью, намёками. В книге нигде нет слова "социализм", хотя всё её содержание вплотную подводит читателя к характеристике империализма как кануна социалистич. революции. При переиздании книги на франц. и нем. языках в 1920 Ленин еще раз отметил данный факт и считал небесполезным для мн. коммунистов капиталистич. стран убедиться на примере книги "...в возможности - и необходимости - использовать даже те слабые остатки легальности, которые остаются еще для коммунистов в современной, скажем, Америке..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 303). Ленинский труд - это блестящий образец использования легальных возможностей для пропаганды марксизма без малейшей уступки в принципиальных вопросах.

"Империализм, как высшая стадия капитализма" - результат громадной научной работы, напряжённого труда. Ленин глубоко изучил и обобщил обширный фактический материал, характеризовавший развитие общественных отношений в различных странах в эпоху империализма. Он проанализировал множество материалов по самым различным вопросам экономики и политики империализма, технике, внутр. и особенно внеш. политике, истории, географии, рабочему движению, колониальному и мн. др. вопросам. Ленин критически проанализировал сотни книг, монографий, диссертаций, брошюр, журнальных и газетных статей, статистич. сборников, изданных в разных странах на многих языках. В процессе подготовки книги Ленин составил 15 тетрадей, которые он пометил буквами греческого алфавита от "альфы" до "омикрон", а также тетрадь "Брейлсфорд" и др. материалы. Подготовит, материалы к книге, изданные впоследствии под названием "Тетради по империализму", вошли в 28-й т. 5-го изд. Поли. собр. соч. В. И. Ленина. Они составляют ок. 800 книжных страниц (ок. 50 печатных листов) и содержат выписки из 148 книг (в т. ч. из 106 нем., 23 франц., 17 англ, и 2 в рус. переводе) и из 232 статей (из них 206 нем., 13 франц. и 13 англ.), помещённых в 49 различных периодич. изданиях (34 нем., 7 франц. и 8 англ.). Из принадлежащих ему книг Ленин обычно не делал выписок, а подчёркивал нужные места в тексте, делал заметки на полях, составлял своеобразное оглавление отмеченных в тексте материалов.



Ленин приступил к непосредств. написанию книги в нач. 1916, летом того же года она была завершена. Ввиду чрезвычайно сложной обстановки, вызванной империалистич. войной, в целях конспирации вся переписка по вопросам издания книги велась через проживавшегс н Париже М. Н. Покровского, имевшего связь с изд-вом. 19 июня 1916 (по старому стилю) рукопись объёмом в 198 страниц, написанных от руки, была по почте отправлена Покровскому, но до адресата не дошла, т. к. была задержана и конфискована франц. воен. властями. Ленину пришлось отправлять новый её экземпляр, но на этот раз нелегально, заклеенным в переплёт франц. книги. Меньшевики, бывшие у руководства издательством, удалили из рукописи резкую критику Каутского и Мартова, внесли правку, к-рая не только уничтожала своеобразие ленинского стиля, но и искажала местами его науч. выводы и положения. Напр., ленинское понятие "перерастание" (капитализма в империализм) заменили словом "превращение", "реакционный характер" (теории "ультраимпериализма") - словами "отсталый характер" и т. д. По приезде в Россию Ленин не имел возможности восстановить первоначальный текст рукописи; он был восстановлен и издан уже при Сов. власти.



Книга "Империализм, как высшая стадия капитализма" была подготовлена к изданию весной 1917, но увидела свет только в сентябре под заглавием "Империализм, как новейший этап капитализма". С тех пор, по данным на 1 янв. 1972, книга Ленина в Советском Союзе издавалась 237 раз общим тиражом 8015 тыс. экз. За рубежом она издавалась 156 раз в 30 странах (по данным на 1 янв. 1969).

"Империализм, как высшая стадия капитализма" состоит из предисловия, предисловия к франц. и нем. изданиям и 10 глав: I. Концентрация производства и монополии. II. Банки и их новая роль. III. Финансовый капитал и финансовая олигархия. IV. Вывоз капитала. V. Раздел мира между союзами капиталистов. VI. Раздел мира между великими державами. VII. Империализм, как особая стадия капитализма. VIII. Паразитизм и загнивание капитализма. IX. Критика империализма. X. Историческое место империализма. В первых шести главах даётся всесторонний науч. анализ экономич. сущности империализма, проявляющейся в его осн. экономич. признаках. Последние четыре главы посвящены обобщённой характеристике империализма, в них показана науч. несостоятельность реформистских и буржуазно-апологетич. теорий империализма (Дж. Гобсона, Р. Гильфердинга, К. Каутского и др.), даётся анализ историч. места империализма как кануна социалистической революции. В книге Ленина содержится развёрнутый и всесторонне обоснованный анализ всех осн. признаков империализма: 1) концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйств, жизни; 2) слияние банковского капитала с промышленным и создание на базе этого финанс. капитала, финанс. олигархии; 3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение; 4) образуются междунар. монополи-стич. союзы капиталистов, делящие мир; 5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистич. державами. На основе этих признаков импе-риализма Ленин делает вывод: -"Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами" (там же, с. 387).

Ленин показал, что наиболее характерным признаком империалистической стадии капитализма является господство монополий. Поэтому исследование империализма им и было начато с анализа концентрации производства и капитала. Ленин сделал вывод, что концентрация производства, на известной ступени её развития, подводит вплотную к монополии. "Если бы необходимо было дать как можно более короткое определение империализма,- писал Ленин,- то следовало бы сказать, что империализм есть монополистическая стадия капитализма" (там же, с. 386). Господство монополий охватывает решающие сферы экономич. жизни: производство, обмен и распределение, кредитно-денежные отношения. Монополии захватывают рынки сырья и сбыта, сферы приложения капитала. Они стремятся целиком забрать в свои руки научные кадры и квалифицированную рабочую силу (см. также Концентрация капитала, Монополии капиталистические). Обобщая громадный историч. опыт, Ленин исследовал реальный путь развития капитализма от свободной конкуренции, через концентрацию произ-ва и капитала к господству монополий и показал взаимопроникновение противоречащих друг другу начал - монополии и конкуренции. Ленин открыл и научно обосновал тот факт, что смена господства свободной конкуренции господством монополий привела к переходу капитализма в его высшую и последнюю стадию. На этой стадии монополии приобрели господствующее значение. Они стали основой хоз. жизни капиталистич. стран. Ленин писал: "...порождение монополии концентрацией производства вообще является общим и основным законом современной стадии развития капитализма" (там же, с. 315).

В условиях империализма обостряется до крайних пределов осн. противоречие капитализма - между общественным характером производства и частнокапита-листич. присвоением, между рабочими и буржуазией. Ленин доказал, что империализму свойственны реакция, паразитизм и загнивание. Монополистич. капитал устанавливает свою диктатуру над обществом, стремится подавить рабочее и национально-освободит. движение. Важнейшим выражением загнивания капитализма в совр. условиях является рост милитаризма и усиленная милитаризация экономики капиталистич. стран.

Ленин характеризовал империализм как всемирную систему колон, угнетения и финанс. удушения гигантского большинства населения земли горсткой империалистич. стран. Свержение капитализма, революц. переход к социализму становятся жизненной необходимостью. Проанализировав противоречия капитализма на его последней стадии, Ленин пришёл к выводу, что империализм есть канун социалистич. революции. "Это,- писал Ленин в предисловии своей книги в 1920,- подтвердилось с 1917 года в всемирном масштабе" (там же, с. 308). Ленин доказал, что неравномерность экономич. и политич. развития капиталистич. стран при империализме ведёт к разновременности революций в различных странах (см. Неравномерности экономического и политического развития в эпоху империализма закон). Историч. роль империализма состоит в том, указывал Ленин, что он в полной мере создаёт предпосылки для социалистич. революции и перехода к социализму. На основе анализа империализма им разработано учение о возможности победы социализма первоначально в одной, отдельно взятой, капиталистич. стране.

Труд Ленина "Империализм, как высшая стадия капитализма" знаменует собой новый, ленинский, этап в развитии экономич. теории марксизма. Эта книга - острое оружие в борьбе против новейших бурж. и социал-реформистских "теорий" "народного капитализма", различных теорий "конвергенции", проповедующих мысль о развитии капитализма и коммунизма по сходящимся (конвергентным) линиям к "единому миру", мировому "индустриальному обществу" и т. п. (см. Конвергенции теория).

За время, прошедшее после выхода работы Ленина, мировая система капитализма претерпела глубокие изменения, совр. империализм приобрёл новые черты; присущие ему неразрешимые антагони-стич. противоречия стали ещё более острыми и глубокими. Ленинская характеристика империализма полностью подтверждена всем ходом истории. Книга Ленина "Империализм, как высшая стадия капитализма" имеет и сейчас громадное методологич. значение для выработки стратегии и тактики междунар. рабочего движения.

Лит.:Леннн В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27; его же, Тетради по империализму, там же, т. 28; Владимир Ильич Ленин. Биография, 4 изд., М., 1970; История Коммунистической партии Советского Союза, т. 2, М., 1966; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971.

М. М. Вассер.

ИМПЕРИЯ (от лат. imperium - власть, государство), 1) наименование монархич. гос-в, главой к-рых является император. И.- чаще всего обширное гос-во, включившее в свой состав (нередко путём завоеваний) терр. других народов и гос-в; нек-рые И. имели в своём составе неск. королевств. И. называлось Римское гос-во (после установления там в кон. 1 в. до н. э., при Августе, единоличной власти императора). Позднее И. были Византия, Франкское государство (с принятием в 800 Карлом Великим титула императора), средневековая "Священная Римская империя". Царская Россия была И. со времени Петра I (1721) до свержения монархии (1917). И. именовалась бурж. Франция при Наполеоне I (1-я империя) и Наполеоне III (2-я империя), Австрия - с 1804 (с 1868- Австро-Венгрия) до 1918, Германия - с 1871 до революции 1918.

2) Крупные гос-ва, имеющие обширные колониальные владения. И. образует метрополия и её колонии (напр., Британская империя, включавшая наряду с Великобританией все её доминионы и колонии).

ИМПЕРИЯ (Imperia), город в Сев. Италии, в обл. Лигурия. Порт на берегу Генуэзского зал. Адм. ц. пров. Империя. 39,3 тыс. жит. (1969). Металлургия,хим., плодо- и рыбоконсервные з-ды. Ввоз нефти. Курорт.

ИМПЕРСКИЕ ГОРОДА,в "Священной Рим. империи" (до 1806) нем. города, непосредственно подчинённые императору (в отличие от княжеских или земских). Первоначально это города на терр. королевского (императорского) домена, затем в состав имперских вошли и нек-рые города за его пределами, в т. ч. и освободившиеся от власти епископов (см. Вольные города). Больше всего И. г. было в Швабии и Франконии (Нюрнберг, Регенсбург, Аугсбург, Хейльбронн, Ульм и др.). В условиях упадка (с 13 в.) центр, власти в Германии И. г. добились широких прав самоуправления и почти полной политич. самостоятельности в рамках империи; они были представлены (впервые в сер. 13 в., регулярно с 1489) в рейхстаге. С усилением власти князей мн. И. г. попали к ним в зависимость, значение их упало (хотя формально по Вестфальскому миру 1648 за ними сохранялись их вольности и права представительства в рейхстаге).

ИМПЕРСКИЕ КНЯЗЬЯ,в "Священной Рим. империи" (до 1806) сословие крупных феодалов. Оформилось во 2-й пол. 12 в. из числа высшей духовной и светской знати - архиепископов, епископов, аббатов, герцогов, пфальцграфов, маркграфов, графов и др. И. к. получали инвеституру на свои владения непосредственно от императора, пользовались в своих владениях правом высшей юрисдикции и регалий, представительствовали в рейхстаге (влиятельнейшие И. к. составляли коллегию курфюрстов). С упадком центр, власти превратились в суверенных владетелей.

ИМПЕРСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ,конференции представителей (обычно премьер-министров)Великобритании и доминионов. Начали созываться с 1911, что свидетельствовало о возраставшей самостоятельности доминионов. Собственно И. к. предшествовали колониальные конференции 1887, 1894, 1897, 1902, 1907, на к-рых присутствовали представители Великобритании, самоуправляющихся переселенч. и нек-рых коронных колоний. И. к. проходили в 1911, 1917, 1918, 1921, 1923, 1926, 1930,1932,1937. На них обсуждались гл. обр. вопросы внеш. политики Британской империи. На И. к. 1917 было принято решение об участии в дальнейших И. к. представителей Индии. И. к. 1926 официально признала полную самостоятельность доминионов в вопросах внутр. и внеш. политики и подтвердила их равенство (в гос.-правовом смысле) с Великобританией. Решения этой конференции, подтверждённые И. к. 1930, легли в основу Вестминстерского статута 1931. После 2-й мировой войны 1939-45 на смену И. к. пришли совещания, а затем конференции премьер-министров Содружества. И. А. Лебедев.

ИМПЕРСКИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ,см.Преференции.

ИМПЕРСКИЕ РЫЦАРИ,в "Священной Рим. империи" (до 1806)низшее феод, дворянство (преимущественно из юж. и зап. областей Германии), державшее имперские лены и находившееся в прямой вассальной зависимости от императора; б. ч. выходцы из имперских министериалов. Представительства в рейхстаге не имели. В 15-16 вв. были не в состоянии противостоять князьям, разорялись и в условиях упадка центр, власти попадали к ним в зависимость. Поднятое И. р. Рыцарское восстание 1522-23 против засилья князей было подавлено. С упразднением империи (1806) владения И. р. (ок. 5000 км2) были включены в состав гос-в Рейнского союза.

ИМПЕРСКИЙ СЕЙМ,распространённое в историч. лит-ре наименование сослов-но-представит. органа в "Священной рим. империи" (средневекового рейхстага).

ИМПЕТИГО(лат. impetigo, от impeto - нападаю, поражаю), заразная кожная болезнь, вызываемая стрептококками и стафилококками. Чаще наблюдается у детей, иногда в виде эпидемич. вспышек в детских коллективах. Проявляется гнойничковыми сыпями (см. Пиодермии). Существует особая форма- герпетиформное И. с высыпанием по типу герпеса, природа к-рого не выяснена. Предполагают эндокринное, токсич. или нервное происхождение. Чаще наблюдается у беременных (с прекращением беременности исчезает).

ИМПИЛАХТИ,посёлок гор. типа в Питкярантском р-не Карельской АССР. Расположен на сев. побережье Ладожского озера. Ж.-д. станция. Произ-во швейных изделий, зверосовхоз (разведение норки).

"ИМПИРИАЛ КЕМИКАЛ ИНДАСТРИС ЛТД"(Imperial Chemical Industries Ltd, Великобритания), см. Химические монополии.

ИМПЛАНТАЦИЯ[от лат. in(im) - в, внутрь и plantatio - сажание, пересадка], прикрепление зародыша к стенке матки у млекопитающих с внутриутробным развитием и у человека. Различают 3 типа И. Центральная И.- когда зародыш остаётся в просвете матки, прикрепляясь к её стенке либо всей поверхностью трофобласта, либо только её частью (у рукокрылых, жвачных). Эксцентрическая И. - зародыш проникает в глубь складки слизистой оболочки матки (т. н. маточной крипты), стенки к-рой затем срастаются над зародышем и образуют имплантационную камеру, изолированную от полости матки (у грызунов). Интерстициаль-н а я И.- характерна для высших млекопитающих (приматы и человек) - зародыш активно разрушает клетки слизистой оболочки матки и внедряется в образовавшуюся полость; дефект матки заживает, и зародыш оказывается полностью погружённым в стенку матки, где происходит его дальнейшее развитие.

ИМПЛИКАЦИЯ(от лат. implico - тесно связываю), одна из логических операций', в естественном языке И. соответствует связка "если..., то".

ИМПЛОЗИВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ[от лат. in(im) - в, внутрь и plaudo (plo-do) - бью, хлопаю], сомкнутые согласные, ненапряжённые согласные, в артикуляции к-рых отсутствует экспло-зия (взрыв). Встречаются в русском языке на стыке двух близких по артикуляции согласных. Напр., "отнять", где "т" не имеет собственного взрыва. См. Согласные.

ИМПЛЮВИЙ(от лат. impluvium - водосток), четырёхугольный неглубокий бассейн в центре атрия в древнеиталийском и древнеримском жилище. В И. через комплювий стекала с крыши дождевая вода.

ИМПОЗАНТНОСТЬ(от франц. impo-sant - внушительный), внушительность, величественность, представительность, способность привлекать внимание своим внешним видом, манерами.

ИМПОРТ(англ, import, от лат. impor-to - ввожу), ввоз товаров из-за границы для реализации их на внутр. рынке ввозящей страны; противоположен вывозу товаров - экспорту. См. Внешняя торговля.

ИМПОРТНЫЕ ЛИЦЕНЗИИ,см. Лицензия.

ИМПОРТНЫЙ ПАТЕНТ,см. в ст. Патент.

ИМПОСТ(франц. imposte, итал. imposta, от лат. impono - кладу на, возлагаю), 1) профилированная архит. деталь над столбом, лопаткой или капителью колонны (часто в форме антаблемента) или профилированный камень стены, служащие опорой для пяты арки. 2) Вертикальный элемент (узкий простенок), членящий дверной или оконный проём (либо разделяющий два близко расположенных оконных проёма).

ИМПОТЕНЦИЯ(лат. impotentia - слабость, бессилие), то же, что половое бессилие.

ИМПРЕГНАЦИЯ(от позднелат. impraegnatio - наполнение), пропитывание фиксированной животной ткани нек-рыми солями или окислами металлов (напр., азотнокислыми солями серебра, кобальта, хлористой солью золота, кадмия, осмиевым ангидридом и др.). Один из методов выявления гистологич. структур.

ИМПРЕСАРИО(итал. impresario, от imprendere - предпринимать, затевать), в бурж. странах частный предприниматель, организатор зрелищных предприятий, устроитель концертов, а также агент, действующий от имени крупного артиста-гастролёра, заключающий для него контракты и т. п. В Италии 16 -18 вв. И. называли организаторов, владельцев частных трупп, директоров театров. См. также Антрепренёр.

ИМПРЕССИОНИЗМ(франц. impressionnisme, от impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв. И. сложился во франц. живописи кон. 1860 - нач. 1870-х гг. В пору его зрелости (1870-е - 1-я пол. 1880-х гг.) И. представляла группа художников (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей, Б. Моризо и др.), объединившихся для борьбы за обновление иск-ва и преодоление офиц. салонного академизма и организовавших с этой целью с 1874 по 1886 8 выставок; Э. Мане, к-рый ещё в 1860-е гг. предопределил направленность И. и к-рый также и в 1870-80-е гг. был с ним во многом связан, не входил в эту группу. Название "И." возникло после выставки 1874, на к-рой экспонировалась картина К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" ("Impression, Soleil levant", 1872, ныне в Музее Мармоттан, Париж).

И. продолжает начатое реалистич. иск-вом 1840-60-х гг. освобождение от условности классицизма, романтизма и академизма и утверждает красоту повседневной действительности, простых, де-мократич. мотивов, добивается живой достоверности изображения. И. делает эстетически значимой подлинную, совр. жизнь в её естественности, во всём богатстве и сверкании её красок, запечатлевая видимый мир в присущей ему постоянной изменчивости, воссоздавая единство человека и окружающей его среды. Акцентируя как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, импрессионисты отказываются от повествования, от фабулы. В своих пейзажах, портретах, многофигурных композициях художники стремятся сохранить непредвзятость, силу и свежесть "первого впечатления", к-рое позволяет схватить в увиденном неповторимо характерное, не вдаваясь в отд. детали. Изображая мир как вечно меняющееся оптич. явление, И. не стремится к подчёркиванию его постоянных, глубинных качеств. Познание мира в И. основывается гл. обр. на изощрённой наблюдательности, визуальном опыте художника, использующего для достижения художеств, убедительности произведения и законы естеств. оптич. восприятия. Процесс этого восприятия, его динамика отражаются в структуре произведения, к-рая, в свою очередь, активно направляет ход восприятия картины зрителем. Однако подчёркнутый эмпиризм метода И., роднивший его с натурализмом, порою приводил представителей И. к самодовлеющим визуально-живописным опытам, ограничивающим возможности художеств, познания сущностных моментов действительности. В целом произв. импрессионистов отличаются жизнерадостностью, увлечённостью чувств, красотой мира; и лишь в нек-рых работах Дега и Мане присутствуют горькие, саркастич. ноты.

Импрессионисты впервые создают многогранную картину повседневной жизни совр. города, передавая своеобразие его пейзажа и облика населяющих его людей, их быта и реже - труда; в И. появляется также тема специфически гор. развлечений. Вместе с тем в иск-ве И. ослабевает момент социальной критики. Стремясь к правдивому изображению близкой человеку обыденной природы, импрессионисты-пейзажисты (особенно Писсарро и Сислей) развивают традиции барбизонской школы. Продолжив пленэрные (см. Пленэр) искания Дж. Констебла, барбизонцев, а также К. Коро, Э. Будена и Я. Б. Йонгкинда, импрессионисты разработали законч. систему пленэра. В их пейзажах будничный мотив часто преображается всепроникающим, подвижным солнечным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. Работа над картиной непосредственно на открытом воздухе дала возможность воспроизводить природу во всей её реальной живости, тонко анализировать и мгновенно запечатлевать её переходные состояния, улавливать малейшие изменения цвета, появляющиеся под воздействием вибрирующей и текучей свето-воздушной среды (органично объединяющей человека и природу), к-рая порой становится в И. самостоят, объектом изображения (гл. обр. в произв. Моне). Чтобы сохранить в картине свежесть и разнообразие красок натуры, импрессионисты (за исключением Дега) создали живописную систему, к-рая отличается разложением сложных тонов на чистые цвета и взаимопроникновением раздельных мазков чистого цвета, как бы смешивающихся в глазу зрителя, светлой и яркой цветовой гаммой, богатством валёров и рефлексов, цветными тенями. Объёмные формы как бы растворяются в окутывающей их свето-воздушной оболочке, дематериализуются, обретают зыбкость очертаний: игра разнообразных мазков, пастозных и жидких, придаёт красочному слою трепетность, рельефность; тем самым создаётся своеобразное впечатление незаконченности, формирования образа на глазах у созерцающего полотно человека. Всё это связано со стремлением художника сохранить в картине эффект импровизации, к-рый в предшествующее И. время допускался только в этюдах и к-рый обычно пропадал при переработке их в законч. произв.; т. о., в И. происходит сближение этюда и картины, а нередко и слияние нескольких стадий работы в один непрерывный процесс. Импрессионистич. картина представляет собой отд. кадр, фрагмент подвижного мира. Этим объясняются, с одной стороны, равноценность всех частей картины, одновременно рождающихся под кистью художника и одинаково участвующих в образном построении произв.; с др. стороны - кажущиеся случайность и неуравновешенность, асимметрия композиции, смелые срезы фигур, неожиданные точки зрения и сложные ракурсы, активизирующие пространств, построение; теряя глубину, пространство порой "выворачивается" на плоскость или же уходит Б бесконечность. В отд. приёмах построения композиции и пространства ощутимо влияние япон. гравюры и отчасти фотографии.

К сер. 1880-х гг. И., исчерпав свои возможности как целостной системы и единого направления, распадается, дав импульсы для последующей эволюции иск-ва. И. ввёл в иск-во новые темы, осмыслив эстетич. значимость мн. сторон реальности. Произв. зрелого И. отличаются яркой и непосредств. жизненностью. В то же время для И. характерно и выявление эстетич. самоценности и новых выразит, возможностей цвета, подчёркнутая эстетизация способа выполнения, обнажение формальной структуры произв.; именно эти черты, только зарождающиеся в И., получают дальнейшее развитие в нео импрессион из.че, пост им прессион из-ме. В 1880-1910-х гг. И. оказал значит, влияние на мн. живописцев др. стран (М. Либерман, Л. Коринт в Германии; К. А. Коровин, В. А. Серов, И. Э. Грабарь, ранний М. В. Ларионов в России и др.), к-рое проявилось в освоении новых сторон действительности, в овладении эффектами пленэра, высветлении палитры, эскизности манеры, усвоении отд. технич. приёмов. Нек-рые принципы И.- передача мгновенного движения, текучесть формы - в различной степени сказались в скульптуре 1880-1910-х гг. (у Э. Дега и О. Родена во Франции, М. Россо в Италии, П. П. Трубецкого и А. С. Голубкиной в России); в то же время повышенная живописность импрессио-нистич. скульптуры вступала порой в противоречие с осязательностью и телесностью, присущими самой природе скульпт. образа. Традиции И. ощутимы во мн. реалистич. течениях в иск-ве 20 в. И. в изобразит, иск-ве оказал известное влияние на формирование нек-рых принципов И. и на развитие выразит, средств в лит-ре, музыке и театре; однако в этих видах иск-ва И. не стал целостной художеств, системой этапного значения.

Илл. см. на вклейках - к стр. 113 и табл. V (стр. 208-209).

Применительно к литературе И. рассматривается широко - как стилевое явление, возникшее в последней трети 19в. и захватившее писателей различных убеждений и методов, и узко - как течение с определ. методом и тяготевшим к декадентству мироощущением, сложившееся на рубеже 19-20 вв. Признаки "импрессионистич. стиля" - отсутствие чётко заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, обнаруживавших, однако, при обзоре целого, своё скрытое единство и связь. В качестве особого стиля И. с его принципом ценности первого впечатления давал возможности вести повествование через такие, как бы схваченные наугад, детали, к-рые по видимости нарушали строгую согласованность повествоват. плана и принцип отбора существенного, но своей "боковой" правдой сообщали рассказу необычайную яркость и свежесть, а художеств, идее - неожиданную раз-ветвлённость и многоликость. Оставаясь стилевым явлением, И. не означал, особенно у больших писателей (напр., А. П. Чехов, И. А. Бунин и др.), ломки художеств, принципов реализма, а сказывался в обогащении этих принципов и неуклонно возраставшем искусстве описаний (напр., чеховское описание грозы в повести "Степь"; черты И. в чеховском стиле отметил ещё Л. Н. Толстой). К нач. 20 в. возникло несколько стилевых разновидностей И. на общей реалистич. основе. Бр. Ж. и Э. Гонкуры (чпоэты нервов", "ценители незаметных ощущений") явились родоначальниками "психологического И.", изощрённую технику к-рого можно наблюдать в романе К. Гамсуна "Голод", у раннего Т. Манна (в новеллах), С. Цвейга, в лирике И. Ф. Анненского. "Пленэрная", трепетная живописность ощущается у тех же бр. Гонкуров, у Э. Золя в стиле описаний Парижа ("Страница любви"), у дат. писателя Е. П. Якобсена (в новелле "Могенс"); картинно выражает лирич. ситуации средствами импрессионистич. техники (в т. ч. и синтаксиса, и ритма) нем. поэт Д. фон Лилиенкрон. Англ. писатели-неоромантики Р. Л. Стивенсон и Дж. Конрад развили экзотич. красочные свойства И.; их манера продолжена в позднейшей лит-ре на "южные" темы, вплоть до рассказов С. Моэма. В "Романсах без слов" П. Вердена трепет души и живописное мерцанье ("одни оттенки нас пленяют") сопровождаются муз. настроенностью, а его стих. "Поэтическое искусство" (1874, опубл. 1882) звучит одновременно и как манифест поэтич. И., и как предвестие поэтики символизма, В дальнейшем у Гамсуна и нек-рых др. писателей нач. 20 в. И. в меньшей или большей степени обособляется от реалистич. принципов и превращается в особое видение и мироощущение (или метод) - смутный, неопределённый субъективизм, частично предвосхитивший лит-ру "потока сознания" (творчество М. Пруста). Такой И. своей "философией мгновения" подвергал сомнению смысловые и нравств. основания жизни. Культ "впечатления" замыкал человека в самом себе; ценным и единственно реальным становилось лишь то, что мимолётно, неуловимо, невыразимо ничем, кроме ощущений. Текучие настроения вращались преим. вокруг темы "любовь и смерть"; художеств, образ строился на зыбких недосказанностях и туманных намёках, приоткрывавших "завесу" над роковой игрой бессознат. стихий в жизни человека. Декадентские мотивы характерны для венской школы И. (Г. Бар; А. Шницлер, особенно его одноактные пьесы "Зелёный попугай", 1899, "Марионетки >, 1906, и др.), в Польше - для Я. Каспро-вича, К. Тетмайера. Воздействие И. испытали, напр., О. Уайльд, Г. фон Гоф-мансталь (лирика, в т. ч. "Баллада внешней жизни"; драмы-либретто), в рус. лит-ре - Б. К. Зайцев (психоло-гич.этюды), К. Д. Бальмонт (с его лирикой "мимолётностей"). К сер. 20 в. И. как самостоятельный метод исчерпал себя.



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал