Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение 14 страница






Применение термина "И."к музыке во многом условно - муз. И. не составляет прямой аналогии к И. в живописи и не совпадает с ним хронологически (время его расцвета - 90-е гг. 19 в. и 1-е десятилетие 20 в.). Главное в муз. И.- передача настроений, приобретающих значение символов, тонких психологич. нюансов, тяготение к поэтич. пейзажной программности. Ему свойственны также рафинированная фантастика, поэтизация старины, экзотика, интерес к тембровой и гармонич. красочности. С осн. линией И. в живописи его роднит восторженное отношение к жизни; моменты острых конфликтов, социальных противоречий в нём обходятся. Классич. выражение муз. И. нашёл в творчестве К. Дебюсси; черты его проявились и в музыке М. Равеля, П. Дюка, Ф. Шмитта, Ж. Ж. Роже-Дюкаса и др. французских композиторов.

Муз. И. унаследовал мн. особенности иск-ва позднего романтизма и нац. муз. школ 19 в. ("Могучая кучка", Ф. Лист, Э. Григ и др.). В то же время чёткому рельефу контуров, сугубой материальности и перенасыщенности муз. палитры поздних романтиков импрессионисты противопоставили иск-во сдержанных эмоций и прозрачной, скупой фактуры, беглую переменчивость образов.

Творчество композиторов-импрессионистов во многом обогатило выразит, средства музыки, особенно сферу гармонии, достигшей большой красоты и утончённости; усложнение аккордовых комплексов сочетается в ней с упрощением и архаизацией ладового мышления; в оркестровке преобладают чистые краски, капризные блики, ритмы зыбки и неуловимы. Красочность ладогармонич. и тембровых средств выдвигается на первый план: усиливается выразит, значение каждого звука, аккорда, раскрываются неизвестные ранее возможности расширения ладовой сферы. Особую свежесть музыке импрессионистов придавало их частое обращение к песенно-танцевальным жанрам, к элементам муз. языка народов Востока, Испании,ранних форм негритянского джаза.

В нач. 20 в. муз. И. распространился за пределы Франции. Его оригинально развивали М. де Фалья в Испании, А. Казелла и О. Респиги в Италии. Самобытные черты присущи англ. муз. И. с его "северной" пейзажностью (Ф. Делиус) или пряной экзотикой (С. Скотт). В Польше экзотич. линию муз. И. представлял К. Шимановский (до 1920), тяготевший к ультрарафинированным образам античности и Древнего Востока. Влияние эстетики И. на рубеже 20 в. испытали и нек-рые рус. композиторы, в частности А. Н. Скрябин, на к-рого воздействовал одновременно и символизм; в русле рус. И., причудливо сочетавшегося с влиянием школы Н. А. Римского-Корсакова, начинал свой путь И. Ф. Стравинский, в последующие годы возглавивший антиимпрессионистскую тенденцию в зап.-европ. музыке.



О. В. Мамонтова (И. в изобразит, иск-ве), И. В. Нестьев (И. в музыке).

В театре кон. 19 - нач. 20 вв. усилилось внимание режиссёров и исполнителей к передаче атмосферы действия, настроения той или иной сцены, раскрытию её подтекста. При этом достоверность, содержательность жизни передавалась при помощи преднамеренно беглых характеристик в сочетании с отд. ярко выразительными деталями, раскрывавшими затенённые переживания героя, его мысли, импульсы поступков. Внезапные перемены ритмов, использование звуков, живописно-цветовых пятен применялись режиссурой для создания в спектакле определённой эмоциональной насыщенности, посредством чего обнажалось внутр. нарастание драматизма, скрытое за ходом обыденной жизни. Выразит, средства И. использовались в постановках А. Антуана (Франция), М. Рейнхардта (Германия), В. Э. Мейерхольда (Россия), в спектаклях Моск. Художеств, театра (напр., в постановках пьес А. П. Чехова). Черты И. современники отмечали в игре Г. Режан (Франция),Э. Дузе (Италия), В. Ф. Комиссаржев-ской и др. актёров. Т. М. Родина.

Лит.: Моклер К., Импрессионизм. Его история, его эстетика, его мастера, пер. сфранц., М., [1908]; Мейер-Грефе Ю., Импрессионисты, пер. с нем., М., 1913; Вентури Л., От Мане до Лотрека, пер. с итал., М., 1958; Ревалд Дж., История импрессионизма, пер. с англ., Л.- М., 1959; Импрессионизм, пер. с франц., Л., 1969; ЧегодаевА. Д., Импрессионисты, М., 1971; Вazin G., L'epoque impressionniste, 2 ed., P., 1953; Ley marie J., L'im-pressionisme, v. 1 - 2, Gen., 1959; Danckert W., Das Wesen des musikalischen Impressionismus, "Deutsche Vierteljahrsschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschi-chte", 1929, Bd 7, H. 1; Кое1sсh H. F., Der Impressionismus bei Debussy, Dusseldorf, 1937 (Diss.); Schulz H.-G., Musikali-scher Impressionismus ur.d impressionistischer Klavierstil, Wurzburg, 1938; Kroner E., Impressionismus in der Musik, Lpz., 1957.



ИМПРЕССИОНИЗМА МУЗЕЙ, Музей импрессионизма (Париж), крупнейшее в мире собрание французской живописи 1860-1910-х гг.И. м.- распространённое название Галереи Же д е П о м, построенной на месте Зала для игры в мяч (Jeu de Paume), где 20 июня 1789 депутаты Нац. собрания дали клятву добиться конституции. И. м. осн. в 1920, в адм. отношении подчиняется Лувру. Хранит произв. предшественников импрессионизма и импрессионистов (Э. Будена, Я. Б. Йонгкинда, Э. Мане, Э. Дега, К. Моне, К. Писсарро, А. Сислея, О. Ренуара и др.), нео-и постимпрессионистов (П. Сезанна, Ж. Сёра, В. ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека).

Лит.: Le Musee de 1'impressionnisme, P., 1965.

ИМПРИНТИНГ, то же, что запечатление.

ИМПРОВИЗАЦИЯ (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. im-provisus - неожиданный, внезапный), создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. И. возможна в поэзии, музыке, танце, театр, иск-ве и др. Истоки И. в проф. иск-ве восходят к нар. творчеству. С древнейших времён у разл. народов существовали особые категории певцов-импровизаторов (др.-греч. аэды, зап.-европ. шпильманы, рус. сказители, укр. кобзари, казах, и кирг. акыны и др.). В проф. иск-ве наибольшее развитие получили поэтнч. и муз. И. Поэтич. И. обычно выполняется на заданную тему. Блестящим поэтом-импровизатором был А. Мицкевич; среди рус. поэтов иск-вом И. владели П. А. Вяземский, В. Я. Брюсов ("Вешние воды") и др. Образ поэта-импровизатора запечатлел А. С. Пушкин в "Египетских ночах". К И. относят жанр экспромта.

Музыкальная И. в проф. художеств, творчестве сформировалась под влиянием нар. импровизирования и претворила его черты. Ранние её формы в Европе связаны со средневековой вокальной культовой музыкой. Поскольку записи этой музыки были неполными, приблизительными (невмы, крюки), каждый исполнитель должен был в той или иной мере импровизировать свою партию. Постепенно методы И. становились всё более регламентированными. Проф. квалификация музыканта, напр, органиста, долгое время определялась его мастерством в т. н. свободной И. полифонич. муз. форм (прелюдий, фуг и др.). С кон. 16 в., с утверждением гомофонно-гармонич. склада (мелодия с аккомпанементом), распространяется система т. н. генерал-баса (цифрованного баса), предусматривавшая И. аккомпанемента к мелодии по правилам голосоведения. В 16- 18 вв. стихия И. сказывается и в украшении инструментальных пьес и вокальных (оперных) партий (см. Рулада, Фиоритура). Высокохудожеств. проявление И. находит в иск-ве орнаментики. Однако злоупотребление И., превращавшейся во внешне-виртуозное, украшательское иск-во, привело к её вырождению. Усложнение форм муз. творчества и углубление его содержания в 18-19 вв. потребовали от композиторов более полной и точной записи муз. текста произв., устраняющей произвол исполнителя. Вместе с тем в 1-й пол. 19 в. И. в форме т. н. свободного фантазирования занимает видное место в деятельности крупнейших композиторов-исполнителей (Л. Бетховена, Н. Паганини, Ф. Листа, Ф. Шопена). Ряд муз. жанров носит названия, указывающие на их частичную связь с И. (напр., "Фантазия", "Экспромт", "Прелюдия", "Импровизация"). В совр. муз. практике И. не имеет существенного значения, исключая джазовую музыку, к-рой органически присущи элементы И. (см. Джаз), и нек-рые модернистские течения, широко применяющие произвольную И.

И. в танце с древнейших времён является неотъемлемой частью нар. обрядов, игр и празднеств. В странах Востока и Азии И. в танце сохраняется не только в нар. представлениях, но и в проф. иск-ве. И. варьируется от примитива до высокого профессионализма. Во многих нар. танцах в ответ на "вызов" продемонстрировать силу, ловкость, удаль, импровизатор выходит за пределы устойчивых танцевальных форм (мужские груз., арм. и др. танцы). И. в нар. танце проявляется также и в соревновании (рус. перепляс и др.).

Возросшее значение музыки в хореографич. иск-ве нач. 20 в. вызвало к жизни ещё один вид И.: интуитивное выражение музыки танцем. В большой степени импровизационным было иск-во А. Дункан, породившее ряд подражательных школ. Во 2-й пол. 20 в. И. остаётся обязательным элементом нар. танца, широко используется в бальных танцах (чарлстон, лип-си, твист, шейк и др.).

И. в театре - игра актёра, основанная на его способности строить сце-нич. образ, действовать и создавать собственный текст на заданную тему или в обстоятельствах, предусмотренных сценарием, творя без предварительной подготовки, во время представления. Зародившись в нар. театр, творчестве, свойственная нар. иск-ву в разных его формах, И. была одним из существенных элементов сценич. действия древнего театра Востока (существует и в наст, время), присутствовала в античном, средневековом и ренессансном театре. Высокого уровня иск-во И. достигло в нар. итал. комедии делъ арте (16-18 вв.) и франц. фарсе (15-16 вв.). Позднее И. сохранилась на сцене как стнлнстнч. приём (напр., у К. Гоцци).

В нач. 20 в. интерес к И. в рус. и зап.-европ. театре был связан со стремлением активизировать творческие силы актёра, обогатить совр. театр путём приобщения его к истокам нар. художеств, культуры. К. С. Станиславский ввёл И. как метод в учебно-воспитат. работу с актёрами. Освоение приёмов И., идущих от итал. комедии дель арте и рус. балагана, характерно для режиссёрских исканий В. Э. Мейерхольда, творчества Е. Б. Вахтангова (в "Принцессе Турандот" Гоцци импровизационное начало пронизало собой всё режиссёрское решение представления). В 1919-38 в Москве существовал театр И.- "Семперанте". Иск-во И. составляет один из осн. элементов совр. театр, педагогики.

Лит.: WеhIе G. F., Die Kunst e'er Improvisation, Bd 1 - 3, Munster, 1925-32; Fellerer K. G., Zur Geschichte der freien Improvisation, "Die Musikpflege", Jahng, II, 1932; Ferand Е. Т.,Die Improvisation, 2 Ausg., Koln, 1961.

ИМПУЛЬС(от лат. impulsus - удар-толчок), 1)импульс механический, мера механич. движения; представляет собой векторную величину, равную для материальной точки произведению массы т этой точки на её скорость г> и направленную так же, как вектор скорости: p = mv;то же, что количество движения. Для частицы, движущейся со скоростью, близкой к скорости с света в вакууме, необходимо учитывать зависимость

её массы от скорости:[ris] , где то - масса покоящейся частицы (т. н. масса покоя). В этом случае И. свободной

частицы равен[ris]

(см. Относительности теория), а связь полной энергии[ris]частицы с её И. даётся соотношением: [ris]. . Для частицы с нулевой массой покоя (фотон, нейтрино)[ris];такие частицы всегда движутся со скоростью света с.

И. обладают все формы материи, в т. ч. электромагнитное (см. Импульс электромагнитного поля) н гравитационное поля. Для полей вводят вектор плотности И. (И. единицы объёма, занятого полем), к-рый выражают через напряжённости полей, потенциалы и т. п.

2) Импульс волновой, однократное возмущение, распространяющееся в пространстве или в среде. Пример такого И.- звуковой И. (звук пистолетного выстрела и др.), к-рый представляет собой внезапное и быстро исчезающее повышение давления, дающее начало фронту волны кратковременного повышения давления, распространяющейся от места возмущения. Подобный одиночный И. представляет собой совокупность составляющих всех частот сплошного спектра - от самых низких до таких, период к-рых близок к продолжительности И. Таким звуковым И. пользуются для определения частотных характеристик приёмников, в архитектурной акустике для обнаружения эха и определения времени реверберации в помещениях идр.

Другой пример И. волнового - электромагнитное возмущение, распространяющееся от места быстрого изменения элект-рич. или магнитного поля, вызванного, напр., мощной искрой, молнией или др. импульсным электрич. процессом. Спектр подобного электромагнитного И. также непрерывный и содержит все частоты от самых низких вплоть до весьма высоких.

Световой И.- это кратковременное (0,01 сек и менее) испускание света источником оптич. излучения. Спектральный состав светового И. определяется типом источника, к-рым может служить импульсный электрический разряд в газах, свечение, сопровождающее взрыв тонкого проводника при пропускании через него сильного электрич. тока и т. д. Малая длительность таких И. позволяет получить высокие мгновенные значения мощности светового излучения, достигающие в отдельных случаях 106 кет. Световые И. применяются для исследования быстро протекающих процессов (напр., при скоростной фото- и киносъёмке, фотографировании следов элементарных частиц в трековых приборах), для оптич. накачки лазеров, в автоматич. устройствах с фотоэлектрич. каналами управления и информации, в светосигнальной аппаратуре и т. д.

В физике и технике обычно пользуются И. в виде короткого цуга или группы волн. Такой И. может быть одиночным или повторяться через промежутки времени, большие его длительности или сравнимые с ней. В акустике часто применяют звуковой сигнал (И.) определённой частоты, продолжительность к-рого составляет не очень большое число (10-100) периодов. Звуковые и ультразвуковые И. широко применяются в гидроакустич. исследованиях, в частности для измерения глубин, в гидролокации, а также в ультразвуковой дефектоскопии и др.

Световые И., представляющие собой короткий цуг волн, могут испускать лазеры, к-рые работают в импульсном режиме. Длительность сверхкоротких лазерных И. может составлять 10~10 и 10~12 сек, а мощность-достигать миллиарда кет.

Одиночный, кратковременный скачок электрич. тока или напряжения наз. И. тока или И. напряжения (см. Импульс электрический).

ИМПУЛЬС НЕРВНЫЙ,волна возбуждения, распространяющаяся по нервному волокну; обеспечивает передачу информации от периферич. рецепторных (чувствительных) окончаний к нервным центрам, внутри центр, нервной системы и от неё к исполнит, аппаратам - скелетной мускулатуре, гладким мышцам внутр. органов и сосудов, железам внешней и внутр. секреции. Главное биоэлект-рич. проявление И. н.- потенциал действия (ПД) - пикообразное колебание электрич. потенциала, связанное с изменениями ионной проницаемости мембраны (см. Биоэлектрические потенциалы). Повышение проницаемости во время ПД приводит к усилению потоков катионов (Na+ и Ca2+) внутрь нервного волокна и из него (K+). Вследствие этого усиливаются распад богатых энергией соединений - аденозинтрифосфата и креатинфосфата, распад и синтез белков и липидов; активируются гликолиз и тканевое дыхание; освобождаются из связанного состояния нек-рые биологически активные соединения (ацетилхолин, норадреналин и др.); повышается теплопродукция нервного волокна. Скорость проведения И. н. варьирует от 0.5 м!сек (в наиболее тонких волокнах вегетативной нервной системы) до 100-120 м/сек (в наиболее толстых двигат. и чувствит. нервных волокнах). Распространение И. н. обеспечивается т. н. локальными токами, возникающими между возбуждённым, заряженным электроотрицательно, и покоящимися участками волокна.

В естественных условиях, как в периферич. отделах нервной системы, так и внутри центр, отделов, по нервным волокнам непрерывно бегут серии И. н. Частота этих ритмич. разрядов зависит от силы вызвавшего их раздражителя. При умеренной двигат. активности в двигат. нервных волокнах частота разряда составляет 50-100 импульсов в сек; в большинстве чувствительных волокон она достигает 200 в сек. Нек-рые нервные клетки (напр., вставочные нейроны спинного мозга) разряжаются с частотой до 1000- 1500 в сек. О переходе И. н. с нейрона на нейрон или на исполнит, аппараты см. Синапсы, Двигательная бляшка.

Б. И. Ходооов.
[ris]

Рис. 1. Электрические импульсы: а, б, в, г - видеоимпульсы прямоугольной, трапецеидальной, экспоненциальной и колоколообразной формы; д - радиоимпульс.

ИМПУЛЬС СИЛЫ, мера действия силы за нек-рый промежуток времени; равняется произведению среднего значения силы FCP на время t1её действия: S= FCP; И, с. - величина векторная и направлен он так же, как Fcp. Точное значение И. с. за промежуток времени ti определяется интегралом:[ris] .

При движении материальной точки под действием силы F её количество движения получает за время ti приращение, равное И. с.

[ris]

(тvо и mv1 - соответственно количество движения точки в начале и в конце промежутка времени t1).

Понятие о И. с. широко используется в механике, в частности в теории удара, где величина, равная импульсу ударной силы .Руд за время удара т, наз. ударным импульсом.

ИМПУЛЬС ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ,кратковременное изменение электрич. напряжения или силы тока. Под кратким понимается промежуток времени, сравнимый с продолжительностью переходныхпроцессов в электрических цепях. И. э. разделяют на импульсы высоковольтные, импульсы тока большой силы, видеоимпульсы и радиоимпульсы. И. э. высокого напряжения обычно получаются при разряде конденсатора на активную нагрузку и имеют апериодич. форму. Такую же форму имеют обычно и разряды молнии. Одиночные И. э. подобной формы с амплитудой от неск. кв до неск. с фронтом волны 0,5-2 мксек и длительностью 10-10-2мксек применяют при испытаниях электрич. устройств и оборудования в технике высоких напряжений. Скачки тока большой силы по форме могут быть аналогичны И. э. высокого напряжения (см. Импульсная техника высоких напряжений).

Видеоимпульсами наз. И. э. тока или напряжения (преимущественно одной полярности), имеющие постоянную составляющую, отличную от нуля. Различают прямоугольные, пилообразные, трапецеидальные, экспоненциальные, коло-колообразные и др. видеоимпульсы (рис. 1, а - г). Характерными элементами, определяющими форму и количеств, параметры видеоимпульса (рис. 2) являются амплитуда А, фронт [ris], длительность т„, спад TC и скос вершины ([ris]), выражаемый обычно в % от А. Периодич. последовательность видеоимпульсов характеризуется частотой повторения и скважностью (отношением периода повторения к длительности И. э.). Длительность видеоимпульсов - от долей сек до десятых долей нсек (10-9сек). Видеоимпульсы используют в телевидении, вычислительной технике, радиолокации, экспериментальной физике, автоматике и т. д.

Радиоимпульсом наз. прерывистые ВЧ или СВЧ колебания электрич. тока или напряжения (рис. 1, д), амплитуда
[ris]

Рис. 2. Видеоимпульс: А - амплитуда: [ris]- передний фронт; а - вершина; [ris]- спад; б - хвост; [ris]- длительность импульса; [ris]- скос вершины.

и продолжительность к-рых зависят от параметров модулирующих колебаний. Длительность и амплитуда радиоимпульсов соответствуют параметрам модулирующих видеоимпульсов; дополнит, параметр - несущая частота. Радиоимпульсы используют гл. обр. в радиотехнике и технике связи. Длительность радиоимпульсов находится в пределах от долей сек до нсек.

Лит.: Ицхоки Я. С., Импульсные устройства, M., 1959; Основы импульсной техники, M., 1966; Браммер Ю. А., Пащук И. H., Импульсная техника, 2 изд., M., 1968. В. В. Богомазов.

ИМПУЛЬС ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ,динамич. характеристика поля - количество движения, к-рым обладает электромагнитное поле в данном объёме. Тела, помещённые в электромагнитное поле, испытывают действие механич. сил. Воздействие поля на тело при этом связано с поглощением телом электромагнитных волн или изменением направления их распространения (отражение, рассеяние, преломление). При излучении телом электромагнитных волн, в частности света, импульс тела также меняется. T. к. импульс замкнутой материальной системы в результате излучения, поглощения или отражения электромагнитных волн не может измениться (в силу закона сохранения полного импульса системы), то из этого следует, что электромагнитная волна также обладает импульсом. Существование И. э. п. впервые было .экспериментально обнаружено в опытах по давлению света (П. H. Лебедев, 1899). Из классич. теории электромагнитного поля - Максвелла уравнений - следует, что И. э. п. распределён в пространстве с объёмной плотностью[ris]- в системе СГС (Гаусса), или[ris] - в системе СИ, где [ЕH]- векторное произведение напряжённостей электрического E и магнитного H полей, численно равное EH sin а,а - угол между E и H, с - = 3*1010 см/сек - скорость света в вакууме. T. о., вектор плотности И. э. п. g перпендикулярен E и Н и направлен в сторону постулат, движения правого буравчика, рукоятка к-рого вращается в направлении от E к H.

В квантовой теории электромагнитного поля (квантовой электродинамике) носителем энергии и импульса поля являются кванты этого поля -фотоны. Фотон частоты v обладает энергией hv и импульсом h v/c, где h - Планка постоянная. Существование импульса у фотона проявляется во мн. явлениях. Напр., обмен импульсом между электромагнитным полем и частицей имеет место в Комптона эффекте (упругом рассеянии фотонов на электронах). Г. В. Воскресенский.

ИМПУЛЬСИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ,психич. расстройства, выражающиеся в действиях и влечениях, характеризующихся внезапным, немотивированным, непреодолимым стремительным порывом. И. с. присущи психическим больным и страдающим психопатией. И. с. могут выражаться в хаотич. разрушительных поступках (уничтожение, порча предметов), нелепых или агрессивных актах (дурашливость, бранные выкрики, декламирова-ние, нанесение телесных повреждений, самоубийства и др.). Импульсивные влечения проявляются также в форме приступов бродяжничества, запоя, непреодолимого стремления к поджогам, кражам, в к-рых нельзя усмотреть злого умысла и корыстных мотивов.

ИМПУЛЬСНАЯ ЛAMПА, импульсный источник света высокой интенсивности, в к-ром используется свечение плазмы, возникающее, напр., при конденсированном искровом разряде в инертном газе или при сжигании металлич. фольги в кислороде. От газоразрядных источников света непрерывного горения И. л. отличаются большими значениями плотностей тока и более высокой темп-рой плазмы, достигающей 30000 К (темп-pa плазмы в дуговых угольных лампах не более 6000 К). Пром. выпуск И. л. в СССР и за рубежом начался в кон. 40-х гг. 20 в. Конструктивно И. л. подразделяют на 2 осн. вида: трубчатые с искровым промежутком l = 1-200 см, энергией вспышки W = 1-105 дж, длительностью вспышки

[ris]= 10-4 -10 -2 сек, световой отдачей Л = 30-50 лм*сек/дж, амплитудной яркостью В до 1010 нт, частотой вспышек f до 100 гц; шаровые сl = 0,1-1 см, W = 0,001-10 дж, [ris]= 10-7 - 10-5сек,

[ris]= 5-15 лм*сек/дж, В до 3*1011 нт, f до 104гц. И. л. применяются для фотосъёмки (см. Лампа-вспышка), в оптич. локации и световой сигнализации, в устройствах автоматики и телемеханики, фотохимии и полиграфии, для оптич. накачки лазеров (см. Лампа накачки).

ИМПУЛЬСНАЯ МОДУЛЯЦИЯ,модуляция колебаний, в результате к-рой гар-монич. колебания приобретают вид кратковременных радиоимпульсов, характеристики к-рых определяются формой модулирующего видеоимпульса (см. Импульс электрический). И. м. применяется, напр., в радиолокации, где расстояние до цели определяется по времени прихода радиоимпульса, отражённого от цели. И. м. используется также в системах импульсной радиосвязи. При этом передаваемый сигнал (видеоимпульс) может изменять различные параметры исходной последовательности радиоимпульсов - высоту (амплитудно-импульсная модуляция), смещение импульсов во времени без изменения их длительности (фазово-импульсная модуляция), длительность (ширину) импульсов (ши-ротно-импульсная модуляция). В случае импульсно-кодовой модуляции различным видам передаваемого сигнала соответствует передача различных кодовых групп импульсов. Чаще всего при И. м. применяются видеоимпульсы прямоугольной и колоколообразной формы длительностью 10-9 -10-3сек. Скважность (отношение периода повторения к длительности импульсов) может изменяться от 102 - 103 (у радиолокационных станций) до неск. единиц (в многоканаль ной радиосвязи). И. м. обычно осуществляется с помощью импульсных модуляторов.

Лит.: Ицхоки Я. С., Импульсные устройства, M., 1959; Меерович Л. А., Зеличенко Л. Г., Импульсная техника, M., 1953; Евтянов С. И., Радиопередающие устройства, M., 1950.

ИМПУЛЬСНАЯ РАДИОСВЯЗЬ,связь, в к-рой непрерывные сообщения передаются с помощью кратковременных (импульсных) радиосигналов. В качестве первичных переносчиков сообщений в системах И. р. используются периодич. последовательности импульсов прямоугольной формы. Изменением их параметров получают 4 осн. вида импульсной модуляции. Кроме того, в И. р. широко применяют импульсно-кодовую модуляцию, к-рая осуществляется посредством квантования исходного сигнала (см. Квантование сигнала).

Системы И. р. обладают высокой помехоустойчивостью. На их основе строятся системы многоканальной связи с временным уплотнением (см. Линии связи уплотнение). Это возможно благодаря тому, что при большой скважности импульсов (отношении периода следования импульсов к длительности импульса) между ними остаются большие промежутки времени, в к-рых можно разместить последовательность др. импульсов. Напр., при 2-канальной передаче 2 различных сообщений модулированные последовательности импульсов 1-го и 2-го каналов складываются. В результате сложения получается групповой сигнал, к-рым затем производится модуляция высокочастотных колебаний передатчика, излучающего (посредством антенны) радиосигнал. На приёмном конце системы И. р. радиосигнал подвергается детектированию и вновь преобразуется в групповой сигнал. Последний с помощью аппаратуры разделения каналов приводится к первоначальному виду индивидуальных сигналов, принадлежащих тому или иному каналам системы И. р. Многоканальная И. р. широко применяется при построении различных систем связи (в т. ч. и с использованием ИСЗ), телеметрии, телеуправления и др.

Лит.: Борисов Ю. П., Пенин П. И., Основы многоканальной передачи информации, M., 1967; Назаров M. В., Кувшинов Б. И., Попов О. В., Теория передачи сигналов, M., 1970.

. M. В. Назаров.

ИМПУЛЬСНАЯ СИСТЕМАуправления в технике, система авто-матич. управления, в к-рой управление осуществляется кратковременными (импульсными) сигналами, возникающими в определённые моменты времени. Импульсный характер управления чаще всего обусловлен принципом действия системы. Напр., радиолокационная станция излучает короткие электромагнитные импульсы, к-рые, отразившись от цели, используются наземной системой управления. Импульсный характер управления удобен в многоканальных системах, когда последовательности сигналов управления различными каналами разнесены во времени (по фазе). В технике связи использование импульсных сигналов повышает помехозащищённость передачи сообщений и улучшает условия их кодирования. Иногда последовательность сигналов управления периодически прерывается специально для улучшения качества работы системы (в т. н. "системах прерывистого управления").

И. с. состоит из элемента, осуществляющего импульсную модуляцию, и непрерывной части, подверженной воздействию модулированной последовательности импульсов. Можно считать, что в И. с. последовательность управляющих импульсов подвергается модуляции непрерывным сигналом, воздействующим на амплитуду, длительность, положение (фазу) или кол-во импульсов в единицу времени. В связи с этим различают И. с. с амплитудной, широтной, фазовой и частотной модуляцией. Искусственное прерывание сигнала представляет собой особый вид модуляции ("ключевые И. с."). Если непрерывная часть системы линейна, то И. с. линейна при амплитудной модуляции и (приближённо) при широтной модуляции малой глубины. В И. с. возможно достижение конечного времени переходных процессов. Математически И. с. описывается системой уравнений в конечных разностях. Наиболее удобно для аналитич. исследования линейных И. с. z-преобразование ("дискретное преобразование Лапласа"). Коррекция свойств И. с., помимо применения корректирующих устройств, может производиться путём изменения периода следования импульсов или их формы. При малом периоде следования импульсов (по сравнению с осн. постоянными времени системы) свойства И. с. приближаются к свойствам непрерывной системы управления.



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал