Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. В первых веках н. э. на Яве (культура к-рой издавна являлась ведущ






К эпохе мезолита (7-5-е тыс. до н. э.) относятся схематич. контурные изображения животных в пещерах Юж. Сула-веси, Зап. Явы, Суматры, М. Зондских о-вов, наскальные рисунки Зап. Ириана; к эпохе неолита (с кон. 5-го тыс. до н. э.; в ряде районов И. продолжалась до 20 в.) - керамика с преим. нарезным орнаментом. В эпоху позднего неолита и начала металла (кон. 2-го - сер. 1-го тыс. до н. э.) создавались мегалитич. сооружения - менгиры, уступчатые курганы, дольмены, склепы (комплексы Пасемах на Ю. Суматры, Лебак-Сибедуг на 3. Явы, горы Янг на В. Явы), каменные саркофаги и статичные фигуры предков. В сер. 1-го тыс. до н. э. с Азиат, материка была принесена культура развитой бронзы (ритуальные барабаны, топоры и т. д.).

В первых веках н. э. на Яве (культура к-рой издавна являлась ведущей) сформировались первые гос. образования, к-рые под инд. влиянием восприняли индуизм и буддизм; инд. и местные традиции соединились в классич. иск-ве Явы, в т. ч. в каменной архитектуре. Небольшие изящные индуистские храмы ("чанди") 7 - нач. 8 вв. на плато Диенг (Центр. Ява), выложенные насухо из андезита, представляют собой компактные кубич. массивы на ступенчатых основаниях, увенчанные пирамидальными покрытиями. Выразительность силуэта и пластичность масс сочетаются в них с простотой и строгостью облика, ясной и чёткой тектоникой, лаконичностью декора. Таков и первый в И. буддийский храм - крестообразный в плане чанди Каласан (778 - сер. 9 в.), отличающийся тонкостью декора, классич. уравновешенностью. Импозантен чанди Мендут (кон. 8 в.) с его строгими формами, кристалличностью объёма; суровую мощь стен смягчают фигуры бодхисатв, окружённые изящной кружевной резьбой. Архит. комплекс чанди Севу (нач. 9 в.)- большой, сложный ансамбль буддийских святилищ с гл. храмом в центре и 240 храмиками-часовнями, образующими 4 концентрич. квадрата. С архитектурой тесно связана скульптура (статуи, голо вы, рельефы); в ней замечательны сочность и мягкость лепки, цельность обобщённых объёмов, богатство пластич. нюансов; глубокая одухотворённость, внутр. сосредоточенность образов сочетаются с ощущением полноты жизненных сил. Самое грандиозное и сложное по композиции святилище на Яве - Боробудур (кон. 8 - нач. 9 вв.) - естеств. холм, облицованный блоками андезита, имею-iiftifi вид ступенчатой пологой пирамиды, увенчанной большой ступой.Бесчисленные рельефы на галереях террас Боробудура, статуи Будды в декоративных ступах и нишах составляют вместе образную космологию буддизма и полный лиризма неторопливый рассказ о земной жизни Будды и его перевоплощениях. Эпизоды буддийских легенд во мн. случаях лишь повод для изображения реальной жизни - быта эпохи, животного и растит, мира И. Рельефы и статуи полны чувства счастливой гармонии, спокойной энергии.



С основанием в 1-й пол. 8 в. гос-ва Матарам офиц. религией стал индуизм. Индуистский храмовый комплекс Лара Джонгранг в Прамбанане (кон. 9 - нач. 10 вв.) объединяет на высокой насыпи 3 больших храма и 5 меньших святилищ, заключённых в квадрат из многочисл. часовен. Стройность и устремлённость ввысь гл. храма Шивы (вые. 47 ч), пышный декор венчающей крутой пирамиды говорят об усилении декоративного начала. В рельефах на темы "Рамаяны" преобладают драматич. взволнованность и динамика; свободно и энергично воплощены сцены битв, непрерывный поток фигур. Образы стали более сложными, утончёнными, индивидуализированными. С гос-вами Сингасари (13 в.) и Мад-жапахит (кон. 13 - нач. 16 вв.) связан расцвет иск-ва Вост. Явы. Индуистский храмовый комплекс Панатаран (14 - 1-я пол. 15 вв.) имеет свободный, асимметричный план, а в его гл. храме Шивы (1369) невысокая ниж. часть подавляется массивным многоступенчатым покрытием. В рельефах Панатарана господствует орнаментальный графичный стиль: плоскостная ажурная резьба, подобная шитью, заполняет всю плоскость рельефа; фигуры с искажёнными пропорциями и утрированными жестами схематичны и гротескны. Изысканность и рафинированная утончённость проявились в рельефах чанди Джаго (ок. 1280) и чанди Джави (ок. 1300). Храмы этого времени на о. Бали щедро украшены роскошной орнаментальной резьбой. Значит, место в скульптуре заняли фантастич., причудливые фигуры (слонообразное божество Ганеша, демоны, львоподобные чудови ща чкала"). Терракотовые женские головки и фигурки из Травулана, каменные фигуры девушек с кувшинами при гробницах в Моджокерто (ок. 14 в.) пленяют естеств. красотой движений, сочной пластикой драпировок, одухотворённостью лиц.



Декоративно-прикладное искусство.

1. Фрагмент тканой женской одежды. Остров Сумба. Собрание Лангевис.

2. Крис с золотой инкрустацией. Королевский институт тропиков. Амстердам.

3. Латунная коробочка в виде повозки.

Минангкабау. Остров Суматра. Нач. 20 в.

Музей антропологии и этнографии АН СССР. Ленинград.

С 16 в. в И., разделённой на небольшие мусульм. княжества, утрачивались традиции индуистской культуры. Они сохранились гл. обр. на о. Бали, куда не проник ислам (храмовые комплексы 18-19 вв. с 2-3 дворами, высокими воротами, ярусными башнями). На многочисл. островах у мн. народов И. развивалось нар. декоративно-прикладное иск-во. Старинные центры художеств, ремёсел Центр. Явы славятся изделиями из золота и серебра (сохранились образцы 14-15 вв.), с затейливой вязью изящного орнамента; своеобразны по форме и орнаментике кинжалы ("крисы"). От 14-16 вв. дошли образцы древнего иск-ва бронзового литья на Яве (статуэтки божеств, колокольчики, подносы, сосуды для благовоний, светильники). Ява - родина батика, замечательного по красоте традиц. узора и расцветки. Ява и Бали - центры обработки буйволовой кожи, из к-рой изготовляют кукол для теневого театра, детали костюмов для танцовщиц и актёров классич. драмы и др. изделия. На всех островах архипелага из бамбука и листьев кокосовой пальмы плетут веера, циновки, шляпы, кухонную утварь, сумки. Традиции ткачества поддерживаются на Сулавеси, Суматре, Молуккских о-вах. На мн. островах изготовляют по древним образцам культовые статуэтки из дерева и терракоты. На Бали особого расцвета достигли художеств, ремёсла, традиц. живопись, лубок. Разнообразны типы нар, жилища - от хижин (Зап. Ириан, о. Тимор) и лёгких каркасных свайных домоа из дерева и бамбука до больших общинных домов (особенно длинных у даякоа Калимантана), иногда с высокой седло-видной крышей большого выноса (у тоба-батаков и минангкабау на Суматре)^ часто на мощных столбах.

С установлением голл. господства в И, нац. иск-во замерло, города строились по европ. образцу, но в мечетях и дворцах ("кратонах") местных правителей преобладали мотивы мусульм. архитектуры стран Азии. В 20 в. в Джакарте, Бандунге, Сурабае начали возводиться крупные здания с галереями, лоджиями, навесами, солнцезащитными решётками, вт. ч. из железобетона. Но массовая застройка городов оставалась стихийной и неблагоустроенной. В сер. 19 в. в И. появилась реалистич. живопись с нац. патриотич. тематикой (Раден Салех), на рубеже 19-20 вв.- романтич. нац. пейзаж (С. С. Абдуллах). Борьба за независимость способствовала развитию прогрессивного нац. реалистич. иск-ва, проникнутого любовью к человеку и патриотич. воодушевлением (Объединение художников И., осн. в 1937-38,- С. Суджойоно, А. Джая, К. Аффанди, X. Нгантунг, Б. Ресобово). Это направление стало ведущим с установлением независимости (1945), сосуществуя с традицией романтич. экзотики (Б. Абдуллах) и модернизмом. Развивались реалистич. скульптура (Г. Хендра) и графика (У. Эффенди, Суромо). Своеобразна жизнерадостная, узорная живопись Бали (А. А. Г. Собрат, И. Б. Маде). Началось строительство новых городов (г. Сумберджая на Суматре, город-спутник Джакарты-Кебайоран), новые р-ны были построены в Джакарте, Джокья-карте, Бандунге; при помощи сов. специалистов строились обществ, здания, пром., учебные, спортивные и др. комплексы (спортивный комплекс в Джакарте и др.). После событий 1965 прогрессивные художеств, орг-ции были разгромлены, ряд художников подвергся репрессиям, в иск-ве и художеств, образовании получили перевес модернистич. направления. Илл. см. на вклейках - к стр. 248-249 и табл. XIV (стр. 208-209).

Лит.: [Рябинкин П.], Искусство Индонезии, М., 1959; Архитектура стран Юго-Восточной Азии, М., 1960; Дёмин Л. М., Искусство Индонезии, М., 1965; Прокофьев О., Искусство Юго-Восточной Азии, М., 1967; Arts and crafts in Indonesia, Djakarta, 1956; Bernet Kempers A. J., Ancient Indonesian art, Amst., 1959; Wagner F. A., Indonesia. The art of an island group, L., 1959. Н. П. Чукина.



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал