Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение. В 1971 в И. издавалось 159 газет общим тиражом 1-1,3 млн






В 1971 в И. издавалось 159 газет общим тиражом 1-1, 3 млн. экз. В Джакарте издавалось 40 газет. Газеты осн. политич. партий выпускаются также изд-вами на периферии. Наиболее крупные газеты на индонез. яз.: " Мердека" (" Merdeka"), с 1945, тираж ПО тыс. экз.; " Ангкатан берсенджата" (" Angkatan Bersendjata"), с 1965, тираж 20 тыс. экз., орган Вооруж. сил; " Берита буана" (" Berita Buana"), с 1965, тираж 60 тыс. экз., орган сухопутных войск; " Сулух насионал" (" Suluh Nasional"), с 1966, тираж 10 тыс. экз., орган Нац. партии И.; " Компас" (" Кот-pas"), с 1965, тираж 60 тыс. экз., орган Католической партии И.; " Синар хара-пан" (" Sinar Harapan"), тираж 75 тыс. экз., орган Христианской партии И.; " Абади" (" Abadi"), с 1968, орган Мусульм. партии И., тираж 20 тыс. экз.; " Дута машаракат" (" Duta Masjarakat"), с 1954, тираж 10 тыс. экз., орган Нахдатул улама; " Хариан Ками (" Harian Kami"), с 1966, тираж 10 тыс. экз., орган индонез. студенчества; " Индонесия райя" (" Indonesia Raja") с 1950, тираж 20 тыс. экз.; " Суара карья" (" Suara Karja"), с 1971, тираж 20 тыс. экз., орган Объединённого секретариата функциональных групп; " Педоман" (" Pedoman"), с 1948, тираж 18 тыс. экз., независимая. Наиболее известные газеты на англ, яз.: " Джакарта тайме" (" Djakarta Times"), с 1967; " Индо-незиан обзервер" (" Indonesian Observer"), с 1956; " Армд форсис курьер" (" Armed Forces Courier"), орган вооружённых сил; " Нью стандард" (" New Standard"), тираж 12 тыс. экз., орган Объединённого секретариата функциональных групп; на кит. яз. издаётся газ. " Хариан Индонесия", тираж 100 тыс. экз.

Первая радиовещательная орг-ция в И. была создана голландцами в 1934. В сент. 1945 официально было сообщено о создании индонез. орг-ции Радио Республики Индонезии (РРИ). В апр. 1946 эта орг-ция была объявлена государственной и вошла в состав Мин-ва информации. Для зарубежных стран ведутся передачи " Голос Индонезии" на араб., кит., англ., франц., хинди, урду и др. языках. Передачи телевидения ведутся с 1962 гос. орг-цией Телевидение Республики Индонезии (ТВРИ), находящейся в ведении Мин-ва информации. В. П. Голованов.

XIII. Литература

Первые памятники письменности, обнаруженные на территории И., восходят к концу 7-8 вв. Это подписи на камнях на древнемалайском и древнеяванском языках, выполненные местными вариантами индийских шрифтов. Наибольшего развития в прошлом достигла яванская лит-pa: поэмы (к а к а в и н) " Рамаяна" (9 в.; переработка т. н. искусств, эпоса " Раванавадха" инд. поэта Бхатти), " Свадьба Арджуны" (11 в.) Канвы и мн. др. произв., написанные на основе инд. метрич. системы. Своего расцвета какавин достигает на вост. Яве в государстве Кеди-ри и на Бали. В 14-17 вв. яванские писатели, не теряя интереса к инд. классике (в особенности к " Махабхарате"), обусловленного влиянием индуизма и буддизма, создавали произв. на основе собственного мифологии, наследия и своей истории: прозаические " Танту Пангела-ран" и " Щраратон", поэма Прапанчи " Нагаракертагама" и др. Уже с 15 в. на Яве и Бали утверждаются новая метрич. система м а ч а п а т и новые поэтич. формы, тесно связанные с фольклорными истоками: поэмы " Деваручи", " Панд-жи Ангрени", " Дамарвулан". Яванская лит. традиция становится также образцом для оформляющихся в 16-18 вв. сунданской и мадурской литератур. У бугов и макассарцев (о. Сулавеси) возникают произв. историч. и дидактич. характера, эпос " И Ла Галиго" (в письм. форме не ранее 18 в.). К 16в. в приморских городах всё больше распространяется литература - посредница на малайском яз. (см. также Малайзия, раздел Литература), выступающем в И. в качестве языка общения и пропаганды ислама. На этом языке здесь создаются такие произв., как " Повесть о раджах пасей-ских" (вост. Суматра, 15 в.), " Повесть о земле Хиту" (Амбон, 17 в.) Имама Риджали, " Повесть о Хасануддине" (зап. Ява, 17 в.), " Поэма о макассарской войне" (Макассар, 17 в.) и др. В султанате Аче в 16-17 вв. жили и творили крупнейший малайский поэт-суфий Хамзах Фансури и более ортодоксально настроенные мистики Нуруддин ар-Ранири (ум. 1658) и Абду-р-Рауф.

Усиление контроля Голландии над индонез. торговлей приводит в 18 в. к ослаблению связей между исламизиро-ванными государствами И. и к временному оттеснению малайско-язычной лит-ры. Так, в Аче основным языком лит-ры становится аческий, на котором создаются поэмы, написанные народным рифмованным стихом (садж): " Малем Даганг", " Пучут Мухаммад" и др. Во 2-й пол. 18-1-й пол. 19 вв. наблюдается новый расцвет яванской лит-ры: придворные поэты Ясадипура I (1729-1802), последний яванский классик Ронговарсито (1802-74), в творчестве к-рого уже ощутимо знакомство с идеями европ. культуры нового времени. Просветит, тенденции ещё более характерны, напр., для сун-данского писателя Мохаммада Мусы (1822-84), батакского Вилема Искандера Муды (1838-77) и др.

С зарождением в И. нац.-освободит, движения малайский яз. становится языком политич. и культурного единения всей страны (см. Индонезийский язык). В кои. 19 в. появляется пресса на малайском яз., способствовавшая развитию новой лит-ры И. Первыми пробуют свои силы в жанре романа на индонез. яз. пролетарские писатели Марко Картоди-кромо (1878-1928) и Семаун (ум. 1971). Однако преобладающее влияние в 20- 30-х гг. приобретает бытописательный " адатный роман", ратующий за пересмотр местного (в основном суматранского) уклада жизни в духе осторожного реформизма: писатели Мэрах Русли (1889- 1968), Hyp Сутан Искандер (р. 1893) и др. Романы просветительского плана на романтич. и сентиментальные сюжеты создают С. Т. Алишахбана (р. 1908) и Хамка (р. 1908). Патриотич. поэзия Рустама Эффенди (р. 1902) и Мохаммада Ямина (1903-1963) в 30-х гг. уступает место более углублённой в себя, отчасти навеянной стихами голл. " восьмидесятников" лирике поэтов, группировавшихся вокруг журн. " Пуджанга Бару" (Са-нуси Пане, 1905-68; Я. Татенгкенг, р. 1907; Интойо, 1912-71, и др.). Творчество одного из основоположников журнала, тонкого лирика Амира Хамзаха (1911-46) отмечено влиянием суфизма. Колон, период развития лит-ры И. порождает обличительные по сути своей произв.: роман Абдула Муиса (1886- 1у59) " Неправильное воспитание", стихи Асмары Хади (р. 1914) и др. К кон. 30-х гг. в творчестве ряда писателей усиливаются реалистич. тенденции (роман " Оковы" Армайна Пане, 1908-70; рассказы X. Б. Яссина, р. 1917; стихи X. Бандахаро, р. 1917). Провозглашение независимости И. (1945) активизировало лит. процесс. Напряжённая экспрессивность поэзии Хайрила Анвара (1922-1949), беспощадная ирония рассказов Идруса (р. 1921), исполненные человечности рассказы и повести Прамудьи Ананты Тура (р. 1925), филос. и социальный роман " Атеист" Ахдиата Картамихард-жи (р. 1911), пьесы Утуя Татанга Сонтани (р. 1920) представляют собой наиболее значит, достижения лит. течения " Поколение 45 года". С нач. 50-х гг. часть крупнейших писателей и драматургов постепенно сближается с Обществом народной культуры (Лекра) (Прамудья Ананта Тур, Утуи Татанг Сон-тани) и иными прогрессивными культурными орг-циями (напр., поэт Ситор Ситуморанг, р. 1923), др. замыкаются в кругу личных проблем (Трисно Сумарджо, 1916-69; Асрул Сани, р. 1926) или эмигрируют (Идрус, Мохаммад Балфас, р. 1922; Ахдиат Картамихарджа). События 1965 привели к разгрому общества Лекра и к репрессиям среди мн. литераторов (Прамудья Ананта Тур; Ривей Апин, р. 1927; Ситор Ситуморанг и др.). Ряд писателей покинул И. К наиболее значит, явлениям совр. лит-ры И. относится начавшее формироваться ещё в сер. 50-х гг. своеобразное почвенничество с отчётливыми нотками гуманизма: стихи и рассказы В. С. Рендры (р. 1935), Рамадана Картахадимаджи (р. 1927), Айна Росиди (р. 1938), проза Тохи Мох-тара (р. 1926). Последние романы Мот-тинго Буше, рассказы Герсона Пойка и др. говорят об интересе их авторов к острым социальным проблемам совр. И. Влияние философии экзистенциализма характерно для романов Ивана Симатупанга (1928-70), опубликованных в конце 60-х гг.

Лит.: Сикорский В., Индонезийская литература. Краткий очерк, М., 1965; Gonda J., Letterkunde van de Indische archipel, Amst., 1946; Poerbatjara-k a R. M. Ng., Kepustakan Djawi, Djakarta, 1952; Pigeaud Т h. G. Th., Literature of Java, v. 1-3, The Hague, 1967-70; R o-s i d i A.. Kesusastran Sunda dewasa ini, Djakarta, 1966; Teeuw A., Modern Indonesian literature, The Hague, 1967; R a f-f e 1 В., The development of modern Indonesian poetry, Albany (N. Y.), 1967; Jassin Н. В., К esusasteraan Indonesia modern dalam kritik dan esei, dj. 1-4, Djakarta, 1967.

Б. Б. Парникель.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал