Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 31 страница. Соч.: La evolucion de las ideas argen-Unas, v






Соч.: La evolucion de las ideas argen-Unas, v. 1-2, B. Aires, 1918 - 20; Los tiempos nuevosj B. Aires, 1921.

ИНХУК, Институт художественной культуры (1920-24) научно-исследовательская организация в области иск-ва и творческое объединение живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, искусствоведов. Организован в Москве в марте 1920 при отделе Изо Наркомпроса. Имел устав и программу.

За время существования И. неоднократно менялись общее направление его работы и организац. структура, обновлялись состав и руководство. Тесно связанный с рядом творч., уч. и н.-и. орг-цин {Вхутемас, Леф), И. был своеобразным дискуссионным клубом и теоретич. центром. Первоначально его деятельность проходила под влиянием " левых" течений в изобразит, иск-ве (беспредметничествс и др.); ставилась задача исследования формальных средств различных видов иск-ва (музыки, живописи, скульптуры и др.) и особенностей их воздействия на зрителя (программа В. В. Кандинского, 1920). В 1921 в И. произошло размежевание между сторонниками этой формальной программы и теми, кто стремился применить в повседневной практич. деятельности результаты экспериментов в области художеств, творчества. С 1921 И., развивая идеи Лефа, занимался теоретич. разработкой проблем конструктивизма и производственного искусства, вёл эксперимент, работу в области художественного конструирования, участвовал в составлении уч. программы Вхутемаса.

В И. сложились художеств, взгляды Н. А. Ладовского и А. А. Веснина, возглавивших два наиболее значит, направления в сов. архитектуре 20-х гг., и возникли первые организац. формы (рабочие группы) созданных позже архит. творч. группировок Аснова и ОСЛ. Активными деятелями И. были Б.И.Арватов, А.В.Бабичев, О. М. Брик, Л. М. Лисицкий, Л.С. Попова, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова.

В те же годы близкие по характеру задачи ставились в ленингр. Гинхуке (Гос. ин-т художеств, культуры; существовал в 1923-27).

Лит.: Программа Инхука, в кн.: Советское искусство за 15 лет, М.-Л., 1933, с. 126 - 139; " Русское искусство", 1923, № 2-3; Из истории советской эстетической мысли, М., 1967, с. 42-43, 45-58, 509-12 (библ.).

С. О. Хан-Магомедов.

ИНХЭ, река на В. Китая, левый приток р. Хуайхэ. Дл.543к.м. Течение преим. равнинное, режим муссонный с летним половодьем. Используется гл. обр. на орошение. На И.-гг. Цзешоу, Фуян, Иншан.

ИНЦИДЕНТ (от лат. incidens, род. падеж incidentis - случающийся), случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение.

ИНЦУХТ (нем. Inzucht), близкородственное скрещивание организмов. Термин чаще употребляется для растений; то же, что инбридинг.

ИНЧХОН, Чемульпо, город и порт в Юж. Корее, в пров. Кёнгидо, на побережье Жёлтого м., близ устья р. Ханган. 525 тыс. жит. (1966). Трансп. узел и крупный пром. центр. Машиностроение и металлообработка (моторосборочный з-д, судостроит. верфь, з-д металлоизделий), сталелитейная и хим. (в т. ч. произ-во азотных удобрений) пром-сть. Произ-во листового стекла и фарфоро-фаянсовых изделий. Крупные текст, ф-ки, мукомольные предприятия, многочисл. кустарные мастерские.

Возникновение первого поселения на месте совр. города относится к первым векам н. э. В средневековье (особенно с конца 14 в.) И. - один из торг, центров Кореи. В конце 19 в. был открыт для иностр. торговли. Гавань И. - место героич. гибели (1904) рус. крейсера ч Варяг" и канонерской лодки " Кореец". В 1919, во время Мартовского нар. восстания в Корее, в И. произошли упорные баррикадные бои населения города с япон. карателями. В 20-30-е гг. И. - один из осн.центров пролетарского движения (возникновение марксистских кружков, проф. орг-ций, крупные стачки 1923-24, 1930-31). Р-н И. -место высадки (8 сент. 1945) амер. войск после освобождения Кореи Сов. Армией, а также амер. десанта (15-16 сент. 1950) во время войны в Корее 1950-53. Используется США как военно-морская база.

ИНЪЕКЦИЯ (от лат. injectio -вбрасывание) (мед.), введение небольшого количества лекарственных жидкостей в ткани и полости тела; то же, что впрыскивание.

ИНЪЕКЦИЯ (геол.), процесс проникновения магматич. материала в различные породы.

ИНЫЛЬЧЕК Южный и Северный, долинные древовидные ледники в Центр. Тянь-Шане, в верховье лев. притока Сарыджаза реки Иныльчек (Кирг. ССР). Южный И., или просто И., - самый крупный в Тянь-Шане и второй (после ледника Федченко) по длине из горно-долинных ледников СССР. Дл. 59, 5 км, пл. более 800 км2; с левой стороны имеет большие притоки - ледники: Звёздочка, Дикий, Пролетарского туризма, Комсомолец и др., в нижнем конце отрезок " мёртвого" льда 14 км дл. Северный И., или ледник Резниченко; дл. 38, 2 км; отделён от Южного И. широтным Срединным хребтом с пиком Хан-Тенгри на В; между его концом и нижней частью Южного И. лежит оз. Мерцбахера.

ИНЫЛЬЧЕКТАУ, Инылчек, горный хребет в Центр. Тянь-Шане, в басе, левых притоков Сарыджаза, протягивающийся субширотно между Иныльчекской и Каиндинской долинами (с ледниками и реками Иныльчек и Каинды) в Кирг. ССР. Вые. до 5697 м, дл. ок. 65 км. Сложен метаморфич. сланцами, известняками, покрыт вечными снегами и ледниками. На склонах-скалы и осыпи, у подножия на 3.- высокогорная полупустыня.

ИНЬ, или Шан, название первой достоверной эпохи истории кит. народа и раннего гос-ва в Китае (16-11 вв. до н. э.). Последняя столица И. находилась близ совр. Анъяна, ус. Сяотунь (пров. Хэнань). В хозяйств, жизни осн. роль играли земледелие и скотоводство, существовали охота и рыболовство. Землю обрабатывали гл. обр. каменными и деревянными орудиями. Ремесл. произ-во достигло значит, развития, в частности изготовление бронз.сосудов, оружия, пек-рых орудий труда, предметов керамики. В период И. появилась иероглифич. письменность-т.н.гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах. Данные археологич. находок и эпиграфич. памятники позволяют делать вывод о значит, имуществ. расслоении, классовой дифференциации в иньском обществе. Угнетённые классы состояли из общинников - осн. непосредственных производителей в земледелии - и рабов. Общинники (чжун, чжунжэнь) фактически находились на положении государственно-зависимых и, по-видимому, немногим отличались от рабов. Рабами были в основном военнопленные. К 14 в. до н. э. уже сложилось гос-во, во главе к-рого стоял ничем не ограниченный царь - вей. Гос-во И. вело длит, борьбу с соседними племенами (туфан, мафан, цян и др.). В 11 в. дон. э. родственное племя чжоу, воспользовавшись обострением классовых противоречий и междоусобной борьбой в гос-ве И., уничтожило его.

Вопрос о характере обществ, строя эпохи И. учёными ещё не решён. Большинство кит. учёных (Го Мо-жо, У Цзэ и др.) считает, что тогда уже существовал развитый рабовладельч. строй, а нек-рые (Люй Чжэнь-юй, Фань Вэнь-лань и др.) даже утверждают, что к концу эпохи совершается переход к феодализму. Но есть учёные, к-рые считают иньское общество переходным от родового к классовому (Чжао Си-юань) или последней ступенью первобытного общества (Юй Син-у). Сов. учёные также расходятся во мнениях. Одни считают иньское общество классовым - раннера-бовладельческим (Л. И. Думан) или развитым рабовладельческим (Р. В. Итс), другие - разлагающимся первобытнообщинным, находившимся на стадии воен. демократии (Т. В. Степугина) или складывающимся классовым обществом (М. В. Крюков, Л. С. Васильев).

Л. И. Думан.

ИНЬВА, река в Коми-Пермяцком нац. окр. Пермской обл. РСФСР, прав, приток Камы. Впадает в Камское водохранилище, подпор от к-рого распространяется на 50 км. Дл. 257 км, пл. басе. 5920 км2. Берёт начало с Верхнекамской возв. Питание преим. снеговое и грунтовое. Ср. годовой расход воды у дер. Агишево (30 км от устья) 29 м3/сек. Замерзает в начале ноября, вскрывается в конце апреля. Крупный приток - Велва (лев.). Сплавная. В низовьях судоходна. На И., при впадении р. Кувы, - г. Кудымкар.

ИНЬ ФУ (псевд.; наст, имя Сюй Бай-ман) (22.6.1909, уезд Сянь-шань, пров. Чжэцзян, - 7.2.1931, Шанхай), китайский поэт. Род. в семье крестьянина. Учился в Шанхае, где установил связи с революц. движением, и в ун-те Тунцзи (1927-29). Участвовал в движении молодых рабочих. Чл. Лиги левых писателей Китая (с 1930). Сотрудничал в изданиях этого лит. об-ва. В 1931 был арестован вместе с др. членами лиги и расстрелян в полицейском участке Лунхуа в Шанхае. Лирика И. Ф. 1925- 1929, гражд. и политич. стихи 1929-31 печатались в журн. " Тайян" (" Солнце"), " Ленин циннянь" (" Ленинская молодёжь") и др. И. Ф. принадлежат сб. рассказов, заметок и драм " Маленькая мама" (1928-30), сб-ки переводов " Советские крестьяне" (1928), " Советские пионеры" (1930), " В. И. Ленин о любви" (1930). В романтич. стихах И. Ф., испытавшего влияние Ш. Петёфи, любовная лирика сочетается с призывами к борьбе.

Соч. в рус. пер.: Слова, омытые кровью, М., 1964.

Лит.: Матков Н. Ф., Инь Фу- певец китайской революции, М., 1962.

ИНЬЧУАНЬ, Нинся, город в сев. части Китая, на р. Хуанхэ. Адм. ц. Нинся-Хуэйского авт. р-на. 60 тыс. жит. (1956). Пристань. Машиностроение, радиотехнич., электронная, хим., текст, (шерстяная) пром-сть. ТЭС. Центр с.-х. р-на Иньчуанской равнины.

ИНЬШАНЬ, горы на С. Китая, во Внутр. Монголии, к С. и С.-В. от р. Хуанхэ. Состоят из ряда хребтов, расположенных кулисообразно (Ланшань, Шэйтэн-Ула, Улашань, Дациншань) и разделённых долинами. Общая дл. до 650 км, вые. до 2400 л. Сев. склоны хребтов обычно пологи, южные - крутые и обрывистые. Сложены гл. обр. древними кристаллич. породами (граниты, гнейсы). Добыча кам. угля (у г. Шигуайгоу) и жел. руд (у г. Баян-Обо). В пригребне-вых частях на юж. склонах - горные степи, по ущельям сохранились сосняки и берёзовые рощи, по долинам рек - заросли лавролистного тополя, в ниж. частях сев. склонов - полупустыни.

ИНЬЯМБАНЕ, (Inhambane), город на Ю.-В. Мозамбика. 65 тыс. жит. (1961, с пригородами). Порт на побережье Мозам-бикского прол. Индийского ок. Ж.-д. ст. Шоссе соединён с портом Лоренсу-Маркиш. Вывоз сахара, хлопка, лесоматериалов, копры. Ф-ка по очистке орехов кешью. И. - центр скотоводства страны.

" ИНЮРКОЛЛЕГИЯ", Иностранная юридическая коллегия, в СССР специализированная юридич. консультация по вопросам меж-дунар. частного права. Образована в 1937 при Моск. гор. коллегии адвокатов для ведения за границей гражд. дел сов. граждан и организаций и осуществления представительства по гражд. делам иностр. юридич. и физич. лиц в СССР. " И." ведёт наследств., пенсионные, бракоразводные дела, дела о взыскании алиментов, об истребовании страховых вознаграждений и вкладов, о возмещении ущерба, дела, вытекающие из договоров морской, ж.-д. и воздушной перевозок, внешнеторговых сделок и др. Наряду с этим " И." оказывает сов. гражданам и иностранцам юридич. помощь путём наведения различных справок, розыска документов, даёт консультации по вопросам сов. и иностр. права. Работу по защите личных и имуществ. прав сов. граждан и организаций за границей " И. " проводит через своих корреспондентов - иностр. адвокатов, к-рые в соответствии с законодательством своей страны вправе выступать представителями иностранцев.

ИНЯ, река в Кемеровской н Новосибирской обл. РСФСР, прав, приток Оби. Дл. 663 км, пл. басе. 17 600 км2. Берёт начало и протекает преим. в пределах Кузнецкой котловины. Питание гл. обр. снеговое. Ср. годовой расход воды у дер. Кайлы (119 км от устья) 45, 6 л3/сек. Замерзает в начале ноября, вскрывается в сер. апреля. Крупные лев. притоки - Касьма, Ур, Бачат. Весной И. и её притоки - сплавные. На И.- гг. Ленинск-Кузнецкий, Тогучин, при впадении в Обь - г. Новосибирск.

ИНЯ, река в Хабаровском крае РСФСР. Дл. 330 км, пл. басе. 19 700 км2. Берёт начало на сев.-вост. оконечности хр. Сунтар-Хаята из оз. Хэл-Дели. При впадении в Охотское м. разбивается на рукава. Питание снеговое н дождевое. Весеннее половодье, летом дождевые паводки. Наиболее крупный приток - Нилгысы (прав.).

ИО, в древнегреческой мифологии жрица богини Геры, пленившая своей красотой Зевса. По одному из вариантов мифа, Гера из ревности к мужу (Зевсу) превратила И. в корову и приставила к ней стража - многоглазого великана Аргуса, к-рого убил Гермес. Тогда Гера наслала на И. чудовищного овода. Спасаясь от его укусов, И. достигла Египта, где вновь обрела человеческий образ. Согласно мифологич. генеалогии, потомками И. были Данаиды.

ИО, спутник планеты Юпитер. Диам. 3470 км, среднее расстояние от центра планеты 421 600 км. И.- один из четырёх ярких спутников Юпитера, открытых Г. Галилеем в 1610 при помощи первого телескопа. Назв. по имени Ио.

ИОАН ВОДЭ Грозный (г. рожд. неизв.-ум. 14.6.1574), молдавский господарь с 1572; см. Иван Лютый.

ИОАНН (loannes) в Византии. Наиболее значительны: И. I Цимисхий (ок. 925, Иераполис, - 10.1.976, Константинополь), император Визант. империи с 969. Знатного малоазийского (армянского) рода Куркуасов. Захватив престол в результате аристократич. переворота, пошёл на ряд уступок визант. церкви, в частности отменил антицерк. законодательство Никифора II Фоки. И. I удалось вытеснить из Болгарии отряды киевского князя Святослава (971) и подчинить сев.-вост. Болгарию; в 974-975 визант. войсками была занята Тивериада и др. сирийские города. И. I подавил мятежи визант. феод, знати, возглавлявшейся Фоками.

Лит.: История Византии, т. 2, М., 1967, гл. 7-8.

И. II Комнин (13. 9. 1087, Константинополь, - 1143, Киликия), император Визант. империи с 1118. Из династии Комнинов. Опирался на феод, знать и гл. обр. на обширный род Комнинов и их вассалов. И. II удалось одержать победы над печенегами (1122), сербами (ок. 1124), венграми (1129), сельджуками (1135), разгромить Киликийскую Армению (ок. 1136) и подчинить Антиохию (1137). Пр-вом И. II была проведена реформа флота, направленная на централизацию его управления.

Лит.: ИсторияВизантии, т. 2, М., 1967, гл. 12-13; Chalandon F., Les Com-nene, t. 2, P., 1912.

И. III Дука Ватац (1193, Дидимотика, Фракия, - 3. 11. 1254, Нимфей), император Никейской империи с 1222. В борьбе с Латинской империей опирался на горожан и свободное крестьянство горных областей М. Азии. К 1225 отвоевал у латинян почти все владения в М. Азии, о-ва Самос, Лесбос и др., в 1235 утвердился во Фракии, вступив в союз с болг. царём Иваном II Асенем. В 1242 верх. власть И. III признали Фессалоники, а в дек. 1246 он вступил в город, не оказавший ему никакого сопротивления. В 1252 И. III вынудил к вассальной зависимости правителя Эпира, к-рый уступил ему зап.-македонские земли и ало. Кройю. При И. III Никейская империя стала сильнейшим гос-вом в басе. Эгейского м.

Лит.: История Византии, т. 3, М., 1967, гл. 3-4.

И. VI Кантакузин (ок. 1293, Константинополь, - 15.6.1383, Мистра), император Визант. империи в 1341-54. В правление Андроника III Палеолога (1328-41), будучи великим доместиком (главнокомандующим императорских войск), сосредоточил в своих руках всю полноту власти; проводил политику в интересах провинц. знати. После смерти Андроника III стал в 1341 регентом малолетнего ИоаннаV Палеолога. В том же году возглавил мятеж против Иоанна V; в окт. 1341 феод, магнаты провозгласили его императором. В 1347 И. VI овладел Константинополем. Иоанн V номинально был объявлен соправителем И. VI. В 1349 И. VI подавил восстание зилотов. Внутр. и внеш. политика И. VI была враждебна интересам гор. ремесленников, купцов, предпринимателей. В борьбе с политич. противниками И. VI опирался на турок-османов и позволил им укрепиться на европ. берегу. Всеобщее недовольство правлением И. VI вынудило его отречься от престола и в 1355 постричься в монахи. Написанная им в монастыре " История", охватывающая события 1320-56, хотя и тенденциозна (И. VI стремится оправдать свою политику), является одним из лучших ист. поздне-византийских памятников: автор её, стоявший в центре событий, отличается наблюдательностью; " История" основана на документах, содержит большой фак-тич. материал.

Соч.: Historiarum libri IV, v. 1-3, Bonnae, 1828-32.

Лит.: История Византии, т. 3, М., 1967, гл. 9. Г. Г. Литаврин.

ИОАНН, Иван, древнерусский зодчий 12 в. Построенный И. (до 1159) Спасский собор Спасо-Евфросиниевского монастыря (ныне в черте Полоцка) - наиболее совершенное произведение полоцкого зодчества 12 в. И. впервые в др.-рус. зодчестве отступил от обычных до того решений крестово-купольного здания: приподнял основание барабана, выступающее над центральным кубом храма своими трёхлопастными закомарами, понизил апсиду и западный притвор, благодаря чему композиция приобрела башнеоб-разный характер и напряжённую динамику. И. приписывают также авторство двух церквей в полоцком Бельчицком монастыре (обе 1-й пол. 12 в., в руинах). Ил л. см. в ст. Полоцк.

Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 3, М.- Л., 1966, с. 585-87.

ИОАНН II ДОБРЫЙ (Jean II 1е Воп) (16. 4. 1319, замок Ге-де-Молюи, близ Манса, - 8. 4. 1364, Лондон), французский король (с 1350) из династии Валуа. Правил в период Столетней войны. После поражения франц. войск при Креси (1346) воен. и финанс. положение Франции было очень тяжёлым; ради получения денег для ведения воен. действий И. II созвал в 1355 Ген. штаты, к-рые согласились на субсидии лишь при условии их контроля над расходами. Однако удалось получить только часть необходимых денег. В битве при Пуатье (1356) войска И. II потерпели поражение от англ, войск, а сам И. II попал в плен; в 1357 был перевезён в Лондон. В 1359 И. II подписал Лондонский договор, по к-рому уступал англичанам половину своего королевства и обещал выкуп в 4 млн. золотых экю (договор был дезавуирован правившим в отсутствие И. II дофином Карлом). После подписания мира в Бретинъи на условиях последующей уплаты выкупа в 3 млн. золотых экю И. II в дек. 1360 вернулся в Париж. Однако ввиду неуплаты выкупа полностью и бегства из Англии заложника (сына И. II) возвратился в 1364 в Лондон, где вскоре умер.

ИОАНН XXIII (Joannes), в миру - Анджело Джузеппе Ронкалли (Angelo Giuseppe Roncalli) (25. 11. 1881, Сотто-иль-Монте, Берга-мо, - 3.6.1963, Ватикан), папа римский, избран в 1958. В 1925-53 представитель Ватикана в ряде стран. В 1953-58 патриарх Венеции. В сане кардинала с 1953. И. XXIII начал проводить новый курс ватиканской политики, направленный на приспособление католич. церкви к изменившимся в мире условиям. Выступал за мирное сосуществование гос-в с различным обществ, строем, за разоружение и мирное решение спорных меж-дунар. вопросов. В целях принятия католич. церковью нового курса и укрепления её позиций созвал (в 1962) 2-й Ватиканский собор.

ИОАНН БЕЗЗЕМЕЛЬНЫЙ (John Lackland) (24.12.1167, Оксфорд, - 19.10.1216, Ньюарк), английский король (с 1199) из династии Плантагенетов. Младший сын Генриха II (прозван " Безземельным" потому, что, в отличие от старших братьев, не получил владений во Франции). В результате неудачной войны с Францией 1202-04 потерял значит, часть англ, владений на континенте. В 1207 вступил в открытый конфликт с рим. папой Иннокентием III из-за своего отказа признать назначенного папой нового архиепископа кентерберийского. После того как Иннокентий III наложил на Англию интердикт (1208), а затем низложил И. Б. (1209), последний в 1213 полностью покорился папе, признав себя его вассалом. Фискальный и политич. нажим И. Б. на крупных феодалов - баронов, сопровождавшийся откровенным произволом, а также его неудачи во внеш. политике вызвали в Англии в 1215 восстание баронов, к-рое было поддержано рыцарями и горожанами, недовольными резким увеличением налогов. И. Б. был вынужден подписать Великую хартию вольностей. После отказа И. Б. соблюдать хартию бароны в 1216 начали против него войну, во время к-рой он умер.

Лит.: Петрушевский Д. М., Очерки из истории английского государства и общества в средние века, 4 изд., М., 1937; Пти-Дютайи Ш., Феодальная монархия во Франции и в Англии X-XIII вв., пер. с франц., М., 193.8. Е. В. Гутнова.

ИОАНН БЕССТРАШНЫЙ (Jean sans Peur) (28.5.1371, Дижон, - 10.9.1419, Монтро), герцог Бургундии с 1404. Глава феод, группировки бургиньонов, И. Б. в правление слабоумного короля Франции Карла VI (1: 380-1422), борясь за власть, организовал в 1407 убийство своего соперника - герцога Людовика Орлеанского, возглавлявшего арманьяков (см. Арманъяки и бургинъоны), после чего захватил руководящую роль в правлении Францией. Пытался использовать в борьбе с арманьяками движение кабошъенов, но в решающий момент предал его. В 1413 был оттеснён от власти арманьяками. В возобновившейся Столетней войне И. Б. вступил в тайный союз (окт. 1416) с англ, королём Генрихом V. И. Б. после взятия им Парижа в 1419, испугавшись воен. успехов англичан, угрожавших Парижу, стал искать сближения с франц. королём. Во время переговоров с дофином (впоследствии король Карл VII) был убит его приверженцем.

Лит.: Pocquet du Haut-Jusse В.-A., La France gouvernee par Jean sans Peur. P., 1959; David H., Du nouveau sur Jean sans Peur, Dijon, 1959; Vaughan R., John the Fearless, L., 1966.

ИОАНН БОГОСЛОВ, в новозаветных легендах один из апостолов, ученик Иисуса Христа; сын галилейского рыбака Зеведея. По утверждению Папяя, епископа Иерапольского (1-я пол. 2 в.), И. Б. был убит в 60-х гг. 1 в. Согласно позднейшей христ. традиции, И. Б. дожил до рубежа 1-2 вв. (закончил жизнь в Эфесе). Христ. церковь приписывает И. Б. ряд соч., включённых в Новый завет: 4-е евангелие, три послания и Апокалипсис (в действительности являющихся сочинениями различных авторов).

ИОАНН ВОРОТНЕЦИ (1315-1386), армянский философ, педагог и церк.-политич. деятель; см. Ованес Воротнеци,

ИОАНН ДАМАСКИН (I5anr.es Damaskenos) (p. ок. 675, Дамаск, - ум. до 753), византийский богослов, философ и поэт. Род. в христ. арабской семье. Получил энциклопедич. образование в греч. духе. По-видимому, был приближённым халифа; затем стал монахом (до 700). Выступал как ведущий идейный противник иконоборчества.

И. Д. - завершитель и систематизатор греч. патристики. К новизне идей и оригинальности теорий он не стремился, верный своему девизу: " Я не скажу ничего от себя". Всесторонность познаний И. Д. позволила ему соединить разнородный идейный материал в единую замкнутую систему. Решая задачу упорядочения наук под эгидой церк. догмы и на основе аристотелевской логики, И. Д. создал основы схоластич. метода (см. Схоластика), позднее получившего развитие у ср.-век. теологов Запада, учившихся у И. Д. Гл. соч. И. Д. -" Источник знания"; это компендиум филос. и богословских сведений, предвосхищающий " суммы" зап. схоластов; лат. перевод его третьей части, осуществлённый в сер. 12 в., оказал влияние на Петра Ломбардского, Альберта Великого, Фому Аквинского. Соч. И. Д. получили распространение также в вост.-христ. странах: Грузии, Древней Руси и др. Высказываемая И. Д. мысль о подчинённом положении философии по отношению к теологии повлияла на дальнейшее формулирование этого тезиса в зап. схоластике (прежде всего у Петра Дамиани).

В историю лит-ры И. Д. вошёл как выдающийся поэт, создавший ряд знаменитых церк. песнопений. В литургич. лирике он реставрирует антич. просодию, доводит до необычайной усложнённости архитектонику канона, дополняя её хитроумными акростихами и превращая как бы в кристаллич. структуру, действующую на воображение своей продуманностью и стройностью. Наряду с этим он способен на выражение простого и сердечного чувства (напр., в погребальном гимне " Какая сладость в жизни сей..."). Принадлежность И. Д. романа " Варлаам и Иоасаф" является спорной.

Соч.: Opera omnia, t. 1-3, P., 1860 (Patrologiae cursus completus, ser. graeca, accur. J.-P. Migne, t. 94 - 96); Schriften, Bd 1-, В., 1969 -; врус. пер.- Поли. собр. творений, т. 1, СПБ, 1913; в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2. М., 1969, с. 621 - 26; Памятники византийской литературы IV -IX веков, М., 1968, с. 270-80. С. С. Аверинцев.

ИОАНН ДРАСХАНАКЕРТЦИ, Иоaннeс (889-931), армянский историк; см. Ованес Драсханакертци.

ИОАНН ДУНС СКОТ (Joannes Duns Scotus) (ок. 1266, Макстон, Шотландия, - 8.11.1308, Кёльн), средневековый философ-схоласт; монах-францисканец. Учился в Оксфорде и Париже. Преподавал в университетах Оксфорда, Парижа, Кёльна и других городов. Крупнейший представитель францисканского направления в схоластике. Учение И. Д. С. противостоит доминиканской схоластике, нашедшей законченное выражение в системе Фомы Аквинского. Критикуя последнего, И. Д. С. ставит во главу угла не интеллект, а волю, не умственное созерцание бога, а единение с ним через акт воли. Теология для И. Д. С. - прежде всего " практич. мудрость", необходимая для " врачевания духа". И. Д. С. считал невозможным и ненужным построение завершённой филос.-теологич. системы, в частности рационально разработанной этики: человеческие действия определяются в зависимости от того, соответствуют ли они божьей воле; то, что противоречит ей и не исходит от любви, есть грех. В онтологии для И. Д. С. характерно передвижение акцента от абстрактно-всеобщего бытия к бытию индивидуальному как наиболее совершенному. И. Д. С. вводит спец. понятие, характеризующее не класс предметов, а данную единичную, " эту" вещь (haec ceitas).

Учение И. Д. С. выразило собой глубокий мировоззренч. кризис ср.-век. культуры. Не будучи замкнутой системой, оно открывало широкие возможности для творчества не столько на путях интеллектуальных построений, сколько на путях мистики. Из идей И. Д. С. в определённой мере исходили У. Оккам и ок-камисты.

С о ч.: Opera omnia..., v. 1-Civitas Vaticana, 1950; в рус. пер., в кн.: Антология мировой Философии, т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 877-890.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 474 - 76; Штёкль А., История средневековой философии, пер. [с нем.], М., 1912, гл. 6; Harris С. R. S., Duns Scotus, v. 1-2, L.- Oxf., 1927; Gilson E., Joan Duns Scot, P., 1952; Copleston Fr. Ch., History of philosophy, v. 2, Oxf., 1965.

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (loannes Chrysostomos) (между 344 и 354, Антиохия, - 14.9.407, около Команы, Понт), константинопольский патриарх (с 398), видный идеолог вост.-христ. церкви. Получил образование в школе языч. ритора Лива-ния (Антиохия). Блестящий оратор (отсюда его прозвище, с 6 в.), автор мн. проповедей, панегириков, псалмов, комментариев к Библии. В проповедях ярко рисует обществ, и религ. жизнь своего времени. И. 3. активно выступал против воен. засилья готов в Константинополе и соответственно против арианства. Способствовал изгнанию готов из Константинополя в 400. Хотя И. 3. не призывал к реформе обществ, строя (в частности, к отмене рабства) и субъективно стремился к укреплению позиций господств, класса и церкви, его критика пороков высших слоев общества (роскоши императорского двора, развращённости высшего духовенства и т. п.) вызвала недовольство константинопольского пр-ва; И. 3. был низложен в 403, затем, возвращённый на патриарший престол, вновь был низложен в 404 и сослан в Кукуз (Малая Армения). Причислен христ. церковьюк лику святых. Ему ошибочно приписывается православной церковью литургия (т. н. литургия И. 3.).

Соч.: Opera omnia, t.l -13, P., 1858-60 (Patrologiae cursus completus, ser. graeca, accur J.-P. Migne, t. 47-64); в рус. пер.- Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста..., т. 1-12, СПБ, 1895-1906.

Лит.: Курбатов Г. Л., Классовая сущность учения Иоанна Златоуста, " Ежегодник музея истории религии и атеизма", 1958, в. 2; Вaur Ch., Der heilige Johannes Chrysostomus und seine Zeit, Bd 1 - 2, Munch., 1929-30.

ИОАНН ЗОНАРА (loannes Zonaras) (г. рожд. неизв. - ум. после 1159?), византийский хронист, церковный писатель. Видный сановник при дворе имп. Алексея I Комнина. Выражая интересы высшей столичной знати, находился в оппозиции к Комнинам. Автор все-мирно-историч. хроники от " сотворения мира" до 1118 (представляющей собой в основном пересказ антич. и ср.-век. авторов; оригинальные сведения сообщает лишь по истории Византии рубежа 11 - 12 вв.). И. 3. составил также комментированный сборник канонич. права, толковый словарь; писал церк. стихи.

Соч.: Epitomae historiarum, v. 1 - 6 Lipsiae, 1868 - 75; Epitomae historiarum libri XIII-XVIII, т. 3, Bonnae, 1897.

ИОАНН ИМАСТАСЕР (p. ок. 1045/55 - ум. 1129), армянский учёный, философ и богослов; см. Ованес Имастасер.

ИОАНН ИТАЛ (loannes Italos) (2-я пол. 11 в.), византийский философ. Ученик Михаила Пселла и его преемник в сане " консула философов". Довёл воспринятое им от учителя тяготение к антич. идеалистич. рационализму (прежде всего к платонизму) до прямого конфликта с христианством и церк. ортодоксией. Его учение было по приказу имп. Алексея I Комнина рассмотрено на церк. соборе 1082 и предано анафеме. В православном Синодике И.И. было вменено в вину отрицание воплощения бога и принятие платоновской доктрины об идеях, отягощённое признанием предвечности идей и материи (см. А. Ф. Лосев, Очерки античного символизма и мифологии, М., 1930, с. 847-48). Учение И. И. оказало влияние на груз, мыслителя Иоанэ Петрици. Соч.: Opuscula selecta, fasc. 1 - 2, Tphi-lisiis, 1924 - 26; в рус. пер., в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 627-29.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал