Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 32 страница






Лит.: Успенский Ф., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; его же, Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси, "Изв. Русского Археологического ин-та в Константинополе", 1897, т. 2. С. С. Аверинцев.

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ,Иоанн Предтеча, согласно евангельской мифологии, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие мессии (Христа); жил в пустыне (подражал ветхозаветному пророку Илье), обличал пороки общества и призывал к покаянию; крестил Иисуса Христа. Упоминание об И. К. имеется у Иосифа Флавия (1 в. н. э.), писавшего, что Иоанн жил, когда Галилеей правил Ирод Антипа (1-я пол. 1 в.); в угоду своей любовнице Иродиаде Ирод заключил И. К. в тюрьму, а затем приказал отсечь ему голову. Изображения И. К. распространены в живописи (А. Верроккьо, Леонардо да Винчи, П. Брейгель, А. А. Иванов и др.) и в скульптуре (Донателло, О. Роден и др.). В ср.-век. иконописи одна из трёх обязательных фигур Деисуса (Христос, богоматерь, И. К.).

ИОАНН ЛЕЙДЕНСКИЙ(Jan van Leiden, Johann von Leiden), Ян Бокелзон (Jan Beukelszoon, Bokelson) (ок. 1509, близ Лейдена, - 23.1.1536, Мюнстер), один из главных руководителей нидерл. анабаптистов, глава Мюн-стерскои коммуны (с апр. 1534 по июнь 1535). Сын помощника деревенского старосты Яна Бокела (Beukel, отсюда Бокел-зон) и вестфальской крестьянки. В Лейдене обучился ремеслу портного. По торг.-ремесл. делам ездил в Англию, а также во Фландрию и Португалию. В 1533 примкнул к главе нидерл. анабаптистов Яну Матису, крестился у него и стал одним из его "апостолов". 13 янв. 1534 приехал по распоряжению Яна Матиса в Мюнстер. Захватив вместе с др. анабаптистами в февр. 1534 власть в городе, стал в Мюнстере ближайшим помощником Яна Матиса, после гибели к-рого (5 апр. 1534) фактически возглавил совет "12 старейшин"-верховный орган власти коммуны. Позднее был провозглашён "царём Нового Сиона" (Мюнстера) и сосредоточил в своих руках неогранич. власть в осаждённом городе. Провёл ряд мер уравнит. характера, блестяще организовал оборону Мюнстера, предпринимал попытки распространить восстание на соседние вестфальские города и Сев. Нидерланды. При захвате Мюнстера войсками мюнстерского епископа 25 июня 1535 попал в плен; позднее был казнён. Лит. см. при ст. Мюнстерская коммуна. А. Н. Чистозвонов.

ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК(ум. между 650 и 680), византийский религ. писатель. Был настоятелем монастыря на Синае. Его соч. "Лествица, возводящая к небесам" - аскетико-дидактич. трактат о ступенях на пути самоусовершенствования (отсюда заглавие) и о подстерегающих монаха нравств. опасностях. Этот трактат, вместивший в себя богатый опыт психологич. самонаблюдения и обильно оснащённый повествоват. материалом, был переведён на мн. (в т. ч. лат. и араб.) яз., пользовался большой популярностью у ср.-век. читателей Греции, Палестины, Сирии, Грузии, Сербии, Болгарии, Руси и др. стран, оказав влияние на нравственность, лит-ру, фольклор и иконографию изобразит, иск-ва этих стран.



Соч.: Scala Paradisi, P., 1864 (Patrolo-giae cursus completus, ser. graeca, accur. J.-P. Migne, t. 88); в рус. пер.- Лествица, возводящая к небесам, М., 1908.

Лит.: Богдановил Д., 1ован Лествичник..., Београд, 1968. С. С. Аверинцев.

ИОАНН МАЛАЛА(loannes Malalas) (ок. 491-578), византийский хронист. Видимо, сириец по происхождению. Биография И. М. неизвестна. Иногда его отождествляют с константинопольским патриархом Иоанном III Схоластиком (565-577), составителем сборника церк. правил. В сохранившейся рукописи 11 в. (возможно, передающей позднюю переделку первонач. текста) хроника И. М. начинается с легендарной истории египтян и доходит до 563. Хроника содержит много занимат., но недостоверных преданий. Первая часть её сосредоточена вокруг истории Антиохии, во второй - в центре внимания Константинополь.

Хроника содержит интересный материал по истории Византии 6 в. Переведена на слав, и груз. яз. (слав, перевод 10-11 вв. содержит более подробный текст, чем сохранившаяся греч. рукопись).

Соч.: Chronographia, Bonnae, 1831.

Лит.: Мещерский Н. А., Два неизданных отрывка древнеславянского перевода "Хроники" Иоанна Малалы, в сб.: Византийский временник, т. 11, М., 1956; Удальцова 3. В., Хроника Иоанна Малалы в Киевской Руси, в сб.: Археографический ежегодник за 1965 г., М., 1966, с. 47 - 58. А. П. Каждан.



ИОАНН САРКАВАГ,Иоаннес (1045-1129), армянский учёный; см. Ованес Имастасер.

ИОАНН СКИЛИЦА(loannes Skylitses) (гг. рожд. и смерти неизв.), византийский чиновник, хронист 11 - нач. 12 вв. Его "Обозрение истории" охватывает период 811-1057; основано на разнородных источниках, отражавших интересы различных группировок визант. знати; отсюда нередки противоречия, нарушение последовательности изложения. Произв. И. С. - важнейший памятник истории Византии 2-й пол. 10-1-й пол. 11 вв., поскольку источники, использованные автором для написания этойчасти хроники, ныне утеряны. Хроника И. С. (до сих пор не изданная) полностью включена во всемирную хронику Георгия Кедрина (12 в.). Принадлежность И. С. т. н. Продолжения хроники И.С., охватывающего 1057-1079/80, остаётся спорной.

Лит.: Каждан А. П., Из истории византийской хронографии X в., в сб.: Византийский временник, т. 20, М., 1961.

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА(Johannes Scotus Eriugena), Эригенa (Erigena) или Иеругена (lerugena) (ок. 810-ок. 877). средневековый философ. По происхождению ирландец; переехал во Францию и в нач. 840-х гг. появился при дворе Карла Лысого, где был высоко ценим за свою необычную учёность. Покровительство монарха позволяло И. С. Э. вести отрешённую жизнь учёного и сохранять независимость по отношению к требованиям церк. кругов.

В умств. атмосфере Запада той эпохи И. С. Э. представляет собой одинокое явление. К варварскому богословствова-нию зап. клириков он не может относиться всерьёз, к Августину высказывает почтение, но отчуждённость; его подлинная духовная родина - мир греч. мысли, его филос. вера - платонизм и неоплатонизм, получивший христ. оформление в творчестве греч. авторов Оригена, Григория Нисского, Псевдо-Ареопагита (см. Ареопагитики) и Максима Исповедника (труды Псевдо-Ареопагита и Максима И. С. Э. впервые перевёл на лат. язык и занимался их истолкованием). И. С. Э. решительно настаивает на примате разума перед авторитетом религ. предания. Дистанции между идеалистич. умозрением и христ. откровением, между философией и верой для него не существует. Его гл. соч. "О разделении природы" уводит тенденции пантеизма так далеко, что объединяет бога и мир в едином понятии "сущего", или "природы", проходящей 4 стадии диалектич. самодвижения: 1) "природа творящая и не сотворённая", т. е. бог как предвечная первопричина всех вещей; 2) "природа сотворённая и творящая", т. е. платоновский мир идей, локализованный в интеллекте бога; 3) "природа сотворённая и не творящая", т. е. мир единичных вещей; 4) "природа не сотворённая и не творящая", т. е. снова бог, но уже как конечная цель всех вещей, вбирающая их обратно в себя на исходе мирового процесса. В полном согласии с Псевдо-Ареопагитом и в резком отличии от Августина И. С. Э. понимает бога не как личность, описываемую по аналогии с человеч. личностью, но как присутствующее во всём и одновременно запредельное бытие, не поддающееся предметному постижению даже для самого себя: "Бог не знает о себе, что он есть, ибо он не есть никакое „что"" (De divis nat. 11, 28). Доктрина И. С. Э.представляет собой последоват. идеалистич. монизм: всё выходит из бога и возвращается в бога; И. С. Э. отрицает сущностную реальность зла - оно существует только как "ничто", как своё самоотрицание. Мистич. учение И. С. Э. о человеке, ориентированное на перспективу его просветления и обожествления, продолжает традиции Максима Исповедника и предвосхищает нем. мистика Мей-стера Экхарта. Принимая учение Платона о примате общего над единичным, И. С. Э. явился одним из основателей и радикальнейших представителей ср.-век. реализма. В целом грандиозные умств. построения И. С. Э. были чужды его эпохе, и его творчество не нашло настоящих продолжателей; лишь в 13 в. его пантеистич. идеи подхватываются еретич. мыслителями и одновременно подвергаются церк. осуждению (напр., на поместном Парижском соборе в 1210). В общей история, перспективе система И. С. Э. лежит на линии, идущей от Платона и Плотина через Прокла, Псевдо-Ареопагита, Максима Исповедника и Николая Кузанского к нем. идеализму кон. 18 - нач. 19 вв. И. С. Э. писал также стихи. В его поэтич. опытах, где в лат. речь вкраплено необычайное количество греч. слов, ярко сказалась воодушевлявшая его тоска по эллинской духовности и любовь к одинокой, самоцельной игре ума. Соч.: Opera quae supersunt omnia, P., 1865 (Patrologiae cursus completus, ser. lati-na, accur. J.-P. Migne, t. 122); в рус. пер., в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 787 - 94; Памятники средневековой латинской литературы IV - IX веков, М., 1970, с. 358-60.

Лит.: Брнллиантов А.. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены, СПБ, 1898; История философии, т. 1, М., 1940 (см. по указат. имен); Dоггiеs Н.. Zur Geschichte der Mystik Erigena und des Neoplatonismus, Tubingen, 1925. С. С. Аверинцев.

ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ(John of Salisbury, Johannes Saresberiensis) 1115 или 1120, Солсбери, - 25.10.1180, Шартр (?)], английский богослов. Будучи секретарём архиепископа кентерберийского Т. Бекета, поддерживал его в борьбе с англ, королём Генрихом П. Бекету посвящено осн. соч. И. С. "Поликратикус", в к-ром изложены политич. и этич. воззрения автора (в частности, обоснование идеи верховенства духовной власти над светской), а также представлены сведения по истории философских учений. И. С. принадлежат трактат "Металогикус" (введение в логику Аристотеля) и "Папская история", охватывающая 1143-52.

ИОАНН ЦЕЦА(loannes Tzetzes) (1110- 1185), византийский писатель. Автор написанной гекзаметром поэмы на гомеровские сюжеты; небольшой драмы, в к-рой действуют мудрец (сам автор), жалующийся на печальное положение учёных, и крестьянин, а также музы и хор; трактатов по метрике и грамматике, комментариевк др.-греч. поэтам и философам. Осн. соч. И. Ц. "Книга историй" содержит ценные историко-литературные и мифологии, сведения.

Соч.: Historiarum variarum chiliades, Lpz., 1826.

Лит.: Krumbacher К., Geschichte der byzantinischen Literatur, 2 Aufl., Munch., 1897.

ИОАННИСЯНАбгар Рубенович [р. 30. 5 (12.6). 1908, Тбилиси], еоветский историк, акад. АН Арм. ССР (1947). Чл. КПСС с 1944. В 1938-46 проректор Ереванского ун-та, в 1947-53 директор Ин-та истории АН Арм. ССР, в 1949-60 академик-секретарь Отделения обществ, наук АН Арм. ССР, в 1960-63 и с 1967 вице-президент АН Арм. ССР. Осн. труды по истории утопич. социализма, освободит, движений арм. народа и присоединения Закавказья к России. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Генезис общественного идеала Фурье, М.-Л., 1939; Иосиф Эмин, Ер., 1945; Россия и армянское освободительное движение в 80-х гг. XVIII ст., Ер., 1947; Присоединение Закавказья к России и международные отношения в начале XIX ст., Ер., 1958; Шарль Фурье, М., 1958; Коммунистические идеи в годы Великой Французской революции, М., 1966.

ИОАННИСЯНАшот Гарегинович [р. 5 (17).6.1887, Шуша, Азербайджан], советский историк, акад. АН Арм. ССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1906. Активный участник революц. движения в Закавказье. Проф. Лазаревского ин-та в Москве (1918-19), Ереванского ун-та (1921-26), Ин-та национальностей СССР (1929-34). В 1920-21 нарком просвещения Армении, в 1922-27 первый секретарь ЦК КП(б) Армении. В 1936-37 зам. директора Ин-та истории АН СССР, с 1954 ст. науч. сотрудник этого ин-та. Осн. труды по истории обществ, движений и политич. мысли арм. народа ("Налбандян и его время", т. 1-2, 1955- 1956; "Очерки истории армянской освободительной мысли", кн. 1-2, 1957-59).

ИОАННИСЯНИоаннес Мкртичевич [14(26).4.1864, Вагаршапат, -29.9.1929, Ереван], армянский поэт. Род. в семье крестьянина. Учился в Лазаревском ин-те в Москве. В 1888 окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та. До 1912 был учителем. И. приветствовал Великую Окт. социалистич. революцию, принял участие в строительстве новой жизни, работал в Законодат. комиссии при Совнаркоме Арм. ССР (с 1922). Поэт выпустил три сб-ка "Стихотворения" (1887, 1908, 1912). Ранние стихи принадлежат к лучшим образцам арм. гражд. лирики. И. показал жестокую эксплуатацию крестьянства, тяжёлый труд хлебороба ("Прощайте, солнце и весна", "Ашуг", "Араз", "Алагяз побелел, застылый^ и др.). Нек-рые его стихи окрашены в трагич. тона ("Бывают минуты", "Верю в то, что бессмертен" и др.). Опираясь на нар. предания, И. создал классич. обработки песен старинных арм. певцов (гусанов), баллады и легенды ("Царь Артавазд", "Рождение Ваагна" и др.), в к-рых проповедовал освободит, идеи. Творчество И. сыграло большую роль в развитии арм. поэзии, в т. ч. советской; он проложил путь О. Туманяну и А. Исаакяну. И. - мастер любовной лирики и певец природы. Стихам И. присущи пластич. выразительность, свежесть сравнений и метафор. Переводы из Гомера, А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, П. Я. Якубовича, А. Мицкевича, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Г. Гейне и др. поэтов до сих пор являются образцовыми.

Соч.:В рус. пер. - Стихотворения, Ер., 1940; Избранное, М., 1949; Лирика, М., 1963.

Лит.: История армянской советской литературы, М., 1966; Хитарова С., Поэзия Иоаннисяна, М., 1968.

ИОАННИТЫ,госпитальеры, члены духовно-рыцарского ордена, основанного в Палестине крестоносцами в нач. 12 в. Названы по иерусалимскому госпиталю св. Иоанна (дому для паломников, от лат. hospitalis - странноприимный), в к-ром после 1-го крестового похода находилась первоначальная резиденция рыцарей - основателей ордена. В 1113 папой был утверждён устав И. Помимо обслуживания крестоносцев и паломников, И. обязаны были исполнять воен. службу (к-рая приобрела особенно большое значение в 13 в.). Они активно участвовали в крестовых походах против мусульманских государств. В 12-13 вв. орден стал крупной воен.-политич. силой, имел свои подразделения во мн. странах Зап. Европы, приобрёл обширные зем. владения на Бл. Востоке и в Зап. Европе. После вытеснения крестоносцев с Востока И. в 1291 переселились на Кипр, в нач. 14 в. обосновались на о. Родос (отсюда их другое назв. - родосские рыцари), в 1530 - на о. Мальта (стали наз. также Мальтийским орденом). Великая франц. революция нанесла удар ордену. В 1798 И. лишились Мальты, а затем и др. владений, утратив прежнее значение. В 1834 резиденция И. была перенесена в Рим. В 70-х гг. 20 в. орг-ции И. имеются в ФРГ, Англии, Швейцарии [где находится один из их пропагандистских центров - Рыцарский дом (музей) в Бубиконе, осн. в 1936], Швеции и ряде др. гос-в. Орден объединяет ок. 8 тыс. человек, преим. представителей аристократии; в целях расширения влияния ордена с 1961 в соответствии с новым уставом в него допускаются и лица незнатного происхождения. Деятельность И., формально занимающихся религ. благотворительностью, в действительности носит реакц. политич. характер.

Лит.: ЗаборовМ. А., Папствоикрестовыепоходы, М., 1960; Воtаге11i G., Storia politica е militare del Sovrano Ordine di S. Giovarmi di Jerusalemme delto di Malta, v. 1-2, Mil., 1940; Pierredon M., Histoire politique de 1'ordre souverain de St. Jean de Jerusalem (ordre de Malte) de 1789 a 1955, 2 ed., t. 1, P., 1956; Cassagnac P., Histoire de 1'Ordre souverain de St. Jean de Jerusalem.... P., 1963; Ri1ey-Smith J., The knights of St. John in Jerusalem and Cyprus 1050 - 1310, L., 1967. M. А. Заборов.

ИОАНЭ ПЕТРИЦИ,грузинский философ 11-12 вв. Деятельность И. П. протекала вначале в Константинополе, где он был связан с филос. кружком Иоанна Итала, затем в Петрицоне (Бачково) - центре просвещения груз, молодёжи, созданном в Болгарии, и завершилась на родине - в Гелатской академии, положившей начало груз, филос. Ренессансу. Филос. взгляды И. П., сложившиеся под влиянием др.-греч. философа Прокла ("Элементы теологии" к-рого были переведены И. П. на груз, язык с обширными комментариями), могут быть охарактеризованы как разновидность неоплатонизма. Обусловленные этим пантеистич. тенденции в миросозерцании И. П. оказали значит, влияние на дальнейшее развитие груз, философии и, в частности, на духовное развитие Ш. Руставели.

В рус. пер. - Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха, пер. и исследование И. Д. Панцхава, Тб., 1942.

Лит.: Нуцубидзе Ш., История грузинской философии, Тб., 1960.

Ш. Хидашели.

ИОАХИМ(Joachim) Иожеф (Иозеф) (28.6.1831, Китзе, близ Пресбурга,- 15.8.1907, Берлин), венгерский^ скрипач, композитор и педагог. Ученик И. Бёма и Ф. Давида. Концертировал с 7 лет. В 1849-53 концертмейстер придворного оркестра в Веймаре. В 1853-66 концертмейстер (с 1859 концерт директор) в Ганновере. Директор и профессор Высшей школы музыки в Берлине (с 1868); среди учеников: Л. С. Ауэр, В. Бурместер, Б. Губерман и др. В 1869 основал струнный квартет. Гастролировал в Англии, Франции, Австрии, России (впервые в 1872). Был выдающимся интерпретатором классической музыки. Исполнит, деятельность И. стала эпохой в скрипичном иск-ве. Автор соч. гл. обр. для скрипки, в т. ч. 3 концертов (наиболее известен М° 2 "в венгерском стиле"), фп. пьес и обработок "Венгерских танцев " для скрипки и фп., каденций и др.; написал скрипичную школу.

Лит.: Брейтбург Ю., Йозеф Иоахим - педагог и исполнитель, М., 1966; Moser A., Joseph Joachim, Bd 1-2, В., 1908 - 10.

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ(Калабрийский), Джоаккино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioac-chino da Fiore) (ок. 1132-1202), итальянский мыслитель. Аскет, монах Цистерцианского ордена, ок. 1177 избран аббатом, ок. 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового, Флорского ордена, откуда и получил своё прозвище.

Создатель мистико-диалектич. концепции историч. процесса, выразившей глубокий кризис ср.-век. миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах символич. толкования Библии (в соч. "Согласование Нового и Ветхого заветов", 1519, и "Пособие к Апокалипсису", 1527), исходит из деления всемирной истории на три "мировые состояния", или эры, соответствующие трём лицам христ. троицы - отцу, сыну и св. духу. В продолжение ветхозаветной эры отца бог раскрывается человеку как властный господин, а человек подчиняется ему как трепещущий раб; новозаветная эра сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти; наконец, грядущая эра св. духа сообщит им полную интимность. Каждая эра исчерпывает своё содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры св. духа должно начаться ок. 1260: после периода борьбы и искушений восторжествуют любовь к бедности и начало духовной свободы, властная и притязательная церковь Петрова уступит своё место церкви Иоанновой, отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетами-бессребрениками, честолюбивых пап сменит вышедший из простого народа "ангелический Папа", буквальное понимание Библии станет ненужным и будет отменено через возвещение "Вечного Евангелия", наконец, произойдёт примирение католиков с православными, и в эту возрождённую вселенскую общность христиан найдут свой путь и евреи. Дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность. Преображение человечества должно иметь место ещё в рамках посюсторонней истории; этот момент делает учение И. Ф. связующим звеном между древним хилиазмом и плебейскими ересями позднего средневековья.

Судьбы наследия И. Ф. в течение 13 - нач. 14 вв. были тесно связаны с францисканством, также учившим о "святой нищете"; создаётся обширная псевдо-иоахимовская литература. Доль-чино делает из учения И. Ф. программу мятежа. Позднее идеи И. Ф. повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него - на весь дух новоевроп. политич. мессианизма; в эпоху Реформации они оказали воздействие на Т. Мюнцера. Отголоски умозрения И. Ф. можно усматривать в филос. конструировании смысла истории у Г. Гегеля, Ф. Шеллинга и особенно у рус. религ. философа В. С. Соловьёва.

Соч.: Liber figurarum, 2 ed., v. 1 - 2, Torino, 1953.

Лит.: СтамС. М., УчениеИоахимаКалабрийского, в кн.: Вопросы историирелигиииатеизма, т. 7, М., 1959; Gгundmann H-, Studien uber Joachim von Floris, Lpz., 1927; егоже, Neue Forschungen uber Joachim von Fiore, Marburg, 1950; Huck J. Ch., Joachim von Floris und die Joachimitische Literatur, Freiburg, 1938; Ilusso F., Bibliografia gioachimita, Firenze, 1954. С. С. Аверинцев.

ИОАХИМИТЫ,последователи Иоахима Флорского, приверженцы радикально-еретич. движений в странах Зап. Европы 13-15 вв.

ИОВ[г. рожд. неизв.- ум. 19(29).6.1607, Старица,ныне Калининской обл.],первый русский патриарх, ставленник Бориса Годунова. В 1588 Годунову удалось добиться согласия константинопольского патриарха Иеремии на установление патриаршества в России, что укрепило положение рус. церкви. В янв. 1589 в Москве церк. собор избрал патриархом II. После смерти Фёдора Ивановича в 1598 И. содействовал избранию царём Б. Годунова. В июне 1605 И. сведён с патриаршего престола и сослан в стариц-кии Успенский монастырь боярами, противниками Годуновых, признавшими царём Лжедмитрия I.

ИОВСКИЙАлександр Алексеевич [29. 8(9.9). 1796, Острогожск, ныне Воронежской обл.,-22.1(3. 2). 1857], русский химик и фармаколог. Доктор медицины (1823), проф. Моск. ун-та (1835-42), где читал общую и аналитич. химию, фармацию, фармакологию, токсикологию и рецептуру. Опубликовал учебные пособия по химии, к-рые излагал с позиций атомистики Дальтона и Берцелиуса. Издавал журн. "Вестник естественных наук и медицины" (ежемесячно с мая 1828 по дек. 1831; в 1830 журнал не выходил), в к-ром популяризировал естествознание и выступал против идеалистич. натурфилософии Ф. Шеллинга, витализма и суеверий.

Лит.: Ушакова Н. Н., Соловьёв Ю. И., Передовой профессор Московского ун-та А. А. Иовский, "Тр. Ин-та истории естествознания и техники", 1954, т. 2, с. 4-18 (имеется библ.).

ИОВСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ,водохранилище, образованное в 1960-61 плотиной на р. Иова (Ковда) на терр. Мурманской обл. РСФСР и Карел. АССР. Состоит из озёрных (в подпоре находятся Сушозеро, Ругозеро, Сокол-озеро) и речных участков. Пл. 294 км2, объём 2,06 км3, дл. 58 км, наибольшая шир. 10 км, ср. глуб. 7 м. Уровень водохранилища колеблется в пределах 2 м\ оно осуществляет сезонное регулирование стока. Используется в целях энергетики, лесосплава и водоснабжения. Рыболовство (ряпушка, сиг, кумжа, хариус, щука, корюшка).

ИОВЧУКМихаил Трифонович [р. 6(19). 11.1908, дер. Заужовье, ныне Кобринского р-на Брестской обл.], советский философ и парт, деятель, чл.-корр. АН СССР (1946). Чл. КПСС с 1926. Окончил филос. отд. Академии коммунистич. воспитания (1931). В 1933-36 нач. политотдела совхоза в БССР. В 1936-39 руководил кафедрами диалектич. материализма и марксизма-ленинизма (Моск. химико-технологич. ин-т им. Менделеева, Моск. с.-х. академия им. Тимирязева). В 1939-41 на партработе в Исполкоме Коминтерна, в 1941-47 в Управлении пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) (с 1944 зам. начальника управления). В 1947-49 секретарь ЦК КП Белоруссии по пропаганде и агитации. В 1949-70 вёл научно-преподават. работу в МГУ, Уральском ун-те, Ин-те философии АН СССР; с 1970 ректор Академии обществ, наук при ЦК КПСС. Осн. науч. работы посвящены истории рус. философии, методологич. проблемам истории всемирной философии, истории марксизма-ленинизма, проблемам историч. материализма, вопросам теории культуры, совр. идеологич. борьбы и др. Деп. Верх. Совета СССР 2-го созыва. На 24-м съезде КПСС избран кандидатом в чл. ЦК КПСС. Награждён орденом Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Белинский. Его философские и социально-политические взгляды, М., 1939; Развитие материалистической философии в России в 18 - 19 вв., М., 1941 (совм. с Г. Ва-сецким); Философские и социологические взгляды Н. П. Огарёва, М., 1957; Г. В. Плеханов и его труды по истории философии, М., 1960; История философии как наука, её предмет, метод и значение, М., 1960; Ленинский этап в развитии марксизма и его философии, М., 1969; Ленинизм, философские традиции и современность, М., 1970.

ИОГАНСЕН(Johannsen) Вильгельм Людвиг (3.2.1857, Копенгаген, - 11.11. 1927, там же), датский биолог, один из основоположников совр. генетики. Проф. Ин-та физиологии растений Копенгагенского ун-та, чл. Швед. АН. Своими экспериментами (1898-1903) по отбору количеств, признаков у ячменя и фасоли доказал, что в потомстве самоопыляющихся растений отбор не эффективен. Этим он опроверг т. н. законы Ф. Гальтона (1889, 1897) о частичном наследовании индивидуальных отклонений организмов. Созданное И. на этой основе учение о чистых линиях легло в основу совр. принципов селекции, доказало ненаследуемость признаков, приобретаемых организмами при жизни, а также роль наследственности в процессах естеств. отбора. В труде "Элементы точного учения наследственности" (1909) И. дал анализ осн. понятий генетики и ввёл термины ген, генотип, фенотип. Однако в вопросах о материальной природе гена и о роли генетики в разработке проблем эволюции И. занимал агностич. позицию.

Соч. в рус. пер.: О наследовании в популяциях и чистых линиях, М.-Л., 1935; Элементы точного учения об изменчивости и наследственности..., Л., 1933.

Лит.: Филипченко Ю. А., Генетика, М.-Л., 1929; Гайсинович А. Е., Зарождение генетики, М., 1967, с. 138-46. А. Е. Гайсинович.

ИОГАНСЕН(Johansen) Фредерик Яльмар [15.5.1867, Шинн, Норвегия, -6.1. 1913, Кристиания (Осло)], норвежский полярный путешественник. В 1893-96 участвовал в арктич. экспедиции Ф. Нансена на дрейфующем судне "Фрам". Сопровождая Нансена, прошёл на лыжах по дрейфующим льдам до 86°14' с. ш., что явилось рекордом в продвижении к Сев. полюсу. В 1910-12 участвовал в южнополярной экспедиции Р. Амундсена; зимовал на антарктич. базе экспедиции "Фрамхейм" в шельфовом леднике Росса. Именем И. названы мыс на Земле Георга (Земля Франца-Иосифа) и мыс на о. Нансена (арх. Норденшельда).

Соч. в рус. пер.: Сам-друг под 86°14'. Записки участника экспедиции на "Фраме", СПБ, 1898.

ИОГАНСОНБорис Владимирович [р.13 (25).7.1893,Москва], советский живописец, нар. худ. СССР (1943), действит. чл. АХ СССР (1947), Герой Социалистич. Труда (1968). Чл. КПСС с 1943. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1912-18) у Н. А. Касаткина, С. В. Малютина и К. А. Коровина. Преподавал в Ленингр. ин-те живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1937- 1961, проф. с 1939), Моск. художеств, ин-те им. В. И. Сурикова (с 1964). В 1953-58 вице-президент, в 1958-62 президент АХ СССР. Первый секретарь правления Союза художников СССР (1965-68). Чл. АХРР (1922-31). С 1962 гл. ред. энциклопедии "Искусство стран и народов мира". В своём творчестве И. развивает традиции рус. реалистнч. живописи 2-й пол. 19 в. Его ясные по композиции и яркие по цвету жанровые картины кон. 20-х гг., отличающиеся присущей живописи АХРР обстоятельностью рассказа и конкретностью социальных характеристик персонажей, передают трудные будни Сов. страны, черты новой, сов. действительности ["Советский суд", Третьяковская гал., "Рабфак идёт" ("Вузовцы"), Киевский музей рус. иск-ва, обе - 1928]. В 30-е гг. И. обращается к историко-революц. теме ["Допрос коммунистов", 1933, "На старом уральском заводе" ("Урал демидовский"), 1937, Гос. пр. СССР, 1941,- оба произв. в Третьяковской гал.]. В этих картинах И., персонифицируя противостоящие классовые силы, сталкивая их в драматич. конфликте, стремится к подлинному историзму содержания и воплощению ге-роич. пафоса революц. борьбы; тщательно разработанная композиция, основанная на конкретных сопоставлениях персонажей, принадлежащих к разным лагерям, и эмоциональная живописная манера, отмеченная богатством цветовых оттенков и колористич. единством, подчинены задаче психологич. характеристики мужеств. коммунистов. В 1950 И.1' с соавторами написал картину "Выступле-i ние В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола" (Третьяковская гал.; Гос. пр. СССР, 1951). Делегат 22-го и 23-го съездов КПСС. Награждён 3 орденами Ленина, орденом "Знак Почёта" и медалями. Портрет стр. 363.

Илл. см. на вклейке к стр. 569.

Соч.: За мастерство в живописи. Сб., М., 1952.

Лит.: Б. В. Иогансон (Каталог выставки), М., 1969; [Соколова Н.], Б. В. Иогансон, [Л., 1969].

ИОГИХЕС(Jogiches) Лео (1867-1919), деятель польского и немецкого рабочего движения; см. Тышка Ян.



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал