Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Танец




Исп. танец известен с глубокой древности. Сохранились танц. формы, к-рые встречались в эпоху эллинизма. Танец был любимым развлечением как в народе, так и при дворе, он входил во все театр, представления. В ср. века возникла "мореска" (муз.-танц. сценка), к-рая с кон. 15 в. стала известна в Европе. Танцы вводились в постановки пьес Ло-пе де Вега, П. Кальдерона и др. В 17- 18 вв. распространились представления с танцами: лирич. сарсуэлы, комедийные тонадильи. Возникали новые формы исп. танца: в 19 в. танго, севилльна, хабанера, перенесённая с Кубы, и др. Исп. танцы принято подразделять на четыре группы (стиля): нар., фламенко, классич. и совр. (20 в.). Самую обширную группу составляют нар. танцы различных провинций. Среди них сольные, парные, групповые, круговые, к-рые исчисляются сотнями, имеют каждый своё муз. сопровождение. Чрезвычайно богата танцами Андалусия; здесь исполнялись малагуэнья, ронденья, гранадина, генетически связанные с наиболее популярным танцем фанданго; сегидилья - парный танец, сопровождающийся игрой кастаньет или гитары; качуча - сольный женский танец и др. Популярная в Галисии альборада исполняется под звуки рожка или свирели и тамбурина. Известны хота из Арагоны и хота из Валенсии - парный танец острого ритма, сопровождающийся пением, игрой на гитаре или мандолине и кастаньетах; каталонская capдана - хороводный танец, исполняемый с ансамблем духовых и ударных инструментов. Непременная часть ежегодных деревенских празднеств - традиционные танцы басков (с кинжалами, кубками). Танцы фламенко (аллегриас, солеарес, фарукка и др.) бытуют у цыган южной И. В них применяются сложные и разнообразные выстукивания или чередования ударов каблуков и носков, значительна роль рук. Кастаньеты используются редко и обычно женщинами. Танцы фламенко исполняются в сопровождении гитары, выкриков, хлопков в ладоши. Допускается импровизация, несравненно большая, чем в др. нар. исп. танцах. Разработка и регламентация нац. танцев привела к образованию к кон. 18 в. исп. классич. танца, к-рому обучают в школах: болеро, сегидилья из Ла-Манчи, малагуэнья, хота из Валенсии, андалусийские петенерас, оле, панадерос и др. Наибольшего расцвета исп. классич. танец достиг в нач. 19 в. В 1807 была создана Академия театр, танца, появились трактаты о танце, учебники. Однако к кон. 19 в. наступил период упадка этого танца - он академизировался, перестал развиваться. Обновление исп. танца началось в 1920-х гг. и привело к созданию нового совр. стиля. Танцовщица Архентина (А. Мерсе) первая стала сочетать формы классич. н нар. танца, использовала музыку И. Альбениса, М. де Фальи, создавала спектакли средствами нац. танца ("Любовь-волшебница" и "Треуголка" на музыку де Фальи). В 1930-60-х гг. получили известность танцовщики Архентинита, Пилар Лопес, В. Эскудеро, К. Амайя, Антонио и др. Исп. танец отличается исключительным ритмич. богатством, эмоциональностью, разнообразием форм. Этим объясняется его широкое распространение во всех странах. Напр., сарабанда, в 15- 16 вв. исполнявшаяся перед началом комедий, и чакона, известная в И. с 16 в., превратились во Франции в 17-18 вв. в придворные танцы, вводились в балеты комп. Ж. Б. Люлли. С нач. 19 в. исп. танцы стали занимать всё более видное место в балетных спектаклях Зап. Европы. Мн. исп. танцовщики и целые труппы выезжали за пределы страны, нек-рые побывали и в России. Переработанные в манере классич. балета исп. танцы вводили в постановки А. Сен-Леон, М. И. Петипа. В спектаклях 20 в. (у М. М. Фокина, отчасти А. А. Горского) исп. танцы были более стилизованы. Совр. балетмейстеры приближают их к нар. танцам. В театрах стали появляться балеты, построенные исключительно на исп. танцах: "Арагонская хота" на музыку М. И. Глинки, балетм. Фокин (1916), "Треуголка" на музыку де Фальи, балетм. Л. Ф. Мясин (1919), мно-гочисл. постановки балетов на музыку "Испанского каприччио" Н. А. Римского-Корсакова и "Болеро" М. Равеля и др. Муз. обработки исп. танца имеются у К.В. Глюка, В. А. Моцарта, Э. Гранадоса, Э. Ф. Направника и др.

Лит.: Александров В., Испанские народные танцы, Л., 1959; Levin-son A., La Argentina. Essai sur la danse espagnole, P., 1928; Hughes R. M., Spanish dancing, N. Y., 1948; Brunei1esсhi E., Antonio and Spanish dancing, L., 1958. E. Я. Суриц.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал