Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение. В И. выходит 205 газет общим тиражом 6,5 млн






В И. выходит 205 газет общим тиражом 6, 5 млн. экз. (здесь и далее тираж на 1970) и св. 3 тыс. журналов и др. периодич. изданий. Крупнейшие ежедневные газеты: " АБэСэ" (" ABC"), изд. в Мадриде с 1905, тираж 213 тыс. экз., и Севилье с 1929, тираж 67, 6 тыс. экз., орган монархич. кругов; " Арриба" (" Arriba"), с 1935, тираж 25 тыс. экз., орган партии Национальное движение; " Вангуардия" (" Vanguard ia"), изд. в Барселоне с 1881, тираж 206, 6 тыс. экз.; выражает взгляды крупной каталонской буржуазии и чиновничества; " Иа" (" Ya"), с 1935, тираж 139 тыс. экз., орган католич. кругов; " Мадрид" (" Madrid"), с 1939, тираж 77 тыс. экз., вечерняя газета, выражает взгляды либерального крыла религиозно-политич. орг-ции " Опус ден"; " Марка" (" Магса"), спортивная газета, с 1938, тираж 130тыс. экз.; " Нуэво диарио" (" Nuevo Diario"), с 1967, тираж 60 тыс. экз., связана с религиозно-по-литич. орг-цией " Опус ден"; " Пуэбло" (" Pueblo"), с 1940, тираж 242 тыс. экз., вечерняя газ. Исп. профсоюзной орг-ции; " Солидаридад насьональ" (" Solidaridad Nacional"), с 1936 (до 1939 - как еженедельник), тираж 50 тыс. экз., орган партии Нац. движение; " Куадернос пара эль диалоге" (" Cuadernos para el Dialogo"), еженедельная газ., изд. в Мадриде с 1963. Выражает взгляды левых католиков. Тираж 35 тыс. экз.

Органы Коммунистич. партии И. (издаются нелегально): газ. " Мундо ооре-ро" (" Mundo Obrero"), с 1931; журнал " Нуэстра бандера" (" Nuestra Bandera").

В Мадриде функционирует офиц. Информационное агентство Испании (ЭФЭ- EFE - Editorial Falange Espanola, осн. в 1939). Радиовещание в И. осуществляется с 1919. Имеется гос. радио - Нац. радио И. Работают 15 радиостанций - в Мадриде и в крупных провинц. городах. Вещание ведётся по трём программам на собственно И., её владения, а также на страны Азии, Африки, Бл. Востока, Европы, Сев. и Юж. Америки (на 21 яз., в т. ч. на англ., исп., франц., арабском).

Экспериментальные телепередачи в Мадриде велись с 1951, регулярные начались в 1956. В 1970 телепередачи велись по 2 программам 30 телестанциями, главные из к-рых расположены в Мадриде, Барселоне, Сарагосе, Бильбао, Гвадалахаре. Нац. радио И. и исп. телевидение находятся в ведении Главного управления радиовещания и телевидения Мин-ва информации и туризма.

Ю. К. Беленко.

XIII. Литература

Литература в И. развивается на испанском, или " кастильском", яз. (испанская) и на языках нац. меньшинств - баскском (баскская), каталанском (каталанская) и на галисийском диалекте португ. яз. (галисийская).

Испанская литература. Лит-pa И. формировалась в ср. века на основе нар. творчества, а также под воздействием антич. и араб, культуры (об араб, лит-ре на территории И. см. в ст. Арабская культура; посредниками между двумя культурами нередко выступали евр. писатели). В период Реконкисты развивались нар. лирика (отд. её образцы созданы в жанрах, свойственных исп.-араб. поэзии, - мувашшаха и др.) и героич. эпос, повествующий о борьбе против мавров, о гегемонии Кастилии и междоусобной борьбе знати (" Песнь о моём Сиде", созд.ок. 1140, поэмы о Фер-нане Гонсалссе, о семи инфантах Лары и др.). Особое место в ср.-век. лит-ре И. занимала клерикально-рыцарская лит-ра. Родоначальником " учёной" литературы на исп. яз. был поэт Г. де Берсео (кон. 12 в.-после 1246), автор сб. " Чудеса богоматери" и житий. Популярностью пользовались анонимные авантюрно-дидактич. романы " Книга об Аполонии" (13 в.), " Книга об Александре" (13 в.), " Рыцарь Сифар" (ок. 1300). Важную роль в развитии прозы сыграли составленные под рук. Альфонса X (1221-84) " Первая всеобщая хроника" и др. труды. Мотивы гуманизма характерны для крупнейших произв. " учёной" литературы 14 в.: сб-ка новелл-притч " Граф Луканор" (1328-35) Хуана Мануэля (1282-1348), стихотворной " Книги о благой любви" (1343) Хуана Руиса (1283 - ок. 1350) и " Поэмы о придворной жизни" (1385- 1403) П. Лопеса де Аллы (1332-1407).

В 15 в. особое распространение получили нар. романсы и сатирич. поэзия. Влияние нар. поэзии ощущается и в творчестве И. Лопеса де Мендосы (маркиз де Сантильяна; 1398-1458), вместе с X. де Меной (1411-56) и др. обратившегося впервые к опыту итал. ренессансной поэзии. В " Строфах на смерть отца" (1476)поэтаХ. Манрике (1440-79)мысль о всесилии смерти сочетается с прославлением честно прожитой жизни. В прозе наиболее известны Ф. Перес де Гусман (ок. 1377-ок. 1460), А. Мартинес де Толедо (ок. 1398 - ок. 1470), X. Родригес дсль Падрон (1395? - 1452?) и Родригес де Лена (1-я пол. 15 в.).

В кон. 15 - нач. 16 вв. исп. лит-ра вступила в эпоху Возрождения. Крупнейшее произв. раннего Возрождения - роман-драма Ф. де Рохаса (ок. 1465 - 1541) " Трагикомедия о Калисто и Мели-бее", известная под назв. " Селестина". В поэзии (X. Боска Альмогавер, ок. 1490-1542; Гарсиласо де ла Вега, 1503-36, и др.) утверждается " итальянская школа". Большой популярностью пользовался рыцарский роман (исп. версия " Амадиса Гальского" Г. О. Родригеса де Монтальво, 1508, и др.). Зрелое Возрождение в эпич. поэзии представлено поэмами А. де Эрсильи (1533-94), Б. де Вальбуэны (1568-1627), Лопе Ф. де Вега Карпьо (1562-1635) и др., а в лирической поэзии- " севильской" (Ф. де Эррера, 1534-97), " саламанкской" (Л. де Леон, 1527-91) школами. В 16 в. развивается поэзия " мистиков." (X. де ла Крус, 1542-91; Тереса де Хесус, 1515-82). Для прозы этого периода характерны пасторальные романы (образец пасторального жанра - роман " Диана", кн. 1-7, 1558-59, X. де Монте-майора, ок. 1520-61), " мавританские" повести, посвящённые " неверным", сатирич. плутовские романы, оказавшие большое влияние на формирование европ. реализма (анонимная повесть " Жизнь Ласарильо с Тормеса", 1554; роман " Жизнеописание плута Гусмана де Аль-фараче", 1599-1604, M. Алемана-и-де-Энеро, 1547 - ок. 1614, и более поздние романы Ф. де Кеведо-и-Вильегаса, 1580-1645, Л. Белеса де Гевары, 1578 - 1645) и др. Идейной и художеств, вершиной лит-ры Возрождения в И. было творчество M. де Сервантеса (1547 - 1616); его роман " Дон Кихот" (1605-15) оказал огромное воздействие на европ. культуру. В 16 в. складывается ренес-сансная драма (Лопе де Руэда, 1505-65; X. де ла Куэва, 1550-1610, и др.); её величайшие достижения связаны с творчеством Лопе Ф. де Вега Карпьо (" Фуэн-те Овехуна", ок. 1613, и др.), к школе к-рого принадлежало большинство драматургов эпохи. X. Руис де Аларкон-и-Мендоса (1581 -1639) развивал жанр комедии характеров, а Тирсо де Молина (1571 или ок. 1583-1648) создал религ.-филос. драмы и впервые драматизовал легенду о Дон Хуане (Жуане).

Как реакция на ренессансыый гуманизм, осознание кризиса его идеалов возникла в 17 в. лит-pa барокко, представленная творчеством прозаиков Ф. де Кеведо-и-Вильегаса, связанного с концептпзмом, Б. Грасиана-и-Моралеса (1601-58), а также поэта Л. де Гонгоры-и-Арготе (1561-1627), положившего начало гонгоризму, и драматурга П. Кальдерона де ла Барки (1600-81), в своих пьесах пытавшегося дать глубокое филос. осмысление жизни. Во 2-й пол. 17 в. в лит-ре

И. торжествуют идеи феодально-католической реакции.

В просветит, лит-ре 18 в. развиваются классицистское и реалистич. направления. Идеи франц. классицизма стремились утвердить в своих теоретич. трудах И. де Лусан (1704-54) и его последователи; просветит, эстетику пропагандировал Б. X. Фейхоо (1676-1764). Классицист-ские трагедии создали H. Фернандес де Моратин (1737-80), X. Кадальсо-и-Васкес (1741-82), H. Альварес де Сьен-фуэгос (1764-1809), Г. де ла Уэрта (1734-87); в поэзии получил развитие жанр басни (T. де Ириарте, 1750-91; Ф. M. Саманьего, 1745-1801). Принципы классицизма с традициями нац. драмы совмещал Л. Фернандес де Моратин (1760-1828), заложивший основы бурж.-демократия. просветит. драмы (" Святоша", " Что означает „да" девушек". и др.). По пути просветит, реализма следовали романист Д. де Торрес-и-Вильяр-роэль (1693-1770), X. Ф. де Исла (1703-81), автор антиклерик. романа " Херундио де Кампасас" (1758-68), X. Кадальсо-и-Васкес, автор памфлета " Марокканские письма" (опубл. 1789), крупнейший исп. просветитель Г. M. де Ховельянос (1744-1811), автор пьесы " Благородный преступник" (1774). Драматургия P. Ф. де ла Круса (1731-24) развивает в малых жанрах демократич. традиции исп. нар. драмы. В поэзии Кадальсо, Ховельяноса и особенно X. Мелендеса Вальдеса (1754-1817) звучат уже сентименталистские и предро-мантич. мотивы.

В нач. 19 в. в условиях Испанской революции 1808-14 господствующим направлением в лит-ре стал революц.-пат-риотич. классицизм: поэты M. X. Кинтана (1772-1857), X. H. Гальегос (1774-1853), А. Листа (1775-1848); в драмах Ф. Мар-тинеса де ла Росы (1787-1862) намечается переход к романтизму.

Становление и развитие исп. романтизма связано с революц. движением против реакц. абсолютистского режима. Прогрессивная направленность отличает раннее творчество А. де Сааведры (герцог де Ри-вас; 1791-1865) - автора поэмы " Мавр-подкидыш" (1833) и одной из первых ро-мантич. драм " Дон Альваро, или Сила судьбы" (1835). Революц. поэт-романтик X. де Эспронседа (1808-42) обличал бурж. цивилизацию. Антифеод, и антиклерик. идеи характерны для драм А. Гарсиа Гутьерреса (1813-84), Х.Э. Арт-сенбуча (1806-80), А. Хиля-и-Сарате (1796-1861). Авторы историч. романов. M. X. де Ларра (1809-37), Ф. Мартинес де ла Роса, Э. Хиль-и-Карраско (1815-46) испытали влияние В. Скотта. В 1840-х гг. в романтизме усилились консервативные тенденции. Наиболее значит, представитель романтич. лит-ры на этом этапе поэт и драматург X. Соррилья-и-Мораль (1817-93) в пьесе " Дон Хуан Тенорьо" (1844) дал оригинальное истолкование легенды о Дон Хуане. Во 2-й пол. 19 в. романтизм приобретает эпигонские черты; выделяется лишь поэт Г. А. Бек-кер (1836-70).

С романтич. движением связана своими истоками костумбристская (бытописательная) лит-pa, представленная очерками С. Эстебанеса Кальдерона (1799-1867), P. де Месонеро Романоса (1803-82), комедиями M. Бретона де лос Эррероса-(1796-1873) и др. Реалистич. тенденции, присущие кастумбризму, особенно отчётливо обнаружились в сатирич.публицистике М. X. де Ларры. Эти же тенденции прослеживаются в 40-х гг. 19 в. ив социальном романе X. Гомеса де Авельянеды (1814-73), В. Айгуальса де Иско (1801-73) и др.

Реалистич. направление в лит-ре И. укрепилось в сер. 19 в.; получили развитие т. н. областнич. роман и новелла. От консервативного романтизма к областничеству развивалось творчество романистки Фернан Кабальеро (наст, имя - С. Бель де Фабер, 1796-1877), а также А. де Труэвы (1819-89), автора много-числ. сб. рассказов. Идеализация патриархальных черт нар. жизни характерна и для романов X. M. де Переды (1833- 1906), в к-рых критика разлагающей власти денег сочеталась с защитой католицизма. П. А. де Аларкон (1833-91) создаёт реалистич. новеллы о героике антинаполеоновской борьбы н полную нар. юмора повесть " Треугольная шляпа" (1874). X. Валера (1824--1905) в своих романах " Пепита Хименес" (1874), " Донья Лус" {1879) и др. положил начало реалистич. психологич. роману. Крупнейший представитель критич. реализма в лит-ре И.- Б. Перес Гальдос (1843-1920), автор серии историч. романов " Национальные эпизоды" (1873-1912) и романов, содержащих критику совр. ему общества. В драматургии реалистич. тенденции обнаруживаются в пьесах M. Тамайо-и-Бауса (1829-98) и X. Эчегарая (1832-1916).

С 1880-х гг. получили распространение идеи натурализма, теоретиком к-рого выступала романистка Э. Пардо Басан (1852-1921). Под воздействием натурализма создавались и нек-рые произв. Кларина (наст, имя - Л. Алас-и-Уренья, 1852-1901; роман " Регентша", 1884, и др.), романы А. Паласио Вальдеса (1853-1938); в области поэзии принципов натурализма придерживался С. Py-эда (1857-1933).

В кон. 19 в. в среде исп. интеллигенции возникло идейно-культурное течение " Поколение 1898 года". Творчество писателей этого течения отразило глубокий кризис исп. общества и культуры. Предшественником " Поколения" был писатель и социолог А. Ганивет (1862 или 1865-98), а его духовным вождём - M. де Унамуно (1864-1936), через все произв. к-рого проходит трагич. восприятие действительности, индивидуалистич. бунт против неё. P. M. дель Валье Ин-клан (1869 -1936) в гротескных пьесах и романах 1920-х гг. обличает бурж.-помещичью И. Критич. оценка действительности в ранних романах П. Барохи-и-Не-си (1872-1956), Асорина (наст, имя - X. Мартинес Руис, 1874-1967) и драмах X. Бенавенте-и-Мартинеса (1866-1954) сочеталась с неверием в возможность переустройства общества. Крупнейшие поэты " Поколения" - А. Мачадо-и-Руис (1875-1939)иХ. P. Хименес (1881-1958). Романист В. Бласко Ибаньес (1867- 1928) следовал в основном традициям критич. реализма 19 в.

После 1-й мировой войны 1914-18 в И. приобрели популярность " левые течения" - " ультраизм", сюрреализм и др. T. н. чистую поэзию представляли П. Салинас (1891 или 1892-1951), X. Гильен (р. 1893), а также В. Алейксандре (р. 1898), Л. Фелипе (1884-1968). В нач. 20-х гг. в лит-ру вступил великий исп. нар. поэт и драматург Ф. Гарсиа Лорка (1898-1936).

После падения монархии (1931) и в годы Нац.-революц. войны 1936-39 отмечается подъём социального романа и поэзии. Известность приобрели романы P. X. Сендера (р. 1901), С. M. Арконады (1898-1964), X. Ардериуса (р. 1890), M. Д. Бснавидеса (.1895-1947) и др. В поэзии ведущее место заняли P. Альберти (р. 1902) и M. Эрнандес (1910-42), появились сб-ки стихов Э. Прадоса (1899 - 1962), X. Эрреры Петере (р. 1909) и др. В драматургии Ф. Гарсиа Лорка, P. Альберти, M. Эрнандес, А. Касона (наст, имя А. Родригес Альварес, 1903-65) и др. стремились создать театр социального действия.

После поражения Республики (1939) исп. лит-pa переживает кризис. MH. литераторы эмигрировали. Писатели, поддержавшие франкистский режим, утверждали идеи " hispanidad" (мистич. единение исп. нации). Большое влияние на лит-ру оказала философия экзистенциализма, ставшая для нек-рых писателей формой протеста против офиц. идеологии. Так для " тремендистского" (от исп. tremen-do - ужасный) романа характерны мотивы отчаяния, безысходности: " Ничто" (1944) К. Лафорет (р. 1921), ранние романы К. X. Селы (р. 1916).

С нач. 50-х гг. оппозиция франкизму охватывает всё более широкие слои писателей. В поэзии на смену т. н. гарсиласиз-му (от имени исп. поэта Гарсиласо де ла Вега), проповедовавшему самоизоляцию иск-ва от жизни, и религ. поэзии приходит социальная поэзия, начало к-рой положил сб. " Дети гнева" (1944) Д. Алонсо (р. 1898), стихи Э. де Норы (р. 1923); наиболее яркие образцы социальной поэзии - " Иберийские песни" (1955) Г. Ce-лайи (р. 1911), " Жестокая красота" (1958) А. Фигеры (р. 1902), " Прошу мира и слова" (1955) и " Речь идёт об Испании" (1964) Б. де Отеро (р. 1916), сб-ки стихов X. А. Гойтисоло (р. 1928), К. Альвареса (р. 1933) и др.

В прозе традиции критич. реализма 19 в. развивают X. А. Сунсунеги (р. 1901), Села; многие молодые прозаики объединились под лозунгами " бегства в действительность" и " объективного свидетельст-вования". X. Гойтисоло (р. 1931), автор романов " Печаль в раю" (1955), " Остров" (1961), " Особые приметы" (1967) и др., A. M. Матуте (р. 1926), выпустившая роман ч Мёртвые сыновья" (1958) и трилогию " Торгаши" (1960-69), А. Лопес Салинас (р. 1925), X. Лопес Пачеко (р. 1930), M. Делибес (р. 1920), Л. Гой-тисоло-Гай (р. 1935) и др. сочувственно изображают жизнь народа; X. Фернандес де ла Регера (р. 1912) один из первых дал правдивое описание Нац.-революц. войны; критич. картину жизни правящих классов нарисовали в своих романах X. Гарсиа Ортелано (р. 1928), Д. Медио (р. 1920) и др. На рубеже 1960-х гг. " объективный роман" переживает кризис; в творчестве нек-рых писателей социальная направленность сочетается с тенденцией к углублённому психологизму (роман Л. M. Сантоса " Время молчания", 1962, романы A. M. Матуте, X. Гойтисоло и др.).

Литературоведение. Возникновение литературоведения в И. связано с романтич. движением. Его представители И. Бель де Фабер, А. Дуран (1793-1862), Б. X. Гальярдо (1776- 1852) и др. опубликовали тексты и обзоры классич. исп. лит-ры. В русле романтич. школы формировался M. Милаи-Фонтанальс (1818-84), исследователь ср.-век. лит-ры И. и Каталонии; М.Менендес-и-Пелайо (1856-1912) положил начало господству в литературоведении И. культурно-историч. школы. Крупнейший её представитель P. Менендес Пидаль (1869-1968) в своих трудах преимущественное внимание уделял нар. творчеству и демократич. традициям классич. исп. лит-ры. По этому же пути шли А. Бонилья-и-Сан-Мартин (1875-1926), Ф. Родригес Марин (1855-1943) и А. Кастро (р. 1885). В совр. литературоведении И. выявились две осн. тенденции: направление, опирающееся на различные реакц. филос. и эстетич. концепции (X. Касальдуэро, Э. Хименес Кабасеро и др.) и эклектич. " академическое" направление (X. Фернандес Мйнтесиног, Г. Диас Плаха, M. Л. Астрана и др.). К последнему примыкает и т. н. стилистич. школа (Д. Алонсо, К. Боусоньо, А. Алонсо и др.). В трудах учёных " академической" и " стилистической" школ нередко содержится большое число новых фактов и ценных частных наблюдений.

Лит.: Культура Испании. Сб., M., 1940: Менендес Пидаль P., Избр. произв., пер. с исп., M., 1961; Смирнов А. А., Средневековая литература Испании, Л., 1969; Ясный В., Бегство в действительность. Современный испанский роман, M., 1971; Тертерян И., Современный испанский роман, M., 1972; Певзнер А. И., Испанская литература. [Библиографический указатель], M., 1937; D i a z Plaja G., Antologfa mayor de Ia literatura espanola, t. 1-5, Barcelona, 1958; Historia general de las literatures hispanicas, publ. bajo Ia dir. de G. Diaz Plaja, t. 1 - 6, Barcelona, [1949-68]; Hurt ado Jimenez de Ia, Serna J. у Gonzalez Palencia A., Historia de Ia literatura espanola, 6 ed., Madrid, 1949; Simon Diaz J., Bibliografi'a de Ia literature hispanica, t. 1-7, Madrid, 1950 - 1967; его же, Manual de bibliografia deIa literatura espanola, 2 ed., Barcelona, [1966]; Valbuena Prat A., Historia de fa literatura espanola, 8 ed., t. 1-5, Barcelona, 1968 - 69.

3. M. Плавскин (литература Возрождения и барокко, 20 в., литературоведение, библиография), A. JI. Штейн (средневековая литература, литература 18-19 вв.).

Баскская литература, литература народа басков на баскском яз. Сохранились фрагменты нар. эпич. поэм и нар. песен в поздних записях 16-17 и 19 вв. Влияние нар. поэзии ощущается в сб-ке религ. и любовных стихов " Начала баскского языка" (1545) священника Б. Дечепаре. В 1571 X. Лисаррага (ум. ок. 1600) перевёл на баскский яз. " Новый завет". Писатели 17 в.- прозаик П. де Ашулар, поэты X. Этчеберри и Б. Гасте-лусар писали преим. на религ. темы. Светский автор А. Ойенарт (1592-1667) в 1657 опубл. сб. баскских пословиц и стихи в духе " учёной" поэзии. В 18 в. просветит, идеи нашли отражение в сб. нар. песен " Песенное творчество Гипускоа" священника M. де Ларраменди (1690 - 1766), а позднее - в деятельности членов Баскского об-ва друзей родины, осн. графом Пеньяфлоридой в 1764: автора " Философских рассуждений" (опубл. 1883) П. П. де Астарлоа (1752-1806), создателя первого баскского романа из жизни деревни " Перу Абарка" (изд. 1881) X. А. Могель-и-Уркисы (1745-1804). С просветит, лит-рой связана и деятельность поэта и фольклориста X. И. Исту-эты (1767-1845), автора сб. басен (1824) А. П. Истурриаги (1778-1851), поэта-сатирика С. Моно (1751-1821) и автора элегич. и сатирич. стихов П. Топета (1786-1862).

С сер. 19 в. развивается романтич. направление: поэты X. M. Ипаррагирре (1820-81), чьё стих. " Дуб Герники" (1851) стало гимном басков, X. M. Ирибаррен (1810-66), баснописцы Э. M. де Аскуэ (1813-73) и X. Б. Элисамбуру (1828-91), сатирики И. Бискаррондо (1831-76). В романтич. прозе известны А. Чао, X.В. Аракистайни др. С 1880-х гг. в Б. л. начинается новый подъём; появляются газеты, журналы, книги. Реали-стич. тенденции характерны для поэта С. де Арана Гойри (1865-1903), драматургов M. Сороа, T. Альсаги, X. А. Бар-риолы, романиста Д. Агирре и др. В 20 в. особенно известны нар. поэты Э. де Ур-киага (1909-37) и X. M. Агирре (1896 - 1933). После поражения Республики в 1939 MH. писатели-баски эмигрировали; франкизм препятствует развитию нац. лит-ры басков. Можно отметить лишь патриотич. поэму " Баск" (1950) H. де Op-маэчеа (р. 1888), реалистич. романы X. А. Ирасусты, X. Эчайде.

Лит.: Historia general de las literaturas hispanicas, publ. bajo Ia dir. de G. Diaz Plaja, t. 5, Barcelona, 1958; Lafitte P., Le basque et Ia Htterature d'expression basque en Labourd, Basse-Navarre et Soule, Bayonne, 1941; Enciclopedia general ilustrada del pais Vasco, v. 1 - 2, San Sebastian, [1970].

3. И. Плавскин, В. К. Ясный.

Галисийская литература, лит-pa галисийского нац. меньшинства, живущего на С.-3. Пиренейского п-ова, развивается на галисийском диалекте португ. яз. Уже в 8-11 вв. существовала богатая нар. поэзия, частично представленная в сб-ках 15 в. " Кансъонейруш" (" Cancioneiros" - " Песенники"), где появились и стихи поэтов Б. де Бонавала (13 в.), Ж. Айраша(сер. 13в.), П. Гомиша Шарину (13 в.), легендарного трубадура Масиаса (14 или 15 вв.). С конца 15 до нач. 19 вв. галисийская лит-pa бытует преим. в устной традиции. В печати появились лишь немногие произв. просветителей M. Сармьенто (1695 -1772), M. Фрейре Кастрильона (1751- ум. после 1820), M. Пардо де Андраде (1762-1832).

Развитию письменной галисийской лит-ры способствовали поэты-романтики Ф. Аньон-и-Пас (1812-78), X. M. Пин-тос (1811-76), братья Автонио (1822-92) и Франсиско (1827-97) де ла Иглесиа. Крупнейшие представители Г. л. 19 в.- поэтесса P. Кастро (1837-85), поэты M. Куррос Энрикес (1851-1908), Э. Пон-даль (1835-1917). Реалистические и сатирические стихи писали В. Ламас Карвахаль (1849-1906), Б. Лосада (1846-91). В 1880 M. Вальядарес (1821- 1903) создал первый роман " Мажина, или Побочная дочь". Позднее появились историч. романы M. Амора Мейлана (1867 - 933), А. Лопеса Феррейро (1837-1910), нравоописат. очерки и рассказы Э. Карре Альдао (1859-1932), А. Васкеса Табоады, бытовые романы А. Рибальты (1864-1907) и др. В драматургии приобрели известность Г. Салинас (1852-г. смерти неизв.), Э. Альварес Хименес (ум. 1911), M. Лугрис Фрейре (1863-1935).

Нравоописат. проза господствует и в 20в. в произв. X. Лесты Мейсы(ок. 1890- 1930), В. Мартинеса Риско (р. 1874) и др. Сб-ки рассказов социальной направленности создал А. Родригес Касте-лао (1886-1950). Жизни народа посвятили свои стихи В. Тайбо Гарсиа (р. 1885), Л. Амадо Карбальо (1901-27). В русле декаданса писали поэты Ф. Дельгадо (р. 1908), X. Видаль, А. Иглесиас Аль-вариньо (р. 1909).

После победы в 1939 франкизма MH. крупные писатели (А. Родригес Кастелао, Л. Сеоане, Л. Варела, Э. Пита и др.) эмигрировали; галисийская лит-pa фактически оказалась под запретом. Только в 1950 возобновляется издание книг на галисийском диалекте. Поэты M. Кунья Новас (р. 1926), T. Баррос (р. 1924), Э. Ново (р. 1930) и др. ограничиваются интимной лирикой. К гражд. и патриотич. теме обращаются поэты С. Э. Феррейро (р. 1914), автор сб. " Долгая каменная ночь" (1962), У. Новонейра (р. 1930), M. Мария, романист К. Касарес (р. 1941) и др.

Лит.: Шишмарев В. Ф., Очерки по истории языков Испании, M.- Л., 1941; Antologia de Ia poesi'a gallega contemporanea, Madrid, 1959; Varela Jасоme В., Historia de Ia literatura gallega, Santiago de Compostela, 1951; Carballo Calerо R., Historia da literatura galega contemporanea, t. 1, Vigo, [1963]. 3. И. Плавскин.

Каталанская литератуpа, литература на каталанском яз. и его диалектах в Каталонии и Валенсии, на Балеарских о-вах (Испания) и на Ю.-З. Франции. В 9-13 вв. развивалась устная нар. поэзия " джогларов", а с кон. 12 в.- письменная религ. лит-pa. Светская поэзия до конца 13 в. создавалась на провансальском яз. В прозе стремление к самобытности заметно в хрониках Джауме I (1208-76), Б. Десклота и P. Мунтанера (1265-1336). " Книга о Блан-керне" (ок. 1284) Раймунда Луллия (между 1232-35 - 1315?)- первый опыт романа на каталанском яз. Дидактич. произв. А. де Вилановьг (ок. 1250- ок. 1311) " Авиньонское размышление" (1309) содержит выпады против духовенства. Дидактич. произведения создавал и Ф. Эшименис (ок. 1340-1409). В аллегории. " Сне" (1398) Б. Медже (ок. 1350-1410) ощущается влияние итал. ренессансной лит-ры. На каталанском яз. писали и поэты: братья Джауме (1335-1410) и Пере (1338-1413) Марк, Б. де Со (ум. 1385). Анонимная " Книга о моряках" (ч. 1-2, ок. 1398) даёт сатирич. картину действительности.

С нач. 15 в. в каталанской лит-ре формируются идеи Возрождения. Под влиянием итал. поэзии писали А. Фебрер (1-я пол. 15 в.), Дж. Фогассот, Дж. де Сант-Джорди (ум. ок. 1449), крупнейший поэт А. Марк (1397-1459), создатель каталанского лит. яз. Реализмом и сатирич. направленностью отличалось творчество валенсианских поэтов Дж. Ройса (ум. 1500?), Дж. Газуля (ум. ок. 1508), мальоркинского поэта и прозаика А. Тур-меды (ок. 1352- ок. 1430) и др. Дж. Мартурель и Дж. де Гальба создают ре-нессансный рыцарский роман " Тирант Белый" (1490); Дж. Ройг (ум. 1478) написал сатирич. роман в стихах " Книга о женщинах> (опубл. 1531). С кон. 15 в. в каталанской лит-ре наступает длительный спад. Ренессансные традиции развивали валенсианские поэты-сатирики A. M. Пинеда (нач. 16 в.), Г. Герау де Монмажор (ум. 1600), Ф. Мулет (1624- 1675), Ф. В. Гарсиа (1582-1623). Только в кон. 18 в. под влиянием деятельности просветителей А. де Кампаня (1742- 1813), Масдеу (1744-1817) и др., а позднее под воздействием революц. событий в И. началось возрождение каталанской лит-ры. Поэты-романтики Б. К. Арибау (1798-1862), Дж. Рубио-и-Орс (1818-99), А. Бланк (1832-87), А. де Бофаруль (1821-92), Дж. Росельо (1827-1902), А. Камс-и-Фабрес (1822-

1882) и др. обращались преим. к историч. теме; лишь Дж. Соль-и-Падрис (1816- 1855) воспевал людей труда. Лирич. и патриотич. произв. поэтов-романтиков В. Балагера (1824-1901) и Дж. Верда-гера (1845-1902) оказали большое влияние на поэзию 20 в.

В прозе на смену романтич. историч. роману А. де Бофаруля и др. приходят бытоописат. произв. Э. Вилановы (1840- 1905), А. Карета и др. С социально-кри-тич. реалистич. романами выступили: Дж. Пин-и-Солер (1842-1927), H. Ольер (1846-1930). Реалистич. драму создали крупнейший каталанский драматург А. Гимера (1847-1924), С. Русиньоль (1861-1931), И. Иглезиас (1871-1928). Для романов P. Казельяса (1855-1910), П. Короминеса (1870-1939) и Катарины Альберт [псевд.- В. Катала (1873 - г. смерти неизв.)] характерны натурали-стич. приёмы.

Поэты-" модернисты" - Дж- Марагаль (1860-1911), Г. Аломар (1873-1941), Дж. Карнер (р. 1884) и др., находясь под влиянием европ. декаданса, вместе с тем стремились к созданию нац.-самобытной каталанской лит-ры. Верность реализму сохранили поэты Э. Гуаньябенс (1860- 1941), Дж. M. де Сагарра (р. 1894), К. Риба (1893-1959) и др.

В 1920-х гг. выдвинулась группа поэтов-" авангардистов". - А. Эсклазанс (р. 1895), Дж. Фойш (р. 1894) и др. Нар. и реалистич. традиции характерны для поэзии T. Гарсеса (р- 1901), К. Сальвадора (р. 1893), сатирика Дж. Оливера (р. 1899, псевд.- П. Кварт), прозы Дж. Руйра (1858-1939), Дж. Э. M. Ферран-до (р. 1891), П. Бертрана (1867- ок. 1942), Дж. Пла (р. 1897) и др. После победы фашизма в И. каталанская лит-ра оказалась под запретом. Лишь с кон. 1950-х гг. начали вновь публиковаться книги на каталанском яз. В совр. лит-ре существуют два направления: " неомодерристское", представленное творчеством экзистенциалистов M. де Педроло (р. 1918), Б. Бонета (р. 1926) и др., и реалистическое, к которому принадлежат поэт и прозаик С. Эсприу (р. 1913), поэты Дж. Сарсанедес, Дж. Серда (р. 1920), M. Аримань, Г. Ферратер (р. 1922), Ф. Вальверду (р. 1935), нар. певец Рай-мон (р. 1940) и др., романисты Дж. M. Эспинас (р. 1927). Б- Порсель (р. 1937), Э. Торрес и др.

Лит.: Шишмарев В. Ф.,.Очерки по истории языков Испании, М.-Л., 1941; Diaz Plaja G., De literatura catalana. Estudis i interpretaciones. Barcelona, [1956]; Nоnеll L. Antologia de la prosa catalana (de Liul a Josep Pla), Barcelona, [1957]; Ruizi Calonja J, Historia de Ia Hteratura catalana, Barcelona, [1954]; Tasis i Marca R., Un segle de poesia catalana (1833-1953), Barcelona, [1968].

3. И. Плавскин.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал