Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Драматический театр. Регулярные театр, представления в И






Регулярные театр, представления в И. устраивались ещё в эпоху владычества римлян. В ср. века развивался религ. театр (литургическая драма, мистерия, а с сер. 16 в. " священные действа" - аллегорич. драмы на сюжеты истории, мифов, легенд) и нар.-комедийный театр, оказавший, несмотря на преследования церкви, большое влияние на дальнейшее формирование сценич. иск-ва. В 14-15 вв. появились и зачатки придворного театра (спектакли, разыгрывавшиеся актёрами-любителями из знати).

В сер. 16 в. возникли проф. театр, труппы (в зависимости от количества актёров они наз. булюлю, ньяке, гарнача, фарандула и др.), ставившие гл. обр. фарсовые сценки, используя примитивный реквизит. Одна из первых таких трупп была создана драматургом и актёром Л one де Руэдой. Во 2-й пол. 16 в. церк. братства, получив монополию на театр, представления, создали постоянные публичные театры - т.н. коррали, в Мадриде (" Корраль де ла Крус" в 1579, " Кор-раль дель Принсипе" в 1582), Севилье, Барселоне, Валенсии и др. городах. Эти театры ориентировались преим. на широкие круги гор. зрителя; здесь утверждалась гуманистич. и демократич. драматургия Возрождения, представленная произв. выдающегося драматурга Лопе де Вега и его школы, а также произв. X. Руиса де Аларкона, Тирсо де Молины и др. В кон. 16- нач. 17 вв. в корралях выступали многочисл. проф. труппы, руководимые А. де Сиснеросом, Н. де лос Риосом, А. де Вальегасом, М. Вальехо и др. Здесь выдвинулись мн. разносторонне одарённые актёры: П. де Моралес, К. Перес, Д. Ариас де Пеньяфьель, X. Вака, X. де Бургос, М. де Кордова, М. Кальдерон, М. Рикельме и др.

Католич. церковь и абсолютизм ограничивали гуманистич. и демократич. тенденции корралей (сокращение числа действующих трупп, строгая цензура, частые запреты представлений светских пьес) и поддерживали придворный театр. В 20-х гг. 17 в. в королев, резиденциях Эль Пардо, Буэн Ретиро были оборудованы театр, помещения и начались регулярные представления, на к-рые допускались и горожане. Здесь ставились преим. аллегорич. и мифологич. пьесы и феерии, в к-рых особое внимание уделялось зрелищным и постановочным эффектам. Итал. декораторы К. Лотти, Ф. Риччи и др. совершенствовали сценич. технику (ввели кулисы, живописные перспективные декорации, сложную сценич. технику). Популярностью пользовались пьесы П. Кальдерона де ла Барки, Ф. де Рохаса Соррильи, в творчестве к-рых проявился нек-рый отход от гуманистич. ренессансных традиций.

В 17 в. достиг расцвета жанр ауто, ставившихся на передвижных платформах-повозках во время церк. праздников. Во 2-й пол. 17 в. преследования светского театра феодально-католич. реакцией привели к резкому сокращению числа трупп, упадку театрального иск-ва.

В 18 в. получает распространение франц. классицизм, оказавший влияние на актёрское иск-во, в к-ром утверждались пафос и декламационный стиль. Однако мн. театры продолжали ставить произв. исп. драматургии 16-17 вв., а лучшие актёры - М. Ладвенант, Р. Луна, М. Р. Фернандес и др. - в своём искусстве опирались на реалистич. традиции. Те же традиции развивались и в муз.-драматич. жанрах сайнете, сарсуэлы, тонадильи. Наиболее известный автор, работавший в этих жанрах, - Р. Ф. де ла Крус; исполнением ролей в них прославилась актриса М. А. Фернандес. Творчество выдающегося актёра И. Майкеса подготовило подъём исп. театра. Майкес возглавлял мадридские театры " Каньос дель Пераль" (1801-05) и " Принсипе" (1805-18), осуществил ряд важных реформ в театр, иск-ве. Утверждение романтич. драматургии А. Сааве-дры (герцог де Ривас), А. Гарсиа Гутьер-реса, X. Соррильи-и-Мораля и др., а также семейно-бытовой реалистич. комедии определило расцвет театра И. в 30- 40-е гг. 19 в. Были открыты новые театры - " Эспаньоль" в Мадриде (в 1849), " Лисео" в Барселоне (в 1847) и др. В романтич. драмах с успехом выступали сестры Б. и Т. Ламадрид, К. Латорре, М. Диес и др.; в семейно-бытовых комедиях прославились X. Ромеа и К. Родригес.

В сер. 19 в. значит, произв. драматургии, реалистич. традиции отстаивал ч Театр Комедии" (оси в 1849), руководимый режиссёром и актёром Э. Марир. В этом театре работал видный актёр Р. Кальво, исполнитель ролей в пьесах Кальдерона, Тирсо де Молины.

С нач. 20 в. театр, всё более подчиняясь вкусам бурж. обывателя, переживал упадок; на сцене господствовали -" малые жанры", развлекательные пьесы и мелодрамы, а затем - модернистская драматургия. В театре " Эслава" Г. Мартинес Сьер-ра (в 1917-25) пытался утвердить символистскую драматургию. Однако в те же годы выдающиеся актёры М. Герреро и Ф. Диас де Мендоса в театре " Эспань-оль" пропагандировали пьесы драматургов 16-17 вв. и совр. передовых авторов.

В годы Республики (после 1931) были предприняты попытки реформы театра И., его демократизации. Особую роль в этом сыграли передвижные театр, труппы, руководимые выдающимся поэтом и драматургом Ф. Гарсиа Лоркой и драматургом А. Касоной, а также деятельность актрисы М. Ксиргу и трупп Л. Мем-бривес, X. Диас де Артигаса. В театр, клубе " Носотрос" ставились пьесы М. Горького, Б. Брехта и др.

Во время Национально-революционной войны 1936-39 театры на республиканской территории, перешедшие в ведение гос-ва, обновляли репертуар, включая классич. и передовую современную западноевроп. и исп. драматургию. На фронтах выступали передвижные проф. и самодеятельные труппы, ставившие пьесы Р. Альберти, М. Эрнандеса и др.

После захвата власти франкистами все прогрессивные реформы в области театра, осуществлённые республиканским пр-вом, были отменены. Театры вновь стали коммерч. предприятиями. На сцене большинства театров ставятся дра-матич. и муз. спектакли преим. развлекательного характера. Лишь в 1950-х гг., несмотря на гнёт театр, цензуры, в театре " Эспаньоль", Нац. театре им. М. Герреро (ранее наз. " Принсеса"), в " Театре Комедии" в Мадриде, театре " Моратин" в Барселоне и нек-рых др. появились постановки классич. исп. драматургии (напр., " Нумансия" Сервантеса в театре " Эспаньоль", сезон 1967-68; " Селестина" в сценич. редакции А. Касоны, театр " Бельяс Артес", Мадрид, сезон 1965-66, и др.). В репертуаре театров пьесы А. П. Чехова, М. Горького, Б. Брехта, Дж. Б. Пристли, А. Миллера, Ф Гарсиа Лорки и совр. исп. пьесы с острой социально-критич. направленностью А. Буэро Вальехо, А. Састре, Л. Ольмо и др. Ещё более широко спектакли оппозиционного по отношению к франкизму характера ставятся на сценах любительских студенческих театров, многочисленных театр, клубов. Деятельность этих экспериментальных театров оказывает благотворное влияние и на проф. театр, воспитывая талантливых актёров и режиссёров. Театр, центром является Мадрид, где работает св. 20 театров. Кадры актёров готовят спец. отделения Мадридской и Барселонской консерваторий, а также школа драматич. иск-ва (Мадрид). Среди театр, деятелей: реж. X. Л. Алонсо Мильянес, X. Осуна, X. Тамайо, Л. Эскобар, А. де ла Торре, К. Лука де Тена, актёры Р. Лусия, И. Гарсес, Э. Нориега, К. Лопес Аранда, М. Леаль, А. Марсильяк.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXVIII (стр. 560-561).

Лит.: Узин B.C., Испанский театр, в кн.: История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Diaz de Escovar N. Y., Lasso d e la Vega F. de P., Historia del teatro espanol, t. 1-2, Barcelona, [1924]; Sa i nz de Robles F. C., El teatro espanol. Historia у antologia (Desde sus origenes hasta el Siglo XIX), t. 1-7, Madrid, 1942-43; Valbuena Prat A., Historia del teatro espanol, Barcelona, [1956]; Aubrun С h. V., Histoire du theatre espagnol, P., 1965; Al varo F.. El espectador у la cri-tica, [t. 1-12], Valladolid-Madrid, [1959-1970]. 3. И. Плавскин.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал