Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Математика. I. Определение предмета математики, связь с другими науками и техникой 72 страница
С о ч. в рус. пер.: Фридрих Энгельс, в сб.: Воспоминания о Марксе и Энгельсе, М.. 1956; Карл Маркс, там же; [Письма], Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 34, Приложения. Лит.; Воробьева О. Б., Синельникова И. М., Дочери Маркса, 4 изд., М., 1967. МАРКС, город областного подчинения, центр Марксовского р-на Саратовской обл. РСФСР. Расположен на лев. берегу Волги, в 60 км от Саратова. 20, 5 тыс. жит. (1973). 3-ды: дизельной топливной аппаратуры, маслосырозавод. Техникум механизации с. х-ва, филиал Сызранского маш.-строит.техникума, мед. и муз. уч-ща. МАРКСА ПИК, наиболее высокая вершина Шахдаринского хр. на юго-зап. Памире (Тадж. ССР). Вые. 6726 м. На склонах - ледники. Первовосхождение на М. п. совершено в 1946 сов. альпинистами под руководством Е. Абалакова и Е. Белецкого. МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ, научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, составляющих мировоззрение рабочего класса; наука о познании и революц. преобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о законах революционной борьбы рабочего класса за свержение капитализма, созидательной деятельности трудящихся в построении социалистического и коммунистического общества. Основоположниками М.-л. были К. Маркс и Ф. Энгельс; выдающийся вклад в его развитие внёс В. И. Ленин. М.-л. обогащается в результате теоретич. деятельности коммунистич. и рабочих партий. " Марксизм-ленинизм - это единое великое революционное учение, путеводная звезда для рабочего класса и трудящихся всего мира на всех этапах их великой битвы за мир, свободу и лучшую жизнь, за создание самого справедливого общества - коммунизма. Его великая творческая преобразующая сила - в неразрывной связи с жизнью, в непрерывном обогащении на основе всестороннего анализа действительности" (Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, 1960). Марксизм как науч. выражение коренных интересов рабочего класса возник в 40-х гг. 19 в., когда резко проявились антагонистич. противоречия капитали-стич. общества и на арену истории как самостоят, политич. сила выступил рабочий класс. К. Маркс и Ф. Энгельс были творцами науч. мировоззрения рабочего класса, программы, стратегии и тактики его революц. борьбы. Они критически переосмыслили и творчески переработали достижения предшествующей науч. и обществ, мысли человечества, обобщили опыт классовой борьбы и революц. движения трудящихся масс. М.-л. представляет собой закономерный результат поступательного движения передовой человеческой мысли и знаменует величайший революц. переворот в её развитии. Важнейшими теоретич. источниками марксизма явились классич. нем. философия, англ, политич. экономия, франц. утопич. социализм. Марксизм принципиально по-новому подошёл к решению практич. и теоретич. проблем и дал науч. ответ на главные вопросы, поставленные ходом обществ, развития и прежде всего развитием капитализма и рабочего движения; преодолел свойственные предшествующей обществ, мысли идеализм и антиисторизм, созерцат. характер. Его важнейшая особенность состоит в том, что он не только объяснил мир, но и определил условия, пути и средства его переустройства, превратил социализм из утопии в науку. Это стало возможным в результате распространения материализма на понимание истории общества, создания историч. материализма, органич. соединения и творч. разработки материализма и диалектики. Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, - к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, - вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 264). Возникнув как революц. теория рабочего класса, марксизм прошёл практич. проверку, начиная с революций 1848-49 в Зап. Европе. После этих революций К. Маркс и Ф. Энгельс направили свою деятельность на пропаганду идей науч. коммунизма, подготовку кадров пролет, революционеров во всех странах, собирание сил междунар. пролетариата для новой революц. борьбы. Этот период ознаменовался созданием под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса революц. интернациональной партии рабочего класса, названной " Международное товарищество рабочих" (Интернационал 1-й, осн. 28 сент. 1864). В 70-80-е гг. 19 в. в ряде стран Европы сформировались массовые социал-демократич. партии пролетариата. Распространение марксизма в международном рабочем движении встречало ожесточённое сопротивление как со стороны его открытых противников, напр, бакунистов (см. Бакунизм), прудонистов (см. Прудонизм) и др., так и со стороны соглашательских оппортунистич. элементов внутри социал-демократич. партий - ревизионистов (Э. Бернштейн, М. Адлер и др.). Ревизионизм в рабочем движении возник как проявление влияния бурж. идеологии на определённые, наименее революционные, относительно обеспеченные слои рабочего класса (т. н. рабочая аристократия). Другим источником ревизионизма явилась идеология входивших в пролет, партии мелкобурж. элементов, к-рым свойственны половинчатость, колебания между пролетариатом и буржуазией. Марксизм вёл решительную борьбу и с догматизмом, сектантством, также наносившими серьёзный вред рабочему движению. Выдающимися пропагандистами идей марксизма были П. Лафарг, В. Либкнехт, А. Бебель, Ф. Мерит, Г. В. Плеханов, А. Лабриола и ряд др. Дальнейшее творческое развитие марксизм получил в теоретич. трудах и практич. деятельности гениального продолжателя дела К. Маркса и Ф. Энгельса - В. И. Ленина, к-рый поднял революц. учение марксизма на новую, высшую ступень. В. И. Ленин, восприняв теорию К. Маркса и Ф. Энгельса, творчески развил и конкретизировал её применительно к условиям новой историч. эпохи. Борьба и деятельность В. И. Ленина представляют собой ленинский этап в развитии революц. теории рабочего класса, справедливо именуемой марксизмом-ленинизмом. Ленинизм - это "...марксизм эпохи империализма и пролетарских революций, эпохи крушения колониализма и победы национально-освободительных движений, эпохи перехода человечества от капитализма к социализму и строительства коммунистического оощества" (" К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина". Тезисы ЦК КПСС, 1970, с. 5). М.-л. состоит из трёх органически взаимосвязанных и взаимообусловленных частей: философии - диалектич. и историч. материализма, политич. экономии и науч. коммунизма. Диалектич. и историч. материализм представляет собой философию рабочего класса и его авангарда - коммунистич. партии; dH является наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, составляет теоретич. фундамент коммунизма. Марксистско-ленинская философия исходит из того, что мир материален: всё существующее - различные формы движущейся материи, высшей из к-рых является общество. Мир един и развивается по объективным, не зависящим от сознания людей законам, к-рые познаются людьми в ходе развития обществ, практики и науки. Люди сами делают свою историю, однако ход обществ, развития не определяется свободной волей людей, а обусловлен материальными условиями их жизни, подчиняется закономерностям, проявляющимся в деятельности нар. масс. Люди, познав эти закономерности и действуя в соответствии с ними, могут сознательно влиять на ход обществ, развития. Впервые в М.-л. общество было понято как целостный социальный организм, в структуре к-рого можно выделить производительные силы, производственные отношения и определяемые ими сферы обществ, жизни: политику, право, мораль, государство, а также философию, науку, искусство, религию. Их единство и взаимодействие представляют собой общество на определ. этапе истории - обще-ственно-экономич. формации (см. Формация общественно-экономическая), развитие и смена к-рых составляют процесс прогрессивного движения общества к коммунизму. Ядром марксистской философии является материали-стич. диалектика, выступающая в качестве общей методологии подлинно науч. познания общества и природы. Мате-риалистич. диалектика носит революц.-критич. характер, каждую ступень развития общества она рассматривает как преходящую. Главное в ней - учение о противоречии, закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник самодвижения и развития явлений и процессов действительности. Великим вкладом В. И. Ленина в развитие марксистской философии является разработка её важнейших проблем- теории отражения, теории познания, учения об истине, углубление понимания законов и категорий диалектики и др. В своих произведениях В. И. Ленин дал классич. образцы применения материалистич. диалектики к важнейшим проблемам обществ, развития, политики и классовой борьбы пролетариата: анализ объективных условий и разработку вопроса о роли субъективного фактора в историч. процессе, значении творч. инициативы масс, классов, партий и отд. личностей, обоснование огромной роли науч. теории в революц. движении. В. И. Ленин не только защитил от нападок ревизионистов марксистскую философию, но и философски осмыслил и обобщил то новое, что было достигнуто в развитии естеств. наук после Ф. Энгельса. Марксистско-ленинская политич. экономия возникла на основе диалектико-материалистич. анализа К. Марксом современного ему капиталистич. общества. К. Маркс глубоко разработал и обосновал трудовую теорию стоимости, открыл закон прибавочной стоимости. Это великое открытие составляет, по выражению В. И. Ленина, "...краеугольный камень экономической теории Маркса" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 45), т. к. раскрывает сущность эксплуатации рабочего класса классом буржуазии. Марксистско-ленинская политич. экономия исследует объективные законы развития обществ. произ-ва на всём протяжении истории человечества, она доказала преходящий характер капиталистич. способа произ-ва, неизбежность его гибели и замены новой обществ, формацией - коммунизмом. К. Маркс и Ф. Энгельс на огромном историч. материале показали, что важнейшей движущей силой развития общества, начиная с периода разложения первобытнообщинной формации, является борьба антагонистич. классов. Они теоретически обосновали революц. роль рабочего класса, историч. миссия к-рого состоит в свержении капитализма и создании коммунизма, обеспечивающего условия для свободного и всестороннего развития каждого человека (см. Научный коммунизм, Политическая экономия). Реальным путём и средством уничтожения капитализма и перехода к коммунизму являются социалистическая революция и диктатура пролетариата. Для осуществления социалистич. революции и диктатуры пролетариата, уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, освобождения всех трудящихся рабочий класс вступает в союз со всеми трудящимися и эксплуатируемыми. К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что между капиталистич. и коммунистич. формациями лежит переходный период, в течение к-рого пролетариат, взяв гос. руководство обществом в свои руки, должен направлять развитие всех сторон обществ, жизни по пути к новому обществу. Необходимое условие успешной борьбы за свержение гнёта капитализма, за победу пролет, революции и коммунизма, учили К. Маркс и Ф. Энгельс, - объединение пролетариата разных стран и наций против буржуазии всех стран и наций, ибо цель у пролетариата всего мира одна - коммунизм. В силу этого принципом борьбы и организации пролетариата является интернационализм. Для того чтобы совершить пролет, революцию, рабочий класс должен организовать и сплотить свои ряды, создать свою боевую революц. партию, объединяющую его передовые, лучшие силы, к-рая поведёт трудящихся на борьбу за победу коммунизма. Такая партия - Союз коммунистов была впервые создана К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1847. В. И. Ленин внёс неоценимый вклад в экономич. теорию марксизма. Он показал, что капитализм перешёл в последнюю, высшую стадию своего развития - империализм, раскрыл его специфику, экономич. и политич. сущность. Он установил, что гос.-монополистич. ступень развития капитализма является материальной подготовкой революц. перехода к социализму. В. И. Ленин открыл закон неравномерности развития капиталистич. стран в эпоху империализма и, исходя из этого закона, сделал важнейший теоретический вывод о возможности победы пролет, революции и социализма сначала в неск. или даже в одной стране, т. к. пролет, революция не может произойти одновременно во всех развитых капиталистич. странах, как предполагали К. Маркс и Ф. Энгельс. Важным вкладом в М.-л. была разработка В. И. Лениным теории перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую. В. И. Ленин творчески развил учение о диктатуре пролетариата, о руководящей роли рабочего класса, о союзниках пролетариата в революции- крестьянстве прежде всего, о формах классовой борьбы. Опираясь на теоретич. положения К. Маркса и Ф. Энгельса. В. И. Ленин создал цельное учение о партии рабочего класса как высшей форме его революц. организации, всесторонне разработал её теоретич. и организац. основы, нормы парт, жизни и принципы парт, руководства. Под руководством В. И. Ленина рабочий класс России создал партию нового типа - Коммунистическую партию Советского Союза. В. И. Ленин разработал стратегию и тактику революц. борьбы рабочего класса с буржуазией, принципы борьбы с ревизионизмом, догматизмом, правым и " левым" оппортунизмом. Важное место в М.-л. занимает национальный вопрос, осн. принципы пролет, решения к-рого разработали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они показали подчинённость нац. вопроса задачам освободит, классовой борьбы пролетариата, обосновали необходимость поддержки нац.-освободит, движений, направленных против реакц. сил и классов. Ленин развил эти положения, подверг критике теории и программы реформистов и оппортунистов, подчеркнул необходимость свободного самоопределения наций вплоть до их полного отделения и образования самостоятельного гос-ва. Главным в нац. вопросе Ленин считал объединение трудящихся всех наций в общей борьбе за демократию и социализм. Он раскрыл связь нац. вопроса с колониальным и указал на возможность некапиталистич. пути развития колониальных н зависимых стран. Основываясь на положениях К. Маркса и Ф. Энгельса о будущем коммунистич. обществе и двух фазах его развития, В. И. Ленин разработал вопросы об осн. чертах переходного периода от капитализма к социализму, о путях и средствах построения социализма и коммунизма, об осн. закономерностях развития общества в эпоху социализма и коммунизма. Победа Великой Окт. социалистич. революции в 1917, создание первого в мире социалистич. многонац. гос-ва явились величайшим торжеством марксистско-ленинской теории, ознаменовали начало новой историч. эпохи развития человечества. После В. И. Ленина КПСС вместе с братскими коммунистич. партиями продолжали развивать марксистско-ленинскую теорию. Исходя из ленинских положений, творчески применяя и развивая их, КПСС привела сов. народ к победе социализма и руководит строительством коммунистич. общества в СССР. КПСС разработала вопросы о возможности построения социализма в одной стране, находящейся в капиталистич. окружении; о путях, темпах и средствах социалистич. индустриализации; о методах и формах коллективизации с. х-ва; о путях и средствах проведения культурной революции в стране; о закономерностях строительства социалистич. общества и постепенного перехода к коммунизму. Партия отстояла свою линию в непримиримой борьбе с правым и " левым" оппортунизмом и национал-уклонизмом. Достижения социалистич. строительства в СССР, разгром фаш. Германии и империалистич. Японии, в к-ром решающую роль сыграл Сов. Союз, способствовали успеху нар.-демократич., социалистич. революций в ряде стран Европы, Азии, Лат. Америки, подъёму нац.-освободит. движения, краху колониальной системы империализма. Эти важнейшие процессы послужили новым практич. подтверждением истинности марксистско-ленинской теории. Истории, обстановка, сложившаяся после 2-й мировой войны 1939-45, образование мировой системы социализма, углубление кризиса капиталистич. системы, развёртывание науч.-технич. революции, задачи социалистич. и коммунистич. строительства потребовали дальнейшего обогащения М.-л. Важной предпосылкой творч. развития марксистско-ленинской теории было преодоление КПСС тенденций к её догматиза-ции, отрыву от практики. Партия вместе с тем выступила против попыток отождествить теорию и практику, что вело к принижению теории, нарушению принципа единства теории и практики. КПСС проделала большую работу по изучению крупных и сложных экономич. и социально-политич. проблем социалистич. общества в СССР, вместе с др. братскими коммунистич. партиями разрабатывала принципиальные вопросы развития мировой системы социализма, исследовала новые явления совр. капитализма, решала важнейшие проблемы мирового революц.-освободит, движения. Эта теоретич. деятельность серьёзно обогащает М.-л. Важным творч. вкладом в марксистско-ленинскую теорию являются Программа КПСС (1961) (см. Программы Коммунистической партии Советского Союза), решения съездов и пленумов ЦК КПСС, парт, документы к 50-летию Великой Окт. социалистич. революции, 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, 50-летию СССР, документы междунар. Совещаний коммунистич. и рабочих партий, братских коммунистич. партий. М.-л. на совр. этапе даёт теоретич. обобщение опыта социалистич. и коммунистич. строительства в СССР и др. социалистич. странах; раскрывает закономерности развития мировой системы социализма, пути и средства построения материально-технич. базы коммунизма; показывает характер совр. ступени развития капитализма; определяет перспективы роста и развития междунар. революц. движения рабочего класса и нац.-освободит. борьбы колониальных и зависимых народов, формы перехода различных стран к социализму; намечает пути и средства претворения в жизнь ленинской политики мирного сосуществования двух противоположных социальных систем и обеспечения всеобщего мира. Анализируя развитие сов. общества, КПСС показала, что гл. итогом осуществлённых глубочайших социально-экономич. преобразований явилось построение развитого социалистич. общества. На основе коренных изменений в экономич., социальной и духовной жизни общества сложилась новая историч. общность - советский народ. Для развитого социалистич. общества характерно гармоничное развитие экономических, социально-политических и культурных условий жизни. Оно имеет мощную материально-технич. базу, к-рая создаётся на основе всестороннего развития нар. х-ва, внедрения в производство новейших достижений науки и техники. Развитому социалистич. обществу присущи высокие и устойчивые темпы роста обществ, произ-ва и производительности труда, зрелые обществ, отношения, складывающиеся на основе полного господства социалистической собственности, ликвидации всех эксплуататорских элементов и утверждения марксистско-ленинского мировоззрения, социально-политич. и идейного единства общества. В нём полностью утвердился социалистич. принцип распределения по количеству и качеству труда. Политич. надстройкой развитого социализма является общенародное государство. На совр. этапе в СССР решается задача создания материально-технической базы коммунизма, построение которой представляет собой сложную, многоплановую, комплексную задачу. КПСС подчёркивает необходимость разработки и внедрения совр. методов планирования и управления, способов повышения эффективности нар. х-ва, совершенствования материальных и моральных стимулов. Существ, роль приобретает перспективное планирование, определяющее осн. направление развития страны на длит. срок. Важнейшее программное значение имеет поставленная на 24-м съезде КПСС задача органического соединения достижений науч.-технич. революции с преимуществами социалистич. системы хозяйства. В развитом социалистич. обществе сложилась новая социальная структура дружественных классов и слоев, идёт процесс стирания классовых граней и утверждения социальной однородности общества, формирование нового человека в результате воздействия объективных условий и коммунистич. воспитания. Возникновение сов. народа, воплощающего братство трудящихся более ста наций и народностей, объединяемых общими интересами, идеологией, целями и идеалами, - результат творч. применения и развития марксистско-ленинских принципов решения нац. вопроса, процесса сближения народов СССР, их сплочения и объединения в ходе социалистич. и коммунистич. строительства. Развивая ленинское учение о партии, КПСС показала, что важнейшей объективной закономерностью развития социалистич. общества является возрастание руководящей роли коммунистич. партии. Эта закономерность проявляется с ещё большей силой на этапе построения коммунизма в результате роста масштабов и многообразия форм созидат. деятельности народа, усложнения внутр. и междунар. задач развития сов. общества. КПСС вместе с др. коммунистич. партиями разрабатывает принципиальные вопросы развития мировой системы социализма, действия общих закономерностей социалистич. строительства и их воплощения в специфич. условиях различных стран. КПСС и братские партии социалистич. стран исследуют закономерности и тенденции междунар. социалистич. разделения труда, принципы социалистич. интеграции и др. вопросы, связанные с развитием мировой социалистич. системы в целом. Серьёзное место в совр. марксистско-ленинской теории занимает анализ новых явлений капита-листич. общества, что имеет важное значение для разработки программы, стратегии и тактики революц. и нац.-освободит, движения и определения внешнеполи-тич. линии социалистич. стран. Стараясь приспособиться к условиям борьбы двух противоположных систем, используя результаты науч.-технич. революции, совр. империализм приобрёл нек-рые новые черты. Усиливается его гос.-монополистич. характер, что выражается в гос. стимулировании монополи-стич. концентрации произ-ва и капитала, перераспределении всё большей доли нац. дохода в интересах монополий, финансировании развития пром-сти и науч. исследований, разработке программ экономич. развития в масштабе отд. стран, политике империалистич. интеграции. Однако гос.-монополистич. регулирование не в состоянии обуздать стихийные силы капитализма. Совр. науч.-технич. революция, ускоряя процесс обобществления экономики, вместе с тем ведёт к воспроизводству социальных антагонизмов в ещё больших масштабах и к возникновению новых противоречий в развитии капитализма. Всё это вызывает возрастание неустойчивости системы капитализма, глубокие социально-политич. кризисы, рост революц. сознательности масс, нарастание волны классовых битв в цитаделях капитализма. Кризис совр. гос.-монополистич. капитализма проявляется во всех областях - экономич., политич., идеологич., моральной, т. е. носит всеобщий характер (см. Империализм, Капитализм, Общий кризис капитализма). Одним из ярких выражений этого кризиса является крах колониальной системы империализма в результате роста нац.-освободит. движения. Борьба за нац. освобождение во мн. странах перерастает в борьбу против эксплуататорских обществ, отношений. Важное значение для рабочего, коммунистич. и нац.-освободит, движения имеет теоретич. разработка проблем сближения в совр. эпоху демо-кратич. и социалистич. задач революц. борьбы, сочетания мирных и немирных форм революции, возможности некапиталистич. пути развития бывших колониальных стран. М.-л. является интернациональной основой революц. стратегии и тактики коммунистич. и рабочих партий, междунар. солидарности борцов за дело пролетариата. Классики М.-л., отмечая важность учёта конкретно-историч. особенностей и своеобразия обстановки, в к-рой приходится действовать каждой пролет, партии, всегда отстаивали единство интер-нац. тактики коммунистич. движения. В. И. Ленин подчёркивал, что задача коммунистов состоит "...в том, чтобы уметь приложить общие и основные принципы коммунизма к тому своеобразию отношений между классами и партиями, к тому своеобразию в объективном развитии к коммунизму, которое свойственно каждой отдельной стране и которое надо уметь изучить, найти, угадать" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 74). Развивая это положение В. И. Ленина, международные Совещания коммунистических и рабочих партий 1957, 1960 и 1969 отметили, что применение общих закономерностей развития социалистич. революции, социалистич. строительства и социализма должно осуществляться "...с учетом исторических особенностей каждой страны и интересов социалистической системы в целом..." (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, 1961, с. 49). В этом находит одно из своих выражений своеобразие развития каждой страны по пути социализма, к-рое, осуществляясь "...на основе общих закономерностей...", вместе с тем "...развертывается в различных формах, с учетом конкретных исторических условий и национальных особенностей" (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 305). Важнейшей задачей как Коммунистич. партии Сов. Союза, так и всех братских коммунистич. партий является борьба за чистоту марксистско-ленинской теории. Как показал опыт революц. борьбы, сила междунар. коммунистич. движения - в верности М.-л. и пролет, интернационализму. КПСС на протяжении всей своей истории вела борьбу против всех видов отступничества от теории М.-л., против всех проявлений правого и " левого" оппортунизма. Междунар. Совещание коммунистич. и рабочих партий в июне 1969 подчеркнуло необходимость "...добиваться торжества марксизма-ленинизма, бороться в соответствии с конкретной обстановкой против право-и левооппортунистических искажений теории и политики, против ревизионизма, догматизма и левосектантского авантюризма". Совр. ревизионизм выдвинул тезис о плюралистич. марксизме, т. е. о правомерности целого ряда различных интерпретаций марксизма, к-рые все якобы могут одновременно быть истинными. Сторонники этой разновидности ревизионизма противопоставляют взгляды Маркса и Энгельса, Маркса и Ленина. Они особенно яростно нападают на ленинский этап в развитии марксизма, отрицая междунар. значение ленинизма, роль В. И. Ленина как великого теоретика современности. Однако все неленинские и антиленинские интерпретации марксизма либо оказываются разновидностями мелкобурж. революционаризма, либо представляют собой откровенные уступки бурж. идеологии, отход от осн. положений М.-л., прежде всего отказ от идей пролет, революции и диктатуры пролетариата. Одним из вреднейших совр. антиленинских течений является маоизм - мелкобуржуазно-национали-стич. извращение М.-л. КПСС подчёркивает, что убедительность критики бурж. и ревизионистских наскоков на М.-л. в огромной степени усиливается тогда, когда эта критика опирается на активное и творч. развитие М.-л., всех обществ, наук. " Теоретическая разработка и своевременное практическое решение новых проблем, выдвигаемых жизнью, - необходимое условие успешного движения общества к коммунизму. Теория и впредь должна освещать путь практике, помогать выявлению и преодолению препятствий и трудностей, мешающих успешному коммунистическому строительству. Партия считает своей важнейшей обязанностью дальнейшее развитие марксистско-ленинской теории на основе изучения и обобщения новых явлений в жизни советского общества и опыта мирового революционного рабочего и освободительного движения, творческое сочетание теории с практикой коммунистического строительства" (Программа КПСС, 1972, с. 118). Историч. опыт свидетельствует о великой жизненной силе М.-л., являющегося могучим средством не только познания, но и революц. преобразования мира. Междунар. Совещание коммунистич. и рабочих партий в Москве в 1969 отметило, что весь опыт мирового социализма, рабочего и национально-освободительного движения подтвердил международное значение марксистско-ленинского учения (см. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 332). М.-л. составляет науч. основу деятельности коммунистич. партий на каждом отрезке пути к великой цели - коммунизму. Он является одной из важнейших движущих сил социалистич, и коммунистич. строительства, формирования нового человека. М.-л. получает всё большее распространение в мире, он играет существ, роль в противоборстве социализма и капитализма, в развитии мирового революц. процесса. М. Б. Митин. МАРКУ (Магси) Дуилиу (24.3.1885, Калафат, уезд Долж, - 9.3.1966, Бухарест), румынский архитектор. Окончил Школу изящных иск-в в Париже (1912) и Ин-т архитектуры в Бухаресте (преподавал там же в 1928-55). Почётный президент Союза архитекторов СРР (1952-66). В своём творчестве эволюционировал от нац. романтики к модернизов. классике и функционализму. Осн. постройки: нац. павильоны на Всемирных выставках в Барселоне (1929) и Париже (1937); адм. здание на проспекте Победы (1937), Президиум Сов. Мин. СРР (1937-52), Мин-во железных дорог (1934-50), планировка площадей Победы и Академии СРР (1957-59) - все в Бухаресте; Ин-т физики и химии в Клуже (1939). Илл. см. т. 4, табл. XIII (стр. 160-161). Соч.: Arhitectura..., Вис., 1960 (Un сuvint inainte de T. Vianu). МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт (p. 19.7. 1898, Берлин), немецко-американский философ и социолог. Наряду с Т. Адорно и М. Хоркхаймером - один из основателей Франкфуртского ин-та социальных исследований. С 1934 - в США. В годы 2-й мировой войны 1939-45 работал в информац. органах амер. разведки, выступал с антифашистскими статьями. В 50-х гг. " эксперт" Рус. ин-та при Колумбийском и Рус. центра при Гарвардском ун-тах. Проф. Брандейского (1954- 1965) и Калифорнийского (с 1965) ун-тов.
|