Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XV. Архитектура и изобразительное искусство. Архитектура. На терр. М. раскопаны поселения триполъской культуры, относящиеся к 3 - нач
Архитектура. На терр. М. раскопаны поселения триполъской культуры, относящиеся к 3 - нач. 2-го тыс. до н. э., памятники культуры фракийцев (с 9 в. до н. э.), черняховской культуры (2-4 вв. н. э.), слав, племён (с 6 в. н. э.). Славянские города (с 10-11 вв.) имели деревоземляные и каменно-земляные укрепления. С сер. 14 в. в Молд. княжестве архитектура начала интенсивно развиваться. При Стефане III Великом города с крепостью и посадом быстро разрастаются, обносятся стенами; деревоземляные укрепления заменяются каменными. В Сороках и Бендерах в 16 в. строятся крепости с мощными башнями и арочными въездами. Складывается местный 3-частный тип православного 1-неф-ного бескупольного храма с притвором, центральной частью и апсидой (церковь Успения в Каушанах, 16-18 вв.) либо с 3 апсидами, образующими трилистник (церковь Успения в монастыре Каприяны, сер. 16 в.). С 15-16 вв. в церквах устраивались усыпальницы с нишами в стенах; оригинальна " молдавская система" перекрытий: 2 яруса арок, поддерживающих барабан (церковь монастыря Рудь, 1774). Снаружи храмы украшались плоскими нишками и арочными поясками. Деревянные церкви 18 в. обычно имеют прямоугольный или 8-гранный крытый шатром сруб. Гражд. здания 14-15 вв.-дворцы, бани - были деревянными или землебитными, а позже каменными. В Старом Орхее сохранились остатки замка 14-15 вв., построенного из тёсаного камня и кирпича. К кон. 18 в. сложился тип гор. и сел. дома - б. ч. 3-част-ного, нередко с выносным крыльцом. В М. проникали архит. формы рус. классицизма. Тур. владычество, продолжавшееся с 15 по 18 вв., привело к разрушению мн. архит. памятников М. От 16- Церковь Успения в монастыре Каприяны. Середина 16 в. План. 17 вв. сохранились пещерные монастыри (в Сахарне, Жабке) и храмы (у с. Бутучены). После присоединения Бессарабии к России (1812) быстро развиваются города, при участии проф. архитекторов строятся здания и ансамбли в стиле классицизма (собор в Кишинёве, 1830-35, арх. А. И. Мельников; колонна в память битвы при Кагуле, 1845, арх. Ф. К. Боффо; монастырь Цыганешты, 1846). В город 19 - нач. 20 вв. преобладали 1-этажн] окружённые садами особняки. Среди HI выделялись парадные общественные зд ния и церкви из камня и кирпича (Гр ческая церковь в Кишинёве, кон. 19 i арх. А. И. Бернардацци). В сел. усад бах разбивались парки (Цаульский обл. Тырнова, 1902-15), подчас строили! и церкви (в с. Верхние Кугурешты, Фл' рештский р-н, 1912-16, арх. А. В. Щ; сев). Жилой дом в селе Бранешты Оргеевского района. И.А. 3 а г о р е ц к и и. Автовокзал в Бе льдах. 1973 (автор мозаики В. А. Обух). В оккупированной Румынией Бе сарабии в 1920-30-х гг. строились г. обр. особняки в стиле " модерн". Дг архитектуры Молд. АССР характерн активная застройка городов, сдержанж применение классических форм. Во вр мя фашистской оккупации (1941-4< города М. были сильно разрушены; nj восстановлении и реконструкции менялась структура городов, которую ста-лиопределять промышленные предприятия, социально-культурные учреждения, учебные заведения; городская территория делилась на зоны, прокладывались магистрали, начали строиться многоэтажные обществ, и жилые здания; широко применялись местные светлые известняки. В 40-х и 1-й пол. 50-х гг. постройки украшались мотивами архитектуры классицизма и нар. зодчества, керамикой, резьбой по камню. С 1955 на окраинах городов создаются жилые микрорайоны (в р-нах Боюканы, Рышкановка, илл. см. т. 12, табл. XXIII, с. 240-241, Ботаника - в Кишинёве), строятся типовые дома из местных известняковых блоков и железобетонных панелей. С нач. 1960-х гг. пространств, решения становятся более живописными, облик фасадов определяется балконами и лоджиями, вводится цвет. Типовые проекты создаются не только для массового жилищного строительства, но и для обществ, центров городов и сёл. Среди крупных обществ, зданий - работы арх. Р. Е. Курца, В. А. Войцеховского, В. П. Меднека, А. В. Колотовкина, С. М. Шойхета и др. Развивается архитектура малых форм (арх. ф. П. Наумов и др.). В сёлах строятся производственные здания, школы, клубы, больницы, стадионы, дома отдыха. Традиционные сельские дома -деревянные и каменные - имеют обычно 3-частный план (жилое помещение -прихожая - гостиная), крыльцо или галерею и богато украшаются резьбой и росписью. Строятся и дома новых типов, с большими окнами, верандами, иногда 2-этажные дома с квартирами. Построен ряд мемориальных комплексов, посвящённых героям Великой Отечественной войны; обществ, здания украшаются мозаикой, рельефами. Союз архитекторов Молд. ССР осн. в 1945 в Кишинёве. Изобразительное искусство. В М. найдены произв. иск-ва начиная с позднего палеолита (роговой " жезл" с рельефной фигуркой) и неолита (керамика с разнообразной орнаментацией). Многообразна керамика трипольской культуры - сосуды со сложным живописным декором, фигурки людей и животных. Ко 2-1-му тыс. до н. э. относятся металлич. украшения и оружие, глиняные и бронзовые фигуры. В. 1-й пол. 1-го тыс. н. э. высокого художеств, качества достигают керамич. сосуды, золотые, серебряные и бронзовые фибулы, серьги, браслеты, пряжки. Славяне оставили глиняные фигурки божеств или животных и сосуды; с распространением культуры Др.-рус. гос-ва связан подъём ювелирного дела (скань, зернь, чеканка, гравировка и т. д.), резьбы по камню и кости. В 13-14 вв. декоративно-прикладное иск-во испытало влияние ремёсел Византии и мусульм. Востока. Богато украшались ритмичным растит, узором и гармоничными по цвету миниатюрами рукописи 15-16 вв. В 17 в. миниатюры более экспрессивны, стилизованный цветочный узор напоминает вышивку. В церкви Успения в Каушанах сохранились росписи 18 в., в т. ч. портреты ктиторов; поздневизантийские и балканские традиции сочетаются в росписях с чертами нар. творчества. В иконах кон. 18 -нач. 19 вв. часто объёмная лепка лица контрастирует с плоскостностью одежд. Изысканностью цвета, обилием серебра и золота отличалось шитьё 14-17 вв. В коврах 18-19 вв. преобладали контрастные цветовые сочетания поля и каймы, геометризованные мотивы вазонов, побегов, цветов. И. Кpayс. Портрет Брана. 1851. Художественный музей Молдавской ССР. Кишинёв. В 19 в. начало развиваться светское иск-во, прежде всего жанр портрета, сохранившего нек-рые каноны культового иск-ва (И. Краус, сер. 19 в.). Во 2-й пол. века появились проф. художники, рисовальная школа (1887, с 1940 Республиканское художеств, уч-ще), организовывались выставки. В кон. 19 - нач. 20 вв. под влиянием передвижников создавались реалистич. пейзажи, жанровые картины, портреты (В. ф. Окушко, Е. М. Мале-шевская). Иск-во Молд. АССР (картины А. Ф. Фойницкого, плакаты и иллюстрации Е. Н. Мереги) развивалось в одном русле с укр. и рус. иск-вом. В иск-ве оккупиров. Бессарабии ощущались модернистские влияния, но ведущие художники развивали принципы реализма (монументальная и жанровая скульптура А. М. Пламадялы; в живописи - сцены крест, жизни М. Е. Гамбурда, портреты и натюрморты А. И. Бальера; офорты Ш. Г. Когана). Народное искусство: 1 - керамический сосуд с росписью ангобом (начало 19 в.); 2 - ковровая дорожка (лэичер), покрывающая лавку (фрагмент; 1-я половина 19 в.); 3 - ковёр с изображением вазонов (начало 19 в.); 4 - ковёр с фоном из продольных полос (1-я половина 19 в.). (Все в Исгорико-краеведческом музее Молдавской ССР, Кишинёв.) Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 создавали патриотич. произв. Л. И. Дубиновский, М. Е. Гамбурд. В послевоен. годы художники М. изображают социалистич. преобразование республики, её ист. прошлое, духовный облик сов. человека. В скульптуре выделяются символико-аллегорич. и жанровые композиции Л. И. Дубиновского, поэтичные образы сов. женщин К. С. Ко-бизевой, в живописи - тематич. полотна В. Г. Руссу-Чобану, М. Г. Греку, И. Д. Виеру, Г. В. Саинчука, В. Д. Зазер-ской, Н. И. Бахчевана, сочетающие широкие образные обобщения и переосмысление нар. декоративных традиций, ист. картины и акварели Л. П. Григорашенко, бытовые сцены И. Д. Жуматия, А. Г. Ба-ранович, портреты К. Д. Китайки, Г. В. Саинчука, О. Д. Орловой, В. В. Третья-ченко, пейзажи А. А. Васильева, И. С. Ершова, И. ф. Степанова, Э. Д. Романеску, М. П. Петрика, в графике - станковые работы и иллюстрации И. Т. Бог-деско, Б. Ю. Несведова, Л. Г. Беляева, Г. Н. Врабие, И. В. Табурцы, В. Г. Коваля, сатирич. рисунки Б. Н. Широкорада. В монумент, иск-ве работают живописцы В. А. Обух, М. А. Буря, А. А. Давид, скульпторы Б. П. Марченко, И. Д. Китман, Н. М. Горёнышев, в театральной живописи - А. Е. Шубин, К. И. Лод-зейский, Н. А. Алентьев, А. И. Матер, в декоративно-прикладном иск-ве -С. С. Чоколов, Ф. М. Нутович, Н. И. Коцофан, П. А. Беспоясный, В. Е. Нечаева, В. К. Полякова. В народном иск-ве развиты резьба по камню, резьба и роспись по дереву, ковроделие (безворсовые ковры с контрастной каймой, цветным или чёрным фоном, геом. или растит, узором), вышивка, керамика (сосуды для вина, кувшины, миски с росписью, процарапанным или накладным узором; чёрная неглазуров. керамика с блестящим узором). Существует ряд нар. промыслов и артелей. Союз художников Молд. ССР осн. в 1945 (устав утверждён в 1948) в Кишинёве. Илл. см. на вклейках - к стр. 417 и табл. XXX-XXXIII (стр. 432-433). Лит.: Захаров А. И., Народная архитектура Молдавии. Каменная архитектура центральных районов, М., 1960; Роднин К. Д., Понятовский И. И., Памятники молдавской архитектуры XIV -XIX веков, Киш., 1960; Графика Советской Молдавии, Киш., 1963 (на рус. и молд. яз.); Прикладное искусство Советской Молдавии, Киш., 1963 (на рус. и молд. яз.); 3 е в и-н а А., Р о д н и н К., Изобразительное искусство Молдавии, [Киш.], 1965; Искусство Молдавии, [Киш.], 1967; Лившиц М. Я., Декор в народной архитектуре Молдавии, Киш., 1971; Искусство Молдавской ССР. Сост. М. Я. Лившиц, Л., 1972 (на молд., рус., англ, яз.); КолотовкинА. В., Эльт-м а н И. С., П е д а ш Г.А., Архитектура Советской Молдавии, М., 1973. М. Я. Лившиц, И.С.Элътман.
|