Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVIII. Драматический театр. Истоки театр, иск-ва М. в нар
Истоки театр, иск-ва М. в нар. творчестве, старинных обрядах и играх. В 14 в. выступали придворные и бродячие театр. группы " Пеливань", " Мэскэричь", " Суи-тарь". На рубеже 18-19 вв. распространились формы нар. театра-" Ирозий", " Пэпушарий", " Нунта цэрэняскэ", " Теат-рул хайдуческ", насыщенные музыкой и танцами. Необходимые условия для развития нац. театра появились в нач. 19 в. в результате окрепших многовековых связей с Россией. Создавались произв. драматургии; основоположник молд. театра Г. Асаки поставил в 1816 первый спектакль - пастораль " Миртил и Хлоя" Флориана и Геснера, организовал в Яссах Филодраматич. консерваторию (1836-38), где обучались молд. актёры. В 1840 начал работать первый молд. проф. театр в Яссах. Становлению нац. театр, культуры способствовали драматурги В. Александри, М. Когэлничану, К. Негруцци, А. Руссо, Б. П. Хашдеу, К. Стамати-Чуря. Основы реалистич. школы актёрского иск-ва в М. заложил М. Милло. С сер. 19 в. молд. театр развивался в русле современной ему театр, культуры: черты классицизма соседствовали с романтич. тенденциями, просветит, реализм - с реализмом критическим. В Кишинёве начали постоянно работать рус. труппы, гастролировали известные рус. и укр. актёры. Оккупация Бессарабии (1918) затормозила развитие театра. В части М., входившей в состав Сов. России, интенсивный процесс формирования театр, иск-ва начался после образования Молд. АССР. В 1927 в г. Балта был создан Молд. драм, театр, актёры к-рого вошли в 1930 в драм, студию под рук. А. И. Адашева и Н. Пана-севич-Ремиз (Тирасполь, с 1932 студия работала в Одессе). В 1933 в Тирасполе открылся Молд. драм, театр, с 1939-муз.-драматический. Организованы Укр. (1930-40) и Рус. (в 1935; с 1959- им. А. П. Чехова) театры. С образованием Молд. ССР Молд. (см. Молдавский театр музыкально-драматический им. А. С. Пушкина) и Рус. театры были переведены в Кишинёв. Ставились рус. и зарубежная классика, пьесы сов. драматургов (в т. ч. молдавских) М. Горького, К. А. Тренёва, В. М. Киршона, А. Е. Корнейчука, И. К. Микитенко, Л. М. Барского, С. Р. Лехтцира и др. Театр, иск-во М. обогащалось опытом сов. много-нац. театра и драматургии. После окончания Великой Отечеств, войны 1941-45 во 2-й пол. 40-х -50-е гг. поставлены этапные для молд. театра спектакли: " Бесприданница" А. Н. Островского (1946), " Кремлёвские куранты" (1947) и " Человек с ружьём" (1953) Н. Ф. Погодина, " Свет" А. Лупана (1949), " Враги" Горького (1952) в Молд. театре, " Русский вопрос" К. М. Симонова (1948), " Таланты и поклонники" Островского (1950) в Рус. театре (Кишинёв). С нач. 50-х гг. театры большое внимание уделяют пьесам молд. драматургов Е. Н. Букова, Л. Деляну, Л. Ё. Корняну, Р. М. Портного, постоянно обращаются к молд. классике -" Сынзяна и Пепеля" (1956) и " Овидий" (1958) Александри, " Свекровь с тремя невестками" по И. Крянгэ (1957) в Молд. театре, " Ки-рица в Яссах" Александри (1957) в Бельц-ком молд. театре (осн. в 1957, с 1966-им. Александри) и др. В 1960 труппа Молд. театра участвовала в Декаде молд. иск-ва и лит-ры в Москве. Театр, иск-во М. 60 - начала 70-х гг. отмечено чертами творч. зрелости, ведущее место в репертуаре заняла нац. драматургия, ряд произв. к-рой ставится на сцене др. театров Сов. Союза. В работе над класснч. мировой и нац., а также совр. драматургией театры стремятся найти выразит, средства для воплощения индивидуальных черт, стилистики таких разных произв., как " Колесо времени" Анны Лу-пан (1961), " Король Лир" У. Шекспира (1961), " Каса маре" (1962) и " Птицы нашей молодости" (1973) И. П. Друцэ, " Швейк во второй мировой войне" Б. Брехта (1962), " Не делайте мне добра! " Г. П. Маларчука (1963), " Маскарад" М. Ю. Лермонтова (1965), " Эминеску" М. Штефэнеску (1966), " Фонтан Блан-дузии" Александри (1967), " Ревизор" Н. В. Гоголя (1972) в Молд. театре, " Дети и яблоки" К. Кондри (1961), " Двенадцатая ночь" Шекспира (1965), " Коварство и любовь" Ф. Шиллера (1965), " Кирица в провинции" Александри (1967), " И под тем небом" А. А. Бусуйока (1970), " Земля" И. И. Подоляну (1970), " Мино-дора" А. Н. Стрымбяну (1971) в молодёжном театре " Лучафэрул" (осн. в 1960 в Кишинёве), " Бегство из рая" Маларчука (1965), " Без вины виноватые" Островского (1967) в Бельцком молдавском театре. С большим успехом идут на сцене молдавских театров пьесы драматургов братских республик Сов. Союза, дра-матургич. произв. других социа-листич. стран, прогрессивная зарубежная драматургия. В 1974 в М. работают 7 драм, театров, из них 4 в Кишинёве (в т. ч. театр кукол " Ликурич", осн. в 1945), 2 в г. Бельцы, 1 в Тирасполе. В 1958 создано Молд. театр, об-во, способствующее расширению творч. связей с театрами др. республик Сов. Союза. При Ин-те иск-в им. Г. Музическу (Кишинёв) организованы актёрский (в 1958) и режиссёрский (в 1967) ф-ты. Значит, роль в развитии молд. театр, иск-ва принадлежит Одесскому театр, уч-щу, Ле-нингр. ин-ту театра, музыки и кинематографии, ГИТИСу, Театр, уч-щу им. Б. В. Щукина, Ленингр. хореографич. уч-щу, готовившим театр, коллективы для М., реж. В. К. Герлаку, Д. Г. Лысенко, Д. Т. Бондаренко. Среди деятелей театра республики (1974): актёры - нар. артисты СССР Д. Т. Дариенко, Н. Н. Масальская, Е. В. Уреке, К. А. Штирбул, нар. артисты Молд. ССР М. М. Апостолов, П. Н. Баракчи, В. Н. Головченко, Т.И. Грузин, Е. Г. Казимирова, К. Т. Константинов, А. М. Плацында, Ю. А. Соколов, Л. В. Шутова, засл. артисты Молд. ССР В. А. Русу, К. Г. Тырцэу, Г. В. Хасо, режиссёры - засл. артисты Молд. ССР В. П. Купча, И. Г. Шкуря, художники-засл. деятели иск-в Молд. ССР Б. Е. Соколов, А. Е. Шубин. Илл. см. на вклейке, табл. XXXIV (стр. 432-433). Лит.: Кантемир Д., Дескриеря Мол-довей, Кншинэу, 1957; Прилепов Д., Молдавский театр, М., 1967; X е и с т-в е р В., Русский драматический театр имени А. П. Чехова, Киш., 1960; История советского драматического театра, т. 3-6, М., 1967 -1971. Б.П.Заватин. Цирк. Отд. элементы иск-ва, смежного с цирковым, издавна содержались в выступлениях молд. скоморохов (пехлива-нилор) и кукольников (пэпушарилор). Нек-рыми комедийно-сатирич. гранями, близкими к клоунаде, отличались люби-тельскиепредставления. Самостоят, проф. цирка в М. не было. В 1930-е гг. известность получил цирковой артист В. Г. Херц. В 1961 проведён конкурс художеств, цирковой самодеятельности. При помощи московских Центр, студии циркового иск-ва и Гос. уч-ща циркового и эстрадного иск-ва был создан ряд молд. проф. цирковых номеров: воздушные гимнасты под рук. одного из старейших цирковых артистов А. Бредо, эквилибристы под рук. А. Маковея, акробаты-прыгуны под рук. Г. Боркаря, антиподистка Е. Кайсын. Создан (1974) первый нац. цирковой коллектив Молд. ССР. А. Я. Шнеер.
|