Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Танец. Балет. В молд. нар. хореографии сохранились элементы древнейших танц






В молд. нар. хореографии сохранились элементы древнейших танц. традиций. Наиболее распространённый танец - хора. Ещё в нач. 19 в. хора означала не только определённый танец, но и один из видов сельских празднеств. С 19 в. в большинстве р-нов Бессарабии хорой называют круговой танец, в к-ром танцующие держатся за руки. С кон. 19 в. получил распространение жок, имевший в молд. хореографии также 2 значения -танец, пляска (жок бэтрынеск - танец стариков, жок де глумэ - шуточный танец) и своеобразное сел. нар. гуляний.

Молд. нар. танцы разделяются наобрядовые и бытовые. В числе наиболее известных обрядовых танцев кэлушар дрэгайка (ныне исполняются как бытовые, чаще сценические), свадебные -остропэцул, зестря, дансул миресей, бытовым относятся бессюжетные (хора сырба, молдовеняска, бэтута, брыул. и сюжетные, к-рые делятся на тематич. группы: трудовые - поэма (виноград, сфределушул (буравчик), табэкэряск (танец дубильщиков кож), жокул фера рилор (танец кузнецов); героич.- хайдучаска, войничаска; танцы для женщин -параскица, цэрэнкуца (крестьяночка поев, явлениям природы-вынтул (ветер) и др. Сюжетные танцы наиболее многочис. пенны.

Молдавские нар. танцы обычно исполняются с оркестром (тараф); в старин. большинству танцев сопутствовало пение (мититика, еленуца). Наиболее распространённые муз. размеры 2/4, 3/8, 6 /8 7/16- Многие танцы, особенно мужские сопровождаются стригатурь (своеобразными частушками) и киуитурь (выкриками). В 1936 в Тирасполе при Молд. хоровой капелле была создана танц. группа: с 1940 её постоянным местом работы становится Кишинёв. В 1945 танц. группа реорганизуется в Ансамбль нар. танца Молд. ССР (в 1955 ему присвоено звание засл. коллектива республики, с 1958 носит назв. " Жок"). Большое значение для творческой жизни ансамбля имела деятельность балетмейстеров: Л. Г. Лео-нарди (руководил в 1939-48 с перерывами), засл. деят. иск-в Молд. ССР Н. А. Болотова (руководил в 1948-1954 с перерывом), нар. арт. Молд. ССР В. К. Курбета (руководит ансамблем с 1958), а также нар. арт. СССР И. А. Моисеева, засл. деят. иск-в РСФСР Л. В. Якобсона и В. А. Варковицкого. Муз. руководителями ансамбля в разные годы работали: Ш. Аранов, А. П. Каменецкий, В. А. Ротару. Среди солистов - нар. артисты Молд. СССР Н. В. Пшеничная, С. С. Мокану, И. Д. Фурника, П. Ф. Андрейченко, Т. Д. Усач. В 1970 группа нар. танца создана при оркестре < Флуе-раш".

Развитие проф. балетного театра началось в М. только после установления Сов. власти. Первый молд. балет -" Старинная повесть" Полякова (1938, Молд. драматический театр; позднее музыкально-драматический). В 1947-48 на сцене театра были поставлены балеты " Барышня-крестьянка" Б. В. Асафьева и " Мирандолина" С. Н. Василенко. Дальнейшее развитие балета связано с организацией в 1957 Молд. театра оперы и балета. В первые годы в репертуаре были балеты: " Бахчисарайский фонтан" Асафьева, " Тщетная предосторожность" П. Гертеля (1957), " Лебединое озеро" П. И. Чайковского (1958). Особое внимание театр уделял созданию нац. спектаклей. В 1959 балетмейстер В. В. Бой-ченко осуществил постановку балета " Сестры" Л. Л. Когана, поев, жизни совр. молд. села. В 1960 балетм. Варковицким был поставлен балет " Рассвет" В. Г. Загорского. Тема спектакля - героич. борьба молд. народа против поработителей, воссоединение Бессарабии с Сов. Союзом. В основу балета " Сломанный меч" Э. Л. Лазарева (1960) легли отдельные мотивы поэмы М. Эминеску " Стрн-гоий" (" Вурдалаки"). Спектакль поставили балетм. С. В. Дречин и Н. В. Данилова. В молд. балетной труппе впервые были пост. " Антоний и Клеопатра" по трагедии У. Шекспира (1965) и одноактный балет " Арабески" (1970) Лазарева в хореографии М. Н. Лазаревой. В репертуаре театра балеты: " Тропою грома" К. Караева (1961), " Жизель" А. Адана (1963), " Спящая красавица" Чайковского (1965), " Золушка" С. С. Прокофьева (1971), " Кармен-сюита" Ж. Визе - Р. К. Щедрина (1971) и др. В театре работали артисты балета: нар. арт. Молд. ССР и засл. арт. РСФСР В. П. Тихонов, засл. арт. Молд. ССР П. Л. Леонарди. В балетной труппе (1973) артисты: нар. артисты Молд. ССР Г. А. Мелентьева, П. Н. Фесенко, засл. арт. Молд. ССР Р. А. Потехина, М. И. Кафтанат, К. А. Осадчая, засл. арт. РСФСР Г. П. Янсон и др.

Лит.: О ш у р к о Л., Народные танцы Молдавии, Киш., 1957; Королева Э. А., Хореографическое искусство Молдавии, Киш., 1970.

Э.А. Королёва.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал