Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIX. Кино 10 страница






Передовая молодёжь капиталистич. стран всё активнее борется против всевластия монополий, за расширение демократич. прав, за улучшение социально-экономич. положения трудящихся. Бурные выступления студенчества и молодёжи охватили в 1968-69 цитадели капиталистич. мира. Во Франции они явились одним из важных факторов подъёма массового движения в мае - июне 1968, вопреки авантюристич. акциям нек-рых " лево" -экстремистских вожаков. Студенческие выступления развернулись в Зап. Берлине и ФРГ, в Италии, Японии и Испании. Огромный размах приобрело движение против амер. агрессии во Вьетнаме в США, где сотни тысяч амер. юношей и девушек участвовали в анти-воен. выступлениях. В латиноамер. странах молодёжь активизировала борьбу против экономической и политической экспансии США, за гражд. права, в поддержку революции на Кубе, против всех форм колониализма и неоколониализмя, за социальные преобразования. В развивающихся странах Азии и Африки прогрессивная молодёжь содействует зкономич. развитию и упрочению политич. самостоятельности своих стран. Молодёжь - активный участник вооружённой борьбы колон, народов (в Анголе, Мозамбике и др.) за нац. независимость.

М. д. во всех своих аспектах отражает происходящую в мире политич. борьбу. Нек-рые, весьма немногочисленные прослойки молодёжи входят в крайне правые, ультрареакционные орг-ции фаш. типа (напр., в США -" Молодые американцы за свободу", осн. в I960; в ФРГ -Молодые национал-демократы и Нацио-нал-демократич. союз студентов; в Италии - осн. в 1949 молодёжная группировка студентов и трудящихся, входящая в неофаш. партию Итальянское социальное движение - Национальные правые силы).

Беспрецедентные по размаху выступления студенческой молодёжи в кон. 60-х г.г. выявили огромный рост её политич. активности и политич. радикализма, растущее осознание студентами взаимосвязи системы высшего образования с господвующими общественными отношениями в то же время борьба студентов в эти годы отразила и слабости, присущие нек-рым отрядам находящегося в период становления студенческого движения: политич. неопытность, черты мелкобурж. революционности, склонность части студентов к оценке отдельных направлений или лидеров движения не по существу и деятельности, а по более или менее яркой форме их выступлений, неумение нек-рых студенческих активистов вести длительную, будничную революц. работу и др. Эту политич. незрелость части студенческой молодёжи используют " революционеры фразы" троцкистского, маоистскогоанархистского толка, стремящиеся охватить молодёжь своим влиянием. С другой стороны, на поддержку молодёжи рассчитывают бурж. и мелкобурж. философы и социологи (Г. Маркузе, Д. и М. Раунри и др.), к-рые, утверждая, что рабочий класс теряет будто бы свою революционность, льстят молодёжи, объявляя ее решающей революц. силой, авангардом трудящихся масс. Коммунистич. и рабочие партии выступают против враждебных подлинным интересам молодёжи элементов, толкающих её на безответственные действия, имеющие, как правило трагические последствия. Они постоянно указывают на то, что связь М. д. с организованной борьбой рабочих - важнейшее условие его успешного развития

Подъём М. д. способствовал углублению политич. дифференциации, ослаблению влияния откровенно консервативных и правых сил среди молодёжи, содействовал известному сдвигу влево в настроениях рядовых членов и в офиц. пози циях различных бурж.-либеральных и христ. молодёжных орг-ций (Немецкие молодые демократы ФРГ, осн. в 1947; Нац. лига молодых либералов Великобритании, осн. в 1902; нац. союзы студентов Великобритании, Швеции, Дании; Нац. студенч, ассоциация США, осн. в 1947; Молодёжное движение Христианско-демократич. партии Италии, осн. в 1943; демохристи анские молодёжные организации стран Латинской Америки; европейские объединения рабочей католической молодёжи и др.).

Усилились антиимпериалистич., анти-капиталистич. тенденции в среде социалистич. молодёжи и её влиятельных орг-ций (в Великобритании - Молодые социалисты Лейбористской партии, осн. в 1965; в ФРГ - Молодые социалисты, осн. в 1920, и " Соколы", осн. в 1904; Итальянская федерация социалистич. молодёжи, осн. в 1966, и др.).

В кон. 60 - нач. 70-х гг. в ряде стран происходило укрепление и расширение влияния коммунистич. союзов молодёжи и др. демократич. молодёжных организаций. Были созданы новые марксистские орг-ции молодёжи (напр., в США в 1969 - Союз молодых рабочих за освобождение; в ФРГ в 1968 - Социалистич. немецкая рабочая молодёжь и в 1969 - Ассоциация марксистских студентов - Спартак, в 1970 - Коммунистич. союз молодёжи Канады, Коммунистич. молодёжь Австрии), которые развернули активную работу. Прогрессивная молодёжь поддерживает их программные документы и практич. деятельность (напр., во Франции молодёжь поддержала движение " Молодёжь обвиняет капитализм", развёрнутое Движением ком-мунистич. молодёжи Франции, а также выдвинутую компартией программу демократизации образования; в ФРГ - " Суды над монополиями", проводимые по инициативе Социалистич. немецкой рабочей молодёжи; в Великобритании - борьбу за бесплатную профессиональную подготовку молодых рабочих, начатую Ком-мунистич. союзом молодёжи, в Италии -действия Итальянской федерации ком-мунистич. молодёжи в защиту прав учеников и подмастерьев и др.)- " Коммунисты, - отмечается в итоговом документе международного Совещания коммуни-стич. и рабочих партий 1969, - высоко ценят подъем молодежного движения и активно в нем участвуют. Они распространяют в его рядах идеи научного социализма, разъясняют опасность разного рода псевдореволюционных идей, которые могут повлиять на молодежь, стремятся помочь ей найти правильный путь в борьбе против империализма, в защиту его интересов. Только тесная связь с рабочим движением и его коммунистическим авангардом может открыть перед молодежью действительно революционную перспективу" (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 309).

Обозначившаяся в нач. 70-х гг. тенденция к разрядке напряжённости между гос-вами с различными социально-эконо-мич. системами создаёт благоприятные возможности для взаимодействия различных политич. сил в М. д. За установление рабочих контактов с молодёжными орг-циями коммунистич. ориентации выступили многие орг-ции, входящие в МСМС. Налаживается сотрудничество между ВФДМ и Междунар. союзом молодых христианских демократов, МСМС, СЕНКМ, Всемирной федерацией либеральной и радикальной молодёжи и др. МСС проводит совместные мероприятия с ВФСХ и Международным сту-денч. движением за Объединённые нации (ИСМУН; самостоятельная орг-ция с 1954). Намечается расширение контактов между молодыми социалистами, демо-христианами, либералами и молодёжью Сов. Союза и др. социалистич. стран.

Примером позитивного сотрудничества молодёжи разных политич. и идеологич. направлений являются молодёжные конференции по проблемам европ. безопасности и сотрудничества (Хельсинки -авг. 1970, Мюнхен - дек. 1970, Флоренция - декабрь 1971, Хельсинки - авг. 1972), Всемирная встреча молодёжи и студентов " За победу вьетнамского народа - свободу, независимость и мир" (Хельсинки, 1969), Всемирная встреча трудящейся молодёжи (Москва, 1972) и др. Многие молодёжные орг-ции активно участвовали в проходившей в Брюсселе в июне 1972 Ассамблее общественных сил за безопасность и сотрудничество в Европе, во Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве (окт. 1973).

Молодёжные и студенч. орг-ции разных направлений неоднократно собирались для обсуждения проблем, волнующих молодёжь мира: прекращение агрессии США в Индокитае, ликвидация последствий израильской агрессии против араб, гос-в, поддержка освободит, борьбы патриотов Анголы, Мозамбика, гос-на Гвинея-Бисау, Юга Африки, солидарность с демократич. силами Греции, Испании, Португалии, социально-экономич. положение молодёжи и студентов. 8-я Ассамблея ВФДМ (Будапешт, окт.- ноябрь 1970) одобрила инициативу ВЛКСМ о проведении всемирной кампании под девизом " Юность обличает империализм", в рамках к-рой юноши и девушки в различных формах оказали помощь молодёжи стран, борющихся за достижение и укрепление нац. независимости, выступили в защиту подвергающихся преследованиям молодых демократов. Широкий круг вопросов обсуждался в ходе 10-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (Берлин, 28 июля - 5 авг. 1973), в к-ром участвовало 25 тыс. юношей и девушек из 140 стран.

Усиление прогрессивных тенденций, стремление к контактам и сотрудничеству молодёжи различных политич. направлений, выступающей против реакции и им-периалистич. агрессии, - отличительная черта всемирного М. д. кон. 60 - нач. 70-х гг.

Лит.: Ленин В. И., О молодежи, М., 1969; Задачи борьбы против империализма на современном этапе и единство действий коммунистических и рабочих партий, всех антиимпериалистич. сил, в сб.: Международ-Ное Совещание коммунистических и рабочих партий. Док-ты и мат-лы. Москва. 1969, М., 1969; Брежнев Л. И., Молодым -строить коммунизм, М., 1970; Р е ш е-т о в П. И., Пути и судьбы молодёжи Запада, М., 1967; Ломейко В. Б., Ленин и молодёжь, М., 1969; Мошняга В. П., Молодое поколение интернационалистов, М., 1972. См. также лит. к статьям Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи, Коммунистический интернационал молодёжи.

А. А. Лебедев.

МОЛОДЁЖНЫЕ ЖУРНАЛЫ, специализированные периодич. издания, рассчитанные на молодёжную аудиторию. В России зарождение М. ж. относится к сер. 18 в. В 60-х гг. при Моск. ун-те выходили лит. журналы " Полезное увеселение", " Свободные часы" и др. В 19 в. выпускалось относительно большое количество М. ж. (" Друг юношества и всяких лет", " Юная Россия" и мн. др.), обычно просветит, и развлекат. характера. Среди них встречались издания с прогрессивным направлением, напр. журн. " Рассвет", где начинал свою деятельность Д. И. Писарев. Появление нового типа М. ж., отражавших классовые интересы трудящихся, непосредственно связано с деятельностью большевиков. В. И. Ленин указал осн. направления и задачи М. ж. В 1907 в статье " Антимилитаристская пропаганда и союзы социалистической рабочей молодежи" В. И. Ленин отметил значение М. ж. в классовом воспитании молодёжи (см. Поли. собр. соч., т. 16, с. 116). Находясь в эмиграции в Швейцарии, В. И. Ленин активно сотрудничал в журн. " Интернационал молодёжи" (выходившем с 1915), органе Междунар. социалистич. бюро. В России в окт. 1917 вышел журн. " Интернационал молодёжи", орган Моск.союза рабочей молодёжи, в ноябре-•" Юный пролетарий", орган Петрогр. комитета социалистич. союза рабечей молодёжи. Подобные издания появились и в ряде др. городов. Вскоре после 1-го съезда комсомола вышел журн. " Юный коммунист" (1918), орган ЦК РКСМ, затем лит.-художеств, и научно-популярный журн. " Молодая гвардия" (с 1922), журнал рабочей молодёжи " Смена" (с 1924), " Журнал крестьянской молодёжи" (1925-31). См. Комсомольская печать.

За годы Сов. власти сложилась сеть М. ж. В 1974 в СССР выходило св. 20 центральных и республиканских М. ж., в т. ч. центральные - журнал ЦК ВЛКСМ " Молодой коммунист" (с 1918), обществ.-политический информационный журн. " Комсомольская жизнь" (с 1958), обществ.-политич. и лит.-художеств, журналы " Сельская молодёжь" (с 1925), " Ровесник" (с 1962), " Аврора" (с 1969), " Студенческий меридиан" (с 1974), лит.-художеств. и обществ.-политич. журналы " Молодая гвардия", " Смена", " Юность" (с 1955), научно-художеств. журнал " Вокруг света" (с 1861), научно-популярный и научно-художеств. журн. " Знание -сила" (с 1926), обществ.-политич., научно-художеств. и производств, журнал " Техника - молодёжи" (с 1933). Нек-рые журналы рассчитаны на определённые категории молодёжи: рабочую (" Смена"), сельскую (" Сельская молодёжь"), студенческую (" Студенческий меридиан"). Периодичность, как правило, -1 раз л месяц (" Комсомольская жизнь" и " Смена" выходят 2 раза в месяц).

Для сов. М. ж. характерно пристальное внимание к проблемам формирования духовного облика совр. молодого человека, строителя коммунистич. общества. М. ж. выступают пропагандистами коммунистич. идей, преемственности молодёжью славных революц., боевых и трудовых традиций старших поколений, дружбы и междунар. классовой солидарности сов. молодёжи с прогрессивной молодёжью других стран. М. ж. отличает специфика в форме подачи материала. Для обществ.-политич. и лит.-художеств. М. ж. свойственны полемичность, стремление привлечь к дискуссии широкие круги молодёжи, живой, разговорный стиль изложения, постоянная публикация материалов читателей. Для научно-художеств. М. ж. характерны доходчивость, живость и занимательность в изложении науч. вопросов, яркость и выразительность иллюстрирования.

В других социалистич. странах выходят многочисл. М. ж., в т. ч. комсомоль-ско-молодёжные: " Младеж", " Комсо-молски живот", " Наука и техника за мла-дежта" - в Болгарии; " Ифью коммуниш-та" (" Ifju kommunista") - в Венгрии; " Юнге генерацион" (" Junge Generation"), " Югенд унд техник" (" Jugend und Tech-nik") - в ГДР; " Вьетнамская молодёжь" (на англ, и франц. яз.) - в ДРВ; " Залуу уе" - в МНР; " Зажеве" (" Zarzewie"), " Нова вес" (" Nowa wies") - в Польше; " Тынэрул ленинист" (" Tanarul leninist"), " Вьяца студенцяскэ" (" Viata studenteas-са")- в Румынии; " Млади свет" (" Mlady svet"), " Веда а техника младежи" (" Veda a technika mladezi") - в Чехословакии; " Младост" (" Mladost"), " Гледишта" (" Gledista"), " Идейе" (" ideje") - в Югославии.

В капиталистич. странах коммунистич. союзами молодёжи издаются журналы: " Эксплозион" (" Explosion") - в Австрии, " Хувентуд" (" Juventud") - в Аргентине, " Челлендж" (" Challenge") -в Великобритании, " Фремад" (" Fre-mad") - в Дании, " Нуова дженера-ционе" (" Nuova generazione") - в Италии, " Роте блеттер" (" Rote Blatter"), " Элан" (" Elan") - в ФРГ, " Авангард" (" L'Avant-garde"), " Нуво кларте" (" Le nouveau clarte") - во Франции и т. д. Немало М. ж. издаётся социал-демократич. молодёжными орг-циями (напр., " Социалистише эрциунг" - " Sozialistische Erziehung" в Австрии), бурж.-либеральными молодёжными объединениями (напр., " Энерджиэ нуове" - " Energie nuove" в Италии), религиозными организациями (напр., Католич. ассоциация французской молодёжи выпускает журн. " Женес ардант" - " Geunesse ardente", и др.).

М. ж. издаются междунар. молодежными организациями: Всемирная федерация демократия, молодёжи выпускает журн. " Молодёжь мира" на англ., франц., нем. и исп. языках; Междунар. союз студентов- " Всемирные студенческие новости" на англ., франц., нем. и исп. языках; Всемирная ассамблея молодёжи (ВАМ), проводящая проимпериалистич. политику в молодёжном движении, -журн. " ВАМ - форум".

Ю. В. Ерёмин.

МОЛОДЁЖЬ, социально-демографич. группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологич. особенности имеют социаль-но-историч. природу и зависят от обществ, строя, культуры и свойств, данному обществу закономерностей социализации. Социологич. исследование М. предполагает единство анализа социально-классового деления общества и системно-структурного подхода, прослеживающего особенности положения и социальных функций М. в ряду др. возрастных групп данного общества, на основе определ. способа производства и более широкого исто-рич. анализа.

В первобытном доклассовом обществе социальные характеристики в наибольшей степени связаны с естественно-биологическими и в известной мере производны от последних. В первую очередь это касается таких универсальных признаков, как пол и возраст, на к-рых покоятся древнейшие естеств. формы разделения труда. В большинстве таких обществ существовала жёсткая система замкнутых мужских союзов и организованных возрастных групп (этнографы наз. их возрастными классами). Эта система имела множество различных вариантов, но в большинстве случаев принадлежность к той или иной возрастной группе была обязательной. Члены возрастной группы имели определ. права и обязанности по отношению друг к другу и к общине в целом и были связаны узами групповой солидарности; переход из одной возрастной группы в другую, особенно наступление зрелости, часто оформлялся специальным ритуалом посвящения (инициации). В нек-рых обществах возрастные группы охватывали всё население, в других - только М., ещё не достигшую полной социальной зрелости (по принятым в данном обществе критериям). Система возрастных групп являлась средством разделения труда внутри общества и одновременно важнейшим институтом социализации, в рамках к-рого старшие передают молодым накопленный опыт, осуществляют воинское обучение и т. д. При отсутствии письменности старики как живые носители племенных традиций и мудрости пользовались наибольшим уважением и правами. Медленный темп социальных изменений и строгое разграничение функций возрастных групп не позволяли естеств. возрастным различиям перерастать в социальные конфликты. " Неполнота" социального статуса М. воспринималась как нечто естественное, само собой разумеющееся.

С переходом к классовому обществу единство возрастных и социальных характеристик разрывается. Обществ, положение индивида и его престиж определяются уже не столько его возрастом, сколько социальным происхождением и иму-ществ. воложением. Осн. ячейкой первичной социализации постепенно становится семья, а возрастные группы утрачивают свой обязательный, формальный характер. Хотя те или иные виды " молодёжных групп" повсеместно существовали и в античности, и в ср. века (" мальчишники", " холостячества", " королевства шутов" и т. п.), давая " легальные" формы выхода юношеской энергии и необузданности, теперь они выполняют преим. подсобные и не всегда точно определ. соци-ально-психологич. функции. Сами критерии молодости и зрелости становятся менее чёткими. Одни древние авторы расчленяют жизненный цикл по аналогии с временами года: напр., Пифагор считал, что " весна", охватывающая детство и юность, длится до 20 лет, " лето" - от 20 до 40, плодоносящая зрелость (" осень") -с 40 до 60 лет, а старость (" зима") - с 60 до 80 лет. Другие выдвигают условные хронологич. единицы: напр., Солон делит человеческую жизнь на десять " седмиц", причём юность начинается в 14 лет, расцвет физич. силы приходится на 21-28 лет, оптимальный брачный возраст на пятую седмицу, а ум вполне созревает между 35 и 42 годами. Третьи исходят из формально-юридич. критериев.

В ср. века границы молодости чаще всего увязывались с юридич. критериями и нормами обычного права, регулировавшими условия достижения " взрослого" статуса. Англ, статут о ремесленниках 1563 требовал, чтобы каждый ремесленник в городе или в сельской местности обучался своему ремеслу в течение 7 лет под наблюдением мастера, к-рый за него отвечал. Считалось, что, "...пока человек не достигнет 23 лет, он большей частью -хотя и не всегда - необуздан, не имеет правильных суждений и недостаточно опытен, чтобы управлять собой" (цит. по кн.: Тревельян Дж. М., Социальная история Англии, пер. с англ., М., 1959, с. 214). Лишь достигнув 24 лет и окончив срок ученичества, он мог жениться и завести собственное дело или стать подмастерьем по найму.

В обыденном сознании мужчина считался молодым (в смысле неполноты социального статуса), пока он не обзаводился собств. семьёй [отголоски этого в языке - нем. Junggeselle (холостяк) буквально значит " молодой парень" ]. С этим ассоциировался и определ. стиль жизни, выявляя ценностный аспект проблемы. Понятие молодости вообще имеет смысл лишь в сопоставлении с др. возрастами, но характер этого сопоставления во многом зависит от того, делается ли акцент на незавершённости процесса социализации и незрелости М. (в противоположность взрослости) или на её силе и творческой активности (в противоположность старости).

В новое время положение ещё более усложнилось. Прежде всего раздвинулись условные социально-психологич. границы молодости. С одной стороны, процесс акцелерации существенно ускорил физическое и, в частности, половое созревание детей и подростков, к-рое традиционно считается нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и общественно-политич. деятельности, в к-рой должен участвовать человек, вызывает удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности периода обучения, с к-рым ассоциируется известная неполнота социального статуса. Совр. М. дольше обучается в школе и соответственно позже начинает самостоят, трудовую жизнь. Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоят, трудовой жизни, завершение образования и приобретение стабильной профессии, получение полигич. и гражд. прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребёнка - все эти события, в своей совокупности дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий социальный статус, наступают не одновременно, и сама их последовательность и символич. значение каждого из них не одинаковы в разных социальных слоях, Отсюда и дискуссионность хронологиче ских, абсолютных возрастных границ; нижнюю границу М. разные авторы устанавливают между 14 и 16, а верхнюю -между 25 и 30 годами и даже позже.

Не менее важно, чем удлинение периода молодости, усложнение самого процесса социализации. Формирование лично сти молодого человека осуществляется сегодня под влиянием неск. относительно автономных социальных факторов, важнейшими из к-рых являются: семья, школа, общество сверстников (спец. молодёжные организации, большей частью направляемые взрослыми, и многообразные неформальные, стихийные группы и сообщества), средства массовой коммуникации. Уже сама множественность этих институтов и средств воздействия даёт формирующейся личности значительно большую степень автономии от каждого из них в отдельности, чем когда бы то ни было в прошлом. Организация воспитания и обучения М. по возрастному принципу (чего не было в ср.-век. школе) усиливает эту возрастную гомогенность, способствуя выработке специфич. " молодёжного" самосознания и стиля жизни (" субкультуры").

Ускорение темпов обществ, жизни в связи с научно-технич. прогрессом влечёт за собой повышение роли и значения М. в общественно-политич. и культурной жизни. Дело не столько в абс. росте числа молодых людей (в развитых странах, где ниже рождаемость и выше ср. продолжительность жизни, удельный вес М. в общей массе населения ниже, чем в развивающихся странах), сколько в меняющихся социальных условиях. Чем выше темп технико-экономич. развития, чем быстрее обновляются знания, условия труда и быта, тем заметнее становятся социально-культурные различия между поколениями. Новые проблемы и события толкают на поиски принципиально новых решений и критич. переоценку прошлого опыта. Это не меняет, вопреки мнению ряда зап. учёных (М. Мил, США), принципиального направления процесса социализации, т. к. любые поиски нового М. осуществляет, опираясь на опыт и знания, полученные от старших; кроме того, социальная преемственность не сводится к передаче быстро устаревающих спец. знаний, но включает также усвоение гораздо более устойчивых и глубоких психологии, структур, культурных ценностей и традиций, аккумулирующих весь опыт всемирной истории человечества. Пренебрежение этими ценностями, типичное для нек-рых -" новых левых", ведёт к политич. авантюризму. Однако и освоение прошлого опыта, и поиск новых решений в условиях научно-технич. революции требуют более активного и творч. участия М.

Существуют качеств, различия в положении М. в условиях противоположных обществ, систем. При капитализме безработица, трудности, связанные с получением образования, а. затем с возможностями его применения, больно бьют по М., особенно по выходцам из низов. Молодые люди не чувствуют себя хозяевами собственной жизни, у них отсутствует уверенность в будущем. Разочарование в идеалах буржуазного общества создаёт в сознании молодых обширный идеологич. вакуум, к-рый значит, части М. нечем заполнить. Труд на эксплуататоров не даёт большинству молодых людей достаточного удовлетворения, а односторонние потребительские ориентации приводят в конечном итоге к духовной опустошённости. Всё это вызывает чувство протеста и неудовлетворённости существующим обществом. Формы этого протеста различны. В одних случаях это глобальное пассивное неприятие бурж. системы ценностей, всё равно идёт ли речь о трудовой морали или потребительских ориентациях; но попытки хиппи вести " неприобретательский" образ жизни в условиях капиталистич. общества неминуемо обречены на провал, и средством " ухода" от действительности становятся наркомания или алкоголизм. Столь же бесперспективны попытки возрождения религ. веры, чаще всего типа созерцательного вост. мистицизма. В 60-х гг. в связи с обострением общих противоречий капитализма широкий размах приобрело политич. молодёжное и студенч. движение во имя общедемократич. (гражд. равноправие негров, прекращение войны во Вьетнаме) или социалистич. целей. Это движение играет большую политич. роль, но идеологически оно весьма неоднородно. Большой вред ему наносит влияние " ультралевых" анархиствующих идеологов, лишённых чёткой конструктивной программы и спекулирующих на эмоциях М.

Повышение социального веса М. и рост молодёжного движения стимулировали интерес к молодёжным проблемам со стороны учёных, особенно социологов. " Молодёжные проблемы", начиная с об-щественно-политич. активности и потребит, ориентации и кончая преступностью и др. формами антиобществ, поведения М., интерпретируются и в терминах влияния социальной системы, и как следствие меняющихся условий социализации, и в свете их собств. внутр. движения. Однако мн. немарксистские работы по социологии М. страдают рядом типичных ошибок и недостатков, таких, как подмена социальных проблем психофизиологическими; увлечение глобальными идеологич. клише вроде понятия универсального " конфликта поколений", недооценка социально-классового расслоения М. и преувеличение её культурно-идеологич. гомогенности, доходящее до утверждений, что М. является самостоят, обществ, классом, идущим якобы на смену " обуржуазившемуся" пролетариату; необоснованная экстраполяция выводов, полученных на основе изучения групп М. из ср. слоев развитых капиталистич. стран, на всю " современную молодёжь".

Коммунистич. партии, руководствуясь марксистско-ленинской теорией, рассматривают М. и молодёжное движение с классовых позиций. М. в классовом обществе всегда классово неоднородна, и различные её отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся М.) имеют свои специфич. интересы, причём классовая общность объективно перевешивает возрастную. Существенно различны положение и проблемы М. в развитых и в развивающихся странах. Поэтому нельзя говорить о М. как о единой политич. и идеологич. силе. В. И. Ленин всегда придавал молодёжи большое позитивное значение, указывая, что в конце концов именно " молодежь решит исход всей борьбы, и студенческая, и еще больше рабочая молодежь" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 9, с. 247). Он подчёркивал, что необходимо учитывать как возрастную, так и социально-психологич. специфику М., обусловленную исторически неизбежными различиями между разными поколениями. " Нередко бывает, - писал он, - что представители поколения пожилых и старых н е умеют подойти, как следует, к молодежи, которая по необходимости вынуждена приближаться к социализму иначе, не тем путем, не в той форме, не в той обстановке, как ее отцы" (там же, т. 30, с. 226). Учитывая социальную неоднородность М., подходить к ней нужно строго дифференциро-ванно. Ведя систематич. работу среди рабочей и крестьянской М., коммунистич. партии уделяют также большое внимание студенчеству, численность к-рого быстро растёт. Студенчество, по словам В. И. Ленина, "...является самой отзывчивой частью интеллигенции, а интеллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе. Студенчество не было бы тем, что оно есть, если бы его политическая группировка не соответствовала политической группировке во всем обществе, - „соответствовала" не в смысле полной пропорциональности студенческих и общественных групп по их силе и численности, а в смысле необходимой и неизбежной наличности в студенчестве тех групп, какие есть в обществе" (там же, т. 7, с. 343). Оценивать молодёжное и студенческое движение и его лидеров нужно не столько по их словам и лозунгам, сколько по их реальным делам и классовой позиции. " Только тесная связь с рабочим движением и его коммунистическим авангардом может открыть перед молодежью действительно революционную перспективу" (" Международное Совещание коммунистических и рабочих партий". Документы и материалы. М., 1969, с. 309).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал